Дело № 3а-26/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Санкт-Петербург 21 февраля 2018 года
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего – судьи Морозковой Е.Е.,
при секретаре Епифанцевой Н.В.
с участием прокурора Кичаевой О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью(ООО) «ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ» о признании недействующим приказа комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 16.12.2016 №301-п «Об установлении тарифов на питьевую воду, техническую воду и водоотведение общества с ограниченной ответственностью «ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ» на 2017-2019 годы» (в редакции приказа комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 20.12.2017 №627-п) в части,
установил:
16 декабря 2016 года комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области принят приказ №301-п «Об установлении тарифов на питьевую воду, техническую воду и водоотведение общества с ограниченной ответственностью «ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ» на 2017-2019 годы» (далее- приказ ЛенРТК от 16.12.2016 №301-п).
Пунктом 1 приказа ЛенРТК от 16.12.2016 №301-п установлены долгосрочные параметры регулирования тарифов, определяемые на долгосрочный период регулирования тарифов на питьевую воду, техническую воду и водоотведение общества с ограниченной ответственностью «ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ», на 2017-2019 годы согласно приложению 1 к настоящему приказу.
Пунктом 2 приказа ЛенРТК от 16.12.2016 №301-п установлены тарифы на питьевую воду, техническую воду и водоотведение общества с ограниченной ответственностью «ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ» на 2017-2019 годы согласно приложению 2 к настоящему приказу.
В пункте 3 приказа ЛенРТК от 16.12.2016 отражено, что тарифы, установленные в пункте 2 настоящего приказа, действуют с 1 января 2017 года по 31 декабря 2019 года с календарной разбивкой.
Пунктом 4 приказа ЛенРТК от 16.12.2016 №301-п предусмотрено, что настоящий приказ вступает в силу в установленном порядке.
В приложении 1 к приказу ЛенРТК от 16.12.2016 №301-п приведены долгосрочные параметры регулирования тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования тарифов на питьевую воду, техническую воду и водоотведение общества с ограниченной ответственностью «ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ», на 2017-2019 годы с указанием следующих параметров: наименование регулируемого вида деятельности, года регулирования, базового уровня операционных расходов(в тыс.руб.), индекса эффективности операционных расходов(%), нормативного уровня прибыли(%), показателей энергосбережения и энергетической эффективности(уровня потери воды (%), удельного расхода электрической энергии(кВтч/м3)) в конкретных цифровых значениях.
В приложении 2 к приказу ЛенРТК от 16.12.2016 №301п приведены тарифы на питьевую воду, техническую воду и водоотведение общества с ограниченной ответственностью «ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ» на 2017-2019 годы для потребителей муниципального образования «Кировское городское поселение» Кировского муниципального района Ленинградской области с календарной разбивкой (по полугодиям) в конкретных цифровых значениях.
Приказом ЛенРТК от 20.12.2017 №627-п внесены изменения в приказ ЛенРТК от 16.12.2016 №301-п в части размера долгосрочных параметров регулирования тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования тарифов на питьевую воду, техническую воду и водоотведение общества с ограниченной ответственностью «ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ» на 2018 и на 2019 годы, а также в части установления тарифов на питьевую воду, техническую воду и водоотведение общества с ограниченной ответственностью «ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ» на 2018 и на 2019 годы.
В соответствии с пунктами 1.1 и 1.2 приказа ЛенРТК от 20.12.2017 №627-п приложение 1 и приложение 2 к приказу ЛенРТК (от 16.12.2016 №301-п) изложены в новой редакции.
Приказы ЛенРТК от 16.12.2016 №301п и от 20.12.2017 №627-п размещены на официальном портале администрации Ленинградской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.lenobl.ru).
ООО «ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ» (далее-общество), являясь гарантирующей организацией, обратилось в Ленинградский областной суд с административным иском, в котором просило признать недействующим приказ ЛенРТК от 16.12.2016 №301-п, в дальнейшем уточнив требования и сформулировав следующим образом:
признать недействующим приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 16.12.2016 №301-п «Об установлении тарифов на питьевую воду, техническую воду и водоотведение общества с ограниченной ответственностью «ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ» на 2017-2019 годы» в редакции приказа комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 20.12.2017 №627-п в части установления тарифов на водоснабжение и водоотведение для общества на 2017 год.
В обоснование требований указано, что согласно п.п. 74, 76, 60, 61, п\п. «в» п.39 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 №406(далее-Основы ценообразования), в необходимую валовую выручку (НВВ) регулируемой организации включаются, в том числе расходы на оплату регулируемыми организациями выполняемых сторонними организациями работ и (или) услуг, связанных с эксплуатацией централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем.
Однако, по статье оплата сточных вод обществу отказано во включении расходов на оплату услуг по транспортировке сточных вод, оказываемых АО «ЛОКС» со ссылкой на отсутствие договора на транспортировку сточных вод, заключенного с АО «ЛОКС».
