УИД 38OS0000-01-2020-000071-92
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 июня 2020 г. г. Иркутск
Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Папуши А.С., при секретаре судебного заседания Гордееве А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-156/2020 по административному исковому заявлению Публичного акционерного общества «Коршуновский горно-обогатительный комбинат» к Правительству Иркутской области, Областному государственному бюджетному учреждению «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости», Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Иркутской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
У С Т А Н О В И Л:
Публичное акционерное общество «Коршуновский горно-обогатительный комбинат» (далее по тексту – ПАО «Коршуновский ГОК»), действуя через своего представителя по нотариально удостоверенной доверенности ФИО1, обратилось в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.
В обоснование административных исковых требований ПАО «Коршуновский ГОК» указывает, что является собственником земельного участка с кадастровым номером (номер изъят), площадью 2 785 367,00 кв.м., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование: под отвал 3 Коршуновского карьера, расположенного по адресу: (адрес изъят).
Право собственности на объект недвижимости подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от (дата изъята) № (номер изъят)
Постановлением Правительства Иркутской области от 2 ноября 2018 г. № 808-пп «О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Иркутской области» утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Иркутской области по кадастровым номерам земельных участков по состоянию на 1 января 2018 г.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером (номер изъят) определена в размере 116 372 633,26 рубля, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от (дата изъята) № (номер изъят). Дата внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости – 16 января 2019 г., кадастровая стоимость определена по состоянию на 1 января 2018 г.
Административный истец указывает, что при этом кадастровая стоимость спорного земельного участка до проведения государственной кадастровой оценки 2018 года составляла 1 058 439,46 рублей, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от (дата изъята) № (номер изъят).
Установленную кадастровую стоимость в размере 116 372 633,26 рубля ПАО «Коршуновский ГОК» полагает завышенной, не соответствующей рыночной стоимости земельного участка.
С целью определения рыночной стоимости земельного участка административный истец обратился в общество с ограниченной ответственностью «Прайс Хаус ТВ?с» (далее по тексту – ООО «Прайс Хаус ТВ?с»).
Согласно отчету от 14 августа 2019 г. № 256/19-4 об оценке рыночной стоимости земельного участка, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером (номер изъят) определена в размере 69 634 000,00 рублей, что значительно меньше кадастровой стоимости и нарушает права административного истца, поскольку в силу части 1 статьи 390 Налогового Кодекса Российской Федерации налоговая база определяется, как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Превышение размера кадастровой стоимости над рыночной стоимостью земельного участка влечет для административного истца негативные последствия в виде необоснованно завышенного размера налоговой базы, предусмотренной частью 1 статьи 391 Налогового Кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» административный истец в целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора не обращался в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.
Не согласившись с кадастровой стоимостью земельного участка, ПАО «Коршуновский ГОК» обратилось в суд с административным исковым заявлением и просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером (номер изъят), площадью 2 785 367,00 кв.м., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование: под отвал 3 Коршуновского карьера, расположенного по адресу: (адрес изъят), равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 69 634 000,00 рублей.
Административный истец ПАО «Коршуновский ГОК», надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Административный ответчик Правительство Иркутской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, представил письменный отзыв на административное исковое заявление в котором указывает, что проведенная процедура установления кадастровой стоимости принадлежащего административному истцу земельного участка соответствует действующему законодательству и утверждена Правительством Иркутской области. Ссылаясь на законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, считает возможным принять представленный административным истцом отчет ООО «Прайс Хаус ТВ?с» от 14 августа 2019 г. № 256/19-4 в качестве допустимого доказательства, поскольку он соответствует требованиям действующего законодательства, в том числе федеральным стандартам оценки. Просит рассмотреть дело по существу в отсутствие своего представителя, принять по делу законный и обоснованный судебный акт.
