ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-157/19 от 05.07.2019 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 3а-157/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург 05 июля 2019 года

Ленинградский областной суд в составе:

председательствующего - судьи Морозковой Е.Е.,

при секретаре – Гринь Н.В.,

с участием прокурора-Чигаркиной Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению совета депутатов муниципального образования Горбунковское сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области о признании недействующим постановления Избирательной комиссии Ленинградской области от 18 июля 2006 года №53/354,

установил:

постановлением Избирательной комиссии Ленинградской области от 18 июля 2006 года №53/354 полномочия муниципальной избирательной комиссии Горбунковского сельского поселения возложены на территориальную избирательную комиссию Ломоносовского муниципального района Ленинградской области (далее-постановление ИКЛО от 18.07.2006 №53/354).

Совет депутатов муниципального образования Горбунковское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области(далее-совет депутатов) обратился в Ленинградский областной суд с административным иском, в котором просит признать не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не действующим полностью со дня принятия решения судом постановление Избирательной комиссии Ленинградской области от 18.07.2006 №53/354.

В обоснование требований указано, что оспариваемое постановление ИКЛО от 18.07.2006 №53/354 нарушает компетенцию совета депутатов, права, свободы и законные интересы совета депутатов, избирательной комиссии муниципального образования Горбунковское сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области, противоречит ч.2 ст.130 Конституции Российской Федерации, ч.3 ст.39 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.7 ст.24 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст.55 Устава муниципального образования.

28 марта 2019 года советом депутатов принято решение №14 о приеме предложений в состав избирательной комиссии названного муниципального образования, 15 мая 2019 года советом депутатов принято решение №30 о формировании избирательной комиссии муниципального образования Горбунковское сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области. Несмотря на обращение 22.05.2019 в Избирательную комиссию Ленинградской области о снятии полномочий избирательной комиссии муниципального образования с территориальной избирательной комиссии, данный вопрос не рассмотрен, соответствующее решение не принято.

Таким образом, оспариваемое постановление и Избирательная комиссия Ленинградской области препятствуют формированию избирательной комиссии муниципального образования, что противоречит действующему законодательству, нарушает компетенцию совета депутатов, права и законные интересы муниципальной избирательной комиссии, изложенное может привести в том числе и к срыву предстоящих 08 сентября 2019 года выборов в муниципальном образовании Горбунковское сельское поселение.

Определением суда от 05.07.2019 в принятии уточненного административного иска, в котором административный истец просил: в случае признания судом оспариваемого постановления Избирательной комиссии Ленинградской области от 18.07.2006 №53/354 ненормативным актом-признать уклонение Избирательной комиссии Ленинградской области от снятия с территориальной избирательной комиссии полномочий избирательной комиссии муниципального образования незаконным, обязать Ленинградскую областную избирательную комиссию снять полномочия избирательной комиссии муниципального образования Горбунковское сельское поселение муниципального образования Ломоносовского муниципального района Ленинградской области с территориальной избирательной комиссии Ломоносовского муниципального района, отказано по основаниям несоответствия требованиям ч.1 ст.46 КАС РФ.

В судебном заседании представитель совета депутатов муниципального образования Горбунковское сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области ФИО1 заявленные требования по изложенным основаниям поддержал, указав, что оспариваемое постановление ИКЛО от 18.07.2006 №53/354 является нормативным правовым актом, и уточнив, что просит признать его недействующим с 04 июня 2019 года.

В письменных возражениях относительно заявленных требований представитель административного ответчика Избирательной комиссии Ленинградской области заместитель председателя Избирательной комиссии Ленинградской области ФИО2 требования административного истца полагал незаконными, указав, что оспариваемое постановление ИКЛО от 18.07.2006 принято на основании обращения совета депутатов от 14.06.2006 №59; данное решение носит бессрочный характер; на основании указанных решений организованы и проведены муниципальные выборы 11.10.2009 и 18.05.2014;оспариваемым постановлением ИКЛО от 18.07.2006 №53/354 компетенция совета депутатов не нарушена. Снятие с территориальной избирательной комиссии Ломоносовкого муниципального района полномочий избирательной комиссии муниципального образования Горбунковское сельское поселение, с последующей передачей этих полномочий избирательной комиссии, сформированной с нарушением законодательства, приведет к нарушению прав и законных интересов жителей названного муниципального образования. Кроме этого, обращения главы муниципального образования Горбунковское сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области Избирательной комиссией Ленинградской области рассмотрены, 04 июля 2019 года принято постановление №46/382 об отказе главе муниципального образования Горбунковское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области в удовлетворении заявления о снятии полномочий избирательной комиссии муниципального образования Горбунковское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области с территориальной избирательной комиссии Ломоносовского муниципального района.

