ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-157/18 от 30.10.2018 Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия)

Дело № 3а-157/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Абакан 30 октября 2018 г.

Верховный Суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего Редько Е.П.,

при секретаре Маховой Ю.А.,

с участием прокурора Пименовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» к Министерству экономического развития Республики Хакасия о признании не действующими в части приложения №№ 1, 2, утвержденные приказом Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 25 декабря 2017 г. № 9-п «Об утверждении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Республики Хакасия на 2018 год»,

У С Т А Н О В И Л:

25 декабря 2017 г. Государственным комитетом по тарифам и энергетике Республики Хакасия издан приказ № 9-п «Об утверждении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Республики Хакасия на 2018 год» (далее – Приказ № 9-п).

Пунктами 5, 6 утверждены стандартизированные тарифные ставки согласно приложению № 1; ставки за единицу максимальной мощности согласно приложению № 2.

Публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (далее – ПАО «МРСК Сибири») обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании не действующими приложение № 1 в части устанавливающей ставку С1 «Ставка на покрытие расходов при технологическом присоединении по мероприятиям, не включающим в себя строительство объектов электросетевого хозяйства» в размере 145,60 (171,81) рублей за одно присоединение и приложение № 2 в части устанавливающей ставку С1maxN «Ставка на осуществление мероприятий по технологическому присоединении, не включающих в себя строительство объектов электросетевого хозяйства» в размере 6,53 (7,71) руб./кВт.

Мотивировало требование неправомерным занижением оспариваемых ставок, поскольку в орган регулирования были представлены все необходимые обосновывающие документы по установлению платы за технологическое присоединение. Полагает, что оспариваемые положения не соответствуют федеральному законодательству в сфере электроэнергетики, в частности, статье 23 Федерального закона «Об электроэнергетике», пунктам 22, 23, 25, 28 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, Методическим указаниям по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям. Обращает внимание, что ни протокол, ни иные материалы заседания правления, в том числе экспертное заключение, не содержат обоснование расчетов, из которых формировалась выборка для определения стандартизированной тарифной ставки, указания на отдельные расходы организаций, во включении которых было отказано. Просило возложить на регулирующий орган обязанность принять нормативный правовой акт, заменяющий оспариваемые положения.

Представитель административного истца Белоглазова М.В. в судебном заседании требования поддержала по основаниям и доводам, изложенным в административном иске, письменных пояснениях.

Представитель административного ответчика Манишева И.А. административный иск не признала, представила письменные возражения. Пояснила, что ставки С1 и С1maxN установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства в области регулирования тарифов. Отсутствие в экспертном заключении расчета экономического обоснования по статьям расходов каждой из организации, не свидетельствует, что такой расчет не проводился.

Определением суда от 05 сентября 2018 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц на стороне административного истца привлечены ООО «Электросервис», ОАО «Российские железные дороги», ООО «Энергосервис».

Представители указанных заинтересованных лиц, а также заинтересованных лиц МУП «АЭС», ООО «МРЭС» в судебное заседание не явились, были надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, дело рассмотрено в их отсутствие.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заслушав заключение участвующего прокурора Пименовой Е.А., полагавшей, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, всесторонне исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного производства Российской Федерации (далее – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Часть 6 данной статьи закрепляет, что административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

В силу части 7 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213 КАС РФ).

В силу пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Государственное регулирование цен в электроэнергетике осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике).

На основании пункта 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию подлежат плата за технологическое присоединение к единой национальной (общероссийской) электрической сети, к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.

Согласно пункту 6 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике (в редакции Федерального закона от 30.12.2012 № 291-ФЗ) предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на розничных рынках, регулирование которых предусмотрено настоящим Федеральным законом, устанавливаются на год федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, если иное не установлено другими федеральными законами или решением Правительства Российской Федерации, и могут быть установлены с календарной разбивкой, разбивкой по категориям потребителей (покупателей) с учетом региональных и иных особенностей. При установлении указанных предельных уровней цен (тарифов) учитываются долгосрочные тарифы, установленные для субъектов электроэнергетики, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и (или) долгосрочные параметры регулирования деятельности соответствующих организаций.

В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Закона об электроэнергетике Правительство Российской Федерации или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов устанавливает порядок определения размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, включая набор стандартизированных тарифных ставок для определения такой платы, и порядок определения тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в том числе критериев дифференциации и (или) особенностей ценообразования для отдельных категорий потребителей электрической энергии.