Как следует из административного дела №3а-89/2017 16 декабря 2016 года АО «ЛОКС» представило в ЛенРТК договор на транспортировку сточных вод от 12.12.2016, заключенный между административным истцом и АО «ЛОКС». Следовательно, на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта у административного ответчика договор на транспортировку сточных вод имелся, решение уполномоченного органа об исключении из расчета необходимой валовой выручки расходов административного истца на оплату услуг по транспортировке сточных вод не соответствует требованиям законодательства.
16.12.2016 ЛенРТК утвердило производственные программы административного истца в сфере водоснабжения и водоотведения на 2017-2019 годы, согласившись фактически с величиной ремонтных расходов регулируемой организации на 2017 год. Однако, из экспертного заключения следует, что из величины валовой выручки по водоснабжению исключены ремонтные расходы на сумму <данные изъяты>рублей, по водоотведению- <данные изъяты>руб. При этом, затраты приняты по ожидаемым данным общества на 2016 год, что противоречит п.18 Основ ценообразования и п.15 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФТС России от 27.12.2013 №1746-э(далее-Методические указания).
В нарушение требований п.74 Основ ценообразования, п.85 Методических указаний при определении размера НВВ не учитывался такой показатель как расчетная предпринимательская прибыль.
В дополнительных пояснениях отражено, что на момент принятия оспариваемого приказа ЛенРТК действовали тарифы на транспортировку сточных вод АО «ЛОКС», установленные приказом ЛенРТК от 12.04.2016 №29-п, так как решение суда, которым последний был признан недействующим вступило в законную силу только 20.02.2017(административное дело №3а-86/2016, апелляционное определение Административной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 20.02.2017 №33-АПГ16-31). Следовательно, при установлении тарифов для административного истца на 2017 года надлежало руководствоваться тарифами на транспортировку АО «ЛОКС» на 2016 год. При этом, так как в расчет тарифов административного истца, установленных на 2016 год были включены затраты на услуги аренды ГКСН и КНС №2 у АО «ЛОКС», то соответственно у административного ответчика имелись документы, обосновывающие затраты на аренду, которые можно было проиндексировать.
Расходы общества на оплату транспортировки сточных вод АО «ЛОКС» в силу п.п. «а» п.65 Основ ценообразования являются неподконтрольными расходами.
Так как первый долгосрочный период регулирования, установленный оспариваемым нормативным правовым актом, начинался только с 01.01.2017, то с учетом п.33 Основ ценообразования административный ответчик имел право вносить изменения в оспариваемый нормативный правовой акт.
Договор, предложенный АО «ЛОКС» (на транспортировку сточных вод) для подписания обществу имел стандартные условия и предусматривал возможность его продления.
Так как общество получило подписанный АО «ЛОКС» договор на транспортировку сточных вод (с протоколом разногласий) только 19.12.2016, то соответственно общество не имело возможности представить данный договор на заседание правление ЛенРТК 16.12.2016. Так как административный ответчик в письме от 18.11.2016 №КТ-1-6277/16-0-02 запросил у общества сведения об объеме сточных вод за последний отчетный год и динамику сточных вод за три года, то соответственно подтверждает возможность установления тарифа путем определения факта и динамики перекачки сточных вод в отсутствие заключенного договора. Поскольку тарифные дела формировали одни и те же специалисты, то имелась возможность назначения заседания правления ЛенРТК для разрешения вопроса об установлении тарифов как для общества, так и для АО «ЛОКС» в один день.
В судебном заседании представители административного истца ООО «ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ» ФИО1 и ФИО2 административный иск поддержали по доводам, изложенным в административном иске и письменных дополнениях.
В возражениях относительно заявленных требований представитель административного ответчика ЛенРТК ФИО3 в удовлетворении заявленных требований просит отказать, указав, что оспариваемый приказ принят уполномоченным органом в рамках предоставленных полномочий с соблюдением установленной процедуры. При установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на 2017-2019 годы в отношении обществ применен метод индексации. Расходы ООО «ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ» на оплату услуг АО «ЛОКС» по транспортировке сточных вод не могли быть включены ЛенРТК в расчет необходимой валовой выручки по основаниям п.30 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 №406(далее-Правила регулирования тарифов) ввиду отсутствия действующего договора на транспортировку сточных вод, заключенный между обществом и АО «ЛОКС». Копия названного договора представлена в составе обосновывающей документов АО «ЛОКС» письмом от 16.12.2016, поступившим после принятия тарифного решения в отношении общества и явилось одним из оснований для принятия приказа ЛенРТК от 19.12.2016 №357-п.
Так как ни акты обследования объектов водоснабжения и водоотведения, ни дефектные ведомости с информацией о выявленных дефектах, повлекших непригодность объектов к эксплуатации, документы, подтверждающие соблюдение процедуры закупки товаров(услуг) обществом не представлены, локальные сметы представлены без договоров и актов выполненных работ, а в составе производственной программы имелась только номенклатура работ, то был сделан вывод о том, что в нарушение п.30 Правил регулирования тарифов обоснованность расходов на ремонтные работы, не подтверждена. На основании п.22 Основ ценообразования расходы на ремонтные работы приняты ЛенРТК на уровне, предусмотренном в тарифе, установленном для организации на 2016 год с учетом соответствующих прогнозных показателей.
