ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-154/2015 от 05.11.2015 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Дело №3а-154/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

5 ноября 2015 года г. Новосибирск

Новосибирский областной суд в составе:

Председательствующего судьи Никитиной Г.Н.

При секретаре Бурч А.А.

с участием прокурора Баландина Е.И.

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Совету депутатов Борцовского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области о признании нормативного правового акта недействующим,

установил:

ФИО1 обратилась в Новосибирский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения сессии Совета депутатов Борцовского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области четвертого созыва № 18 от 10.08.2015 года «О внесении дополнений в решение тридцать восьмой сессии Совета депутатов Борцовского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области четвертого созыва от 18.03.2015 года № 1 О Положении «О порядке назначения, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к страховой пенсии выборным должностным лицам местного самоуправления Борцовского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, и пенсии за выслугу лет муниципальным служащим в органах местного самоуправления Борцовского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области».

В ходе судебного разбирательства представитель административного истца дополнил заявленные требования, просил признать недействующим решение сессии Совета депутатов Борцовского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области четвертого созыва № 18 от 10.08.2015 года, ссылаясь на его противоречие ст. 24 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и ст. 8 Закона Новосибирской области от 11 мая 2000 года № 95-ОЗ «О правовом статусе лиц, замещающих государственные должности Новосибирской области», пунктам 1,10 Указа Президента РФ от 16.08.1995 № 854 (ред. от 31.12.2014) «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы, части 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации.

Определением Новосибирского областного суда от 5 ноября 2015 года производство по делу в части признания решения сессии Совета депутатов Борцовского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области четвертого созыва № 18 от 10.08.2015 года, как противоречащего Конституции Российской Федерации, прекращено.

В обоснование требований о противоречии оспариваемой нормы действующему федеральному законодательству и законодательству субъекта, административный истец указала, что данная норма нарушает ее права в сфере пенсионного обеспечения, а именно право на получение ежемесячной доплаты к страховой пенсии как выборному должностному лицу местного самоуправления.

Просит суд признать решение сессии Совета депутатов Борцовского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области четвертого созыва № 18 от 10.08.2015 года «О внесении дополнений в решение тридцать восьмой сессии Совета депутатов Борцовского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области четвертого созыва от 18.03.2015 года № 1 О Положении «О порядке назначения, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к страховой пенсии выборным должностным лицам местного самоуправления Борцовского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, и пенсии за выслугу лет муниципальным служащим в органах местного самоуправления Борцовского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области» противоречащей законодательству Российской Федерации и недействующей с момента его принятия.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, заявлений об отложении дела не поступило.

Представитель заявителя ФИО2, действующий на основании доверенности, поддержал требования в полном объеме.

Представитель Совета депутатов Борцовского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области, администрации Борцовского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области ФИО3 заявленные требования не признал, пояснив, что оспариваемая норма принята уполномоченным органом, в пределах его компетенции, и не противоречит действующему федеральному законодательству и законодательству субъекта Российской Федерации..

Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, заключение прокурора Баландина Е.И., полагавшего отказать в удовлетворении заявленных требований, находит заявление ФИО1 не подлежащим удовлетворению, при этом суд исходит из следующего.

Частью 2.1 статьи 2 Положения о «О порядке назначения, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к страховой пенсии выборным должностным лицам местного самоуправления Борцовского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, и пенсии за выслугу лет муниципальным служащим в органах местного самоуправления Борцовского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области» (далее Положение), утвержденного решением тридцать восьмой сессии Совета депутатов Борцовского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области четвертого созыва от 18.03.2015 года № 1, предусмотрено, что лица, замещающие выборные муниципальные должности (Глава Борцовского сельсовета Тогучинского района, председатель Совета депутатов Борцовского сельсовета Тогучинского района), отработавшие не менее трех лет и получавшие ежемесячное денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета Тогучинского района, освобожденные от муниципальных должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанными с виновными действиями, имеют право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»), либо к страховой пенсии по старости, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

Принятое решение опубликовано в печатном издании органа местного самоуправления «Борцовский Вестник» 19 марта 2015 года № 4.

