ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-155/19 от 19.09.2019 Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания (Республика Северная Осетия-Алания)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСТИЯ - АЛАНИЯ

Дело № 3а-155/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Владикавказ 19 сентября 2019 года

Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания в составе:

судьи Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания

Моргоева Э.Т.,

при секретаре Кучиевой М.З.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сельскохозяйственный производственный кооператив «ВЕК» к Правительству Республики Северная Осетия-Алания, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия – Алания ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Республике Северная Осетия – Алания, с привлечением в качестве заинтересованных лиц ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Республике Северная Осетия – Алания, администрации местного самоуправления Дигорского района РСО-Алания об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,

установил:

СПК «Век» обратился в Верховный Суд РСО-Алания с административным исковым заявлением к Правительству Республики Северная Осетия-Алания, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия – Алания ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Республике Северная Осетия – Алания, с привлечением в качестве заинтересованных лиц ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Республике Северная Осетия – Алания, администрации местного самоуправления Дигорского района РСО-Алания об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером КН ... расположенного по адресу: ..., общей площадью ... кв.м., в размере его рыночной стоимости равном ... рублей, по состоянию на ... года.

В обоснование исковых требований указали, что на основании Постановления Администрации местного самоуправления муниципального образования Дигорсого района РСО-Алания от ... года за №... им предоставлен по Договору аренды земельного участка №... от ... года сроком до ... года, земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером: ..., общей площадью ... кв.м.(...), вид разрешенного использования – растениеводство, расположенный по адресу: РСО-Алания, Дигорский район.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости от ... года за № ... кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером КН ..., расположенного по адресу: ..., общей площадью ....м., составляет ... руб., по состоянию на ... года.

Арендная плата за пользование земельным участком в соответствии с условиями Договора аренды земельного участка №... от ... года, исчисляется исходя из кадастровой стоимости, установленной на основании постановления Правительства РСО-Алания №... от ... года «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения на территории Республики Северная Осетия-Алания» и Приложения №3 к нему.

В соответствии с постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания №... от ... года «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения на территории Республики Северная Осетия-Алания» были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения на территории Республики Северная Осетия-Алания по состоянию на .... Средний уровень кадастровой стоимости земельных участков по Дигорскому району РСО-Алания утвержден по состоянию на ... года в приложении №... к постановлению.

... года заявитель обратился к независимому оценщику Индивидуальному предпринимателю Мамаеву С.П. для определения рыночной стоимости земельного участка по состоянию на ... года.

Согласно отчету №... от ... года независимого оценщика ИП Мамаева СП. об оценке рыночной стоимости земельного участка по состоянию на ... года, рыночная стоимость земельного участка с КН ..., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: растениеводство, расположенного по адресу: ..., общей площадью ... кв.м. определена в размере ... рублей.

Просили установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером КН ... категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: растениеводство, расположенный по адресу: ..., общей площадью ... кв.м., в размере его рыночной стоимости равном ... рублей, по состоянию на ... года.

В судебном заседании представитель СПК «Век» Циклаури М.Т. исковые требования уточнила, просила установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером КН ... расположенного по адресу: ..., общей площадью ... кв.м., в размере его рыночной стоимости равном ... рублей, по состоянию на ... года.

Представитель Правительства РСО-Алания Галазова З.В. административные исковые требования СПК «Век» не признала, просила в удовлетворении отказать.

Представители филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Северная Осетия-Алания, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия-Алания АМС Дигорского района РСО-Алания извещенные надлежащим образом о дате и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, об уважительности причины неявки суду не сообщили.

Как указано в ч.2 ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, а также их представители в случаях, если представители извещены судом и (или) ведение гражданами административного дела с участием представителя является обязательным, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Лица, участие которых при рассмотрении административного дела в силу закона является обязательным или признано судом обязательным, должны сообщить о причинах неявки в судебное заседание и представить суду соответствующие доказательства. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.

Суд с учетом мнения сторон, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников по делу.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания считает исковые требования СПК «Век» подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст.245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частью 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

С административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, статьи 373, 388, 400 Налогового кодекса Российской Федерации).

Пунктами 2 и 3 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части одиннадцатой ст.24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Судом установлено, что на основании Постановления АМС Дигорского района РСО-Алания от ... года за №... им предоставлен по Договору аренды земельного участка №... от ... года сроком до ... года, земельный участок, из земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером: ..., общей площадью ... кв.м.(...), вид разрешенного использования – растениеводство, расположенный по адресу: ...

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости от ... года за № ... кадастровая стоимость земельного участка, с кадастровым номером КН ..., расположенного по адресу: ..., общей площадью ... кв.м., составляет 25232802,63 рублей, по состоянию на ... г.