Исходя из калькуляции себестоимости услуг (приложение 1 таблица 1.2) общество не претендовало на включение в тариф предпринимательской прибыли, обоснованность же включения обществом в расчет тарифа расходов по нормативной прибыли, в нарушение п.46 Основ ценообразования не подтверждена документально. Из материалов арбитражного дела, возбужденного по исковому заявлению АО «ЛОКС» к ООО «ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕЯНИЯ» о понуждении к заключению договора транспортировки сточных вод 9сроком до 31.12.2016) следовало, что общество рассматривало договор как незаключенный.
В силу п.п.8,9 Правил регулирования тарифов, п.33 Основ ценообразования заключение в период регулирования хозяйственных договоров не относится к основаниям досрочного пересмотра долгосрочных тарифов. Расходы регулируемых организаций по договорам, заключенным в течение периода регулирования, могут быть учтены при оценке фактических затрат в следующие периоды регулирования.
В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО3 в удовлетворении административного иска просила отказать по доводам, приведенным в письменных возражениях.
В заключении прокурор Кичаева О.А. полагала, что в удовлетворении административного иска надлежит отказать, указав, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах предоставленной компетенции с соблюдением установленного законом порядка. Так как обществом не было представлено действующего договора на транспортировку сточных вод (предыдущие договоры прекратили свое действие), отсутствовали данные о фактически понесенных обществом расходах за 2016 год (имеется лишь неоплаченная обществом задолженность), то административный ответчик правомерно не включил в НВВ расходы на оплату услуг по транспортировке сточных вод, оказываемых АО «ЛОКС». Так как экономическая обоснованность расходов на ремонтные работы обществом не была подтверждена, то административным ответчиком обоснованно указанные расходы не включены в НВВ. Как следует из представленных материалов общество не претендовало на включение в тариф предпринимательской прибыли.
Изучив материалы дела, заслушав явившихся лиц, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, в том числе показания свидетелей ФИО9 и ФИО10 согласно ст.84 КАС РФ в их совокупности, суд приходит к следующему.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения урегулированы Федеральным законом от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее-Федеральный закон №416-ФЗ).
Согласно ст.31 Федерального закона №416-ФЗ в сфере холодного водоснабжения регулированию подлежат, в том числе тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), техническую воду и тарифы на водоотведение.
В соответствии со ст.32 Федерального закона №416-ФЗ расчет тарифов на водоснабжение и водоотведение осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной, в том числе, методом индексации.
В целях реализации Федерального закона №416-ФЗ в части регулирования деятельности и тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения Правительством Российской Федерации 13.05.2013 принято Постановление №406, которым утверждены, в том числе Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее-Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее-Правила регулирования тарифов).
Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 №1746-э утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее-Методические указания).
В силу п.14 Правил регулирования тарифов регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в орган регулирования тарифов предложение об установлении тарифов.
Согласно п.17 Правил регулирования тарифов к заявлению об установлении тарифов прилагаются в том числе следующие обосновывающие материалы:
е) расчет расходов на осуществление регулируемых видов деятельности и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета, а также метода регулирования тарифов) и предлагаемых значений долгосрочных параметров регулирования, рассчитанных в соответствии с методическими указаниями;
ж) расчет размера тарифов;
о) копии договоров (с приложениями) о поставке материалов, сырья, топлива и других энергоресурсов, выполнении работ сторонними организациями, в том числе ремонтных работ подрядными организациями, об аренде имущества (оборудования, земельных участков) на очередной период регулирования.
Для открытия дела об установлении тарифов перечень документов и материалов, указанных в п.17 настоящих Правил является исчерпывающим (п.18 Правил регулирования тарифов).
В случае если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении тарифов возникнет необходимость уточнения предложения об установлении тарифов, орган регулирования тарифов запрашивает дополнительные сведения, в том числе подтверждающие фактически понесенные регулируемой организацией расходы в предыдущем периоде регулирования (п.20 Правил регулирования тарифов).
Пунктом 24 Правил регулирования тарифов предусмотрено, что выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования тарифов в соответствии с Основами ценообразования и с учетом предложения регулируемой организации.
В силу п.25 Правил регулирования тарифов орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.
Решения правления (коллегии) органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов.
Пунктом 30 Правил регулирования тарифов определено, что орган регулирования тарифов отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями не подтверждена.
