ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-156/2016 от 13.08.2016 Иркутского областного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Иркутский областной суд в составе:

председательствующего судьи Ткачук М.А.,

при секретаре Колесниковой К.О.,

с участием:

представителя административного истца кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 94 Иркутской области – Ангарский одномандатный избирательный округ ФИО1 – ФИО2,

представителя административного ответчика председателя Ангарской территориальной избирательной комиссии с полномочиями окружной избирательной комиссии ФИО3,

представителя заинтересованного лица Избирательной комиссии Иркутской области ФИО4,

представителя заинтересованного лица кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 94 Иркутской области – Ангарский одномандатный избирательный округ ФИО5- ФИО6,

прокурора Валеевой Ю.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-156/2016 по административному иску кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 94 Иркутской области – Ангарский одномандатный избирательный округ ФИО1 к Ангарской территориальной избирательной комиссии о признании незаконным и отмене решения территориальной избирательной комиссии с полномочиями окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 29 июля 2016 года № 19/112 «О регистрации ФИО5 кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 94 Иркутской области – Ангарский одномандатный избирательный округ»,

У С Т А Н О В И Л :

В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2016 года № 291 назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва» на 18 сентября 2016 года.

ФИО1 выдвинута политической партией «Политическая партия «Партия народной свободы» (ПАРНАС)» кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по Ангарскому одномандатному избирательному округу № 94 Иркутской области.

Постановлением Ангарской территориальной избирательной комиссии с полномочиями окружной избирательной комиссии от 29 июля 2016 года № 19/113 ФИО1 зарегистрирована кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по Ангарскому одномандатному избирательному округу № 94 Иркутской области.

ФИО5, выдвинутый политической партией «Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ», постановлением Ангарской территориальной избирательной комиссии с полномочиями окружной избирательной комиссии от 29 июля 2016 года № 19/112 также зарегистрирован кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по Ангарскому одномандатному избирательному округу № 94 Иркутской области.

ФИО1 просит о признании незаконным и отмене решения Ангарской территориальной избирательной комиссии от 29 июля 2016 года № 19/112 о регистрации ФИО5 кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по Ангарскому одномандатному избирательному округу № 94 Иркутской области по мотиву того, что кандидат ФИО5 представил недостоверные сведения:

- о его доходах за 2015 год, указав выплату для осуществления депутатских полномочий в Законодательном Собрании Иркутской области в размере "данные изъяты" рублей, тогда как такая выплата является ежемесячной и за год составляет "данные изъяты" рублей;

- об адресе принадлежащей ему на праве собственности квартиры, указав номер дома "адрес изъят", тогда как принадлежащая ему квартира "данные изъяты" находится в доме "адрес изъят";

- о датах совершения сделок его супругой "данные изъяты" по приобретению долей в уставном капитале ООО «С.» и ООО «И.», поскольку следовало указать не дату заключения договора и удостоверения сделки нотариусом, а дату внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц в соответствии с положениями пункта 12 статьи 21 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью».

В судебное заседание административный истец ФИО1 не явилась, представила письменное заявление, в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствие, с участием представителя ФИО2

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 – ФИО2 административные исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении, ссылаясь на допущенные административным ответчиком нарушения закона при регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва ФИО5

В судебном заседании представитель административного ответчика Ангарской территориальной избирательной комиссии с полномочиями окружной избирательной комиссии ФИО3 и представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии Иркутской области ФИО4 с заявленными требованиями не согласились, ссылаясь на отсутствие нарушений действующего законодательства при принятии решения о регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва ФИО5

Заинтересованное лицо кандидат в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва ФИО5 в судебное заседание не явился, представил письменное заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, с участием его представителя ФИО6

Представитель заинтересованного лица кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва ФИО5 – ФИО6 административные исковые требования не признал, полагая, что у избирательной комиссии отсутствовали основания для отказа в регистрации ФИО5

Представители политических партий «Политическая партия «Партия народной свободы» (ПАРНАС)» и «Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» получили извещение суда о времени и месте рассмотрения дела посредством электронной связи, что подтверждается отчетами об отправке почтовой корреспонденции, представителей в судебное заседание не направили и не представили письменные пояснения по заявленным требованиям.