В судебном заседании представитель административного ответчика Избирательной комиссии Ленинградской области ФИО3 в удовлетворении административного иска просила отказать по доводам, изложенным в возражениях, отметив, что решение совета депутатов от 15.05.2019 №30 отменено.

В письменных возражениях представитель заинтересованного лица территориальной избирательной комиссии Ломоносовского муниципального района Ленинградской области председатель названной территориальной избирательной комиссии ФИО4 в удовлетворении административного иска просил отказать, указав, что полномочия избирательной комиссии муниципального образования были возложены на территориальную избирательную комиссию оспариваемым постановлением ИКЛО от 18.07.2006 №53/354 на основании обращения совета депутатов (п.4 ст.24 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ч.4 ст.8 областного закона от 15.05.2013 №26-оз «О системе избирательных комиссий и избирательных участков в Ленинградской области»); на основании указанных решений проведены выборы 11.10.2009 и 18.05.2014. Довод о наличии препятствий к формированию избирательной комиссии муниципального образования не соответствует действительности, так как советом депутатов дважды принималось решение о формировании избирательной комиссии муниципального образования; снятие с территориальной избирательной комиссии Ломоносовского муниципального района Ленинградской области полномочий избирательной комиссии муниципального образования Горбунковское сельское поселение с последующей передачей этих полномочий избирательной комиссии, сформированной с нарушением законодательства, приведет к нарушению прав и законных интересов населения данного муниципального образования.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица территориальной избирательной комиссии Ломоносовского муниципального района Ленинградской области председатель названной территориальной избирательной комиссии ФИО4 в удовлетворении административного иска просил отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях и приведенных представителем Избирательной комиссии Ленинградской области.

В заключении участвующий в деле прокурор Чигаркина Е.Н. считала, что в удовлетворении административного иска надлежит отказать вследствие правовой необоснованности, указав также и о пропуске административным истцом процессуального срока обращения в суд.

Изучив материалы дела, заслушав явившихся лиц, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности согласно ст.84 КАС РФ, суд приходит к следующему.

Согласно ч.3 ст.39 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядок формирования и полномочия избирательных комиссий муниципальных образований устанавливаются федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации, а также уставами муниципальных образований.

Порядок формирования и полномочия избирательных комиссий определены в главе IV Федерального закона от 12.06.2012 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» далее-Федеральный закон 67-ФЗ).

Согласно п.1 ст.20 Федерального закона 67-ФЗ в Российской Федерации действуют следующие избирательные комиссии, комиссии референдума:

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;

избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;

избирательные комиссии муниципальных образований;

окружные избирательные комиссии;

территориальные (районные, городские и другие) комиссии;

участковые комиссии.

В п.1 ст.24 Федерального закона 67-ФЗ определено, что избирательная комиссия, организующая в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, является избирательной комиссией муниципального образования.

Формирование избирательной комиссии муниципального образования осуществляется представительным органом муниципального образования (п.7ст.24 Федерального закона 67-ФЗ).

Пунктом 4 статьи 24 Федерального закона 67-ФЗ предусмотрено, что полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, принятому на основании обращения представительного органа этого муниципального образования, могут возлагаться на территориальную комиссию или на участковую комиссию, действующую в границах муниципального образования. В случае создания вновь образованного муниципального образования полномочия избирательной комиссии данного муниципального образования по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации могут быть возложены на территориальную комиссию. Порядок возложения полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную комиссию в иных случаях отсутствия представительного органа муниципального образования устанавливается законом субъекта Российской Федерации. При возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную комиссию число членов территориальной комиссии изменению не подлежит. Если на территории муниципального образования образуется несколько территориальных комиссий, полномочия избирательной комиссии муниципального образования могут быть возложены на одну из них.

В соответствии п.2 ст.10 закона Ленинградской области от 13.05.2005 №34-оз «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований и должностных лиц местного самоуправления в Ленинградской области» (действующего в период спорных правоотношений, по 30.11.2006 включительно) по решению Избирательной комиссии Ленинградской области, принятому на основании обращения представительного органа муниципального образования, полномочия муниципальной избирательной комиссии могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию.

Согласно действующему на 2006 год на территории Ленинградской области областному закону Ленинградской области от 27.02.2004 №16-оз «Об Избирательной комиссии Ленинградской области» (утратил силу 13.06.2013 в связи с принятием областного закона от 15.05.2013 №26-оз) Избирательная комиссия Ленинградской области является коллегиальным государственным органом Ленинградской области, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов на территории Ленинградской области в соответствии с компетенцией, установленной Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ (далее - Федеральный закон), иными федеральными законами, Уставом Ленинградской области, настоящим областным законом, другими областными законами Ленинградской области, осуществляющим в пределах своей компетенции(далее-областной закон 16-оз).