Приказом ФТС России от 16.07.2014 №1154-э утвержден Регламент установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, согласно которого установление тарифов производится путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов. Открытие и рассмотрение дел об установлении тарифов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляется по предложению регулируемой организации. Предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов, в том числе по отдельным регулируемым видам деятельности и необходимых обосновывающих материалов, указанных в пункте 17 Правил регулирования тарифов. Орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении. Решение об установлении тарифов принимается органом регулирования тарифов по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования тарифов. Орган регулирования тарифов обеспечивает размещение решения об установлении тарифов с приложением протокола в течение 7 рабочих дней со дня принятия решения об установлении тарифов на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с п.29 Основ ценообразования тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с Методическими указаниями (пункты 4 и 5) исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.
Согласно п. 74 Основ ценообразования при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.
К текущим расходам при установлении тарифов с применением метода индексации согласно п.п.39,60,61,74,76 Основ ценообразования относятся расходы на оплату регулируемыми организациями выполняемых сторонними организациями работ и (или) услуг, связанных с эксплуатацией централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем.
Пунктом 49 Основ ценообразования предусмотрено, что расходы регулируемой организации на оплату услуг, оказываемых другими организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как произведение тарифов, установленных на товары (работы, услуги) таких организаций уполномоченными органами государственного регулирования тарифов, и экономически (технологически, технически) обоснованных объемов приобретаемых у них товаров (работ, услуг) для осуществления регулируемых видов деятельности.
На основании п.61 Основ ценообразования базовый уровень операционных расходов включает в себя, в том числе ремонтные расходы.
В составе ремонтных расходов учитываются: расходы на текущий ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем; расходы на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем; расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды ремонтного персонала (п.40 Основ ценообразования).
В п.24 Методических указаний установлено, что при определении расходов регулируемой организации на текущий и капитальный ремонт используются расчетные цены и экономически (технически, технологически) обоснованный объем ремонтных работ, предусмотренный производственной программой регулируемой организации.
В силу п.78(1) Основ ценообразования (в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2017 №534, действующей с 19.05.2017), п.32 (1) Методических указаний расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации устанавливается для такой организации с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 47(2) настоящего документа.
Расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 76 настоящего документа (за исключением расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.
В соответствии со ст.ст.3, 40 Закона Ленинградской области от 27.10.1994 №6-оз «Устав Ленинградской области», п.1.1 Положения о комитете по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, утвержденном постановлением правительства Ленинградской области от 28.08.2013 №274(далее-Положение), комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области(ЛенРТК) является органом исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования тарифов и уполномочен на осуществление регионального государственного контроля (надзора) на территории Ленинградской области в пределах своей компетенции.
В силу пункта 2.3.1 Положения комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливает, в том числе тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), тарифы на водоотведение.
В пункте 2.11.2 Положения определено, что комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области принимает нормативные правовые акты в форме приказов ЛенРТК.
Пунктом 6 Порядка деятельности правления комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, утвержденного приказом комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 27.01.2014 №14-п, предусмотрено, что решение об утверждении цен (тарифов) и их предельных уровней принимается правлением ЛенРТК.
Заседание правления считается правомочным, если на нем присутствуют более половины его членов, уполномоченных рассматривать соответствующие вопросы. Решением принимается большинством голосов членов правления, присутствующих на заседании. Голос председателя правления при равенстве голосов членов правления является решающим (пункты 8, 9 Порядка деятельности правления комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области).
Решения, принятые правлением, за исключением решений об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для расчетов между двумя смежными сетевыми организациями, а также решений об установлении ставок платы за технологическое присоединение к электрическим сетям по индивидуальному проекту, оформляются в виде приказов ЛенРТК (п.22 Порядка деятельности правления комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области).
Постановлением администрации муниципального образования «Кировское городское поселение» от 22.10.2013 №677 ООО «ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ» наделен статусом гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения, водоотведения на территории данного муниципального образования.
ООО «ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ» осуществляет эксплуатацию централизованных системы водоснабжения и водоотведения на территории названного муниципального образования на основании договоров аренды имущества, заключенных с ООО «Водоканал Невский» от 12.12.2014, 19.12.2014, 22.12.2014; а также на основании договора аренды имущества, заключенного с КУМИ Кировского района Ленинградской области.
При этом, установлено, что часть стоков, принимаемых ООО «ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ» от абонентов транспортируются на канализационные очистные сооружения через главную канализационную станцию(ГКНС) и канализационную насосную станцию №2(КНС №2) централизованной системы водоотведения, которые принадлежат АО «ЛОКС»(договор аренды названного имущества между обществом и АО «ЛОКС» не заключен).
29.04.2016 ООО «ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ» обратился в ЛенРТК с заявлением о рассмотрении предложения об установлении тарифов на услуги водоснабжения (питьевая и техническая вода) и водоотведения, оказываемые обществом в период 2017-2019 годы с разбивкой по полугодиям. В заявлении отражено, что расчет тарифов произведен с учетом метода индексации.
