Дело № 3а-156/2017 |
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
6 апреля 2017 года | город Рязань |
Рязанский областной суд в составе:
председательствующего судьи Лукашевича В.Е.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства дело по административному иску Гусева В.Б. к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Гусев В.Б. обратился в суд с административным иском к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.
В обоснование своих требований административный истец Гусев В.Б. указал, что ему по праву собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: <скрыто>, разрешенное использование: <скрыто>, площадь <скрыто> кв. м, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>.
Согласно кадастровой справке от 27 декабря 2016 года кадастровая стоимость указанного выше земельного участка определена в размере <скрыто>.
Из отчета об оценке ИП ФИО6. № от 29 декабря 2016 года следует, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет на 25 июля 2016 года <скрыто> рублей.
Таким образом, действующая в настоящий момент кадастровая стоимость земельного участка более чем в семь раз превышает его действительную рыночную стоимость, чем нарушаются права и законные интересы административного истца как налогоплательщика, возлагая на него бремя по уплате необоснованно завышенного размера земельного налога.
В связи с чем административный истец Гусев В.Б. просил установить кадастровую стоимость принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером № равную его рыночной стоимости в размере <скрыто> рублей, определенном по состоянию на 25 июля 2016 года независимым оценщиком.
В ходе рассмотрения дела административный истец уточнил заявленные требования и просил установить кадастровую стоимость данного земельного участка в сумме <скрыто> рублей, определенной в рамках проведенной по делу судебной экспертизы.
В судебное заседание административный истец Гусев В.Б. не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил заявление, в котором просил рассмотреть настоящее дело в его отсутствие.
Представители административного ответчика - федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», а также заинтересованных лиц - министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области и администрации муниципального образования - Дубровического сельского поселения Рязанского муниципального района Рязанской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.
На основании ч. 7 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие указанных лиц в порядке упрощенного (письменного) производства.
Суд, исследовав материалы дела, считает, что административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 4 КАС РФ суд защищает нарушенные или оспариваемые права, свободы и законные интересы граждан и организаций.
Использование земли в Российской Федерации является платным, одной из форм платы за использование земли является земельный налог (п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.
Согласно п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п. 3 ст. 66 ЗК РФ в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статья 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.
При этом в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу положений ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с данной статьей.
По делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности, административным ответчиком является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке (п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 28 от 30 июня 2015 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2009 года № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет, в том числе, функции по государственной кадастровой оценке.
Приказом Росреестра от 12 мая 2015 года № П/210 полномочиями по определению кадастровой стоимости объектов, указанных в ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности, наделено федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».
Из материалов дела следует, что административный истец Гусев В.Б. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: <скрыто>, разрешенное использование: <скрыто>, площадь <скрыто> кв. м, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>.
Согласно кадастровой справке от 27 декабря 2016 года и акту определения кадастровой стоимости объекта недвижимости от 25 июля 2016 года, составленных филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Рязанской области, дата внесения сведений о земельном участке с кадастровым номером № в государственный кадастр недвижимости - 25 июля 2016 года. Кадастровая стоимость земельного участка была определена по состоянию на 25 июля 2016 года при образовании указанного земельного участка путем раздела земельного участка с кадастровым номером № и составляет <скрыто>.
Судом установлено, что 29 декабря 2016 года административный истец Гусев В.Б. обратился в Рязанский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.
По ходатайству административного истца судом была назначена судебная экспертиза для определения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 25 июля 2016 года, проведение которой было поручено эксперту ФИО8.
Заключением эксперта № от 6 марта 2017 года установлено, что рыночная стоимость принадлежащего Гусеву В.Б. земельного участка по состоянию на 25 июля 2016 года составила <скрыто> рублей.
Указанное выше заключение эксперта соответствует положениям ч. 2 ст. 82 КАС РФ, лицами, участвующими в деле, в установленном порядке не оспорено.
Принимая во внимание, что размер земельного налога определяется исходя из кадастровой стоимости земельного участка, существенное расхождение между кадастровой стоимостью и рыночной стоимостью земельного участка нарушает права административного истца.
Оценив представленные доказательства, суд считает необходимым установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № в размере равном его рыночной стоимости, определенной заключением судебной экспертизы.
При таких обстоятельствах требования административного истца Гусева В.Б. к ФГБУ «ФКП Росреестра» подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 249, 293 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Гусева В.Б. к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадь <скрыто> кв. м, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере <скрыто> рублей по состоянию на 25 июля 2016 года.
Для целей, предусмотренных законодательством РФ, указанную стоимость применять в период с 25 июля 2016 года до даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления считать 29 декабря 2016 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Рязанского областного суда в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья подпись В.Е. Лукашевич
Копия верна: Судья В.Е. Лукашевич