ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-155/2015 от 30.10.2015 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

Дело а-155/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 октября 2015 года г.Ижевск

Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Ахкямова Р.Р.,

при секретаре Садыковой А.Р.,

с участием: прокурора прокуратуры УР Д.Д.С.,

представителей административного истца М.А.А.К.И.Ю., К.Н.В., доверенность <адрес>6 от ДД.ММ.ГГГГ сроком на три года,

представителей административного ответчика Главы Удмуртской Республики: С.О.В., доверенность от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ; Л.С.О., доверенность от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению М.А.А. о признании недействующим состава лицензионной комиссии, утвержденного Указом Главы Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменения в Указ Главы Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ «О лицензионной комиссии по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами»,

установил:

М.А.А. (далее – заявитель) обратился в суд с вышеназванным заявлением. Свои требования мотивировал тем, что Указом Главы Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в Указ Главы Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ «О лицензионной комиссии по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами» (далее – Указ , Положение о лицензионной комиссии), которым был изменен состав лицензионной комиссии. Указ был опубликован на официальном сайте Президента Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www.udmurt.ru ДД.ММ.ГГГГ. .

Заявитель считает, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит Конституции Российской Федерации, Жилищному кодексу Российской Федерации (далее – ЖК РФ) и иным законным и подзаконным актам и нарушает законные права и интересы заявителя, как председателя Ижевской городской общественной организации «Защита прав собственников ЖКХ». При этом полагает, что оспариваемый Указ принят с нарушением порядка его принятия.

Поскольку решение о включении либо не включение его в состав лицензионной комиссии входит в компетенцию Главы Удмуртской Республики, то в нарушение Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» его обращение было перенаправлено в Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республике, то есть не в орган, в компетенцию которого входит решение его вопроса.

В соответствии с ч.3 ст. 201 ЖК РФ в состав лицензионной комиссии не менее чем одна треть ее членов должна быть представлена саморегулируемыми организациями, общественными объединениями, иными некоммерческими организациями, указанными в ч. 8 ст. 20 ЖК РФ. Из 10 членов комиссии только 3 человека являются представителями общественности, а именно А.С.И., К.В.Г, и П.И.В. Включение Е.А.Н. в состав комиссии не обоснован, поскольку последний имеет заинтересованность.

Также считает, что указанный нормативный правовой акт противоречит Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «О противодействии коррупции», основными принципами которого является публичность и открытость деятельности государственных органов и организаций.

Кроме того, в нарушение требований установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №184-ФЗ ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и постановления Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ не проводилась оценка регулирующего воздействия, которой подлежат Указы Главы субъекта Российской Федерации, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.

По мнению заявителя, игнорирование требований указанных нормативных актов, привело к созданию коррумпированной составляющей, при назначении состава лицензионной комиссии УР по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами.

Заявитель считает, что это указывает на незаконность принятия данного нормативного акта, поэтому затрагивает и нарушает права граждан, его права, и права предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере управления многоквартирными домами, и доказывает необходимость признания недействующим его на территории Удмуртской Республики.

В судебном заседании представитель заявителя К.И.Ю. заявленные требования поддержала в полном объеме и дополнительно указала, что изменение состава лицензионной комиссии нормативным актом не урегулировано, все члены ранее избранной комиссии живы и здоровы, поэтому непонятно на каком основании производилось изменение состава комиссии. Полагает, что изменение состава комиссии то есть назначение, переизбрание выходит за пределы полномочий административного ответчика.

Представитель К.Н.В. доводы, изложенные административным истцом в заявлении и пояснениях К.И.Ю., поддержала в полном объеме, просила требования удовлетворить.

Представители Главы Удмуртской Республики С.О.В., Л.С.О. возражали против удовлетворения заявленных требований. Поддержали письменные возражения, из которых следует, что оспариваемый Указ принят в пределах полномочий Главы УР, с соблюдением установленного порядка принятия нормативного правового акта, его формы и порядка опубликования.