К заявлению приложены: производственная программа в сфере водоснабжения(техническая вода) на 2017-2019 годы; производственная программа в сфере водоснабжения (питьевая вода) на 2017-2019 годы; производственная программа сфере водоотведения на 2017-2019 годы; расчет расходов на осуществление регулируемых видов деятельности и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности; документы, необходимые для обоснования производственных программ и расчета расходов на осуществление регулируемых видов деятельности, а также на электронном носителе.
19 октября 2016 года председателем ЛенРТК сообщено в ООО «КИРОВСКОЕ ГОРОДСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ» об открытии дела №28-В об установлении тарифов по водоснабжению и дела №29-В об установлении тарифов на услуги по водоотведению, оказываемые обществом на 2017-2019 годы, о назначении уполномоченного по делу ФИО12
12 и 13 мая 2016 года ЛенРТК от главы Кировского муниципального района Ленинградской области и ООО «ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ» затребована информацию относительно основания для передачи муниципального имущества. 07.06.2016 администрацией Кировского муниципального района Ленинградской области в ЛенРТК направлены договоры аренды муниципального имущества.
На запрос ЛенРТК от 18.11.2016 относительно заключения договора на транспортировку сточных вод, ООО «ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ» в ответе от 01.12.2016 указал, что АО «ЛОКС» отказывается от заключения договора, в связи с чем спор рассматривается в арбитражном суде; направлен новый проект договора. Кроме этого, в ответе отражен фактический объем сточных вод, транспортированных принадлежащих филиалу «Невский водопровод» «АО «ЛОКС» объектами- ГКСН и КНС№2 согласно актов о фактическом объеме поставленных коммунальных ресурсов (услуг) водоснабжения и водоотведения населению (в м.куб.).
В запросе ЛенРТК от 14.12.2016 обществу в связи с наличием расхождением в представленных данных повторно предложено представить расчет объемов сточных вод, переданных на транспортировку.
15.12.2016 обществом сообщено в ЛенРТК о причинах расхождения в объемах сточных вод по производственной программе и в объеме сточных вод, перекачиваемых АО «ЛОКС» но ГКСН.
15.12.2016 (поступившим в ЛенРТК 16.12.2016) обществом сообщено о несогласии с уровнями откорректированных тарифов, предложенных ЛенРТК для утверждения с предложением пересмотреть расчетные уровни в сторону увеличения.
Установлено, что в отношении общества при регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на 2017-2019 годы в соответствии со ст.32 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ, п.75 Основ ценообразования применен метод индексации.
В экспертном заключении по рассмотрению материалов по расчету уровней тарифов на услуги в сфере водоснабжения(техническая и питьевая вода) и водоотведения, оказываемые ООО «КИРОВСКОЕ ГОРОДСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ» потребителям муниципального образования «Кировское городское поселение» Кировского муниципального района Ленинградской области в 2017-2019 годы(далее-экспертное заключение) от 16.12.2016 указано, что по результатам рассмотрения производственных программ в сфере водоснабжения(техническая и питьевая вода) и водоотведения, представленные названным обществом, экспертами были предложены к утверждению основные натуральные показатели.
В разделе 3 экспертного заключения указано, что в результате экспертизы плановой себестоимости услуг в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренной организацией на 2017 год, учтены, в том числе следующие показатели:
-по питьевой воде:
пункт 6. Ремонтные расходы. План организации: <данные изъяты>.руб.; принято ЛенРТК-<данные изъяты>руб.; отклонение-<данные изъяты>руб.; причины отклонения- затраты откорректированы, исходя из расходов, предусмотренных в тарифе на 2016 год с учетом сценарных условий;
-по водоотведению:
пункт 5. Ремонтные расходы. План организации:<данные изъяты>.руб.; принято ЛенРТК <данные изъяты>.руб.; отклонение-<данные изъяты>.руб.; причина отклонения- затраты определены в размере ожидаемых затрат организацией на 2016 год;
пункт 10. Оплата сточных вод переданных другим организациям. План организации:<данные изъяты>.руб. Принято ЛенРТК-0,00. Отклонение-<данные изъяты>.руб. Причина отклонения: исключены расходы, по которым согласно п.30 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением №406 не подтверждена экономическая обоснованность их включения в регулируемом периоде в данную статью по рассматриваемому виду деятельности (отсутствие договора на транспортировку стоков с ОАО «ЛОКС»).
Результаты экспертизы обосновывающих материалов организации приведены в таблицах по питьевой и технической воде и по водоотведению, в которых определены показатели (текущие расходы, операционные расходы, неподконтрольные расходы, расходы на приобретение энергетических ресурсов, расходы на амортизацию и НМА, нормативная прибыль, необходимая валовая выручка) с разбивкой на 2017, 2018 и 2019 годы.
При этом, в графе №3«нормативная прибыль (расчетная прибыль гарантирующей организации)» в таблице «Техническая вода» показатели отсутствуют (в графе 3 стоит «прочерк»).
