ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-155/2018 от 17.01.2018 Амурского областного суда (Амурская область)

Дело №3а-294/2017

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

17 января 2018 года г. Благовещенск

Амурский областной суд в составе:

судьи Косарева Е.Н.,

секретаря судебного заседания Капустиной Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление администрации пгт. Серышево о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при Управлении Росреестра по Амурской области от 29 августа 2017 года №1156

У С Т А Н О В И Л:

Администрация пгт. Серышево обратилась в Амурский областной суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при Управлении Росреестра по Амурской области от 29 августа 2017 года №1156.

В обоснование своих требований административный истец указал, что кадастровая стоимость объекта недвижимости: нежилое здание с кадастровым , площадью 253,2 кв.м., по адресу: <...> утверждена в размере 8 833 054, 18 рублей.

29 августа 2017 года на заседании комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при Управлении Росреестра по Амурской области (далее - Комиссия) принято решение №1156 о пересмотре кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости.

Названным решением Комиссии кадастровая стоимость объекта оценки: нежилое здание с кадастровым , площадью 253,2 кв.м., по состоянию на 01 января 2016 года определена в размере его рыночной стоимости в сумме 3 551 635 рублей, на основании Отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости от 28 июля 2016 года №172-01/17 выполненному «Центром независимой оценки» ИП Ф.И.О.2.

Таким образом, кадастровая стоимость объекта недвижимости пересмотрена в сторону уменьшения более чем на 59,8 %.

Согласно п. 20 Приказа Минэкономразвития России «Об утверждении порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости» от 04 мая 2012 года №263, в случае, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, за исключением случаев, если заявителем представлено положительное экспертное заключение, соответствующее требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации, и содержание и оформление отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости соответствуют требованиям статьи 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», от 29.07.1998 № 135-ФЗ требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.

При составлении Отчет об оценке рыночной стоимости спорного объекта недвижимости от 28 июля 2016 года №172-01/17 оценщиком не выполнены требования п.5 и подп. «з» п.8 ФСО №3 – нарушен принцип существенности, не проведён анализ рынка недвижимости, использованы объекты-аналоги расположенные в другом населённом пункте, недостоверен довод оценщика и слабом развитии рынка нежилой, торговой и офисной недвижимости в п. Серышево.

Административный истец просит признать незаконным решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при Управлении Росреестра по Амурской области от 29 августа 2017 года №1156 о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости: нежилое здание с кадастровым , площадью 253,2 кв.м., по адресу: <...>.

Исключить из ЕГРН сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости: нежилое здание с кадастровым , площадью 253,2 кв.м., по адресу: <...> внесённые на основании решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при Управлении Росреестра по Амурской области от 29 августа 2017 года №1156.

Восстановить величину кадастровой стоимости объекта недвижимости: нежилое здание с кадастровым , площадью 253,2 кв.м., по адресу: <...> по состоянию на 01 января 2016 года в сумме 8 833 054,18 рублей.

В судебное заседание представители административного истца и административного ответчика не прибыли, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили. Представитель административного истца просил рассмотреть дело в его отсутствие.

На основании ч.2 ст.150 КАС РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц

В судебном заседании заинтересованное лицо ФИО1 пояснил, что доводы административного истца, приведённые в административном исковом заявлении, не являются основаниями для отмены оспариваемого решения комиссии от 29 августа 2017 года №1156. В иске просил отказать.

В письменном отзыве представитель административного ответчика – Управления Росреестра по Амурской области ФИО2, в иске просит отказать, что указав, что приведённые в исковом заявлении основания не являются достаточными для отмены оспариваемого решении комиссии. Отчёт об оценке спорного объекта недвижимости от 28 июля 2017 года №172/01-17 соответствует требованиям действующего законодательства в области оценочной деятельности.

Из материалов дела следует, что ФИО1 на праве собственности принадлежит объект недвижимости: нежилое здание с кадастровым , площадью 253,2 кв.м., по адресу: <...>.

Постановлением Правительства Амурской области «Об утверждении результатов кадастровой стоимости объектов недвижимости (зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства) на территории Амурской области» 29 ноября 2016 года №536, кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым утверждена в размере 8 833 054,18 рублей.

02 августа 2017 года ФИО1 обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Амурской области с заявлением о пересмотре результатов кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым .

ФИО1 представил в Комиссию Отчет №172-01/17 от 28 июля 2017 года Об определении рыночной стоимости нежилого здания, по адресу: <...> «Центром независимой оценки» ИП Ф.И.О.2, согласно которому рыночная стоимость указанного объекта недвижимости определена в размере 3 551 635 рублей по состоянию на 01 января 2016 года.

Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Амурской области от 29 августа 2017 года №1156 кадастровая стоимость объекта недвижимости: нежилое здание с кадастровым , площадью 253,2 кв.м., по адресу: <...> пересмотрена и установлена в размере равном его рыночной стоимости в сумме 3 551 635 рублей, согласно Отчету об оценке от 30 декабря 2017 года №172-01/17.

Изучив материалы дела, требования административного истца, изложенные в административном исковом заявлении, пояснения в суде заинтересованного лица ФИО1, другие материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.28.14 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года №135-ФЗ (далее – Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

В силу абз.3 ст.24.18 Закона об оценочной деятельности решения комиссии могут быть оспорены в суде.

