Дело № 3а-155/2021 (3а-2071/2020)
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Пермь 14 января 2021 года
Пермский краевой суд в составе
председательствующего судьи Коротаевой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Токаревой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Министерству по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края, ГБУ Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края», заявив требования об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости:
- земельного участка общей площадью 2 518 кв.м., с кадастровым номером **31, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 6834356 рублей;
- нежилого помещения общей площадью 1190,8 кв.м., с кадастровым номером **704, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости по состоянию на 17 февраля 2018 года в размере 22218277 рублей.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что является правообладателем указанных выше объектов недвижимости и соответственно плательщиком налога на имущество физических лиц и арендной платы за земельный участок, которые исчисляются с учетом кадастровой стоимости объектов недвижимости. Неверное определение кадастровой стоимости нежилого помещения и земельного участка нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку влечет неверное определение налога на имущество и арендной платы. Результаты определения кадастровой стоимости помещения влияют на права и обязанности административного истца.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлялась судом надлежащим образом, представитель административного истца К1. в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие, исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель административных ответчиков Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельностью Пермского края, Государственного бюджетного учреждения «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» Ч. в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие, возражала против удовлетворения заявленных требований, ходатайство о назначении экспертизы не заявила.
Представитель заинтересованного лица администрации г. Перми В. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, возражала против удовлетворения требований в письменном отзыве.
Заинтересованное лицо Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Пермскому краю о времени и месте рассмотрения дела извещалось судом надлежащим образом, в судебное представителя не направило.
С учетом надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства по делу, отсутствия сведений об уважительности причин неявки, принимая во внимание, что явка указанных лиц не была признана обязательной, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, изучив административное исковое заявление, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации здания, помещения, расположенные в пределах муниципального образования являются объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц.
Согласно статье 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, если такой порядок определения налоговой базы установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Этой же нормой предусмотрено право законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации установить в срок до 01 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законом Пермского края от 10 ноября 2017 года № 140-ПК «Об установлении единой даты начала применения на территории Пермского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Пермского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 01 января 2018 года.
Решением Пермской городской Думы от 21 ноября 2017 года № 243 «О налоге на имущество физических лиц на территории г. Перми» установлен и введен в действие с 01 января 2018 года налог на имущество физических лиц налоговая база по которому определяется исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, ставка налога определяется с учетом того поименован ли объект в приложении к Постановлению Правительства Пермского края от 28 ноября 2019 года № 874-п «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».
В названный Перечень включено здание с кадастровым номером **43, расположенное по адресу: ****, в котором находится нежилое помещение с кадастровым номером **704, общей площадью 1190,8 кв.м. (пункт 1804).
Нежилые помещения, расположенные в зданиях (строениях, сооружениях), включенных в настоящий перечень, относятся к объектам недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как их кадастровая стоимость.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли).
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. В пункте 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. В силу пункта 3 названной нормы в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с положениями статьи 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Поскольку налоговая база в отношении принадлежащего административному истцу на праве собственности здания исчисляется от его кадастровой стоимости, то результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности административного истца, как налогоплательщика.
Судом установлено, что административный истец является арендатором объекта недвижимости: земельного участка общей площадью 2 518 кв.м., с кадастровым номером **31, расположенного по адресу: ****, собственником нежилого помещения общей площадью 1190,8 кв.м., с кадастровым номером **704, расположенного по адресу: ****, что подтверждается договором аренды земельного участка ** от 13 августа 2018 года, выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основанных характеристиках объектов недвижимости и зарегистрированных правах (л.д. 14-16, 17-20).
Согласно части 7 статьи 22 Закона о кадастровой оценке и положений пункта 8 ФСО № 4 кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером **31, установлена по состоянию на 01 января 2019 года приказом Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края от 12 ноября 2019 года № СЭД-31-02-2-2-1393 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Пермского края» и составляет 12926093 рубля 24 копейки, сведения внесены в ЕГРН 14 января 2020 года (л.д. 8).
Кадастровая стоимость помещения общей площадью 1190,8 кв.м. с кадастровым номером **704, установлена актом ГБУ «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» № 402 от 22 октября 2019 года по состоянию на 17 февраля 2018 года и составила 36386025 рублей 26 копеек, сведения о кадастровой стоимости внесены в ЕГРН 28 октября 2019 года (л.д. 13, 276-278).
Приведенные результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости просит пересмотреть административный истец, при этом проверка достоверности установленной в отношении объектов оценки кадастровой стоимости, равно как и законность правовых акта об ее утверждении, предметом рассмотрения по настоящему делу не являются.