В разделе 3 экспертного заключения исходя из обоснованных объемов необходимой валовой выручки определены тарифы на услуги в сфере водоснабжения и водоотведения, оказываемые организацией в 2017-2019 годах.
В разделе 4 экспертного заключения установлены долгосрочные параметры регулирования тарифов, определяемые организации на долгосрочный период регулирования тарифов на питьевую воду и водоотведение (2017-2019 годы).
Экспертное заключение подписано ФИО13 и ФИО14.
На основании названного экспертного заключения на заседании правления ЛенРТК 16.12.2016(как следует из представленной выписки протокола заседания правления комитета по тарифам и ценовой политики Ленинградской области от 16.12.2016 №39) утверждены основные натуральные показатели производственных программ в сфере водоснабжения (питьевая и техническая вода) и водоотведения(1), результаты экспертизы фактической себестоимости услуг в сфере водоснабжения и водоотведения, оказанных в 2015 году(2); результаты экономической экспертизы материалов по определению себестоимости услуг в сфере водоснабжения и водоотведения, планируемой на 2017-2019 гг., в том числе результаты экспертизы обосновывающих материалов организации, проведенной ЛенРТК с указанием конкретных показателей(3) исходя из обоснованных объемов необходимой валовой выручки установлены тарифы на услуги в сфере водоснабжения и водоотведения, оказываемые организацией 2017-2019(3); долгосрочные параметры регулирования тарифов, определяемые организации на долгосрочный период регулирования тарифов на питьевую воду и водоотведение (2017-2019)(4).
Пунктом 1 приказа ЛенРТК от 16.12.2016 №301-пп постановлено утвердить производственную программу в сфере холодного водоснабжения (техническая вода) ООО «ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ» на 2017-2019 годы с основными показателями согласно приложению 1 к настоящему приказу.
Пунктом 2 приказа ЛенРТК от 16.12.2016 №301-пп постановлено утвердить производственную программу в сфере холодного водоснабжения (питьевая вода) ООО «ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ» на 2017-2019 годы с основными показателями согласно приложению 1 к настоящему приказу.
Пунктом 3 приказа ЛенРТК от 16.12.2016 №301-пп постановлено утвердить производственную программу в сфере водоотведения ООО «ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ» на 2017-2019 годы с основными показателями согласно приложению 3 к настоящему приказу.
В судебном заседании свидетель ФИО10(с учетом представленных в порядке ст.69 КАС РФ письменных пояснений) показала, что являлась уполномоченным по делам №28-В об установлении тарифов по водоснабжению, №29-В об установлении тарифов на услуги по водоотведению, оказываемых ООО «ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ» на 2017-2019 годы. Затраты по оплате на транспортировку сточных вод (п.п.38, 39 основ ценообразования) не были включены в себестоимость тарифа на водоотведение в связи с непредставлением обществом договора на транспортировку сточных вод на момент рассмотрения предложения общества об установлении долгосрочных тарифов в сфере водоснабжения м водоотведения и на заседании правления ЛенРТК, что соответствует требованиям п.п.24, 30 Основ ценообразования и п.17 Правил регулирования тарифов. При этом, в случае, если в заявке на 2019 год общество представит заключенный договор и факт оплаты АО «ЛОКС», то такие понесенные расходы, неучтенные в соответствии с п.15 Основ ценообразования ЛенРТК рассмотрит при установлении (корректировке) тарифов на 2019 год.
В судебном заседании свидетель ФИО9 (с учетом представленных в соответствии со ст.69 КАС РФ письменных пояснений) показала, что согласно п.п.24, 30, 38, 39, 49 Основ ценообразования условием включения в необходимую валовую выручку общества планируемых на 2017 год расходов на оплату услуг по транспортировке сточных вод, оказываемых АО «ЛОКС» являлся действующий на момент принятия тарифного решения договор, на основании которого услуги должны были быть оказаны в 2017 году. Указанный договор обществом в ЛенРТК не был представлен, на момент заседания правления ЛенРТК ни договором, ни сведениями о нем не располагало. Копия договора на транспортировку сточных вод от 12.12.2016, заключенного между обществом и АО «ЛОКС» (с протоколом разногласий от 16.12.2016) представлена в составе обосновывающих документов АО «ЛОКС», на основании которых был принят приказ ЛенРТК от 19.12.2016 №357-п, письмом от 16.12.2016.Названное письмо предоставлено в приемную ЛенРТК после рассмотрения правлением ЛенРТК вопроса об установлении тарифов на водоснабжение и водоотведение для общества. В силу п.33 Основ ценообразования, п.