На основании подпунктов 55, 55.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуществления регионального государственного надзора за применением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 1.1 Положения о Государственном комитете по тарифам и энергетике Республики Хакасия, утверждённого постановлением Правительства Республики Хакасия от 06 июня 2012 г. № 372, Государственный комитет по тарифам и энергетике Республики Хакасия (далее - Госкомитет) являлся государственным органом исполнительной власти Республики Хакасия, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и региональный государственный контроль (надзор) за их применением.

В области (ценообразования) электрической энергии (мощности) Госкомитет устанавливал цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, включая: единые (котловые) тарифы; тарифы взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями; цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии для сетевых организаций, обслуживающих преимущественно одного потребителя. Указанные цены (тарифы) устанавливаются в отношении сетевых организаций, соответствующих критериям отнесения территориальных сетевых организаций к сетевым организациям, обслуживающим преимущественно одного потребителя, согласно приложению № 3 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства (пункт 2.1.2. указанного Положения).

Постановлением Правительства Республики Хакасия от 28 июля 2017 г. № 388 «О реализации постановления Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия от 14.07.2017 № 41-ПП «О внесении изменения в приложение к постановлению Председателя Правительства Республики Хакасия от 27.03.2009 № 07-ПП «О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия» Министерство экономического развития Республики Хакасия реорганизовано путем присоединения к нему Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия.

Согласно статье 12 Закона Республики Хакасия от 11 марта 2015 г. № 18-ЗРХ «О нормативных правовых актах Республики Хакасия» приказ исполнительного органа государственной власти Республики Хакасия, имеющий нормативный характер, - нормативный правовой акт, принятый по вопросам, входящим в полномочия исполнительного органа государственной власти Республики Хакасия, на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Конституции Республики Хакасия и законов Республики Хакасия, постановлений Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия, постановлений Правительства Республики Хакасия.

В соответствии с частью 1 статьи 28 названного Закона официальным опубликованием законов Республики Хакасия и иных нормативных правовых актов считается первая публикация их полного текста в следующих официальных изданиях: в газете «Хакасия»; в газете «Хабар»; в бюллетене «Вестник Хакасии»; или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

25 декабря 2017 г. Государственным комитетом по тарифам и энергетике Республики Хакасия издан приказ № 9-п «Об утверждении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Республики Хакасия на 2018 год».

Пунктами 5, 6 утверждены стандартизированные тарифные ставки согласно приложению № 1 и ставки за единицу максимальной мощности согласно приложению № 2.

Плата, утвержденная пунктами 5, 6 настоящего приказа, действует с 1 января 2018 года по 31 декабря 2018 года включительно (пункт 11 Приказа № 9-п).

Приказ и приложения (№ 1 и № 2) к нему опубликованы 09 февраля 2018 г. в официальном печатном издании «Хакасия» (№ 25).

Пункт 2 статьи 23.2 Закона об электроэнергетике предусматривает, что плата за технологическое присоединение объектов по производству электрической энергии определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в том числе посредством применения стандартизированных тарифных ставок. Размер платы за технологическое присоединение и (или) размер стандартизированных тарифных ставок определяются исходя из расходов на выполнение мероприятий, подлежащих осуществлению сетевой организацией в ходе технологического присоединения, включая строительство, реконструкцию объектов электросетевого хозяйства.

Плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств и объектов электросетевого хозяйства может устанавливаться либо в соответствии с указанными принципами и порядком определения платы за технологическое присоединение объектов по производству электрической энергии, либо посредством установления размера платы федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций, рассчитываются и устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов едиными для всех территориальных сетевых организаций на территории субъекта Российской Федерации, в частности с использованием метода сравнения аналогов. Указанные стандартизированные тарифные ставки дифференцируются исходя из состава мероприятий по технологическому присоединению, обусловленных в том числе видами и техническими характеристиками объектов электросетевого хозяйства, уровнем напряжения в точке присоединения энергопринимающих устройств, максимальной мощностью присоединяемых энергопринимающих устройств и категорией надежности энергоснабжения, и по иным установленным федеральными законами основаниям в соответствии с основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике» Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178 утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила регулирования).