В силу статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет независимого оценщика, а также экспертное заключение на такой отчет.
Административным истцом в подтверждение заявленных требований административного иска представлены в суд отчет об оценке № 313.1/О-20 от 20 ноября 2020 года, выполненный оценщиком К2. (ИП К2.) и отчет об оценке № 313.2/О-20 от 20 ноября 2020 года, выполненный оценщиком К2. (ИП К2.) (л.д. 54-264).
Согласно отчету об оценке № 313.1/О-20 от 20 ноября 2020 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером **31 по состоянию на 01 января 2019 года составила 6834356 рублей.
Согласно отчету об оценке № 313.2/О-20 от 20 ноября 2020 года рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером **704 по состоянию на 17 февраля 2018 года составила 22218277 рублей.
Согласно статье 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) итоговым документом, который составляется по результатам определения стоимости объекта оценки, является отчет об оценке объекта оценки. Отчет об оценке объекта оценки должен содержать точное описание объекта оценки; стандарты оценки для определения стоимости объекта оценки, обоснование их использования при проведении оценки данного объекта оценки, перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения, принятые при проведении оценки объекта оценки допущения; последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, ограничения и пределы применения полученного результата.
В силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Требования к отчету об оценке установлены Федеральным стандартом оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденным приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 299. В силу пункта 3 указанного федерального стандарта оценки отчет об оценке представляет собой документ, содержащий сведения доказательственного значения, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе настоящим Федеральным стандартом оценки, нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет.
Оценщик К2., выполнившая отчеты, является членом Саморегулируемой организации Ассоциация «Межрегиональный союз», включена в реестр 15 ноября 2012 года за регистрационным номером **. Оценщик обладает правом на проведение подобного рода исследования, специальными познаниями, гражданская ответственность оценщика застрахована.
Применяя сравнительный подход при определении рыночной стоимости спорного земельного участка, с применением метода сравнения продаж, оценщиком проанализирована информация о ценах предложения сходных земельных участков с видами разрешенного использования, совпадающими с видами разрешенного использования оцениваемого земельного участка. Выбор объектов-аналогов оценщиком в отчете об оценке надлежащим образом обоснован с учетом анализа объекта оценки.
При определении стоимости объекта оценки (здания) оценщиком использован сравнительный подход, в отчете оценщиком приведены обоснования невозможности использования затратного и доходного подходов. С целью определения рыночной стоимости объекта оценки здания сравнительным подходом оценщиком выбран метод сравнения продаж, при применении которого оценщиком полно собрана и всесторонне проанализирована информация о ценах предложений на торговые здания как наиболее близкие по виду функционального назначения с объектом оценки и сходные по основным ценообразующим факторам. Оценщиком проанализирована информация о ценах предложения сходных объектов недвижимости совпадающими по назначению с объектом оценки.
Содержание отчетов об оценке не вводит в заблуждение и не допускает неоднозначного толкования полученных результатов. Отчеты содержат все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объектов недвижимости, и соответствуют требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, отвечают требованиям относимости, допустимости и не вызывают сомнений в достоверности.
Суд считает, что при подготовке отчетов об оценке была использована информация, отвечающая требованиям достаточности и достоверности, оценщик К2. при оценке спорных объектов недвижимости не допустила нарушение требований действующего законодательства в области оценочной деятельности, которые могли бы существенно повлиять на результаты оценки.
Данные об иной рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, исходя из положений части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лицами, участвующими в деле, суду не представлены, ходатайство о проведении судебной экспертизы административными ответчиками не заявлено.
С учетом изложенного, заявленные индивидуального предпринимателя ФИО1 требования об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости подлежат удовлетворению.
Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения необходимо указывать дату подачи соответствующего заявления.
Датой подачи заявления считается дата обращения в суд или Комиссию по оспариванию кадастровой стоимости, если имело место обращение этого лица в Комиссию, как следует из материалов дела, административное исковое заявление подано 27 ноября 2020 года (л.д. 2).
Руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление индивидуального предпринимателя ФИО1 удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 2 518 кв.м., с кадастровым номером **31, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 6834356 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения общей площадью 1190,8 кв.м., с кадастровым номером **704, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости по состоянию на 17 февраля 2018 года в размере 22218277 рублей.
Датой подачи заявления об установлении кадастровой стоимости считать 27 ноября 2020 года.
Решение суда может быть обжаловано в четвертый Апелляционный суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 28 января 2021 года.
Решение вступило в законную силу 02 марта 2021 года.
Судья: подпись