ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-157/20 от 04.03.2021 Белгородского областного суда (Белгородская область)

БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Белгород 4 марта 2021 г.

Белгородский областной суд в составе

судьи Каюкова Д.В.

с ведением протокола секретарём Грущенко Е.П.

с участием представителей административного истца – Мелиховой Н.Н., административного ответчика – Масаловой Т.И. и Шляхова С.И., Управления лесами Белгородской области – Пустовой И.А., Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации – Макановой И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску заместителя прокурора Белгородской области о признании не действующим п. 2 постановления Правительства Белгородской области от 24 августа 2020 г. №391-пп «О внесении изменений в постановления Правительства Белгородской области от 18 мая 2020 г. №196-пп, от 11 января 2010 г. №1-пп»,

установил:

Постановлением Правительства Белгородской области от 11 января 2010 г. №1-пп (в редакции 13 января 2020 г.) утверждены перечень государственных природных комплексных (ландшафтных) заказников регионального значения Белгородской области, положение о государственном природном комплексном (ландшафтном) заказнике регионального значения «Губкинский» (далее – заказник «Губкинский»).

Постановлением Правительства Белгородской области от 18 мая 2020 г. №196-пп изменены границы заказника «Губкинский», увеличена его площадь с 23197 га до 25823 га.

Постановлением Правительства Белгородской области от 24 августа 2020 г. №391-пп упомянутые выше изменения исключены (п. 1) и внесены повторно (п. 2).

Указанное постановление официально опубликовано 26 августа 2020 г., вступило в силу со дня его официального опубликования.

Дело возбуждено по административному иску заместителя прокурора Белгородской области, поданному 14 декабря 2020 г. в защиту прав неопределённого круга лиц на сохранение и использование особо охраняемой природной территории в пределах ранее установленных границ и использование объектов животного мира, в котором административный истец, ссылаясь на приведенные выше обстоятельства, свидетельствующие, по его мнению, об изменении режима особой охраны территории заказника «Губкинский», принятие нормативного правового акта без учёта ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №406-ФЗ, без согласования с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды (пп. «а» п. 6 ст. 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»), без проведения государственной экологической экспертизы (ст. 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе»), требовал признать п. 2 постановления Правительства Белгородской области от 24 августа 2020 г. №391-пп не действующим с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель административного истца поддержала заявленное требование по изложенным основаниям, уточнила, что согласование оспариваемого нормативного правового акта с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды требовалось только в части территории, выбывшей из заказника «Губкинский».

Представители Правительства Белгородской области (административный ответчик) и Управления лесами Белгородской области (заинтересованное лицо) просили отказать в удовлетворении административного иска. Сослались на то, что изменение границ заказника «Губкинский» осуществлено в пределах полномочий Правительства Белгородской области и в установленном порядке, обусловлено негативным влиянием, оказываемым деятельностью Лебединского горно-обогатительного комбината и ведением сельского хозяйства экстенсивным способом, перемещением по этим причинам флоры и фауны за пределы ранее установленных границ заказника. Выбывшие из территории заказника земельные участки компенсированы новыми земельными участками, имеющими особое природоохранное значение, с увеличением его площади на 1986 га. Проект постановления в оспариваемой части не требовал государственной экологической экспертизы и согласования в порядке, предусмотренном п. 6 ст. 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», поскольку режим особой охраны территории заказника, утверждённый положением о нём, не изменялся. Полагали, что постановление в оспариваемой части не противоречит закону, стратегии социально-экономического развития Белгородской области и генеральному плану Губкинского городского округа, не нарушает прав неопределённого круга лиц. Подтвердили, что изменения, внесённые оспариваемым нормативным правовым актом и постановлением Правительства Белгородской области от 18 мая 2020 г. №196-пп в части изменения границ и площади заказника, идентичны.

Представитель Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (заинтересованное лицо, далее - Министерство) также возражала против удовлетворения административного иска. Сослалась на то, что в силу буквального толкования п. 6 ст. 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязан согласовывать с Министерством только решения о создании особо охраняемых природных территорий регионального значения и об изменении режима их особой охраны. В соответствии со ст. 24 названного Федерального закона режим особой охраны территории конкретного государственного природного заказника регионального значения самостоятельно определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и закрепляется в положении о таком заказнике, а изменение границ и площади заказника, связанное с исключением из его территории земельных участков и включением в неё новых земельных участков, само по себе не изменяет режима особой охраны территории заказника, предусмотренного положением о нём. В этой связи указала, что согласование постановления Правительства Белгородской области от 24 августа 2020 г. №391-пп в части изменения границ и площади заказника «Губкинский» с Министерством не требовалось, поскольку этим постановлением не изменён предусмотренный режим особой охраны территории заказника. Полагала, что оспариваемое постановление не являлось ни нормативно-техническим, ни инструктивно-методическим документом, его проект, как и материалы комплексного экологического обследования, обосновывающие включение в территорию заказника новых земельных участков, не относились к объектам государственной экологической экспертизы регионального уровня.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему решению.