п.8,9 Правил регулирования тарифов установленные оспариваемым приказом долгосрочные тарифы не могли быть пересмотрены досрочно. Расходы регулируемых организаций по договорам, заключенным в течение периода регулирования, могут быть учтены при оценке фактических затрат в следующие периоды регулирования на основании п.15 Основ ценообразования. Кроме этого, общество не проинформировало ЛенРТК о подписании договора на транспортировку сточных вод; присутствовавшие на заседании правления ЛенРТК 16.12.2016 представители общества не сообщили о наличии договора на транспортировку сточных вод и не заявляли ходатайство о переносе заседания. С учетом изложенного, в соответствии с п.30 Основ ценообразования оснований для включения в необходимую валовую выручку общества расходов на оплату услуг по транспортировке сточных вод, оказываемых в АО «ЛОКС» в 2016 году, не имелось. При оценке экономической обоснованности ремонтных работ принято во внимание, что ни акты обследования объектов водоснабжения и водоотведения, ни дефектные ведомости обществом не были представлены. В проекте производственной программы имеется лишь номенклатура работ, что не позволяет сделать вывод об их технической, технологической обоснованности. Кроме этого, в период проведения экспертизы обосновывающих документов обществом не были представлены копии документов, подтверждающих проведение закупки товаров (работ, услуг) в установленном порядке, представление которых обязательно в соответствии с п.п. «л» п.17 Правил регулирования тарифов, а также копии договоров о выполнении работ сторонними организациями, в том числе ремонтных работ (п.п. «о» п.17 Правил регулирования тарифов). В отсутствие договоров и актов выполненных работ локальные сметы, представленные обществом, не могли являться подтверждением экономической обоснованности расходов. В приложении 1 таблицы 1.19 к калькуляции приведен расчет «необходимой прибыли» с учетом расходов на материальное поощрение и уплату процентов по кредитным договорам. Исходя из содержания предложения общества и п.п.46, 47(1) Основ ценообразования, п.32 (1) Методических указаний ЛенРТК был сделан вывод о том, что общество претендует на включение нормативной, а не расчетной предпринимательской прибыли в расчет тарифа.
С учетом установленных по делу обстоятельств, руководствуясь ст.5 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ст.ст.3, 40 Закона Ленинградской области от 27.10.1994 №6-оз «Устав Ленинградской области», п.п.1.1, 2.3.1, 2.11.2 Положения о комитете по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, утвержденного постановлением правительства Ленинградской области от 28.08.2013 №274, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый приказ принят уполномоченным органом с соблюдением процедуры, установленной Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 №406(далее-Правил регулирования тарифов), Регламентом установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденным Приказом ФСТ России от 16.07.2014 №1154-э, Порядком деятельности правления комитета по тарифам и ценовой политики Ленинградской области, утвержденным приказом ЛенРТК от 27.01.2014 с соблюдением требований, содержащихся в приведенном федеральном законе, Основах ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 №406(далее-Основы ценообразования), Методических указаниях по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФСТ России от 27.12.2013 №1746-э (далее-Методические указания).
Исследовав представленные по делу доказательства, суд не может согласиться с обоснованностью довода административного истца о том, что в необходимую валовую выручку регулируемой организации надлежало включить расходы на оплату услуг по транспортировке сточных вод, оказываемых АО «ЛОКС» на 2017 год.
В силу положений п.п.24, 38, 39, 49, 60, 61, 74, 76 Основ ценообразования в обоснование включения в НВВ планируемых расходов на оплату транспортировку сточных вод обществу надлежало представить действующий на момент принятия тарифного решения договор, на основании которого услуги должны были быть оказаны в 2017 году.
Установлено, что заседание правления ЛенРТК 16 декабря 2016 года было назначено на 09 час. 30 мин. Согласно повестке дня заседания правления ЛенРТК от 16.12.2016 вопрос об установлении тарифов на питьевую воду, техническую воду и водоотведение ООО «ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ» значится под №6(общее количество вопросов, подлежащих рассмотрению-49).
Как следует из представленных документов (в том числе из представленных скриншотов, сопроводительного письма АО «ЛОКС» от 16.12.2016, копии представленного договора с протоколом разногласий), показаний свидетелей, договор на транспортировку сточных вод от 12.12.2016, заключенный между ООО «ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ» и АО «ЛОКС» (руководителем последнего договор подписан 16.12.2016) с протоколом разногласий направлен АО «ЛОКС» письмом от 16.12.2016 и поступил в ЛенРТК за №КТ-1-7490/16-0-0 после 16 часов 16 декабря 2016 года, то есть после принятия тарифного решения в отношении ООО «ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ».
Таким образом, действующий договор, заключенный между обществом и АО «ЛОКС» на транспортировку сточных вод административным истцом ни в ЛенРТК, ни в момент принятия решения правлением ЛенРТК представлен не был.
При этом, в судебном заседании представители административного истца фактически не оспаривали непредоставление действующего договора, заключенного между обществом и АО «ЛОКС» на транспортировку сточных вод, утверждая лишь о том, что копия названного договора (неподписанная АО «ЛОКС») была направлена в ЛенРТК ко дню заседания правления.