В соответствии с положениями статьи 150 и части 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассматривает административное дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства, не просивших об отложении разбирательства дела и не представивших доказательства уважительности причин отсутствия.

Выслушав лиц, участвующих в деле и их представителей, а также заключение прокурора Валеевой Ю.Р., полагавшей заявленные требования не подлежащими удовлетворению, Иркутский областной суд приходит к следующим выводам.

Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2016 года № 291 назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва» на 18 сентября 2016 года.

В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 6 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно или в составе федеральных списков кандидатов.

Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, а также путем выдвижения их политическими партиями, имеющими в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» право принимать участие в выборах, в том числе выдвигать кандидатов, списки кандидатов.

Согласно статье 12 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» для проведения выборов депутатов Государственной Думы, избираемых по одномандатным избирательным округам, на территории Российской Федерации образуется 225 одномандатных избирательных округов.

Статья 21 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» определяет порядок формирования окружной избирательной комиссии, которая действует в каждом одномандатном избирательном округе.

Если в субъекте Российской Федерации образован только один одномандатный избирательный округ, полномочия окружной избирательной комиссии осуществляет избирательная комиссия этого субъекта Российской Федерации.

Если в субъекте Российской Федерации образовано несколько одномандатных избирательных округов, окружные избирательные комиссии или некоторые из них по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации могут не формироваться. В этом случае Центральная избирательная комиссия Российской Федерации возлагает полномочия окружных избирательных комиссий, которые не были сформированы, на избирательную комиссию данного субъекта Российской Федерации либо по предложению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации - на территориальную избирательную комиссию. Соответствующее решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации публикуется не позднее чем за 30 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы депутатов Государственной Думы.

Федеральным законом от 03 ноября 2015 года № 300-ФЗ «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» утверждена схема одномандатных избирательных округов на территории Российской Федерации. В Иркутской области образовано четыре одномандатных избирательных округа (93, 94, 95 и 96 округа), в том числе 94-й одномандатный избирательный округ Иркутская область – Ангарский одномандатный избирательный округ № 94.

Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 27 апреля 2016 года № 5/36-7 «О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва на избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, территориальные избирательные комиссии» на Ангарскую территориальную избирательную комиссию возложены полномочия окружной избирательной комиссии по Ангарскому одномандатному избирательному округу № 94.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» окружная избирательная комиссия регистрирует кандидатов, выдвинутых по одномандатному избирательному округу, выдает им удостоверения установленного образца.

Поскольку на Ангарскую территориальную избирательную комиссию в установленном законом порядке возложены полномочия окружной избирательной комиссии, она вправе регистрировать кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по одномандатному избирательному округу № 94 Иркутской области – Ангарский одномандатный избирательный округ.

Судом установлено, что в соответствии с положениями статьи 40 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» ФИО1 выдвинута политической партией «Политическая партия «Партия народной свободы» (ПАРНАС)» кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по Ангарскому одномандатному избирательному округу № 94 Иркутской области.

ФИО5 выдвинут политической партией «Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ» кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по Ангарскому одномандатному избирательному округу № 94 Иркутской области, что подтверждается постановлением Центральной избирательной комиссии от 15 июля 2016 года № 22/190-7 «О заверении Списка кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, выдвинутых политической партией «Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ».

Судом также установлено, что решениями Ангарской территориальной избирательной комиссии с полномочиями окружной избирательной комиссии от 29 июля 2016 года № 19/113 и № 19/112 кандидатами в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по Ангарскому одномандатному избирательному округу № 94 Иркутской области зарегистрированы ФИО1 и ФИО5

В соответствии с положениями части 9 статьи 99 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» решение окружной избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено областным судом в порядке, предусмотренном статьей 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в том числе по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение окружной избирательной комиссии было принято с нарушением требований, предусмотренных частью 7 статьи 51 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», иных требований, предусмотренных данным законом.