В соответствии со ст.24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка влияет на права и обязанности заявления СПК «Век», как плательщика налога, и административный истец вправе требовать установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.

В соответствии с ч.1 ст.62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.

По делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений. Обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце (часть пятая статьи 247 и часть первая статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в абзацах 1 - 4 пункта 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее - Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28), по делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.

В обоснование исковых требований суду представлен отчет №.../2 от ... года независимого оценщика ИП Мамаева СП. об оценке рыночной стоимости земельного участка, по состоянию на ... года, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с КН ..., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: растениеводство, расположенного по адресу: ..., общей площадью ... кв.м. определена в размере ... рублей.

Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года № 28, исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ).

Согласно разъяснениям, данным в пункте 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.

В связи с возникшим спором о величине рыночной стоимости спорного объекта недвижимости для проверки доводов административных ответчиков и в целях устранения возникших сомнений по ходатайству представителя административного истца определением Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от ... года по настоящему административному делу была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ИП Тагаеву Д.А.

Согласно заключению эксперта №... от ... года ИП Тагаева Д.А., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ... категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: растениеводство, расположенного по адресу: РСО-Алания, Дигорский район, общей площадью ... кв.м., определена в размере ... рублей, по состоянию на ... года.

В соответствии с ч.8 ст.82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта (комиссии экспертов) не является для суда обязательным и оценивается судом по правилам, установленным ст.84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Согласно частям 1 - 4, 8 ст.84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности. Доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в своем решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

Обсудив по правилам ст.ст. 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение судебной экспертизы, суд считает установленным, что эксперт ответил на поставленный перед ним вопрос; выводы эксперта объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объеме, на строго научной и практической основе, что исключает сомнения в их правильности и обоснованности.

При этом суд отмечает, что экспертиза назначалась непосредственно в рамках рассмотрения административного дела судом, экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности, с предупреждением эксперта об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного экспертного заключения.

Анализ экспертного заключения свидетельствует о том, что оно соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», отвечает требованиям ст.82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных; экспертное заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости земельного участка.

Суд также находит, что экспертное заключение полностью соответствует требованиям Федерального закона №135-ФЗ от 29 июля 1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности; приведенные в отчете выводы не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение; профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами, итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых земельных участков сделано экспертом на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки; расчеты не содержат математических, методических, арифметических ошибок и являются правильными; в экспертном заключении присутствуют ссылки на источники используемой информации, позволяющие делать выводы об авторстве и дате ее подготовке, приложены копии необходимых материалов и распечатки; заключение не допускает неоднозначного толкования; расчеты произведены в рамках используемых подходов и позволяют объективно определить стоимость объекта оценки по состоянию на 22 марта 2019 года; содержание экспертного заключения свидетельствует о том, что итоговая рыночная стоимость объекта оценки не является произвольной.

У суда нет оснований сомневаться в объективности, представленного экспертного заключения.

Проанализировав экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд считает, что правильность изложенных в нем выводах сторонами не опровергнута, заключение соответствует требованиям действующего законодательства, поэтому может быть положено в основу решения суда.

Исходя из вышеприведенных положений Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ, суд находит, что кадастровая стоимость земельного участка с КН ..., расположенного по адресу: ..., общей площадью ... кв.м., и определенная по результатам судебной экспертизы составляет ... рублей, по состоянию на ... года.

Приложенный к административному исковому заявлению отчет №... от ... года составленные оценщиком ИП Мамаевым С.П. в отношении спорного земельного участка, по мнению суда, не могут быть положен в обоснование требований административного истца, исходя из последующих уточнений исковых требований и предоставления новых доказательств рыночной стоимости земельного участка, по состоянию на ... года.

Согласно ч.1 ст.16 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части второй статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости. В пункте 11 части второй статьи 7 вышеназванного Закона в качестве таких сведений указаны сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

В силу ч.4 ст.16 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ учет изменений объекта недвижимости возможен на основании решения суда. По смыслу статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в кадастр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.

Таким образом, настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания

решил:

административное исковое заявление Сельскохозяйственный производственный кооператив «ВЕК» удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером КН ..., расположенного по адресу: ..., общей площадью ... кв.м., по состоянию на ... года, в размере ...) рублей.

Решение является основанием для внесения изменений Федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Северная Осетия-Алания в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ..., общей площадью ....м., по состоянию на ... года, в размере ...) рублей.

Датой подачи Сельскохозяйственным производственным кооперативом «ВЕК» заявления об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равной его рыночной стоимости, считать ... года.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда РСО-Алания Э.Т. Моргоев