В силу пункта 2 (абзац 4) статьи 23.2 Закона об электроэнергетике затраты на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы сетевой организации на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства, включаются в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии и (или) платы за технологическое присоединение. При этом не допускается включение расходов сетевой организации, учтенных при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в состав платы за технологическое присоединение и расходов, учтенных при установлении платы за технологическое присоединение, в состав тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

Размер и порядок определения платы за технологическое присоединение к электрическим сетям предусмотрен пунктом 87 Основ ценообразования.

Согласно пункту 87 Основ ценообразования в размер платы за технологическое присоединение включаются средства для компенсации расходов сетевой организации на выполнение организационно-технических мероприятий, связанных с осуществлением технологического присоединения, указанных в подпунктах "г" и "д" пункта 7 и подпунктах "а" и "д" пункта 18 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 861 (за исключением расходов, связанных с осуществлением технологического присоединения энергопринимающих устройств, плата за которые устанавливается в соответствии с настоящим документом в размере не более 550 рублей), и расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.

Размер платы за технологическое присоединение, в том числе величина стандартизированных тарифных ставок, и состав расходов, включаемых в плату за технологическое присоединение, определяются в соответствии с методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой (далее - методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям).

Приказом ФАС России от 29 августа 2017 г. № 1135/17 утверждены Методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям (далее – Методические указания № 1135/17).

Согласно пункту 16 Методических указаний для расчета платы за технологическое присоединение к электрическим сетям учитываются расходы на выполнение сетевой организацией следующих обязательных мероприятий:

а) подготовку и выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;

б) выполнение технических условий сетевой организацией, включая разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, и осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению Устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;

в) проверку сетевой организацией выполнения Заявителем технических условий в соответствии с разделом IX Правил технологического присоединения.

В пункте 87 Основ ценообразования указано, что территориальные сетевые организации ежегодно, не позднее 1 ноября, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов сведения о расходах на строительство объектов электросетевого хозяйства для целей технологического присоединения и для целей реализации иных мероприятий инвестиционной программы, о расходах на выполнение мероприятий по технологическому присоединению, не связанных со строительством объектов электросетевого хозяйства, за три предыдущих периода регулирования, прогнозные сведения о таких расходах на очередной календарный год в соответствии с методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям с учетом стоимости каждого мероприятия в отдельности, а также с разбивкой по категориям потребителей, уровням напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение, и (или) объемам присоединяемой максимальной мощности, а также сведения о расходах, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемых в плату за технологическое присоединение, в соответствии с методическими указаниями по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям. На основе представленных сведений органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на очередной календарный год рассчитывают с использованием метода сравнения аналогов и устанавливают не позднее 31 декабря года, предшествующего очередному году, плату за технологическое присоединение к электрическим сетям, не отнесенным к единой национальной (общероссийской) электрической сети (за исключением платы по индивидуальному проекту и платы за технологическое присоединение к территориальным распределительным электрическим сетям энергопринимающих устройств отдельных потребителей максимальной мощностью не менее 8900 кВт и на уровне напряжения не ниже 35 кВ и объектов по производству электрической энергии), в виде формулы платы за технологическое присоединение, единых для всех территориальных сетевых организаций на территории субъекта Российской Федерации стандартизированных тарифных ставок и ставок за 1 кВт максимальной мощности с разбивкой по составу мероприятий по технологическому присоединению, обусловленных в том числе видами и техническими характеристиками объектов электросетевого хозяйства, уровнем напряжения в точке присоединения энергопринимающих устройств, максимальной мощностью присоединяемых энергопринимающих устройств и категорией надежности энергоснабжения, и по иным установленным федеральными законами основаниям.

Регулирующий орган в своем решении по утверждению платы за технологическое присоединение отражает расходы сетевой организации, связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемые в плату за технологическое присоединение. Размер указанных расходов включается в тариф на услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 или 38 настоящего документа, начиная с периода регулирования, на который утверждается плата за технологическое присоединение, и отражается регулирующим органом в решении по утверждению цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии.

В судебном заседании установлено, что для утверждения стандартизированных тарифных ставок на 2018 г. в Республике Хакасия заявили следующие территориальные организации: ПАО «МРСК Сибири», МУП г. Абакана «Абаканские электрические сети», ООО «Межрайонные распределительные электрические сети», ООО «Электросервис», ОАО «Российские железные дороги». ООО «Энергосервис».

Филиал ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» выполняет работы по технологическому присоединению, в том числе энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт (включительно).