Согласно пункту 5 части 7 статьи 51 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» основаниями для отказа в регистрации кандидата являются:

- отсутствие на день, предшествующий дню заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных в соответствии со статьей 43 названного закона, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 1, 3 и 4 части 5 статьи 41 или пунктами 1, 3 и 4 части 5 статьи 42 закона.

Поскольку административный истец оспаривает решение Ангарской территориальной избирательной комиссии с полномочиями окружной избирательной комиссии о регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва ФИО5, данное административное дело подсудно Иркутскому областному суду в качестве суда первой инстанции в соответствии с положениями статьи 99 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Административный истец ФИО1 оспаривает решение Ангарской территориальной избирательной комиссии с полномочиями окружной избирательной комиссии от 29 июля 2016 года. Административное исковое заявление сдано в организацию почтовой связи 08 августа 2016 года, поступило в Иркутский областной суд 11 августа 2016 года, то есть в установленный частью 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации десятидневный срок, который исчисляется по правилам статьи 11.1 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статей 92 и 93 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Согласно положениям статьи 43 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» кандидат, выдвинутый политической партией по одномандатному избирательному округу и включенный в заверенный Центральной избирательной комиссией Российской Федерации список кандидатов по одномандатным избирательным округам, не позднее чем через 35 дней после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию:

- сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), включая сведения о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются на бумажном носителе по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону и в машиночитаемом виде по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. С 1 июня 2015 года документ на бумажном носителе, содержащий указанные сведения, изготавливается на основе документа в машиночитаемом виде;

- сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей. Указанные сведения представляются по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации;

- сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка. Указанные сведения представляются по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации.

Указанные документы кандидат представляет в окружную избирательную комиссию лично, они принимаются избирательной комиссией при предъявлении кандидатом своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копия которого изготавливается в окружной избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего документы. Кандидат также представляет копии документов, подтверждающих указанные в заявлении кандидата о согласии баллотироваться сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом. Если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, кандидат также представляет копии соответствующих документов.

Представление в окружную избирательную комиссию указанных документов считается уведомлением о выдвижении кандидата по одномандатному избирательному округу. Окружная избирательная комиссия обязана незамедлительно после представления документов выдать кандидату документ, подтверждающий их прием, с указанием даты и времени начала и окончания приема.

Административный истец ФИО1 оспаривает решение Ангарской территориальной избирательной комиссии по мотиву того, что кандидат ФИО5 представил недостоверные сведения:

- о его доходах за 2015 год, указав выплату для осуществления депутатских полномочий в Законодательном Собрании Иркутской области в размере "данные изъяты" рублей, тогда как такая выплата является ежемесячной и за год составляет "данные изъяты" рублей;

- об адресе принадлежащей ему на праве собственности квартиры, указав номер дома "адрес изъят", тогда как принадлежащая ему квартира "данные изъяты" находится в доме "данные изъяты";

- о датах совершения сделок его супругой "данные изъяты" по приобретению долей в уставном капитале ООО «С.» и ООО «И.», поскольку следовало указать не дату заключения договора и удостоверения сделки нотариусом, а дату внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц в соответствии с положениями пункта 12 статьи 21 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Судом установлено, что Секретарь Центральной избирательной комиссии Российской Федерации 17 июля 2016 года направила в адрес избирательной комиссии Иркутской области и окружной избирательной комиссии заявление ФИО5 о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по Ангарскому одномандатному избирательному округу № 94 Иркутской области от политической партии «Всероссийская политическая партия «ЕДИНАЯ РОССИЯ». Аналогичное заявление было подано кандидатом ФИО5 в Ангарскую территориальную избирательную комиссию.