Доводы же административного истца о наличии действующего на 2016 год договора на транспортировку сточных вод, заключенного с АО «ЛОКС» не соответствуют имеющимся в деле доказательствам (в том числе и представленным судебным актам арбитражного суда), равно как не представлено доказательств, подтверждающих наличие фактически понесенных обществом расходов по оплате услуг АО «ЛОКС» по транспортировке сточных вод за 2016 год (до 25.12.2015 ГКНС и КНС №2 были переданы в ООО «ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ» на основании договора аренды).
С учетом изложенного, невключение при установленных обстоятельствах в НВВ общества планируемых расходов на оплату услуг по транспортировке сточных вод на 2017 год, оказываемых АО «ЛОКС» основано на приведенных федеральных нормах и согласуется с представленными доказательствами и является обоснованным.
В подтверждение затрат на ремонтные работы общество ссылалось на производственные программы ООО «ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ» в сфере водоснабжения и водоотведения на 2017-2019 г.г., содержащие планы мероприятий по повышению эффективности деятельности и энергосбережению по услугам водоснабжения и водоотведения на 2017 год, которые включают плановые и фактические показатели затрат на ремонт с учетом корректировки соответственно: затраты на ремонт централизованной системы водоснабжения(питьевая вода)-<данные изъяты>.руб и затраты на ремонт централизованной системы водоотведения-<данные изъяты>.руб., утвержденных приказом ЛенРТК от 16.12.2016 №301-пп.
Кроме этого, обществом в ЛенРТК представлены таблицы «Расчет затрат по статье «Ремонтные расходы» (по услугам водоснабжения-питьевой и технической воде и по услуге водоотведения), также содержащие названные выше размеры планируемых затрат на ремонт на 2017 год (без соответствующих расчетов), локальные сметы.
Так как, в нарушение п.17 Правил регулирования тарифов, п.п. 26, 51 Основ ценообразования обществом в целях установления тарифов расходы на ремонт не подтверждены надлежащими доказательствами, в частности, документами, предусмотренными Требованиями к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 05.08.2014 №437/пр, Положением о проведении планово-предупредительного ремонта на предприятиях водопроводно-канализационного хозяйства, утвержденным протоколом Госстроя РСФСР от 01.06.1989 №13-8(акты обследования, дефектные ведомости), документами, подтверждающими соблюдение порядка закупки товаров (работ, услуг), предусмотренного Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», то ЛенРТК правомерно исключил из необходимой валовой выручки по водоснабжению и водоотведению заявленные расходы на ремонт как экономически необоснованные. При этом, затраты на ремонтные расходы (по водоснабжению(питьевая вода) и водоотведению) включены в НВВ на уровне, предусмотренном в тарифе, установленном для общества на 2016 год, с учетом прогнозных показателей, что соответствует п.22 Основ ценообразования.
Утверждение о том, что размер расходов на ремонт на 2017 год утвержден ЛенРТК в составе производственных программ по водоснабжению и по водоотведению 2017-2019 приказом от 16.12.2016 №301-пп не соответствует содержанию данного приказа, которым утверждены производственные программы в сфере водоснабжения и водоотведения общества на 2017-2019 годы в части основных показателей согласно приложениям 1 и 2. В данных приложениях такой показатель как «затраты на ремонт» отсутствует.
Проанализировав представленные обществом калькуляции себестоимости, таблицы «Расчет необходимой прибыли, принимаемой при установлении тарифов» по услугам водоснабжения и водоотведения, исходя из содержания названных таблиц и требований п.47(1) Основ ценообразования суд признает обоснованным утверждение административного ответчика о том, что общество не претендовало на включение в тариф расчетной предпринимательской прибыли. Соответственно орган тарифного регулирования в силу своих полномочий был не вправе произвольно определять данную величину с последующим самостоятельным разрешением вопроса о включении расчетной предпринимательской прибыли в расчет тарифа.
С учетом изложенного в указанной части суд не усматривает нарушений п.п.47(1),78(1) Основ ценообразования при установлении тарифов обществу в сфере водоснабжения и водоотведения.
Иные доводы административного истца основаны на неверном толковании норм федерального законодательства в указанной сфере правового регулирования и не содержат правовых оснований для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим.
Суд считает, что по делу не представлено доказательств, подтверждающих, что оспариваемый нормативный правовой акт принят с нарушением прав административного истца.
С учетом изложенного в совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания приказа комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 16.12.2016 №301п «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение общества с ограниченной ответственностью «ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ» на 2017-2019 годы» в оспариваемой части недействующим.
Согласно ч.2 ст.215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180,215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью (ООО) «ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ» о признании недействующим приказа комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 16.12.2016 №301-п «Об установлении тарифов на питьевую воду, техническую воду и водоотведение общества с ограниченной ответственностью «ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ» на 2017-2019 годы» (в редакции приказа комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 20.12.2017 №627-п) в части установления тарифа на водоснабжение и водоотведение обществу с ограниченной ответственностью (ООО) « ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ» на 2017 год, отказать.
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы, представления через Ленинградский областной суд в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.Е. Морозкова
Решение в окончательной форме изготовлено 22 марта 2018 года.