В соответствии с пунктом 21 Методических указаний ставки платы за единицу максимальной мощности и стандартизированные тарифные ставки утверждаются в ценах периода регулирования едиными для всех территориальных сетевых организаций на территории субъекта Российской Федерации.

Ставка платы за единицу максимальной мощности С1maxN (руб./кВт) и стандартизированная тарифная ставка С1 (руб. за одно присоединение) за технологическое присоединение к электрическим сетям утверждается отдельно для технологического присоединения энергопринимающих устройств с применением временной схемы электроснабжения, в том числе для обеспечения электрической энергией передвижных энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 150 кВт включительно (с учетом мощности ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), и для постоянной схемы электроснабжения, а также утверждается в разбивке по следующим мероприятиям: подготовка и выдача сетевой организацией технических условий заявителю; проверка сетевой организацией выполнения Заявителем технических условий (включая процедуры, предусмотренные подпунктами «г» - «е» пункта 7 Правил технологического присоединения).

Из пункта 23 Методических указаний следует, что территориальные сетевые организации предоставляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов сведения о расходах на строительство объектов электросетевого хозяйства для целей технологического присоединения и для целей реализации иных мероприятий инвестиционной программы отдельно по каждому мероприятию в соответствии с приложением № 1 к Методическим указаниям.

Сетевые организации представляют в регулирующий орган сведения о расходах на выполнение мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных подпунктами "а" и "в" пункта 16 Методических указаний, - в соответствии с приложением № 2 к Методическим указаниям за три последних года, по которым имеются отчетные данные.

Расходы на выполнение мероприятий по технологическому присоединению, не связанных со строительством объектов электросетевого хозяйства, определяются в соответствии с данными раздельного учета сетевой организации.

Согласно пункту 24 Методических указаний для расчета платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, на уровне напряжения i (руб.) посредством применения стандартизированных тарифных ставок, включающих расходы по мероприятиям, указанным в пункте 16 Методических указаний (кроме подпункта "б"), и расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств потребителей, определяемых по каждому мероприятию, утвержденному приложением № 1 к Методическим указаниям, утверждается следующий перечень стандартизированных тарифных ставок:

С1 - стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов на технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, по мероприятиям, указанным в пункте 16 Методических указаний (кроме подпункта «б») (руб. за одно присоединение).

Указанная ставка рассчитывается по каждому мероприятию, указанному в пункте 16 Методических указаний (кроме подпункта «б») отдельно для технологического присоединения энергопринимающих устройств с применением временной схемы электроснабжения, в том числе для обеспечения электрической энергией передвижных энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 150 кВт включительно (с учетом мощности ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), и для постоянной схемы электроснабжения.

Пунктом 25 Методических указаний предусмотрено, что стандартизированная тарифная ставка С1 рассчитывается по мероприятиям, указанным в пункте 16 (кроме подпункта «б») Методических указаний, в разбивке по мероприятиям в соответствии с пунктом 21 Методических указаний.

В соответствии с приложениями № 2 и № 3 к Методическим указаниям на основании информации, представленной сетевыми организациями, регулирующим органом определяется величина фактических экономически обоснованных расходов отдельно по мероприятиям, указанным в пункте 16 (кроме подпункта "б") Методических указаний, на одно технологическое присоединение по каждой сетевой организации за каждый из трех предшествующих периодов регулирования. Результаты расчетов, из которых формируется выборка для расчета стандартизированной тарифной ставки на год n, сводятся в таблицу, приведенную в приложении № 4 к Методическим указаниям.

30 октября 2017 г. ПАО «МРСК Сибири» обратилось в Государственный комитет по тарифам и энергетике Республики Хакасия с заявлением об утверждении размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) к электрическим сетям филиал ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» (л.д. 43-44 т.1).

Из протокола заседания правления Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 25 декабря 2017 г. № 4 следует, что в повестку дня входит утверждение платы за технологическое присоединение к электрическим сетям сетевых организаций Республики Хакасия на 2018 год (л.д. 119-127 т. 1).

По итогам голосования большинством членов правления (один проголосовал против) принято решение об утверждении стандартизированных тарифных ставок, в том числе: С1 «Ставка на покрытие расходов при технологическом присоединении по мероприятиям, не включающим в себя строительство объектов электросетевого хозяйства» в размере 145,60 (171,81) рублей за одно присоединение; С1maxN «Ставка на осуществление мероприятий по технологическому присоединении, не включающих в себя строительство объектов электросетевого хозяйства» в размере 6,53 (7,71) руб./кВт.