Административный ответчик Областное государственное бюджетное учреждение «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости», надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, представил письменный отзыв на административное исковое заявление в котором указывает, что не возражает против установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером (номер изъят) равной его рыночной стоимости, определенной отчетом ООО «Прайс Хаус ТВ?с» от (дата изъята) (номер изъят), в размере 69 634 000,00 рублей. Также указывает, что расхождение между кадастровой и рыночной стоимостью принадлежащего административному истцу земельного участка составляет 41 процент и не может свидетельствовать о повлекшей нарушение прав административного истца ошибки, допущенной при формировании методики определения или применения кадастровой стоимости, поскольку кадастровая оценка осуществляется без учета индивидуальных характеристик объекта недвижимости.
Административный ответчик Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, представил письменный отзыв на административное исковое заявление в котором указывает, что возражает против привлечения в качестве административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра», просит отказать в удовлетворении административных исковых требований к ФГБУ «ФКП Росреестра», как предъявленных к ненадлежащему административному ответчику, рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Административный ответчик Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, представил письменный отзыв на административное исковое заявление в котором просит рассмотреть дело без участия своего представителя.
Заинтересованное лицо Администрация Нижнеилимского муниципального района надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, письменный отзыв на административное исковое заявление не представило.
Заинтересованное лицо Администрация муниципального образования «Железногорск-Илимское городское поселение», надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, письменный отзыв на административное исковое заявление не представило, направило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Суд, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований.
Из материалов дела следует, что оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером (номер изъят) установлена постановлением Правительства Иркутской области от 2 ноября 2018 г. № 808-пп «О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Иркутской области».
Учитывая положения частей 6 и 7 статьи 24 Федерального закона № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» оспаривание результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных указанным выше Постановлением Правительства Иркутской области, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 135-ФЗ, Закон об оценочной деятельности), а также главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Как предусмотрено частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
На основании пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Пунктом 5 указанной статьи установлено, что для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В силу пунктов 1 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Комиссия создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно статье 24.19 Федерального закона № 135-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Судом установлено, что ПАО «Коршуновский ГОК» является собственником земельного участка с кадастровым номером (номер изъят), площадью 2 785 367,00 кв.м., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование: под отвал 3 Коршуновского карьера, расположенного по адресу: (адрес изъят), что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от (дата изъята) № (номер изъят).
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером (номер изъят) определена в размере 116 372 633,26 рубля, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от (дата изъята) № (номер изъят). Дата внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости – 16 января 2019 г., кадастровая стоимость определена по состоянию на 1 января 2018 г.
Постановлением Правительства Иркутской области от 9 октября 2017 г. № 642-пп «О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, расположенных на территории Иркутской области» принято решение провести государственную кадастровую оценку объектов недвижимости, расположенных на территории Иркутской области, в сроки, указанные в Перечне видов объектов недвижимости, расположенных на территории Иркутской области, подлежащих государственной кадастровой оценке.
Исполнителем работ по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Иркутской области, определено Областное государственное бюджетное учреждение «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости».
По завершении на территории Иркутской области работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения по состоянию на 1 января 2018 г. результаты государственной кадастровой оценки утверждены Постановлением Правительства Иркутской области от 2 ноября 2018 г. № 808-пп «О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Иркутской области».
Сведения о принадлежащем административному истцу земельном участке с кадастровым номером (номер изъят) содержатся в Едином государственном реестре недвижимости: земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 6 апреля 2011 г., кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 1 января 2018 г.
16 января 2019 г. на основании Постановления Правительства Иркутской области от 2 ноября 2018 г. № 808-пп «О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Иркутской области» в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером (номер изъят) в размере 116 372 633,26 рубля по состоянию на 1 января 2018 г. с применением удельного показателя кадастровой стоимости в размере 41,78 руб. за 1 кв.м.
Таким образом, датой определения кадастровой стоимости данного земельного участка является 1 января 2018 г.
Кадастровый номер, адрес места нахождения, площадь земельного участка с кадастровым номером (номер изъят), а также категория земель, вид разрешенного использования подтверждены собранными по делу доказательствами.
С целью определения рыночной стоимости земельного участка административный истец обратился в ООО «Прайс Хаус ТВ?с».
В соответствии с отчетом от 14 августа 2019 г. № 256/19-4 об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером (номер изъят), площадью 2 785 367 кв.м., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование: под отвал 3 Коршуновского карьера, расположенного по адресу: (адрес изъят), выполненным по заданию административного истца оценщиком Ч (ООО «Прайс Хаус ТВ?с»), рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером (номер изъят) по состоянию на 1 января 2018 г. составляет 69 634 000,00 рублей.
