ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-156/18 от 26.11.2018 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело №3а-156/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург 26 ноября 2018 года

Ленинградский областной суд в составе:

председательствующего-судьи Морозковой Е.Е.

при секретаре Епифанцевой Н.В.,

с участием прокурора Кичаевой О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ленинградской области о признании недействующим со дня вступления в законную силу решения суда Областного закона Ленинградской области от 17.07.2018 №77-оз «О проведении изыскательско-поисковых работ в границах территорий Ленинградской области, на которых в период 1939-1944 годов велись боевые действия» в части,

установил:

17 июля 2018 года принят Законодательным собранием Ленинградской области и в указанную дату подписан губернатором Ленинградской области Областной закон №77-оз ««О проведении изыскательско-поисковых работ в границах территорий Ленинградской области, на которых в период 1939-1944 годов велись боевые действия» (далее-областной закон №77-оз).

В статье 1 областного закона №77-оз определено, что настоящий закон устанавливает особенности проведения изыскательско-поисковых работ и осуществления хозяйственной деятельности в границах территорий Ленинградской области, на которых в период 1939-1944 годов велись боевые действия, независимо от формы собственности на земельные участки.

В статье 2 областного закона №77-оз, содержащей основные понятия, которые используются в настоящем областном законе указано, что под изыскателько-поисковыми работами понимаются работы, направленные на выявление непогребенных останков погибших и пропавших без вести при защите Отечества в ходе боевых действий на территории Ленинградской области в период 1939-1944 годов.

Статьей 3 областного закона №77-оз регламентирован процесс организации изыскательско-поисковых работ. В частности, в части 1 установлено, что в границах территорий Ленинградской области, на которых в период 1939-1944 годов велись боевые действия, включенных в перечень, утверждаемый в соответствии со статьей 4 настоящего областного закона, запрещается осуществление хозяйственной деятельности до момента завершения изыскательско-поисковых работ, за исключением земель, земельных (лесных) участков, частей земельных (лесных) участков:

1) расположенных в границах участка недр, предоставленного пользователю недр для добычи полезных ископаемых в соответствии с лицензией или в соответствии с соглашением о разделе продукции, при условии, что работы по добыче полезных ископаемых начаты до вступления в силу настоящего областного закона с соблюдением установленного порядка;

2) расположенных в границах населенных пунктов в соответствии с генеральными планами городских, сельских поселений, городского округа Ленинградской области;

3) в границах которых осуществляется ведение садоводства, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства, огородничества, права на которые возникли до вступления в силу настоящего областного закона.

Частью 2 статьи 3 областного закона №77-оз установлено, что изыскательско-поисковые работы считаются завершенными после утверждения уполномоченным органом исполнительной власти Ленинградской области акта о результатах проведения изыскательско-поисковых работ в порядке, установленном Правительством Ленинградской области.

Согласно части 3 статьи 3 областного закона №77-оз изыскательско-поисковые работы проводятся за счет средств лица, планирующего осуществлять на земельном участке хозяйственную деятельность, за исключением случаев, если такие работы проведены ранее за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Статьей 4 областного закона №77-оз предусмотрено, что утверждение перечня территорий, в границах которых не допускается осуществление хозяйственной деятельности до момента завершения изыскательско-поисковых работ, утверждение порядка реализации настоящего областного закона, а также определение уполномоченного органа исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющего полномочия, предусмотренные настоящим областным законом, относятся к полномочиям Правительства Ленинградской области.

Областной закон №77-оз опубликован в установленном порядке, вступил в силу и является действующим.

Прокурор Ленинградской области обратился в Ленинградский областной суд с административным иском, в котором просил: признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу абзац 6 статьи 2, части 1-3 статьи 3, статью 4 в части слов «в границах которых не допускается осуществление хозяйственной деятельности до момента завершения изыскательско-поисковых работ» Областного закона Ленинградской области от 17.07.2018 №77-оз «О проведении изыскательско-поисковых работ в границах территорий Ленинградской области, на которых в период 1939-1944 годов велись боевые действия».

Проанализировав федеральные акты, регулирующие порядок проведения поисковой работы, положения оспариваемого регионального акта, прокурор сделал вывод о том, что содержащееся в абзаце 6 статьи 2 областного закона №77-оз понятие «изыскательско-поисковые работы» по существу не является новым, а введено в целях переурегулирования отношений, урегулированных на федеральном уровне нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Части 1-3 статьи 3, статья 4 областного закона №77-оз, содержат ограничения прав, не предусмотренные ст.129, ч.3 ст.209 ГК РФ, ст.ст.56, 56.1 ЗК РФ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, правомочие на введение которых органам государственной власти субъекта Российской Федерации федеральным законодательством не предоставлено.