По мнению представителей Главы Удмуртской Республики, требования статьи 201 ЖК РФ Главой Удмуртской Республики соблюдены. Согласно части 3 указанной статьи в составе комиссии входит 4 - представители саморегулируемых организаций, общественных объединений, и иных некоммерческих организаций, указанных в части 8 статьи 20 ЖК РФ. Полномочия лицензионной комиссии определены в соответствии с частью 4 статьи 201 ЖК РФ. В остальных вопросах Глава Удмуртской Республики вправе самостоятельно принимать решения. Указ № 147 принят в целях оптимизации работы лицензионной комиссии, а также в связи с организационными изменениями в составе комиссии.

В настоящее время ни законодательством Российской Федерации, ни законодательством УР требований к формированию состава лицензионной комиссии не установлено. Следовательно, о нарушении каких-либо прав саморегулируемых организаций, общественных объединений, иных некоммерческих организаций не может быть речи.

Выслушав объяснения участников процесса, заслушав заключение прокурора об отказе в удовлетворении заявленных требований, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункту «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 8.5 статьи 13 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных правоотношений относится осуществление лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 255-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в ЖК РФ, введен раздел Х «Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами», в соответствии с которым деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 192 ЖК РФ).

В соответствии с частями 1, 2 статьи 201 ЖК РФ субъектом Российской Федерации создается постоянно действующая лицензионная комиссия для обеспечения деятельности органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами в субъекте Российской Федерации. Решением о создании лицензионной комиссии определяются состав лицензионной комиссии и порядок ее работы, назначается председатель лицензионной комиссии.

В соответствии с частью 1 статьи 48 Конституции Удмуртской Республики Глава Удмуртской Республики на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Конституции Удмуртской Республики и законов Удмуртской Республики издает указы и распоряжения.

Акты Главы Удмуртской Республики и акты Правительства Удмуртской Республики, принятые в пределах их полномочий, обязательны к исполнению в Удмуртской Республике. Акты Главы Удмуртской Республики, акты Правительства Удмуртской Республики не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и Удмуртской Республики, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, Конституции Удмуртской Республики и законам Удмуртской Республики (части 2,3 статьи 48 Конституции Российской Федерации).

В целях реализации предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий, Главой Удмуртской Республики ДД.ММ.ГГГГ подписан Указ , которым утверждено Положение о лицензионной комиссии по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами и ее состав (далее – Указ ).

Указом Главы Удмуртской Республики от 21 июля 2015 года № 147 «О внесении изменения в Указ Главы Удмуртской Республики от 23 сентября 2014 года № 307 «О лицензионной комиссии по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами» состав лицензионной комиссии по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами изложен в новой редакции согласно приложению.

Оспариваемое Положение о лицензионной комиссии и состав лицензионной комиссии, утвержденные Указом №147, является нормативным правовым актом, подлежащим оспариванию по правилам главы 24 ГПК РФ.

Проект Указа Главы Удмуртской Республики прошел согласования с Руководителем Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики, заместителем председателя Правительства Удмуртской Республики, исполняющим обязанности директора некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Удмуртской Республике», представителем общественной организации потребителей услуг ЖКХ «Объединение советов домов Удмуртской Республике».

Государственно-правовым Управлением Администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики проведена антикоррупционная экспертиза проекта Указа Главы Удмуртской Республики, по результатам которой в оспариваемом заявителем нормативном правовом акте коррупциогенных факторов, проявлений коррупциогенности, а также иных положений, которые могут способствовать проявлениям коррупции, не выявлено.

9 июля 2015 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике проведена правовая экспертиза Указа № 147, утвердившего состав лицензионной комиссии в новой редакции. По результатам экспертизы составлено заключение согласно которому, коррупциогенные факторы не выявлены, противоречий Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству также не выявлено.