В силу п «б» ч.1 ст.11 областного закона 16-оз Избирательная комиссия Ленинградской области при подготовке и проведении муниципальных выборов, местного референдума в целях обеспечения реализации и защиты избирательных прав и права граждан на участие в референдуме, в том числе была правомочна возлагать полномочия избирательной комиссии муниципального образования на территориальную избирательную комиссию на основании обращения соответствующего представительного органа местного самоуправления.

Система избирательных комиссий, комиссий референдума (далее также - комиссии) в Ленинградской области, компетенция, полномочия, сроки формирования и порядок деятельности Избирательной комиссии Ленинградской области, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий, территориальных и участковых комиссий при подготовке и проведении выборов в органы государственной власти Ленинградской области, органы местного самоуправления Ленинградской области (далее - муниципальные выборы) определены действующим областным законом Ленинградской области от 15.05.2013 №26-оз «О системе избирательных комиссий и избирательных участков в Ленинградской области»(далее- областной закон 26-оз).

В силу ч.1 ст.5 областного закона 26-оз Избирательная комиссия Ленинградской области в соответствии с Федеральным законом, Уставом Ленинградской области, настоящим областным законом является коллегиальным государственным органом Ленинградской области и в пределах своих полномочий обеспечивает на территории Ленинградской области реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, подготовку и проведение выборов, референдума соответствующего уровня, голосования по отзыву Губернатора, единообразное применение законов, координацию деятельности, оказание правовой, методической, организационно-технической помощи окружным, территориальным, участковым комиссиям, избирательным комиссиям муниципальных образований, а также решение иных вопросов, предусмотренных федеральным законодательством, законами Ленинградской области.

Частью 4 статьи 8 областного закона 26-оз определено, что полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению Избирательной комиссии Ленинградской области, принятому на основании обращения представительного органа этого муниципального образования, могут возлагаться на территориальную комиссию или на участковую комиссию, действующую в границах муниципального образования.

В ч.5 ст.8 областного закона 26-оз предусмотрено, что формирование избирательной комиссии муниципального образования осуществляется представительным органом муниципального образования на основании статьи 22, пунктов 7 - 9.3 статьи 24 Федерального закона, с учетом требований настоящего областного закона, соответствующего устава муниципального образования.

Согласно ст.55 ранее действующего Устава муниципального образования Горбунковское сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области (принят 22.11.2005, зарегистрирован 15.12.2005) избирательная комиссия муниципального образования является муниципальным органом и не входит в структуру органов местного самоуправления. Для подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата совета депутатов, выборного должностного лица поселения формируется муниципальная избирательная комиссия. Муниципальная избирательная комиссия формируется и осуществляет свою деятельность в соответствии с федеральными и областными законами о выборах и референдумах.

В статье 55 действующего Устава муниципального образования Горбунковское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области(принят решением совета депутатов от 21.12.2018 №53, зарегистрирован 12.03.2019) указано, что избирательная комиссия поселения формируется в порядке, установленном Федеральным законом от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Законом Ленинградской области от 15.05.2013 №26-оз «О системе избирательных комиссий и избирательных участков в Ленинградской области» количество членов избирательной, в том числе с правом решающего голоса формируется решением совета депутатов.

В пункте 2.2 Методических рекомендаций о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий, утвержденным Постановлением ЦИК России от 17.02.2010 №192/1337-5, разъяснено, что в целях исключения дублирования функций территориальных избирательных комиссий и избирательных комиссий муниципальных образований по организации выборов на одной и той же территории, например, в органы местного самоуправления муниципального района, в том числе в случае, если территория этого района и территория, подведомственная территориальной избирательной комиссии, полностью совпадают, целесообразно реализовывать положения пункта 4 статьи 24 Федерального закона, согласно которому полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, принятому на основании обращения представительного органа этого муниципального образования, могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию, а если на территории муниципального образования образуется несколько территориальных избирательных комиссий - на одну из них. При этом на территориальную избирательную комиссию могут быть возложены полномочия как избирательной комиссии муниципального района, так и избирательной комиссии поселения (избирательных комиссий поселений), расположенного (расположенных) в границах соответствующего района.