Указание в части 3 статьи 3 областного закона №77-оз о проведении изыскательско-поисковых работ за счет средства лица, планирующего осуществлять на земельном участке хозяйственную деятельность не соответствует Гражданскому кодексу Российской Федерации, Земельному кодексу Российской Федерации, части 6 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации, ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст.12 Закона Российской Федерации от 14.01.1993 №4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества».

В силу положений ч.5 ст.76 Конституции Российской Федерации, ч.1 ст.3, ст.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации(п.п. «б», «в», «е» ч.1 ст.72 Конституции РФ).

Согласно подпунктам «д,и» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 №96 принятие нормативного правового акта с нарушением компетенции государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц); нормативные коллизии (противоречия между нормами, создающие для государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае) представляют собой коррупционные факторы.

Равно как согласно подпункту «а» пункта 4 названной Методики наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права,-установление трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям.

В судебном заседании прокурор Кичаева О.А. заявленные требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в административном иске.

В письменном возражении относительно заявленных требований представитель административного ответчика Законодательного собрания Ленинградской области ФИО1 просил в удовлетворении административного иска отказать, ссылаясь на наличие внутренних противоречий в Законе Российской Федерации от 14.01.1993 №4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» (далее Закон РФ №4292-1). Руководствуясь ст.73 Конституции РФ, учитывая ч.2 ст.2 и ч.1 ст.9 Закона РФ №4292-1, органы государственной власти Ленинградской области воспользовались возможностью самостоятельно установить иное, не предусмотренное названным законом Российской Федерации мероприятие по увековечению памяти погибших при защите Отечества (изыскательско-поисковые работы), определив порядок его проведения. По мнению представителя, в отличие от поисковой работы изыскательско-поисковые работы направлены на исключение ситуаций, при которых хозяйственная деятельность на определенных земельных участках может быть приостановлена или запрещена в связи с обнаружением незахороненных останков или неучтенных воинских захоронений. Оспариваемый областной закон принят органами государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах предоставленных полномочий.

В судебном заседании представитель административного ответчика Законодательного собрания Ленинградской области ФИО1 просил в удовлетворении административного иска отказать по доводам, приведенным в возражениях.

В письменном возражении представитель административного ответчика Губернатора Ленинградской области ФИО2 просила в удовлетворении административного иска отказать, указав, что понятие «изыскательско-поисковые работы», содержащееся в оспариваемом областном законе не тождественно понятию «поисковые работы», которое содержится в Законе РФ от 14.01.1993 №4292-1. Оспариваемым областным законом вводится дополнительный механизм, не урегулированный на федеральном уровне. Предмет регулирования областного закона- установление особенностей проведения изыскательско-поисковых работ и осуществление хозяйственной деятельности в границах территорий Ленинградской области не противоречит Закону РФ от 14.01.1993 №4292-1. Областным законом не регулируются и имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками. Возложение расходов на лицо, планирующее осуществлять на земельном участке хозяйственную деятельность, не противоречит федеральному законодательству и является общепризнанной практикой.

В судебном заседании представитель административного ответчика Губернатора Ленинградской области ФИО2 в удовлетворении административного иска просила отказать по доводам, изложенным в возражениях.

Изучив материалы дела, заслушав явившихся лиц, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в соответствии с правилами ст.84 КАС РФ, суд приходит к следующему.

Правовое регулирование отношений в области проведения поисковой работы осуществляется Законом Российской Федерации от 14.01.1993 №4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»(далее-Закон РФ №4292-1), Указом Президента Российской Федерации от 22.01.2006 №37 «Вопросы увековечения памяти погибших при защите Отечества», приказами Министра обороны Российской Федерации от 10.04.1993 №185 «О мерах по исполнению Закона Российской Федерации «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» в армии и на флоте», от 19.11.2014 №845 «Об утверждении Порядка организации и проведения поисковой работы общественно-государственными объединениями, общественными объединениями, уполномоченными на проведение такой работы, осуществляемой в целях выявления неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков, установления имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества и увековечения их памяти».