Как усматривается из содержания представленных кандидатом ФИО5 документов в Ангарскую территориальную избирательную комиссию, в Сведениях о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах указана выплата для осуществления депутатских полномочий в Законодательном Собрании Иркутской области в размере "данные изъяты" рублей, а также адрес принадлежащей ФИО5 на праве собственности квартиры"адрес изъят"

В Справке о расходах супруги кандидата К. по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, указаны сведения о датах совершения сделок по приобретению долей в уставном капитале ООО «С.» "дата изъята" и ООО «И.» "дата изъята"

Судом установлено, что ФИО5 является депутатом Законодательного Собрания Иркутской области второго созыва, осуществляет свои полномочия без отрыва от основной производственной деятельности (на непостоянной основе), что подтверждается представленной им в Ангарскую территориальную избирательную комиссию справкой от "дата изъята""номер изъят".

В соответствии с положениями статьи 24 Закона Иркутской области «О статусе депутата Законодательного Собрания Иркутской области» от 08 июня 2009 года № 31-оз депутату Законодательного Собрания для осуществления его полномочий производится ежемесячная выплата.

Указанная ежемесячная выплата используется депутатом Законодательного Собрания на оплату расходов, связанных с использованием компьютерной и копировально-множительной техники, приобретением канцелярских принадлежностей, командированием помощников депутата Законодательного Собрания, оплатой почтовых услуг и иных расходов, связанных с осуществлением депутатской деятельности.

Депутатом Законодательного Собрания, осуществляющим депутатскую деятельность без отрыва от основной деятельности, указанная ежемесячная выплата используется также на оплату расходов, связанных с приобретением бензина или дизельного топлива при использовании личного автомобильного транспорта и оплатой проживания в гостинице, возникающих в связи с осуществлением депутатской деятельности.

Судом также установлено, что в период с 01 января 2015 года по 31 декабря 2015 года депутату ФИО5 предоставлена ежемесячная денежная выплата для осуществления депутатских полномочий в размере "данные изъяты" рублей, что подтверждается подлинной справкой от "дата изъята""номер изъят", выданной Председателем Законодательного Собрания Иркутской области и главным бухгалтером аппарата Законодательного Собрания Иркутской области.

В соответствии с требованиями части 5 статьи 42 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» сведения о размере и источниках дохода кандидата предоставляются по форме согласно приложению 1 к данному закону, в котором указываются доходы (включая пенсии, пособия, иные выплаты) за год, предшествующий году назначения выборов, полученные от юридических лиц, являющихся налоговыми агентами в соответствии с федеральными законами, физических лиц, организаций, осуществляющих соответствующие выплаты.

Поскольку кандидатом ФИО5 указаны сведения о получении выплаты для осуществления депутатских полномочий в размере "данные изъяты" рублей, размер которой подтверждается Законодательным Собранием Иркутской области, оснований для вывода о предоставлении им недостоверных сведений в избирательную комиссию у суда не имеется.

То обстоятельство, что в информации Управления Федеральной налоговой службы России по Иркутской области от "дата изъята", представленной по запросу Ангарской территориальной избирательной комиссии, не содержится данных, подтверждающих получение данной выплаты ФИО5, равно как и других выплат, кроме дохода по месту основной работы в размере "данные изъяты" рублей, не свидетельствует о предоставлении им недостоверных сведений, поскольку получение выплаты для осуществления депутатских полномочий именно в размере "данные изъяты" рублей подтверждается соответствующей справкой.

Из содержания Сведений об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, следует, что адрес принадлежащей ФИО5 на праве собственности квартиры указан как: "адрес изъят".

Ангарская территориальная избирательная комиссия проверила указанные сведения, запросив в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно данной Выписке по состоянию на "дата изъята" адрес принадлежащей кандидату ФИО5 квартиры указан: "адрес изъят"

Указанное обстоятельство явилось предметом обсуждения на заседании Ангарской территориальной избирательной комиссии "дата изъята", что подтверждается протоколом "данные изъяты".

Учитывая, что кандидат ФИО5 представил сведения о принадлежащей ему квартире, других квартир не имеет, суд приходит к выводу, что при заполнении Сведений об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, им была допущена опечатка в указании номера дома, в котором находится квартира, вместо дом "номер изъят", указан дом "номер изъят".

