ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-156/2022УИД37О0000-01-2022-000155-91 от 25.05.2022 Ивановского областного суда (Ивановская область)

Дело № 3а-156/2022 УИД 37OS0000-01-2022-000155-91

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ивановский областной суд в составе:

председательствующего судьи Запятовой Н.А.

при секретаре Разводовой З.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области к Ивановской областной общественной организации «Ассоциация американских обменных программ в сфере культуры и образования» о ликвидации некоммерческой организации и об исключении её из единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области (далее – Управление) обратилось в суд с указанным административным исковым заявлением, в котором просит ликвидировать Ивановскую областную общественную организацию «Ассоциация американских обменных программ в сфере культуры и образования» (далее – Организация) и исключить её из Единого государственного реестра юридических лиц.

Заявленные требования мотивированы следующим. В ходе проведения плановой документарной проверки деятельности организации Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области выявлены нарушения действующего законодательства и положений устава Организации.

Так, Организацией не созывался высший руководящий орган Организации – Общее собрание членов организации; не проводились заседания совета; с 2019 г. не переизбирались председатель, совет и ревизор Организации; ревизором не проводились проверки финансово-хозяйственной деятельности Организации; Организацией не осуществлялась деятельность, направленная на достижение уставных целей; не публиковался отчет об использовании своего имущества и не обеспечивалась доступность ознакомления с указанным отчетом.

По итогам проведенного контрольного мероприятия Управлением по фактам выявленных нарушений действующего законодательства и положений Устава Организации составлен Акт № 7 от 16 марта 2022 г.

Из письма председателя Организации ФИО4, поступившего в Управление 18 апреля 2022 г., следует, что Организация свою деятельность не осуществляет и в дальнейшем осуществлять не планирует, председатель Организации не возражает против ликвидации организации в судебном порядке.

В судебное заседание представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, заявил ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя, в котором указал, что возражений по существу заявленных требований не имеет, надлежащим образом уведомлен о времени и месте судебного заседания.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица Управления Федеральной налоговой службы по Ивановской области в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом.

При таких обстоятельствах в соответствии с требованиями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

Исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу положений части 1 статьи 30 и части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение; граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Федеральный закон № 82-ФЗ).

В силу статьи 29 указанного Федерального закона общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.

Общественная организация - это одна из организационно-правовых форм общественного объединения (статья 7 Федерального закона № 82-ФЗ) и относится к некоммерческим организациям (статья 50 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций определяются Федеральным законом от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закона № 7-ФЗ).

В соответствии с требованиями статьи 14 приведенного Федерального закона № 7-ФЗ учредительными документами некоммерческих организаций является устав; требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).

В соответствии с положениями части первой статьи 26 и статьи 44 названного Федерального закона № 82-ФЗ общественное объединение может быть ликвидировано решением суда по заявлению Генерального прокурора Российской Федерации или федерального органа государственной регистрации (в данном случае - Минюста России) в случае неоднократного или грубого нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематического осуществления общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

Аналогичные основания ликвидации юридического лица закреплены в подпункте 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Статьей 29 Федерального закона № 82-ФЗ определены обязанности общественного объединения, в частности: соблюдение законодательства Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права, касающихся сферы его деятельности, а также норм, предусмотренных его уставом и иными учредительными документами; ежегодное опубликование отчета об использовании своего имущества или обеспечение доступности ознакомления с указанным отчетом; ежегодное информирование органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; оказание содействия представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации.

Федеральный закон № 82-ФЗ возлагает на орган, принимающий решение о государственной регистрации общественного объединения, обязанность осуществлять контроль за соответствием деятельности объединения уставным целям.

При осуществлении данного контроля указанный орган вправе: не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, их уставным целям в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, за исключением случая, указанного в части пятой настоящей статьи; в случае выявления нарушения общественными объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения указанного нарушения, который составляет не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть обжаловано общественными объединениями в вышестоящий орган или в суд (статья 38).

Судом установлено, что Ивановская областная общественная организация «Ассоциация американских обменных программ в сфере культуры и образования» зарегистрирована 05 сентября 2014 г., о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись о регистрации, 15 сентября 2014 г. выдано свидетельство о регистрации некоммерческой организации.

На основании распоряжения № 21-р от 28 января 2022 г. в период с 28 февраля 2022 г. по 16 марта 2022 г. Управлением Минюста Российской Федерации по Ивановской области была проведена плановая документарная проверка деятельности Организации, в ходе которой выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и положений устава Организации, отраженные в акте проверки № 7 от 16 марта 2022 г.

Выявленные истцом нарушения Организацией не оспаривались. В ответ на поступивший в организацию акт проверки председатель Организации ФИО4 сообщил о прекращении деятельности Организации и об отсутствии намерения осуществлять деятельность в будущем, выразил согласие на ликвидацию Организации в судебном порядке.

В силу статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.

Проверкой выявлены грубые нарушения Организацией действующего законодательства.

Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона № 7-ФЗ требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).