Считая, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером (номер изъят) является завышенной, ПАО «Коршуновский ГОК» обратилось в Иркутский областной суд с настоящим административным исковым заявлением.
В соответствии с частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Из материалов дела следует, что оспариваемые истцом результаты определения кадастровой стоимости земельного участка внесены в Единый государственный реестр недвижимости 16 января 2019 г. С настоящим административным иском ПАО «Коршуновский ГОК» обратилось в суд 27 февраля 2020 г., следовательно, срок обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости административным истцом не пропущен.
Итоговым документом, составленным по результатам определения рыночной стоимости объекта, является отчет об оценке, который составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Статьей 12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ установлено, что отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете – достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
Как следует из разъяснений пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности). При этом суду надлежит выяснить, отвечает ли лицо, составившее отчет о рыночной стоимости, требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам.
Требования к содержанию и составлению отчета об оценке регламентированы статьей 11 Закона об оценочной деятельности, в соответствии с которым отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Оценивая представленный административным истцом отчет от 14 августа 2019 г. № 256/19-4 об оценке рыночной стоимости земельного участка, выполненный оценщиком Ч (ООО «Прайс Хаус ТВ?с»), суд приходит к выводу, что он соответствует требованиям, предъявляемым к отчету законодательством об оценочной деятельности и федеральными стандартами оценки.
Отчет содержит точное описание объекта исследования с указанием его количественных, качественных характеристик с учетом его индивидуализирующих признаков, описание исследования сегмента рынка, результаты анализа наиболее эффективного использования объекта, а также анализа остальных внешних факторов, не относящихся непосредственно к объекту оценки, но влияющих на его стоимость. Оценщиком обоснован отказ от применения доходного и затратного подходов и выбор сравнительного подхода; корректировки к объектам-аналогам проведены по наиболее существенным ценообразующим факторам, их применение обоснованно и подтверждено ссылками на достоверные источники или математические формулы; расчеты не содержат явных методических и арифметических ошибок и являются правильными. Понятна последовательность определения стоимости объекта оценки, а также приведенные расчеты, что позволяет пользователю отчета об оценке понять процесс определения стоимости и соответствие выбранных оценщиком методов объектам оценки, определяемому виду стоимости (рыночной) и предполагаемому использованию результатов оценки. В отчете имеются ссылки на источники используемой информации и ее авторах, дате ее подготовки, приложены копии используемых оценщиком материалов.
Отчет содержит сведения и документы, подтверждающие полномочия Ч на осуществление оценочной деятельности. Так, согласно информации, размещенной на официальном сайте саморегулируемой организации союза оценщиков «СИБИРЬ», Ч является членом экспертного совета с 19 июня 2012 г., статус данного оценщика действительный, что также подтверждается свидетельством от (дата изъята) (номер изъят). К отчету приложены договор (полис) обязательного страхования ответственности оценщика (номер изъят) от (дата изъята) , договор (полис) обязательного страхования ответственности оценщика (номер изъят) от (дата изъята) , сертификат к договору обязательного страхования ответственности ООО «Прайс Хаус ТВ?с при осуществлении оценочной деятельности (номер изъят) от (дата изъята) , квалификационный аттестат в области оценочной деятельности (номер изъят) от (дата изъята) , выданный на три года.
28 мая 2020 г. оценщиком Ч (ООО «Прайс Хаус ТВ?с») в адрес суда направлена пояснительная записка, в которой оценщик указывает, что в отчете от 14 августа 2019 г. № 256/19-4 об оценке рыночной стоимости земельного участка ей была допущена техническая опечатка, а именно была неверно указана дата оценки 1 августа 2018 г. и верным следует считать дату оценки 1 января 2018 г.
Проверив в судебном заседании отчет от 14 августа 2019 г. № 256/19-4 об оценке рыночной стоимости земельного участка с учетом указанных выше пояснений оценщика, суд приходи к выводу о том, что в данном отчете допущена техническая описка в указании даты оценки, которой является в действительности 1 января 2018 г. и эта техническая описка не повлияла на достоверность выводов в отчете о рыночной стоимости земельного участка.
У суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов оценщика, отчет об оценке мотивирован, выводы оценщика предельно ясны, обоснованы исследованными обстоятельствами и не содержат противоречий.
Нарушений требований Федерального закона № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральных стандартов оценки, дающих основания для признания данного доказательства недопустимым, не установлено, недостатков, способных повлиять на достоверность результата проведения оценки, не выявлено.
Лица, участвующие в деле, их представители отчет не оспаривали, согласились с ним, возражений относительно величины установленной отчетом рыночной стоимости земельного участка не заявили. Доказательств, подтверждающих недостоверность установленных отчетом сведений о величине рыночной стоимости принадлежащего административному истцу земельного участка, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено. В письменных отзывах на исковое заявление представители Правительства Иркутской области и Областного государственного бюджетного учреждения «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» указали на отсутствие необходимости назначения по делу судебной оценочной экспертизы.
На основании изложенного, суд признает отчет от 14 августа 2019 г. № 256/19-4 об оценке рыночной стоимости земельного участка, выполненный оценщиком Ч (ООО «Прайс Хаус ТВ?с»), надлежащим доказательством, отвечающим требованиям статей 59, 60, 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а определенную оценщиком рыночную стоимость земельного участка – достоверной, поскольку отчет выполнен лицом, обладающим соответствующим образованием, а также правом на проведение оценки в данной области, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, содержит подробное описание проведенного исследования и выводы, которые соответствуют нормам действующего законодательства, в том числе Федерального закона № 135-ФЗ и федеральным стандартам оценки.
Оценивая собранные по делу доказательства, в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, разрешая спор согласно части 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по заявленным административным истцом требованиям, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований ПАО «Коршуновский ГОК» об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером (номер изъят) равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 69 634 000,00 рублей.
Как предусмотрено статьей 24.20 Федерального Закона № 135-ФЗ, в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган регистрации прав.
В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган регистрации прав осуществляет их внесение в Единый государственный реестр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В случае исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений, содержавших техническую ошибку.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Исходя из изложенных норм, в резолютивной части решения суда следует указать дату обращения ПАО «Коршуновский ГОК» в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости указанного земельного участка с кадастровым номером (номер изъят) равной рыночной стоимости – 27 февраля 2020 г.
Поскольку Правительство Иркутской области является органом государственной власти субъекта Российской Федерации, принявшим в рамках своих полномочий решение о государственной кадастровой оценке, в том числе земельного участка с кадастровым номером (номер изъят), выступившим заказчиком проведения работ по кадастровой оценке и утвердившим ее результаты, а Областное государственное бюджетное учреждение «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» определено исполнителем работ по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Иркутской области, принимая во внимание разъяснения, изложенные в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», суд приходит к выводу, что надлежащими административными ответчиками по данному административному делу является Правительство Иркутской области и Областное государственное бюджетное учреждение «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости».
Таким образом, в удовлетворении административных исковых требований ПАО «Коршуновский ГОК» предъявленных к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Иркутской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, следует отказать.
Руководствуясь статьями 178-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
административное исковое заявление Публичного акционерного общества «Коршуновский ГОК» к Правительству Иркутской области, Областному государственному бюджетному учреждению «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка – удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером (номер изъят), площадью 2 785 367,00 кв.м., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование: под отвал 3 Коршуновского карьера, расположенного по адресу: (адрес изъят) в размере 69 634 000,00 (шестьдесят девять миллионов шестьсот тридцать четыре тысячи) рублей по состоянию на 1 января 2018 г. на период с 1 января 2020 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный реестр недвижимости.
Установить, что датой обращения Публичного акционерного общества «Коршуновский ГОК» в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером (номер изъят) равной рыночной стоимости является 27 февраля 2020 г.
В удовлетворении административных исковых требований Публичного акционерного общества «Коршуновский ГОК» предъявленных к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области – отказать.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Иркутский областной суд.
Председательствующий судья А.С. Папуша
Мотивированное решение изготовлено 18 июня 2020 г.