ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-156/20 от 21.07.2020 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

№ 3а-156/2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Верховный Суд Республики Карелия

в составе председательствующего судьи Галашевой И.Н.

при секретаре Сафоновой М.В.

рассмотревв открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Производственно-Коммерческая Фирма «Слово» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Производственно-Коммерческая Фирма «Слово» (далее – ООО «ПКФ «Слово», административный истец) обратилось
в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия, Правительству Республики Карелия, Государственному бюджетному учреждению Республики Карелия «Центр государственной кадастровой оценки» об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости здания(...)
с кадастровым номером (...) в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 3 августа 2017 года и равной 84984 000рублей.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником указанного объекта недвижимости. Кадастровая стоимость объекта недвижимости в размере 94076 430 руб. 80 коп., определенная в результате проведения массовой оценки по состоянию на 3 августа 2017 года, существенно превышает размер рыночной стоимости, в настоящее время является архивной. Вместе с тем административный истец сохраняет право на применение результатов пересмотра кадастровой стоимости,поскольку ее размервлияет на размер налоговых обязательств административного истца, как плательщика налога на имущество организаций.

В судебном заседании представитель административного истца Ефремов М.В. поддержал административный иск.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Административный ответчик Управление Росреестра по Республике Карелия в отзыве на административный иск указал на несоблюдение административным истцом досудебного порядка урегулирования спора, оставляет разрешение спора на усмотрение суда.

ГБУ РК «Центр государственной кадастровой оценки»в возражениях на административный иск указывает, что не является надлежащим ответчиком, просит в иске к Учреждению отказать.

Административный ответчик Правительство Республики Карелия, заинтересованные лица филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Карелия, Администрация Петрозаводского городского округав отзывах оставляют принятие решения на усмотрение суда.

Заслушав объяснения представителя административного истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что ООО «ПКФ «Слово»является собственникомнежилого зданияс кадастровым номером (...), площадью (...) кв.м., (...), расположенного по адресу: (...).

Массовые работы по государственной кадастровой оценке объектов капитального строительства Республики Карелия проводились в 2011-2012 годах.Результаты данных работ были утверждены Постановлением Правительства Республики Карелия от 26 сентября 2012 года № 298-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Республики Карелия».

Сведения о кадастровой стоимости здания с кадастровым номером (...) в размере 94076430 рублей 80 копеек по состоянию на 3 августа 2017 года были внесены в Единый государственный реестр недвижимости 3 августа 2017 года.

В силу положений главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость вышеуказанного объекта недвижимости имеет значение для административного истца, поскольку обозначенный показатель является налоговой базой по налогу на имущество организаций.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца третьего части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 135-ФЗ) является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 5 ноября 2019 года № 191 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Республики Карелия» утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Республики Карелия.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 26 июня 2020 года кадастровая стоимость здания с кадастровым номером (...) по состоянию на 1 января 2019 года составляет 82538 430 руб. 50 коп.

Следовательно, оспариваемая кадастровая стоимость в размере 94076430 руб.
80 коп.в настоящее время является архивной.

В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации
от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть пересмотрено по существу, если на дату обращения в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Федерального закона
№ 135-ФЗ).

Дело о пересмотре кадастровой стоимости подлежит рассмотрению по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право административного истца пересчитать сумму налоговой базы с первого числа налогового периода, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 Налогового кодекса, статьи 24.18, 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ).

Поскольку у административного истца сохраняется право на применение результатов пересмотра кадастровой стоимости, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для прекращения производства по делу.

Доводы административного ответчика Управления Росреестра по Республике Карелия о том, что административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора не могут быть приняты во внимание.

В соответствии с абзацем первым статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

На момент внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об оспариваемой кадастровой стоимости действовал Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»(далее – Федеральный закон № 237-ФЗ), согласно части 1 статьи 22 которого для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

При таких обстоятельствах суд полагает, что настоящее административное заявление подлежит рассмотрению в суде, оснований для оставления без рассмотрения заявления не имеется.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона № 135-ФЗ итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки, является отчет об оценке такого объекта, соответствующий требованиям федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

В соответствии со статьей 12 названногоФедерального закона итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчетах, составленных по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

В обоснование заявленных требований административным истцом представлен отчет (...), согласно которому рыночная стоимость здания с кадастровым номером (...), расположенного по адресу: Республика (...), по состоянию на 3 августа 2017 года составляет 84984000 рублей.

В данном отчете оценщик привел объективные данные, мотивировал применение методов исследований, принятые за основу стандарты оценки. В отчете содержится информация, необходимая для достоверного определения стоимости объекта оценки. Источники информации указаны.

Представленный отчет соответствует требованиям законодательства, нарушений, которые бы ставили под сомнение выводы отчета, оценщиком не допущено.

Анализ отчета позволяет прийти к выводу о достоверности изложенных в них сведений.

Со стороны административных ответчиков и заинтересованных лиц возражений в отношении отчета не представлено, ходатайств о проведении по делу экспертизы не заявлено.

При таких обстоятельствах административный иск подлежит удовлетворению.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что установленная настоящим решением суда кадастровая стоимость вышеуказанного объекта недвижимости подлежит применениюна период, начиная с даты начала применения для целей налогообложения оспариваемой кадастровой стоимости и до 29 января 2020 года (дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН).

Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости здания с кадастровым номером (...).

В соответствии с пунктом 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов кадастровой стоимости объектов недвижимости» на основании части 4 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной является государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Поскольку ГБУ Республики Карелия «Центр государственной кадастровой оценки» не принимало участия в определении кадастровой стоимости вышеуказанного объекта недвижимости, оно является ненадлежащим ответчиком, в связи с чем заявленные к нему исковые требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Производственно-Коммерческая Фирма «Слово» удовлетворить частично.

Установить по состоянию на 3 августа 2017 года кадастровую стоимость объекта недвижимости –нежилого зданияс кадастровым номером (...), общей площадью (...), расположенного по адресу: (...), в размере его рыночной стоимости, равной
84984 000 (восемьдесят четыре миллиона девятьсот восемьдесят четыре тысячи) рублей на период, начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, и до 29 января 2020 года.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 18 июня 2020 года.

В удовлетворении административного иска к Государственному бюджетному учреждению Республики Карелия «Центр государственной кадастровой оценки» отказать.

Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья И.Н. Галашева

Мотивированное решение составлено22 июля 2020 года