Из протокола заседания, экспертного заключения (л.д. 112-118 т. 1), пояснений представителя административного ответчика, следует, что расчеты цен выполнены в соответствии с Методическими указаниями № 1135/17 методом сравнения аналогов на основании сведений за три предыдущих года о фактических расходах на строительство объектов электросетевого хозяйства для целей технологического присоединения и для целей реализации иных мероприятий инвестиционной программы, о расходах на выполнение мероприятий по технологическому присоединению, не связанных со строительством объектов электросетевого хозяйства, длине линий, объемах максимальной мощности построенных объектов, присоединенных объемах максимальной мощности, представленных ПАО «МРСК Сибири»- «Хакасэнерго», МУП «АЭС», ООО «МРЭС», ОАО «РЖД», ООО «Электросервис».

Экономически обоснованные расходы филиала ПАО «МРСК Сибири»- «Хакасэнерго», связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям в 2018 году, не включаемые в плату за технологическое присоединение, определены в размере 181479,34 тысячи рублей без НДС.

Из экспертного заключения и протокола заседания правления вытекает, что расчет ставок С1 и С1maxN произведен отдельно для технологического присоединения электропринимающих устройств с применением временной и постоянной схем электроснабжения.

При этом ни протокол заседания правления, ни экспертное заключение не содержат конкретные (обосновывающие) расчеты платы за единицу максимальной мощности С1maxN (руб./кВт) и стандартизированную тарифную ставку С1 (за одно присоединение). В экспертном заключении имеются лишь ссылки на Методические указания.

В судебное заседание представителем административного ответчика представлен расчет ставок за технологическое присоединение С1 и С1maxN на 2018 год.

Согласно представленному расчету стандартизированной ставки С1 и ставки за единицу мощности С1maxN органом регулирования были приняты расходы за 2014, 2015, 2016 годы, в которые были включены: расходы за подготовку и выдачу сетевой организации технических условий заявителю; проверка сетевой организацией выполнения заявителями технических условий; количество технологических присоединений.

К заявлению от 30.10.2017 об утверждении размера платы за технологическое присоединение ПАО «МРСК Сибири» были приложены обосновывающие документы на 729 листах. Кроме того, 31.10.2017 в адрес регулирующего органа были направлены дополнительные документы, в том числе расходы общества, связанные с технологическим присоединением за 2014-2016 годы.

Для расчета платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО «МРСК Сибири» были представлены документы, подтверждающие расходы на выполнение сетевой организацией, предусмотренные подпунктами «а» и «в» пункта 16 Методических указаний, в том числе: расчет необходимой валовой выручки сетевой организации на технологическое присоединение филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго»; калькуляция стоимости расход по технологическому присоединению; расчет стандартизированных тарифных ставок на покрытие расходов на технологическое присоединение; расчет размера расходов, связанных с осуществлением технологического присоединения энергопринимающих устройств, не включаемых в состав платы за технологическое присоединение; реестр заключенных договоров, связанных с осуществлением технологического присоединения; пояснительная записка к расчету размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго».

Согласно пунктам 22, 23 Правил регулирования регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и устанавливает срок ее проведения, но не более 6 месяцев. Экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать: оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней; оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность; анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования; анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов; анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность; сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования; анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней; анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

Основания, по которым отказано во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных организацией, осуществляющей регулируемую деятельность, указываются в протоколе (пункт 28 Правил регулирования).

Из пояснений представителя административного ответчика следует, что расходы по выполнению мероприятий по технологическому присоединению были признаны обоснованными только по статье «вспомогательные материалы». Расходы по прочим статьям были признаны необоснованными, поскольку не подтверждены документально.

При этом в нарушение пунктов 23, 28 Правил регулирования ни протокол заседания правления, ни экспертное заключение не содержат мотивированного анализа экономической обоснованности расходов по конкретным статьям расходов, а также основания, по которым отказано во включение в размер платы отдельных расходов, предложенных сетевой организацией, оценки достоверности представленных документов.

Одним из общих принципов организации экономических отношений и основ государственной политики в сфере электроэнергетики является обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики (часть 1 статьи 6 Закона об электроэнергетике).

