ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-156/2021 от 31.08.2021 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

№ 3а-156/2021

10OS0000-01-2021-000162-50

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 августа 2021 г. г. Петрозаводск

Верховный Суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,

при секретаре Сафоновой М.В.

с участием представителя административного истца Осколкова И.Н., представителя административных ответчиков Тойвонена Р.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-156/2021 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Тонус» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,

УСТАНОВИЛ:

Иск предъявлен по тем основаниям, что ООО «Специализированный застройщик «Тонус» является собственником объектов недвижимости: жилого помещения с кадастровым номером , площадью (...) кв.м, расположенного по адресу: (.....); жилого помещения с кадастровым номером , площадью (...) кв.м, расположенного по адресу: (.....).

По состоянию на ХХ.ХХ.ХХ кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами установлена в размере 2251 443,07 руб. каждый. По мнению административного истца, кадастровая стоимость данных объектов недвижимости по отношению к ее рыночной стоимости завышена, что влечет за собой увеличение налоговой базы по налогу на имущество. ХХ.ХХ.ХХ истец обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, представлял отчет об оценке спорного имущества, выполненный (...). Решениями комиссии отказано в пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами . Административный истец просит установить кадастровую стоимость вышеуказанных объектов недвижимости по состоянию на ХХ.ХХ.ХХ в размере рыночной стоимости, определенной отчетом об оценке рыночной стоимости от ХХ.ХХ.ХХ, выполненным (...), в размере 1714 000 руб. каждый.

Административный ответчик - Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия - в отзыве на административный иск указывает на то, что на основании постановления Правительства Республики Карелия от 09.03.2021 №72-П с 01.04.2021 на территории Республики Карелия применяются новые правила оспаривания кадастровой стоимости объектов недвижимости, предусмотренные ст.22.1 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке». Указанная норма предусматривает внесудебный порядок установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной - рассмотрение заявления заинтересованного лица государственным бюджетным учреждением субъекта, осуществляющего определение кадастровой стоимости. Поскольку требование об установлении рыночной стоимости может быть заявлено только одновременно с требованием об оспаривании решения бюджетного учреждения, при этом решения комиссии ООО «Специализированный застройщик «Тонус» не обжаловалась, внесудебный порядок административным истцом не соблюден, в связи с чем в принятии искового заявления на основании пп.1 ч.1 ст.128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следовало отказать. Также административный ответчик обращает внимание, что изложенные административным истцом доводы не свидетельствуют о нарушении процедуры проведения государственной кадастровой оценки, требований Методических указаний, недостоверного отнесения объекта недвижимости к сегменту, к функциональной группе, к коду расчета вида использования объекта недвижимости, о применении недостоверных ценообразующих факторов, использованных при расчете кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости. Представленный административным истцом отчет об оценке от ХХ.ХХ.ХХ в отношении объектов недвижимости выполнен с нарушениями требований законодательства об оценочной деятельности и требований Федеральных стандартов оценки, влияющими на итоговую стоимость объекта оценки.

Заинтересованные лица - филиал ФГУ «ФКП Росреестра по Республике Карелия», Управление Росреестра по Республике Карелия, администрация Петрозаводского городского округа - в отзывах на иск разрешение спора по существу оставили на усмотрение суда.

В судебном заседании представитель административного истца Осколков И.Н., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям. Дополнил, что иск принят к производству судом для рассмотрения по существу на основании апелляционного определения Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 12.07.2021.

Представитель административных ответчиков - Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия и Государственного бюджетного учреждения Республики Карелия «Центр государственной кадастровой оценки» - Тойвонен Р.Ю., действующий на основании доверенностей, в судебном заседании поддержал доводы отзыва на иск.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Заслушав представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) установлено, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее – Постановление Пленума) указано, что результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены административным истцом в судебном порядке посредством предъявления, в том числе требования об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.