Решением сорок четвертой сессии Совета депутатов Борцовского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области четвертого созыва от 10.08.2015 года № 18 внесены дополнения в решение тридцать восьмой сессии Совета депутатов Борцовского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области четвертого созыва от 18.03.2015 года № 1 О Положении «О порядке назначения, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к страховой пенсии выборным должностным лицам местного самоуправления Борцовского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, и пенсии за выслугу лет муниципальным служащим в органах местного самоуправления Борцовского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области», а именно ст. 2 п. 2.1 после слов «освобожденные от муниципальных должностей в связи с прекращением полномочий ( в том числе досрочно) дополнить словами « и замещавшие должности непосредственно до наступления права на получение страховой пенсии по старости (инвалидности), далее по тексту.

Решение опубликовано в печатном издании органа местного самоуправления «Борцовский Вестник» 11 августа 2015 года № 17.

Судом установлено, что в связи с принятым вышеуказанным Положением административному истцу с 31 марта 2015 года была назначена ежемесячная доплата к страховой пенсии/ пенсии за выслугу лет к страховой пенсии в размере 5479 рублей 49 копеек. (л.д. 23).

В связи в принятием дополнений на сессии Борцовского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области 10.08.2015 года ФИО1 с 01.09.2015 года прекращена ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости. (л.д. 24).

Из трудовой книжки административного истца следует, что 25 октября 1987 года она была избрана председателем исполкома Борцовского сельсовета и 31 августа 1991 года освобождена от занимаемой должности согласно поданного заявления. (л.д. 27).

Согласно пенсионного удостоверения № 11896 (л.д. 28) ФИО1 является получателем пенсии по старости.

Таким образом, ФИО1 вправе обратиться в суд с указанным административным исковым заявлением.

В соответствии с пунктами "ж" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").

Согласно части 5 статьи 1 ФЗ от 17.12.2001 г № 173-ФЗ (ред. от 28.12.2013 г. с изм. От 04.06.2014) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 53 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Часть 5.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

Из приведенных законоположений следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения лиц, замещающих выборные муниципальные должности, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления.

Пункт 9 статьи 6.1 Устава Борцовского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области предусматривает право органов местного самоуправления устанавливать на счет средств бюджета поселения (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Следовательно, оспариваемая норма принята уполномоченным органом в пределах компетенции, предоставленной законодательством Российской Федерации и Уставом Борцовского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области, в отсутствие федерального закона и закона субъекта Российской Федерации, регулирующих данные правоотношения.

Поскольку финансирование доплаты к страховой пенсии выборным должностным лицам осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить изменять, отменять порядок и условия выплаты такой доплаты как в отношении вновь, так и ранее назначенных доплат.

Кроме того, статьей 31 Бюджетного Кодекса Российской Федерации определен принцип самостоятельности бюджетов, согласно которому недопустимо установление расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доход и источников финансирования дефицитов других бюджетов, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух бюджетов и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, реализация органом местного самоуправления своих полномочий зависит от уровня доходов бюджета данного муниципального образования.

Как пояснил в судебном заседании представитель административного ответчика, муниципальное образование является дотационным, недостаточность средств бюджета и послужило основанием для внесения изменений в Положение.

Суд приходит к выводу, что изменения в части 2.1 статьи 2 Положения о «О порядке назначения, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к страховой пенсии выборным должностным лицам местного самоуправления Борцовского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, и пенсии за выслугу лет муниципальным служащим в органах местного самоуправления Борцовского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области» обусловлены реализацией компетенции Совета депутатов Борцовского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области.

При таких обстоятельствах, суд не может согласиться с доводом административного истца, который ссылаясь по позицию Конституционного Суда Российской Федерации, утверждал, что Совет депутатов не вправе был отменять уже назначенную выплату, так как они основаны на неправильном толковании и применении норм вышеуказанного законодательства.