В нарушение данной статьи Организацией в проверяемом периоде не осуществлялась деятельность, направленная на достижение уставных целей предусмотренных пунктом 2.1 устава; в нарушение пункта 5.1 устава не созывался высший руководящий орган Организации – общее собрание членов организации (должно созываться не реже 1 раза в год); в нарушение пунктов 5.13, 5.9, 5.15.4 устава председатель Организации, совет Организации и ревизор Организации, срок полномочий которых составляет 5 лет, не переизбирались с 2019 г., полномочия указанных органов истекли в 2014 г., документы, подтверждающие их переизбрание, не представлены; в нарушение пункта 5.15.7 устава ревизором не проводились проверки финансово-хозяйственной деятельности Организации (должны проводиться не реже одного раза в год); в нарушение пункта 5.10 устава не проводились заседания Совета (должны проводиться не реже одного раза в год).

В нарушение абзаца третьего статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ в проверяемом периоде Организацией не публиковался отчет об использовании своего имущества, и не обеспечивалась доступность ознакомления с указанным отчетом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона № 7-ФЗ структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации. Пунктом 3 статьи 29 ФЗ №7-ФЗ, пунктом 2 статьи 65.3 и пунктом 1 статьи 123.7 Гражданского кодекса Российской Федерации установлена исключительная компетенция высшего органа управления некоммерческой организации.

В нарушение вышеуказанных норм пунктом 5.1. устава Организации исключительная компетенция высшего органа управления Организации - Общего собрания членов организации отражена не в полном объёме, в частности в уставе отсутствует: порядок определения и приема в состав членов Организации и исключения из числа её членов; утверждение годовых отчетов и бухгалтерской (финансовой) отчетности Организации; принятие решений о создании Организацией других юридических лиц, об участии организации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств; принятие решений о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса; порядок избрания ревизионной комиссии (ревизора) и назначение аудиторской организации или индивидуального аудитора Организации; принятие решений о размере и порядке уплаты её членами и иных имущественных взносов.

Кроме того, в ходе проверки деятельности Организации выявлен факт несоответствия некоторых положений устава действующему законодательству Российской Федерации.

Права и обязанности участников корпорации (общественного объединения), к которым в соответствии со статьей 65.1 Гражданского кодекса РФ относятся, в том числе, участники Организации, предусмотрены статьями 65.2, 123.6 Гражданского кодекса РФ.

В нарушение указанных положений закона в пункте 4.1 устава Организации, которым установлены права и обязанности членов Организации, не отражены такие права членов Организации как право участвовать в управлении делами Организации; знакомиться с бухгалтерской и иной документацией Организации в случаях и порядке, которые предусмотрены законом и уставом Организации; на равных началах с другими членами безвозмездно пользоваться оказываемыми ею услугами; обжаловать решения ее органов, влекущие гражданско-правовые последствия, в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом; требовать, действуя от имени Организации, возмещения причиненных корпорации убытков; оспаривать, действуя от имени Организации, совершенные ею сделки и требовать применения последствий их недействительности, а также применения последствий недействительности ничтожных сделок Организации.

В пункте 4.2 не отражены обязанности членов Организации участвовать в образовании имущества Организации в необходимом размере в порядке, способом и в сроки, которые предусмотрены уставом Организации; не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности Организации; участвовать в принятии корпоративных решений, без которых Организация не может продолжать свою деятельность в соответствии с законом, если участие члена Организации необходимо для принятия таких решений; не совершать действия, заведомо направленные на причинение вреда Организации, не совершать действия (бездействие), которые существенно затрудняют или делают невозможным достижение целей, ради которых создана Организация.

В соответствии с пунктом 8 статьи 63 ГК РФ оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с уставом некоммерческой организации на цели, для достижения которых она была создана, и (или) на благотворительные цели. В нарушение приведенных норм пункт 7.3 Устава предусматривает направление денежных средств в соответствии с решением заключительного Общего собрания на реализацию исключительно уставных целей.

Согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона №7-ФЗ некоммерческая организация имеет печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке.

В нарушение приведенной нормы пункт 1.7 Устава предусматривает наличие «круглой печати».

Также в ходе проверки деятельности Организации Управлением установлено, что устав организации в нарушение положений пунктов 3,4 статьи 65.3 ГК РФ не содержит положений о единоличном исполнительном органе.

В соответствии с пунктом 3 статьи 65.3 ГК РФ в корпорации образуется единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор, председатель и т.п.)

В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Закона о некоммерческих организациях исполнительный орган некоммерческой организации может быть коллегиальным и (или) единоличным. Он осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления некоммерческой организацией.

Раздел 5 устава, предусматривая в пунктах 5.12. – 5.14 положения о председателе Организации, его полномочиях, периоде избрания, в то же время не содержит указания на его статус как единоличного исполнительного органа Организации.

Ввиду изложенного, установленные Управлением в ходе проверки нарушения нашли свое подтверждение при рассмотрении настоящего дела.

Учитывая, что Организация допустила нарушения приведенного федерального законодательства и устава Организации, а также отсутствие у Организации намерения осуществлять свою деятельность и устранять выявленные в ходе проверки нарушения суд полагает, что имеются предусмотренные статьей 44 Федерального закона «Об общественных объединениях» основания для ликвидации в судебном порядке некоммерческой организации и исключения записи о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства при установленных обстоятельствах соответствует общеправовому принципу юридической ответственности и является в данном случае соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области к Ивановской областной общественной организации «Ассоциация американских обменных программ в сфере культуры и образования» о ликвидации некоммерческой организации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц удовлетворить.

Ликвидировать Ивановскую областную общественную организацию «Ассоциация американских обменных программ в сфере культуры и образования» и исключить сведения о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ивановский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Запятова Н.А.

Решение суда в окончательной форме принято 8 июня 2022 г.