Судом установлено, что ООО «Специализированный застройщик «Тонус» является собственником объектов недвижимости:

- жилого помещения с кадастровым номером , площадью (...) кв.м, расположенного по адресу: (.....), назначение – жилое, вид жилого помещения - квартира;

- жилого помещения с кадастровым номером , площадью (...) кв.м, расположенного по адресу: (.....), назначение – жилое, вид жилого помещения - квартира.

В силу главы 30 Налогового кодекса РФ административный истец является плательщиком налога на имущество.

Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода.

Таким образом, административный истец несет обязанность по уплате налога на имущество в отношении спорных объектов недвижимости, исходя из их кадастровой стоимости по ставкам, определенным Законом Республики Карелия от 30 декабря 1999 года №384-ЗРК «О налогах (ставках налогов) на территории Республики Карелия».

В силу пункта 15 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки, и настоящим пунктом.

В случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

Государственный кадастровый учет объектов недвижимости с кадастровыми номерами был осуществлен ХХ.ХХ.ХХ в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от ХХ.ХХ.ХХ, технического плана от ХХ.ХХ.ХХ, заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество от ХХ.ХХ.ХХ.

Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия является уполномоченным органом на осуществление действий по проведению государственной кадастровой оценки на территории Республики Карелия. Основной целью деятельности созданного ГБУ РК «Центр государственной оценки» является определение кадастровой стоимости в соответствии с Федеральным законом «О государственной кадастровой оценке».

В 2019 году ГБУ РК «Центр государственной оценки» производил работы по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Республики Карелия, результаты которых утверждены приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия №191 от 05.11.2019, в том числе кадастровая стоимость объектов с кадастровыми номерами определена в размере 2251443,07 руб.. Дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН – ХХ.ХХ.ХХ, дата определения – ХХ.ХХ.ХХ, дата начала применения кадастровой стоимости – ХХ.ХХ.ХХ, УПКС – 54514,36 руб./кв.м.

Таким образом, кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами , которую оспаривает административный истец в настоящее время, является актуальной.

Полагая, что установленная кадастровая стоимость вышеуказанных объектов недвижимости не соответствует их рыночной стоимости, административный истец обратился в (...) с целью определением их рыночной стоимости по состоянию на ХХ.ХХ.ХХ.

Согласно отчету об оценке рыночной стоимости недвижимости от ХХ.ХХ.ХХ, изготовленному (...), рыночная стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами по состоянию на ХХ.ХХ.ХХ составляет 1714 000 руб.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект недвижимости (пункт 3 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4)», утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 22.10.2010 № 508).

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, подлежащая внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно на произвольную дату.

В силу статьи 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно статье 24 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке», к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, устанавливается переходный период применения настоящего Федерального закона с 01.01.2017 до 01.01.2023 (пункт 1). В течение переходного периода государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с настоящим Федеральным законом или в соответствии с Федеральным законом № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами (пункт 2).

Федеральным законом от 31.07.2020 №269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменений в Федеральный закон «О государственной кадастровой оценке», и введен новый механизм установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, путем введения статьи 22.1 «Установление кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости».

Пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 31.07.2020 № 269-ФЗ до 01.01.2023 установлен переходный период применения статей 22 и 22.1 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке», в частности, предусмотрено, что в течение переходного периода высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости; в течение переходного периода до дня, указанного в решении (в случае отсутствия принятого решения - до завершения переходного периода), в субъекте Российской Федерации положения статьи 22.1 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» не применяются; с даты, указанной в решении, в субъекте Российской Федерации: применяются положения статьи 22.1 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости, и не применяются положения статьи 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке»; рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» не осуществляется.

Постановлением Правительства Республики Карелия от 09.03.2021№72-П установлена дата перехода к применению на территории Республики Карелия положений статьи 22.1 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке», регулирующей порядок установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости – 01.04.2021.

Настоящий иск предъявлен 18.05.2021.

В Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в отношении спорных объектов недвижимости ООО «Специализированный застройщик «Тонус» обратилось 30.03.2021.