Указанная опечатка является не существенной и не может служить основанием к признанию незаконным решения избирательной комиссии о регистрации ФИО5 кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, а равно основанием к отмене регистрации кандидата, поскольку в соответствии с требованиями пункта 5 части 7 статьи 51 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» основаниями для отказа в регистрации кандидата является отсутствие на день, предшествующий дню заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных в соответствии со статьей 43 настоящего Федерального закона, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 1, 3 и 4 части 5 статьи 42 настоящего Федерального закона, к которым не относятся Сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, и о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах.

Из содержания Справки о расходах супруги кандидата "данные изъяты" по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, следует, что кандидатом указаны сведения о датах совершения сделок по приобретению долей в уставном капитале ООО «С.» "дата изъята" и ООО «И.» "дата изъята".

В соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 42 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» указанные сведения предоставляются кандидатом по форме, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 06 июня 2013 года № 546 «О проверке достоверности сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, о расходах по каждой сделке по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг и акций, представляемых кандидатами на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и городских округов, а также политическими партиями в связи с внесением Президенту Российской Федерации предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации».

Форма данной справки предусматривает указание сведений о датах совершения сделки по приобретению имущества, в том числе супругом кандидата, относительно долей участия в организациях.

Примечание № 6 к справке предусматривает, что одновременно со справкой представляются копии договоров о приобретении права собственности на имущество.

Административный истец полагает, что кандидатом ФИО5 неправильно указаны даты совершения сделок супругой кандидата по приобретению долей в уставном капитале ООО «С.» "дата изъята" и ООО «И.» "дата изъята", поскольку следовало указать не дату заключения договора и удостоверения сделки нотариусом, а дату внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц в соответствии с положениями пункта 12 статьи 21 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Доводы административного истца являются ошибочными по следующим основаниям.

В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 21 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» переход доли или части доли в уставном капитале общества к одному или нескольким участникам данного общества либо к третьим лицам осуществляется на основании сделки, в порядке правопреемства или на ином законном основании.

Согласно пункту 11 статьи 21 указанного закона сделка, направленная на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества, подлежит нотариальному удостоверению путем составления одного документа, подписанного сторонами. Несоблюдение нотариальной формы влечет за собой недействительность этой сделки.

В силу абзаца 1 статьи 46 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» удостоверительные надписи совершаются при удостоверении сделок.

Согласно статье 154 Гражданского кодекса Российской Федерации для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон (двухсторонняя сделка) либо трех или более сторон (многосторонняя сделка).

В связи с этим, суд соглашается с правовой позицией избирательной комиссии и заинтересованного лица ФИО5, о том, что датами совершения сделок супруги кандидата "данные изъяты", указанными в Справке о расходах по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, являются "дата изъята" относительно сделки по приобретению долей в уставном капитале ООО «С.» и "дата изъята" относительно сделки по приобретению долей в уставном капитале ООО «И.», которые совпадают с датами нотариального удостоверения сделок, что подтверждается подлинными договорами, которые суд обозревал в судебном заседании, поскольку данная позиция соответствует вышеназванным положениям законодательства.

Доводы административного истца о том, что датой совершения сделок являются даты внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц, не основаны на положениях законодательства, поскольку внесение сведений в указанный реестр не является сделкой.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что кандидатом ФИО5 не допущено нарушений избирательного законодательства при заполнении Справки о расходах супруги кандидата "данные изъяты" по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, поскольку кандидатом указаны сведения о датах совершения сделок по приобретению долей в уставном капитале ООО «С.» "дата изъята" и ООО «И.» "дата изъята", что соответствует договорам купли-продажи.

При таких обстоятельствах, Ангарская территориальная избирательная комиссия с полномочиями окружной избирательной комиссии обоснованно зарегистрировала ФИО5 кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, поскольку основания для отказа в его регистрации отсутствовали.