Статьей 2 Закона РФ №4292-1 установлены формы увековечения памяти погибших при защите Отечества, одной из которых является проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества, занесение из имен и других сведений о них в книги Памяти и соответствующие информационные системы.

Законом РФ №4292-1 определены органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие работу по увековечению памяти погибших при защите Отечества, и разграничены их полномочия. В числе таких органов названы уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий руководство и координацию, Министерство обороны Российской Федерации, органы военного управления, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти в области средств массовой информации, федеральный орган исполнительной власти в области культуры и искусства, а также органы местного самоуправления(ст.ст.10, 11 Закона РФ №4292-1).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации не наделены какими-либо полномочиями по вопросам увековечения памяти погибших при защите Отечества. Исключения сделаны лишь для городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (ч.11 ст.11 Закона РФ №4292-1).

Разделом III Закона РФ №4292-1 определены полномочия органов государственной власти в сфере поисковой работы.

Так, согласно ст.8 Закона РФ №4292-1 поисковая работа организуется и проводится общественно-государственными объединениями, общественными объединениями, уполномоченными на проведение такой работы, в порядке, предусмотренном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по увековечению памяти погибших при защите Отечества в целях выявления неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков, установления имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества и увековечения их памяти.

В ст.9 Закона РФ №4292-1 определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе осуществлять нормативное правовое регулирование только по вопросу порядка проведения поисковой работы.

Иных полномочий, в том числе в сфере организации поисковой работы, органам государственной власти субъектам Российской Федерации не предоставлено.

Не предусмотрено таких полномочий для названных органов государственной власти и Федеральным законом от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

При этом, ст.12 Закона РФ №4292-1 предусмотрена возможность проведения мероприятий, связанных с увековечением памяти погибших при защите Отечества за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

При обнаружении старых военных и ранее неизвестных захоронений именно органы местного самоуправления обязаны обозначить и зарегистрировать места захоронения, а в необходимых случаях организовать перезахоронение останков погибших. Поиск и вскрытие старых военных и ранее неизвестных захоронений гражданами или юридическими лицами, не имеющими официального разрешения на такую деятельность, запрещается (части 3 и 4 статьи 22 Закона РФ от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»).

Порядок принятия нормативных правовых актов Ленинградской области определен ст.2 Областного закона Ленинградской области от 27.10.1994 №6-оз «Устав Ленинградской области», Областным законом Ленинградской области от 11.12.2007 №174-оз «О правовых актах Ленинградской области», Постановлением Законодательного собрания Ленинградской области от 23.04.2002 №186 «О Регламенте Законодательного собрания Ленинградской области»(ст.ст.40-60).

19.02.2018 Губернатором Ленинградской области был внесен на рассмотрение Законодательного собрания Ленинградской области проект областного закона «О проведении изыскательско-поисковых работ в границах территорий Ленинградской области, на которых в период 1939-1944 годов велись боевые действия». Совместно с проектом областного закона представлены: обоснование необходимости его принятия, финансово-экономическое обоснование проекта, предложение о разработке нормативных правовых актов, перечень действующих нормативных правовых актов отмены, изменения или дополнения которых потребует принятие областного закона, справка о состоянии законодательства.

В обоснование необходимости принятия областного закона отражено, что названный проект подготовлен по итогам анализа ситуации, связанной с недопустимостью разрушения исторического ландшафта и возможных воинских захоронений на участках недр, расположенных на территории Ленинградской области, в том числе по причине недобросовестности отдельных юридических лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность, затрагивающую рассматриваемую сферу правового регулирования; законопроект направлен на исключение начала ведения хозяйственной деятельности на территории возможных воинских захоронений до момента завершения изыскательско-поисковых работ.

20.02.2018 в постоянную комиссию по законности и правопорядку Законодательного собрания Ленинградской области представлено положительное заключение начальника правового управления на проект областного закона. На заседании постоянной комиссии 20.02.2018 решение о внесении проекта областного закона на рассмотрение Законодательного собрания Ленинградской области принято не было.

Постановлением Законодательного собрания Ленинградской области от 28.02.2018 №44 проект областного закона принят в первом чтении.

По результатам заседания 03.07.2018 постоянной комиссией по законности и правопорядку Законодательного собрания Ленинградской области принято решение: рекомендовать Законодательному собранию Ленинградской области принять проект областного закона во втором чтении с учетом принятых поправок и третьем чтении.

