ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1567/20 от 12.02.2021 Брянского областного суда (Брянская область)

Дело №3а-190/2021

(3а-1567/2020)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор.Брянск 12 февраля 2021 года

Брянский областной суд в составе:

председательствующего судьи областного суда Апокиной Е.В.,

при секретаре Мурей Т.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратилась в суд с вышеназванным административным иском к Управлению имущественных отношений Брянской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (Управлению Росреестра по Брянской области), указывая, что ей на праве собственности принадлежит объект недвижимости: площадка для хранения техники, назначение: 9. иные сооружения производственного назначения, 1-этажный, в том числе подземных 0, площадь 10 240 кв.м., кадастровый , адрес: <адрес>, кадастровой стоимостью по состоянию на 01.01.2015г. - 77 219 973,84 руб.

Ссылаясь на то, что кадастровая стоимость объекта завышена, что влияет на размер уплачиваемых налогов, просила суд установить кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, определенной в отчете ООО «Брянский центр оценки и экспертизы» от 08 сентября 2020 года № 01-174-2020, по состоянию на 01.01.2015г. - 784 455 руб.

Административный истец ФИО1 и её представитель по доверенности ФИО2, представители административных ответчиков - Управления имущественных отношений Брянской области, Управления Росреестра по Брянской области, представители заинтересованных лиц: Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Брянской области, Администрации Жуковского района Брянской области о слушании дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, в соответствие со ст.ст. 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Право участников гражданского оборота на оспаривание в суде результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права и обязанности, закреплено в статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и статье 22 Федерального закона от 03.07.2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".

Названными нормативными правовыми актами предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Как установлено судом, административному истцу ФИО1 на праве собственности с 27.08.2019 г. принадлежит объект недвижимости:

- площадка для хранения техники, назначение: 9. иные сооружения производственного назначения, 1-этажный, в том числе подземных 0, площадь 10 240 кв.м., кадастровый , адрес: <адрес>.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости - площадка для хранения техники утверждена Приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 27.12.2015 г. N 1890 по состоянию на 01.01.2015г. в размере 77 219 973,84 руб. Сведения о кадастровой стоимости являются архивными.

Приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 22 ноября 2019 года № 1498 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости на территории Брянской области» кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости с кадастровым номером 32:08:0340244:5170 по состоянию на 01 января 2019 года определена в размере 4 379 547,58 руб. Сведения о кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости внесены в ЕГРН.

Положения ст. 24.18 Федерального закона 29.07.1998 г. N 135-ФЗ, а также ст. 22 Федерального закона от 03.07.2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает, в том числе, и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.

Исходя из разъяснений, изложенных в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о кадастре при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее - архивные сведения).

Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Учитывая, что в настоящее время сохраняется право на применение результатов кадастровой стоимости объекта недвижимости, указанного в административном иске, т.к. административный истец не утратил право на перерасчет налога на имущество за 2019 год, суд приходит к выводу, что права и обязанности административного истца затронуты результатами определения кадастровой стоимости принадлежащего ему объекта недвижимости, и он вправе требовать пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, ставшей архивной.

В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.

В силу статей 70, 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет оценщика.

В обоснование заявленных требований, административным истцом представлен отчет об оценке ООО «Брянский центр оценки и экспертизы» от 08 сентября 2020 года № 01-174-2020 (оценщик ФИО5), согласно которому рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером , по состоянию на 01.01.2015г. составляет 784 455 руб.

Оценщик ФИО5 является членом саморегулируемой организации региональная ассоциация оценщиков, имеет необходимые дипломы. Ответственность оценщика застрахована в СПАО «Ингосстрах».

Как разъяснил Верховный Суд РФ в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).Согласно разъяснениям, данным в п. 23 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28, в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.

В целях устранения возникших сомнений относительно обоснованности представленного в материалы дела отчета судом по ходатайству представителя административного ответчика назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ИП ФИО3

Согласно заключению судебной оценочной экспертизы ИП ФИО3 №01-001/Э-2021 от 30.12.2020 г., рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером , по состоянию на 01.01.2015г. составляет 784 455 руб.

Указанное экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, и соответствует требованиям Федерального закона N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, в связи с чем, ставить указанное экспертное заключение под сомнение оснований не имеется.

Стороны по делу обоснованных возражений на заключение судебной оценочной экспертизы, а также доказательств, опровергающих или ставящих под сомнение достоверность выводов судебной оценочной экспертизы, не представили, ходатайств о назначении повторной или дополнительной судебной оценочной экспертизы не заявили.

Письменные возражения административных ответчиков и заинтересованных лиц на заявленные требования не связаны с правом административного истца на установление кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной, в связи с чем, судом отклоняются.

Проанализировав экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд принимает его в качестве доказательства, подтверждающего достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки, которое может быть положено в основу решения суда.

При указанных обстоятельствах, с учетом правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, позиции сторон по делу, суд приходит к выводу об удовлетворении требований ФИО1 и установлении кадастровой стоимости принадлежащего ей объекта недвижимости в размере рыночной стоимости, определенной в заключении эксперта ИП ФИО3 №01-001/Э-2021 от 30.12.2020 г. по состоянию на 01.01.2015г. в размере 784 455 руб.

Правила статьи 18 Федерального закона от 03.07.2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" предусматривают, что в случае изменения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января года, в котором в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Исходя из разъяснений, изложенных в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 КАС РФ). Если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости.

Учитывая, что оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость указанного выше объекта недвижимости в настоящее время является архивной, периодом действия определенной судом кадастровой стоимости равной рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере 784 455 руб. руб. является период, исчисляемый до начала применения результатов определения новой кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости, утвержденных приказом управления имущественных отношений Брянской области от 22 ноября 2019 года № 1498 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости на территории Брянской области», т.е. с 01 января 2016 года по 31 декабря 2019 года.

Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Заявление административного истца о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости названного выше объекта недвижимости было подано в суд 07.10.2020г.

По смыслу ст. ст. 24.18, 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ, а также ст. 22 Федерального закона от 03.07.2016 г. N 237-ФЗ актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда, таким образом, настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Административный иск ФИО1 удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: площадка для хранения техники, назначение: 9. иные сооружения производственного назначения, 1-этажный, в том числе подземных 0, площадь 10 240 кв.м., кадастровый , адрес: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2015г. в размере 784 455 руб.

Датой подачи заявления ФИО1 о пересмотре кадастровой стоимости вышеуказанного объекта недвижимости считать 07.10.2020г.

Вновь установленная кадастровая стоимость вышеуказанного объекта недвижимости подлежит внесению в Единый государственный реестр недвижимости.

Периодом действия определенной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером в размере 784 455 руб., является период с 01 января 2016 года по 31 декабря 2019 года.

Настоящее решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий,

судья Брянского областного суда- Е.В.Апокина

Мотивированный текст решения изготовлен 19 февраля 2021 года.