Указ Главы Удмуртской Республики №147 от 21 июля 2015 года опубликован на официальном сайте Президента Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www.udmurt.ru 21 июля 2015 года, зарегистрирован в Управлении Минюста России по Удмуртской Республике и вступил в силу 21 июля 2015 года.

Указом Главы Удмуртской Республики № 200 от 12 октября 2015 года «О внесении изменений в Указ Главы Удмуртской Республике от 23 сентября 2014 года № 307 «О лицензировании комиссии по лицензионной деятельности по управлению многоквартирными домами» в составе лицензионной комиссии по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами слова «(по согласованию)» и слова «представитель администрации муниципального образования в Удмуртской Республике (по согласованию), на территории которого соискатель лицензии (лицензиат) предполагает осуществлять (осуществляет) лицензируемую деятельность» исключены ( п. 1 подп. 2).

Суд считает, что оспариваемый заявителем нормативный правовой акт принят уполномоченным должностным лицом, в установленной форме, в пределах предоставленных Главе Удмуртской Республики полномочий, опубликован для всеобщего сведения. Нарушений порядка принятия нормативного правового акта суд не усматривает.

Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

Частью 1 статьи 208 КАС РФ предусмотрено право лиц, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Принимая во внимание, что ЖК РФ не содержит исключений для граждан Российской Федерации быть претендентом на включение в состав лицензионной комиссии, суд считает, что заявитель вправе оспаривать Указ Главы Удмуртской Республики от 21 июля 2015 года №147, которым внесены изменения в состав лицензионной комиссии, в порядке статей 208 - 217 КАС РФ.

Проверяя содержание Положения на предмет соответствия федеральному законодательству, суд приходит к следующим выводам.

Частью 6 статьи 201 ЖК РФ предусмотрено, что уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти утверждает методические указания о порядке формирования и деятельности лицензионной комиссии.

В настоящее время какие-либо нормативные правовые акты во исполнение требований части 6 статьи 201 ЖК РФ федеральным органом исполнительной власти не приняты.

Таким образом, установление (определение) порядка избрания (назначения) членов комиссии не входит в полномочия субъекта Российской Федерации.

Во исполнение требований частей 1 и 2 статьи 201 ЖК РФ Указом №307 в Удмуртской Республике создана лицензионная комиссия по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами.

Этим Указом утверждено Положение о созданной комиссии, в которой определены полномочия и функции комиссии, полномочия членом лицензионной комиссии, организационное обеспечение деятельности комиссии, порядок и организация работы комиссии, а также ее состав.

Указом Главы Удмуртской Республики от 21 июля 2015 года № 147 о внесении изменения в Указ Главы Удмуртской Республики от 23 сентября 2014 года № 307 «О лицензионной комиссии по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами», изменен состав лицензионной комиссии.

Согласно части 3 статьи 201 ЖК РФ в составе лицензионной комиссии не менее чем одна треть ее членов должна быть представлена саморегулируемыми организациями, общественными объединениями, иными некоммерческими организациями, указанными в части 8 статьи 20 настоящего Кодекса.

Частью 8 статьи 20 ЖК РФ предусмотрено, что в целях обеспечения прав и законных интересов граждан может осуществляться общественный жилищный контроль, субъектами которого могут являться общественные объединения, иные некоммерческие организации, советы многоквартирных домов, другие заинтересованные лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Иных требований к порядку формирования и составу лицензионной комиссии ЖК РФ не предусмотрено.

Так, в соответствии с оспариваемым актом с учетом внесенных изменений в Указ № 307 в состав лицензионной комиссии по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами республики включены 9 человек, один из которых является председателем комиссии, 1 – заместителем председателя комиссии, 1 – секретарем комиссии, 6 – членами комиссии. На основании части 3 статьи 201 ЖК РФ в состав лицензионной комиссии республики включены 4 представителя некоммерческих организаций, отвечающих требованиям части 8 статьи 20 ЖК РФ, что составляет более одной трети от общего числа членов. Таким образом, состав лицензионной комиссии республики сформирован и утвержден в соответствии с требованиями ЖК РФ.