Постановлением Законодательного собрания Ленинградской области от 11.07.2018 №298 проект областного закона принят во втором чтении.

Постановлением Законодательного собрания Ленинградской области от 11.07.2018 №344 областной закон «О проведении изыскательско-поисковых работ в границах территорий Ленинградской области, на которых в период 1939-1944 годов велись боевые действия» принят и направлен для подписания Губернатору Ленинградской области.

В экспертном заключении от 05.10.2018 Управлением Минюста Российской Федерации по Ленинградской области сделан вывод о том, что положения пункта 1 статьи 2, частей 1, 3 статьи 3 не соответствуют действующему законодательству, содержат коррупциогенный фактор согласно подпункта «д» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением правительства Российской Федерации от 26.02.2010 №96. 09.10.2018 экспертное заключение направлено прокурору Ленинградской области для рассмотрения.

Исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что областной закон №77-оз принят с соблюдением процедуры принятия областного закона Ленинградской области, предусмотренной вышеназванными региональными нормативными правовыми актами, в установленной форме, опубликован в официальном издании Ленинградской области, вступил в законную силу и является действующим, что по существу и не оспаривается.

Как уже отмечалось, в обосновывающих документах к принятию областного закона отражено, что вводимая процедура изыскательско-поисковых работ является новой и под регулирование нормами федерального и областного законодательства не подпадает.

Действительно, и федеральном и областном законодательстве отсутствует такое понятие как «изыскательско-поисковые работы».

Однако, сравнительный анализ содержания понятия «поисковая работа» (статья 2 Закона РФ №4292-1) и содержания понятия «изыскательско-поисковая работа» (абзац шестой ст.2 областного закона №77-оз) показывает, что по своему содержанию «изыскательско-поисковые работы» есть часть «поисковой работы».

При этом, ни положениями Закона РФ №4292-1, ни иными федеральными актами органам государственной власти не предоставлено право по установлению понятийного аппарата в сфере увековечения памяти погибших при защите Отечества, в том числе и при установлении порядка проведения поисковой работы(ст.9 Закона РФ №4292-1).

Кроме этого, введение региональным законодателем понятия, отличающегося по наименованию, но совпадающего(в части) по содержанию с понятием, существующим в федеральном акте в указанной сфере правового регулирования, а именно введение понятия «изыскательско-поисковые работы» областным законом №77-оз при наличии понятия «поисковые работы» в Законе РФ №4292-1, при отсутствии соответствующих полномочий, свидетельствует о вмешательстве органов власти субъекта в правовое регулирование, осуществляемое на федеральном уровне, и соответственно о нарушении ч.5 ст.76 Конституции Российской Федерации, ч.1 ст.3, ст.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Следовательно и ряд положений статьи 3 областного закона №77-оз, устанавливающие порядок организации изыскательско-поисковых работ не могут быть признаны соответствующими федеральному законодательству, так как полномочиями в области организации поисковой работы органы государственной власти субъекта Российской Федерации не обладают(ст.8 Закона РФ №4292-1).

Следует также отметить, что положения частей 1, 2, 3(в части) статьи 3, статья 4 (в части) областного закона №77-оз содержат ограничения, не предусмотренные федеральным законодательством.

Так, частями 1 и 2 статьи 3 областного закона установлен запрет осуществления хозяйственной деятельности до момента завершения изыскательско-поисковых работ путем утверждения уполномоченным органом исполнительной власти Ленинградской области соответствующего акта.

Однако, подобные ограничения прав в соответствии со ст.209 ГК РФ, ст.ст.56, 56.1 Земельного кодекса Российской действующим федеральным законодательством, не установлены.

Не предусмотрена возможность установления органами власти субъекта Российской Федерации подобных ограничений и положениями ст.9 Закона РФ №4292-1.

Названные выводы в полной мере относятся и к положениям части 3 статьи 3 областного закона №77-оз в части содержащей предписание о том, что изыскательско-поисковые работы проводятся за счет средств лица, планирующего осуществлять на земельном участке хозяйственную деятельность.

В тоже время, так как ст.12 Закона РФ №4292-1 предусмотрено, что мероприятия, связанные с увековечением памяти погибших при защите Отечества могут осуществляться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, то суд не считает правильным довод прокурора о том, что часть 3 статьи 3 областного закона №77-оз, содержащая также положение о возможном проведении изыскательско-поисковых работ за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, надлежит признать недействующей полностью.