Судом установлено, что 19 июля 2016 года ФИО5 представлены в Ангарскую территориальную избирательную комиссию документы, необходимые для регистрации его кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, все необходимые сведения проверены избирательной комиссией, ФИО5 не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии 29 июля 2016 года в соответствии с положениями части 1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» представлены дополнительные документы и пояснения относительно принадлежащего ему имущества, поэтому у избирательной комиссии отсутствовали основания для отказа в регистрации ФИО5 кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва.

Проверяя соблюдение порядка принятия Ангарской территориальной избирательной комиссией с полномочиями окружной избирательной комиссии решения от 29 июля 2016 года № 19/112 о регистрации ФИО5 кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, судом установлены следующие обстоятельства.

Полномочия окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 94 Иркутской области возложены на Ангарскую территориальную избирательную комиссию, которая сформирована постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 10 декабря 2015 года № 99/1117 "данные изъяты" в следующем составе:

1)А. – инженер ФГБУ И. от ИРКУТСКОГО ОБЛАСТНОГО ОТДЕЛЕНИЯ Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»,

2)Б. – домохозяйка от Регионального отделения Политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» в Иркутской области,

3)В. – заместитель директора по правовым вопросам МАНО «Л.»,

4)В. – пенсионер, от Регионального отделения политической партии «Российская партия пенсионеров за справедливость» в Иркутской области,

5)Г. – временно не работающая,

6)Г. – генеральный директор ООО «А.» от Регионального отделения Политической партии «Гражданская Платформа» в Иркутской области,

7)М. – председатель Ангарской территориальной избирательной комиссии от Иркутского регионального отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»,

8)М. – начальник кадрово-правового отдела ОАО «А.» от Иркутского регионального отделения Политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО»,

9)М. - пенсионер, от Иркутского регионального отделения политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ»,

10)П. – юрисконсульт ФГБНУ «В.»,

11)П. – директор Филиала ООО «Р.» в городе Ангарске,

12)Т. – начальник отделения кадровой и воспитательной работы ФГКУ «О.» от Иркутского регионального отделения Политической партии – ЛДПР – Либерально-демократической партии России.

Постановлениями Избирательной комиссии Иркутской области от 30 июня 2016 года № 113/1287 и от 07 июля 2016 года № 114/1304 П. освобождена от обязанностей члена Ангарской территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, вместо нее назначена К. – помощник депутата Законодательного Собрания Иркутской области "данные изъяты"

Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 10 декабря 2015 года № 99/1118 председателем Ангарской территориальной избирательной комиссии назначена М."данные изъяты"

В соответствии с положениями статьи 28 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» заседание избирательной комиссии субъекта Российской Федерации является правомочным, если на нем присутствуют большинство от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.

Как усматривается из содержания протокола заседания Ангарской территориальной избирательной комиссии от "дата изъята" на заседании комиссии присутствовали все двенадцать ее членов с правом решающего голоса. Решение о регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва ФИО5 принято единогласно.

Поскольку Ангарская территориальная избирательная комиссия с полномочиями окружной избирательной комиссии заседала 29 июля 2016 года в правомочном составе, приняла решение о регистрации кандидатом ФИО5 единогласно и в соответствии с требованиями избирательного законодательства, у суда отсутствуют основания для признания данного решения незаконным, поэтому в удовлетворении заявленных ФИО1 требований о признании незаконным и отмене решения Ангарской территориальной избирательной комиссии с полномочиями окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 29 июля 2016 года № 19/112 "данные изъяты" следует отказать.

Руководствуясь статьями 175-179, 244, частью 3 статьи 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении административных исковых требований кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 94 Иркутской области – Ангарский одномандатный избирательный округ ФИО1 к Ангарской территориальной избирательной комиссии о признании незаконным и отмене решения территориальной избирательной комиссии с полномочиями окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 29 июля 2016 года № 19/112 «О регистрации ФИО5 кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 94 Иркутской области – Ангарский одномандатный избирательный округ».

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья М.А. Ткачук

Мотивированное решение изготовлено 15 августа 2016 года в 10.00 часов.