В ряде своих решений Конституционный Суд Российской Федерации разъяснял, что законодатель субъекта Российской Федерации вправе вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы в данном субъекте Российской Федерации, дополнительного обеспечения (в виде ежемесячной доплаты либо пенсии за выслугу лет) к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, в том числе корректировать правила исчисления таких выплат исходя из имеющихся у них финансово-экономических возможностей, и такое изменение, осуществленное с учетом конституционных принципов равенства и социальной справедливости, право граждан на социальное обеспечение не нарушает. Указанная правовая позиция, с учетом юридической природы дополнительного пенсионного обеспечения лиц, замещающих выборные муниципальные должности в полной мере применима и к изменению правового регулирования дополнительных пенсионных выплат указанным лицам.

Доводы заявителя о том, что оспариваемая норма не соответствует правовому содержанию ст. 24 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», несостоятельны.

Так, часть 1 статьи 24 данного закона предусматривает, что в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. Таким образом, приведенные нормативное положение Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" направлены на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путем введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих. По существу, условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, но не обязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными. При этом указанная норма не определяет основные начала правового статуса выборных должностных лиц местного самоуправления, т.к. они не являются муниципальными служащими.

Не могут быть признаны состоятельными доводы административного истца и его представителя относительно не соответствия оспариваемой нормы статье 8 Закона Новосибирской области от 11.05.2000 года № 95-ОЗ (ред. от 26.02.2015) «О правовом статусе лиц, замещающих государственные должности Новосибирской области, которая предусматривает ежемесячную выплату к страховой пенсии по старости лицам, замещавшим государственные должности не менее трех лет и получавшие ежемесячное денежное содержание (вознаграждение) за счет средств областного бюджета Новосибирской области, уволенные (освобожденные от должности) в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) за исключением случаев прекращения полномочий, связанными с виновными действиями, имеют право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»), либо к страховой пенсии по старости, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». Данный закон определяет перечень государственных должностей Новосибирской области, а также правовой статус лиц, замещающих государственные должности Новосибирской области. Указанная норма, на которую ссылается административный истец, не указывает на соотносительность основных условий ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости лицам, замещавшим государственные должности и лицам, замещавшим выборные муниципальные должности.

Кроме того, Указ Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 года N 854 (ред. от 21.12.2014) "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы" (далее - Указ), на который ссылается ФИО1 в обоснование своего права на ежемесячную доплату к трудовой пенсии, распространяется только на лиц, замещавших государственные должности Российской Федерации на постоянной основе и получавшие денежное вознаграждение за счет ассигнований федерального бюджета, освобожденных от указанных должностей в связи с прекращением полномочий (пункт 1 Указа).

В пункте 10 названного Указа органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано установить соответствующие социальные гарантии с учетом положений настоящего Указа за счет собственных средств.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что решение сорок четвертой сессии Совета депутатов Борцовского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области четвертого созыва от 10.08.2015 года № 18, которым внесены изменения в решение тридцать восьмой сессии Совета депутатов Борцовского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области четвертого созыва от 18.03.2015 года № 1, а именно в статью 2 пункта 2.1 Положении «О порядке назначения, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к страховой пенсии выборным должностным лицам местного самоуправления Борцовского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, и пенсии за выслугу лет муниципальным служащим в органах местного самоуправления Борцовского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области», принято Советом депутатов Борцовского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области в пределах полномочий, предоставленных федеральным законодателем муниципальным образованиям Российской Федерации, нормам федерального законодательства не противоречит; принято исходя из имеющихся у муниципального образования финансово-экономических возможностей, и такое изменение, осуществленное с учетом конституционных принципов равенства и социальной справедливости, право административного истца на социальное обеспечение не нарушает.

В силу подпункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт соответствует иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Суд учитывает, что на момент рассмотрения дела оспариваемая норма утратила силу на основании решения Совета депутатов Борцовского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области пятого созыва первой сессии от 30.09.2015 № 9 «О Положении «О порядке назначения, выплаты и перерасчета ежемесячной доплаты к страховой пенсии выборным должностным лицам местного самоуправления Борцовского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, и пенсии за выслугу лет муниципальным служащим в органах местного самоуправления Борцовского сельсовета Тогучинского района Новосибирской области», однако оснований для прекращения производства по настоящему делу в соответствии с частью 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Заявление ФИО1 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме, в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, путем подачи апелляционной жалобы через Новосибирский областной суд.

Решение вступило в законную силу 10.12.2015г.