Апелляционным определением Второго апелляционного суда Общей юрисдикции от 12.07.2021 отменено определение судьи Верховного Суда Республики Карелия от 20.05.2021 о возращении административного искового заявления ООО «Специализированный застройщик «Тонус», дело направлено в Верховный суд Республики Карелия для рассмотрения по существу.

При указанных обстоятельствах, у суда отсутствуют основания для прекращения производства по делу.

Разрешая заявленные требования по существу, суд приходит к следующему.

Установление величины рыночной стоимости, в соответствии со статьей 249 КАС РФ, является юридически значимым обстоятельством.

Частью 5 статьи 247 КАС РФ установлено, что стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса.

Исходя из особенностей рассмотрения дел об оспаривании кадастровой стоимости, обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Административный ответчик, возражающий против удовлетворения заявленных требований, обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

Изучив представленный отчет о рыночной стоимости от ХХ.ХХ.ХХ выполненный (...),

заслушав пояснения представителя ответчиков в его отношении, показания оценщика (...)., допрошенного в качестве свидетеля, исходя из положений ст.84 КАС РФ, суд полагает отчет допустимым доказательством, подтверждающим рыночную стоимость спорных объектов недвижимости по состоянию на ХХ.ХХ.ХХ.

При выборе объектов-аналогов оценщиком не допущено нарушений законодательства, регулирующего оценочную деятельность, и требований федеральных стандартов оценки.

В судебном заседании (...) даны пояснения относительно отнесения оцениваемых объектов к (.....), возражений по которым стороной ответчика не заявлено, в связи с чем, по мнению суда, обоснованно оценщиком не применялась повышающая корректировка на расположение объектов оценки.

По мнению суда, оценщиком правомерно применена понижающая корректировка в связи с низкой транспортной доступностью объектов оценки в сравнении с объектами - аналогами, что подтверждено как показаниями (...)., так и представленными в дело скриншотами, отображающими расстояние от оцениваемых объектов и объектов-аналогов до остановок общественного транспорта.

Обоснованность использования оценщиком Справочника оценщика недвижимости под редакцией Лейфера Л.А. при применении скидки на торг допустимыми и относимыми доказательствами со стороны административных ответчиков не опровергнута.

При допросе в качестве свидетеля (...) даны пояснения относительно видовых характеристик объектов оценки, ставить под сомнение которые у суда оснований не имеется, в связи с чем не соглашаться с применением оценщиком понижающей корректировки «на видовое расположение» суд оснований не усматривает.

Юридического значения не имеет вопрос о цене, по которой спорные объекты были реализованы в (...) году, поскольку рыночная стоимость их отчетом об оценке определялась по состоянию на (...).

Административными ответчиками и заинтересованными лицами каких-либо доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности определенной оценщиком величины рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, либо подтверждающих соответствие кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанной в выписке из ЕГРН, их рыночной стоимости, не представлено.

При таких обстоятельствах административный иск подлежит удовлетворению, суд устанавливает по состоянию на ХХ.ХХ.ХХ кадастровую стоимость каждого объекта недвижимости кадастровыми номерами в размере рыночной стоимости, равной 1714 000 руб.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости следует считать ХХ.ХХ.ХХ – дату обращения административного истца в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Тонус» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости удовлетворить.

Установить по состоянию на ХХ.ХХ.ХХ кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером , площадью (...) кв.м, назначение - жилое, вид жилого помещения - квартира, расположенного по адресу: (.....), в размере его рыночной стоимости, равной 1714000 руб. (один миллион семьсот четырнадцать рублей) на период, начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.

Установить по состоянию на ХХ.ХХ.ХХ кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером , площадью (...) кв.м, назначение - жилое, вид жилого помещения - квартира, расположенного по адресу: (.....), в размере его рыночной стоимости, равной 1714000 руб. (один миллион семьсот четырнадцать рублей) на период, начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать ХХ.ХХ.ХХ.

На решение может быть подана апелляционная жалоба во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.Е.Иванова

Мотивированное решение изготовлено 02.09.2021