Установлено, что 14 июня 2006 года советом депутатов муниципального образования Горбунковское сельское поселение Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области было принято решение №59 «О возложении полномочий муниципальных и окружных избирательных комиссий муниципального образования Горбунковское сельское поселение на территориальную избирательную комиссию Ломоносовского муниципального района» (далее-решение совета депутатов от 14.06.2006 №54).

Пунктом 1 решения совета депутатов от 14.06.2006 №54 решено возложить полномочия муниципальных и окружных избирательных комиссий муниципального образования Горбунковское сельское поселение на территориальную избирательную комиссию Ломоносовского муниципального района.

11.07.2006 в Избирательную комиссию Ленинградской области поступило заявление совета депутатов муниципального образования Горбунковское сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области, в котором совет депутатов в соответствии с п.4 ст.24 Федерального закона 67-ФЗ и п.2 ст. 10 областного закона «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований и должностных лиц местного самоуправления в Ленинградской области» предложил Избирательной комиссии Ленинградской области возложить полномочия муниципальной и окружных избирательных комиссий Горбунковского сельского поселения Ломоносовского муниципального района на территориальную избирательную комиссию Ломоносовского муниципального района. В заявлении отражено, что настоящее обращение рассмотрено и утверждено на заседании совета депутатов Горбунковского сельского поселения Ломоносовского муниципального района; решение совета депутатов от 14.06.2006 №59.

Оспариваемым постановлением ИКЛО от 18.07.2006 №53/354 в соответствии с пунктом 4 статьи 24 Федерального закона от 12 июня 2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и на основании обращения представительного органа Горбунковского сельского поселения Избирательная комиссия Ленинградской области постановила: возложить полномочия муниципальной избирательной комиссии Горбунковского сельского поселения на территориальную избирательную комиссию Ломоносовского муниципального района Ленинградской области.

Таким образом, оспариваемое постановление ИКЛО от 18.07.2006 №53/354 принято уполномоченным органом в рамках предоставленных полномочий с соблюдением установленной процедуры и в соответствии с требованиями п.4 ст.24 Федерального закона 67-ФЗ, а также в соответствии с действующими на территории Ленинградской области в период принятия оспариваемого постановления областными законами 34-оз и 16-оз, с действующим в тот период Уставом муниципального образования Горбунковское сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области(ст.55).

Соответствует оспариваемое постановление ИКЛО от 18.07.2006 №53/354 и действующим в настоящее время: областному закону 26-о (установившему полномочия Избирательной комиссии Ленинградской области), Уставу названного муниципального образования.

Обстоятельства и доводы, приведенные в административном исковом заявлении, не свидетельствуют о незаконности оспариваемого постановления ИКЛО от 18.07.2006 №53/354.

Приведенные в административном иске обстоятельства возникли после принятия оспариваемого постановления ИКЛО от 18.07.2006 №53/354 и их возникновение не является правовыми основаниями для признания незаконным оспариваемого постановления.

Кроме этого, суд также считает, что административным истцом пропущен процессуальный срок обращения в суд с указанным требованием, предусмотренный ч.1 ст.219 КАС РФ, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

В данной части утверждения административного истца о том, что оспариваемое постановление ИКЛО от 18.07.2006 №53/354 является нормативным правовым актом суд считает несостоятельным, так как по своему содержанию оспариваемый акт не содержит норм и правил, рассчитанных на неоднократное применение, а лишь разрешает вопрос об осуществлении полномочий избирательной комиссии муниципального образования территориальной избирательной комиссией.

В иной части доводы административного истца о незаконности и необоснованности оспариваемого акта Избирательной комиссии Ленинградской области основаны на неверном толковании федеральных и региональных норм в указанной сфере правового регулирования и являются несостоятельными по существу.

С учетом изложенного, правовые основания для признания незаконным и недействующим постановления Избирательной комиссии Ленинградской области от 18.07.2006 №53/354 отсутствуют.

Соответственно, отсутствуют и основания полагать, что оспариваемое постановление ИКЛО от 18.07.2006 №53/354 нарушило при его принятии или нарушает в настоящее время права административного истца.

Следовательно, в удовлетворении требований административного истца совета депутатов муниципального образования Горбунковское сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области надлежит отказать в полном объеме.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления совета депутатов муниципального образования Горбунковское сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области о признании недействующим с 04 июня 2019 года постановления Избирательной комиссии Ленинградской области от 18.07.2006 №53/354 «О возложении полномочий муниципальной избирательной комиссии Горбунковского сельского поселения на территориальную избирательную комиссию Ломоносовского муниципального района Ленинградской области», отказать.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы и представления через Ленинградский областной суд в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.Е. Морозкова

Решение в окончательной форме изготовлено 10 июля 2019 года