Кроме этого, с учетом приведенных доводов, не может быть признано правомерным и установление в ст.4 областного закона №77-оз полномочий правительства Ленинградской области в части утверждения перечня территорий, «в границах которых не допускается осуществление хозяйственной деятельности до момента завершения изыскательско-поисковых работ» как содержащее не предусмотренное федеральным законодательством ограничение и не соответствующее приведенному федеральному законодательству.

Так как оспариваемые региональные нормы приняты региональным законодателем с превышением своих полномочий и устанавливают не предусмотренные федеральным законодателем дополнительные ограничения, что может привести к возникновению правовых коллизий и возможности произвольного выбора норм, то следует согласиться с прокурором и в части суждений о наличии корруциогенных факторов, предусмотренных подпунктами «д, и» пункта 3, пунктом 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 №96.

Выводы суда, по существу согласуются и с экспертным заключением от 05.10.2018 , составленным Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ленинградской области, в рамках проведения правовой экспертизы нормативных правовых актов субъекта (субъектов) Российской Федерации в рамках полномочий, предусмотренных пунктом 6 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденному Приказом Министра юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 № 26.

Таким образом, абзац 6 статьи 2, части 1 и 2 статьи 3, а также часть 3 статьи 3 в части содержащей предписание о том, что изыскательско-поисковые работы проводятся за счет средств лица, планирующего осуществлять на земельном участке хозяйственную деятельность, статья 4 в части слов ««в границах которых не допускается осуществление хозяйственной деятельности до момента завершения изыскательско-поисковых работ» областного закона №77-оз подлежат признанию недействующими как несоответствующие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Соответственно, в указанной части требования прокурора подлежат удовлетворению.

Руководствуясь положениями пункта 1 части 2, пункта 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, с учетом конкретных обстоятельств, разъяснений, содержащихся в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» указанные выше региональные нормы подлежат признанию недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.

С учетом вышеизложенного, суд не может признать обоснованными суждения административных ответчиков о том, что оспариваемым областным законом в соответствии со ст.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» введен дополнительный механизм, регулирующий те отношения, которые не урегулированы на федеральном уровне, как не соответствующие действительности.

Суждения о том, что областным законом №77-оз урегулированы отношения, не урегулированные на федеральном уровне, не основаны на положениях оспариваемого областного закон и не соответствуют положениям Закона РФ №4292-1, иным федеральным актам, регулирующим отношения, связанные с увековечением памяти погибших при защите Отечества.

В указанной связи также следует отметить, что в сфере публичного права разрешено только то, на что имеется указание в законе. Иное противоречит закрепленному Конституцией Российской Федерации принципу разделения властей. На данное обстоятельство было обращено внимание Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Российской Федерации при признании недействующими ряда положений ранее действующего нормативного правового акта правительства Ленинградской области, регламентирующего порядок подготовки и проведения поисковых мероприятий на территории Ленинградской области (№33-Г11-32).

Также не может являться основанием для отказа в заявленных требованиях и довод о несогласии с содержанием Закона РФ №4292-1(или о наличии в нем норм, не согласующихся по своему содержанию).

Возражения административных ответчиков основаны на неверном толковании положений федерального законодательства в указанной сфере правового регулирования и не свидетельствуют о правомерности приведенных региональных норм.

В удовлетворении остальной части заявленных прокурором требований надлежит отказать по перечисленным выше основаниям.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

административное исковое заявление прокурора Ленинградской области удовлетворить в части.

Признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу следующие нормы областного закона Ленинградской области от 17.07.2018 №77-оз ««О проведении изыскательско-поисковых работ в границах территорий Ленинградской области, на которых в период 1939-1944 годов велись боевые действия»:

-абзац 6 статьи 2, части 1 и 2 статьи 3;

- статью 4 в части слов «в границах которых не допускается осуществление хозяйственной деятельности до момента завершения изыскательско-поисковых работ»;

-часть 3 статьи 3 в части содержащей предписание о том, что изыскательско-поисковые работы проводятся за счет средств лица, планирующего осуществлять на земельном участке хозяйственную деятельность.

В удовлетворении остальной части заявленных требований прокурору Ленинградской области отказать.

Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Законодательного собрания Ленинградской области.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы, представления через Ленинградский областной суд в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.Е. Морозкова

Мотивированное решение суда изготовлено 14 декабря 2018 года.