П.И.В., К.В.Г,, А.С.И. и Е.А.Н. являются представителя некоммерческих организаций, что подтверждается представленными справками и выпиской из единого государственного реестра юридических лиц (л.д. 15- 20) л.д. 84-86).

Ссылка заявителя на обязательность проведения каких-либо открытых конкурсных процедур при формировании состава лицензионной комиссии на требованиях закона не основана, нормы федерального законодательства, которым бы противоречила выбранная в республике процедура формирования состава лицензионной комиссии, заявителем М.А.А. не приведены.

Доводы заявителя о коррупционных проявлениях при формировании комиссии не подкреплены соответствующими доказательствами.

Ссылка заявителя М.А.А. на нарушение оспариваемым актом его конституционного права на участие в управлении делами государства (статья 32 Конституции Российской Федерации) нельзя признать обоснованной, поскольку отсутствие в Положении о лицензионной комиссии регламентации порядка формирования этой комиссии не свидетельствует об ограничении чьих-либо прав на участие в ее деятельности и не содержит прямого или косвенного запрета на реализацию заинтересованным лицом такого права.

Доводы заявителя о том, что было нарушено его право на включение в состав лицензионной комиссии в связи с тем, что его заявление было рассмотрено лицом, не уполномоченным на принятие решения о включение его в комиссии, не может быть принят, поскольку он не влияет на законность принятого акта, процедура рассмотрения заявлений на включение в состав комиссии не урегулирована каким – либо нормативно-правовым актом, решение о включении либо не включении в состав комиссии определяется главой субъекта Российской Федерации.

Учитывая, что ЖК РФ не предусмотрена обязанность субъекта Российской Федерации по утверждению требований к составу комиссии, порядку ее формирования, количеству членов комиссии, то суд приходит к выводу об отсутствии противоречия оспариваемого нормативного правового акта Жилищному кодексу Российской Федерации.

Довод заявителя о том, что была нарушена процедура принятия и опубликования Указа № 147, поскольку не проводилась оценка регулирующего воздействия проекта оспариваемого нормативного правового акта, подлежит отклонению.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, непосредственно названный нормативный правовой акт официально опубликован в установленном законом порядке на сайте Президента Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики.

Статьей 26.3-3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и принятым в соответствии с ней постановлением Правительства Удмуртской Республики от 3 декабря 2012 г. № 526 «Об утверждении порядка проведения процедуры регулирующего воздействия» (далее - постановление № 526) предусмотрена оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Удмуртской Республики, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Вместе с тем, Указ № 147 изменил состав лицензионной комиссии по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами Удмуртской Республики, и не регламентирует вопросы осуществления предпринимательской деятельности.

Довод апелляционной жалобы о нарушении оспариваемым нормативным правовым актом положений Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 272-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» подлежит отклонению, так как в материалах дела имеется подготовленное в соответствии с названным федеральным законом экспертное заключение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике от 9 июля 2015 года, согласно которому по результатам проведения правовой экспертизы Указа № 147 коррупциогенные факторы не выявлены.

В силу части первой статьи 215 КАС РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

При таких обстоятельствах заявленные М.А.А. требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

М.А.А. отказать в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующим состава лицензионной комиссии, утвержденного Указом Главы Удмуртской Республики от 21 июля 2015 года № 147 о внесении изменения в Указ Главы Удмуртской Республики от 23 сентября 2014 года № 307 «О лицензированной комиссии по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами».

Опубликовать сообщение о принятом судебном решении в течении 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном сайте Главы и Правительства Удмуртской Республики htt://www.udmurt.ru

Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме в апелляционном порядке в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации.

Мотивированное решение изготовлено судьей « 3» ноября 2015 года.

Судья Верховного Суда

Удмуртской Республики Р.Р.Ахкямов