К основным принципам государственного регулирования и контроля в электроэнергетике относится достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии (пункт 1 статьи 20 Закона об электроэнергетике), которому корреспондируют принципы государственного регулирования цен (тарифов) обеспечения экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии и учета результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов) (пункт 2 статьи 23 Закона об электроэнергетике).

Названным принципам корреспондирует общее правило о введении в действие цен (тарифов) и (или) их предельных уровней с начала очередного года на срок не менее 12 месяцев (пункт 7 Правил государственного регулирования).

Совокупность названных положений позволяет сделать вывод о необходимости безусловного соблюдения требований об экономической обоснованности тарифов на протяжении всего периода регулирования.

Вопреки требованиям законодательства в сфере государственного регулирования цен в электроэнергетике административным ответчиком при установлении и введении в действие оспариваемого тарифного регулирования не приведено соответствующего экономического расчета.

В нарушение указанных норм, анализ, проверка и экспертиза предложений и материалов (документов, расчетов), представленных в обоснование заявленной суммы, тарифным органом проведены не в полном объеме, в связи с чем оснований для вывода о недостаточной обоснованности предложений сетевой организацией и необходимости корректировки (исключения) расходов не имелось.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пунктах 17 и 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, в частности не соблюдены существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.

С учетом указанного, суд приходит к выводу, что оспариваемые приложения № 1, и № 2, утвержденные Приказом № 9-п, в части установления ставок С1, С1maxN, противоречат Федеральному закону «Об электроэнергетике», Постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1078 по изложенным выше основаниям и нарушает права и законные интересы административного истца.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

На основании части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должны содержаться: указание на удовлетворение административного иска полностью или в части и на признание оспариваемого нормативного правового акта не действующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу или с иной определенной судом даты либо указание на отказ в удовлетворении административного иска с приведением полного наименования оспариваемого нормативного правового акта, его номера, даты принятия и наименования органа или должностного лица, его издавших или принявших; указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

Одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 2 статьи 3 КАС РФ).

В пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 обращено внимание, что, если оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени; если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Принимая во внимание разъяснения, содержащиеся в пунктах 6, 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. № 63 «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена», а также ограниченное действие во времени оспариваемых положений, суд признает их недействующими со дня принятия.

В силу части 1 статьи 16 КАС РФ вступившее в законную силу решение суда по административному делу являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Регулирующий орган принимает решения об установлении (пересмотре) долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, об установлении (изменении) цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, во исполнение вступившего в законную силу решения суда в месячный срок со дня вступления в силу решения суда (пункт 7 Основ ценообразования).

Из разъяснений, содержащихся в пункте 4 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. № 63, следует, что споры об оплате ресурса за соответствующий период регулирования, в том числе за время, предшествующее вступлению в законную силу решения суда, которым признан недействующим нормативный правовой акт, подлежат рассмотрению исходя из регулируемой цены, установленной заменяющим нормативным правовым актом, принимаемым регулируемым органом во исполнение решения суда о признании не действующим ранее установленного тарифа.

Таким образом, обязанность Министерства экономического развития Республики Хакасия принять новый нормативный правовой акт, заменяющий оспариваемые предписания, вытекает из требований законодательства о тарифном регулировании, в связи с чем не имеется оснований для вынесения судебного решения в этой части.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» к Министерству экономического развития Республики Хакасия удовлетворить.

Признать не действующим с даты принятия приложение № 1, утвержденное приказом Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 25 декабря 2017 г. № 9-п «Об утверждении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Республики Хакасия на 2018 год», в части устанавливающей ставку С1 «Ставка на покрытие расходов при технологическом присоединении по мероприятиям, не включающим в себя строительство объектов электросетевого хозяйства» в размере 145,60 (171,81) рублей за одно присоединение.

Признать не действующим с даты принятия приложение № 2, утвержденное приказом Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 25 декабря 2017 г. № 9-п «Об утверждении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Республики Хакасия на 2018 год», в части устанавливающей ставку С1maxN «Ставка на осуществление мероприятий по технологическому присоединении, не включающих в себя строительство объектов электросетевого хозяйства» в размере 6,53 (7,71) руб./кВт.

Направить для опубликования в республиканскую газету «Хакасия» сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Е.П. Редько

В окончательной форме решение изготовлено 06 ноября 2018 г.