Согласно ч.2 ст.245 КАС РФ, органы местного самоуправления вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Поскольку объект недвижимости с кадастровым расположен на территории муниципального образования пгт. Серышево Серышевского района Амурской области глава администрации пгт. Серышево вправе обратиться в суд с настоящим административным иском, так как кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости в размере равном его рыночной стоимости установленная решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости влияет на размер налога на имущество физических лиц, подлежащего начислению в местный бюджет (ст.15 НК РФ).

Установленный ч.1 ст.219 КАС РФ трёхмесячный срок обращения с административным исковым заявлением в суд не пропущен.

ФИО1 имея в собственности объект недвижимости с кадастровым имеет право на пересмотр его кадастровой стоимости.

Согласно ст.24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года №135-ФЗ, основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.В соответствии с положениями ст.246 КАС РФ и абз.5 п.11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» от 30 июня 2015 года №28 разъяснено, что при подаче заявления об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости необходимым документом является отчет, составленный на дату, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, а также подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков положительное экспертное заключение в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Аналогичное положение было предусмотрено абз.6 ч.16 ст.24.18 Закона об оценочной деятельности, однако, Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 02 июня 2016 года №172-ФЗ названное положение закона, предусматривающее необходимость приложения к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости положительного экспертного заключения признано утратившим силу, следовательно, экспертиза отчетов об оценке саморегулирующими организациями в настоящее время носит добровольный характер.

В связи с чем, суд находит не основанными на нормах права доводы административного истца о нарушении административным ответчиком п.20 Приказа Минэкономразвития России «Об утверждении порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости» от 04 мая 2012 года №263,. согласно которому в случае, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, за исключением случаев, если заявителем представлено положительное экспертное заключение, соответствующее требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации.

Согласно ст.12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Исходя из приведенных положений Закона об оценочной деятельности, а также Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, комиссия наделена самостоятельными полномочиями по проверке достоверности отчета об оценке рыночной стоимости, в частности, соответствие отчета об определении рыночной стоимости статье 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года №135-ФЗ.

Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Амурской области (созданной приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 25 октября 2012 года №П/467) от 29 августа 2017 года №1156 по заявлению ФИО1 кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым установлена в размере его рыночной стоимости в сумме 3 551 635 рублей,

В силу п.11 ст.226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно разъяснениям, содержащимися в п.19 Постановления Пленума ВС РФ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» от 30 июня 2015 года №28, обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе, а обязанность доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, - на заинтересованном лице, если оно возражает против удовлетворения заявления (ч.5 ст.247 и ч.1 ст.248 КАС РФ).

Судом установлено, что цель, которую преследует административный истец, обратившись в суд с настоящим административным иском, заключается в оставлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым , по адресу: <...> который принадлежат ФИО1 в размере 8 833 054,18 рублей, который рассчитан исходя из средних показателей кадастровой стоимости объектов недвижимости зданий, помещений, сооружений в разрезе кадастровых кварталов муниципальных образований и городских округов утверждённых постановлением Правительства Амурской области «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства) на территории Амурской области» от 29 ноября 2016 года №536..

Исследовав в судебном заседании материалы дела, в том числе Отчет об оценке спорного недвижимого имущества от 28 июля 2017 года №172-01/17 суд не находит оснований для признании его не соответствующим требованиям ст.11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года №135-ФЗ.

Нарушений порядка создания и работы комиссии, порядка проведения заседания и голосования по заявлению, а также каких-либо иных нарушений действующего законодательства, которые могли бы повлиять на законность принятого комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области решений от 29 августа 2017 года №1156 не допущено.

В решении комиссии от 29 августа 2017 года №1156 приведены основания пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым принадлежащего ФИО1 и выводы о соответствии Отчёта №172-01/17 об оценке объекта оценки: нежилое помещение площадью 253,2 кв.м., кадастровый , по адресу: Амурская область Серышевский район пгт. Серышево ул. Горького д., требованиям законодательства Российской федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям федеральных стандартов оценки.

Административный истец, оспаривая решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Амурской области от 29 августа 2017 года №1156, не согласился с её выводами о размере рыночной стоимости, указанной в Отчете об оценке от 28 июля 2017 года №172-01/17, обосновав тем, что при составлении названного Отчета оценщиком нарушен принцип существенности, использованы объекты-аналоги расположенные в другом населённом пункте, и недостоверен вывод о слабом развитии рынка нежилой, торговой и офисной недвижимости в п. Серышево. При этом, в нарушение ст.226 КАС РФ, административный истец не представил суду доказательств, опровергающих выводы комиссии об обоснованности установления кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в размере равном его рыночной стоимости, а также не представил доказательства опровергающие результаты рыночной стоимости объекта недвижимости с кадастровым .

Кроме этого, ни в административном исковом заявлении, ни в письменном отзыве представителя правительства Амурской области на административное исковое заявление не содержится доводов ставящих под сомнение оспариваемое административным истцом решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Амурской области от 29 августа 2017 года №1156.

Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца об отмене решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Амурской области от 29 августа 2017 года №1156.

Руководствуясь ст.ст. 175, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административному истцу – администрация пгт. Серышево отказать в удовлетворении административного искового заявления о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при Управлении Росреестра по Амурской области от 29 августа 2017 года №1156 о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости: нежилое помещение площадью 253,2 кв.м., кадастровый , по адресу: Амурская область Серышевский район пгт. Серышево ул. Горького д., и установления её в размере равном рыночной стоимости.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Амурского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: Е.Н. Косарев