Охрана окружающей среды, особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. «д» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации).

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (ч.ч. 2, 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).

Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы (ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории (п. 1 ст. 58 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Особо охраняемыми природными территориями признаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны (преамбула Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»).

К особо охраняемым природным территориям отнесены государственные природные заказники - территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса (пп. «г» п. 2 ст. 2, п. 1 ст. 22 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», п. 1 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации, далее – ЗК Российской Федерации).

Государственные природные заказники могут быть регионального значения и иметь профиль комплексных (ландшафтных), то есть предназначенных для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов) (п. 3, пп. «а» п. 4 ст. 22 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»).

Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях (п. 2 ст. 58 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых природных территорий регионального значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых природных территорий регионального значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (п.п. 2, 4 ст. 94 ЗК Российской Федерации).

Согласно закону Белгородской области «Об особо охраняемых природных территориях регионального и местного значения в Белгородской области» от 8 мая 2020 г. №466 реорганизация и упразднение особо охраняемых природных территорий регионального значения осуществляется в порядке, установленном Правительством Белгородской области (ч. 1 ст. 4), основные характеристики конкретной особо охраняемой природной территории регионального значения, описание её границ, режим особой охраны определяются положением об особо охраняемой природной территории, утверждаемым Правительством Белгородской области (ч. 2 ст. 4).

Правительство Белгородской области является высшим органом исполнительной власти Белгородской области, при осуществлении нормативного регулирования общественных отношений принимает постановления (ст.ст. 35, 44 закона Белгородской области от 31 декабря 2003 г. №108 «Устав Белгородской области»).

По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признаётся не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определённой судом даты; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признаётся соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу (ч. 2 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, далее – КАС Российской Федерации).

Судом установлены следующие обстоятельства.

Решением исполнительного комитета Белгородского областного совета народных депутатов от 30 августа 1991 г. №267 создана сеть особо охраняемых природных территорий Белгородской области, в которую включён государственный охотничий видовой заказник «Губкинский» по диким копытным животным, определены его границы и площадь 44700 га.

Постановлением Губернатора Белгородской области от 1 декабря 2003 г. №195 изменён статус упомянутого заказника на видовой государственный охотничий заказник по сохранению и воспроизводству сурка-байбака, определены его границы и площадь 21100 га.

Постановлением Правительства Белгородской области от 11 января 2010 г. №1-пп утверждены перечень государственных региональных зоологических (охотничьих) заказников, в который включён государственный региональный зоологический (охотничий) заказник по сохранению сурка-байбака европейского «Губкинский», и положение об этом заказнике, согласно которому заказник имеет статус особо охраняемой природной территории Белгородской области, организован бессрочно и без изъятия земельных участков, определены задачи и режим особой охраны заказника, его границы и площадь 21100 га.

Вследствие изменений, внесённых постановлением Правительства Белгородской области от 2 марта 2015 г. №74-пп, утверждены перечень государственных природных зоологических заказников регионального значения, в который включён государственный природный зоологический заказник регионального значения «Губкинский» по сохранению зайца-русака и сурка-байбака, и положение об этом заказнике, согласно которому заказник имеет статус особо охраняемой природной территории Белгородской области, организован бессрочно и без изъятия земельных участков, определены задачи и режим особой охраны заказника, его границы и площадь 23197 га.

Вследствие изменений, внесённых постановлением Правительства Белгородской области от 19 декабря 2016 г. №449-пп, утверждены перечень государственных природных комплексных (ландшафтных) заказниках регионального значения, в который включён заказник «Губкинский», и положение об этом заказнике, согласно которому заказник имеет статус особо охраняемой природной территории Белгородской области, организован бессрочно и без изъятия земельных участков, определены задачи и режим особой охраны заказника, его границы и площадь 23197 га.

Из приведенных выше нормативных правовых актов, выписки из государственного кадастра особо охраняемых природных территорий следует, что особо охраняемая природная территория - в настоящее время заказник «Губкинский» - создана 30 августа 1991 г., до дня вступления в силу (30 декабря 2013 г.) Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №406-ФЗ существовала в границах и площади (21100 га), определённых постановлением Правительства Белгородской области от 11 января 2010 г. №1-пп в изначальной редакции.

Постановлением Правительства Белгородской области от 18 мая 2020 г. №196-пп внесены изменения в постановление Правительства Белгородской области от 11 января 2010 г. №1-пп (в редакции 13 января 2020 г.), согласно которым изменены границы заказника «Губкинский», увеличена его площадь с 23197 га до 25823 га.

Постановлением Правительства Белгородской области от 24 августа 2020 г. №391-пп эти изменения исключены (п. 1) и внесены повторно (п. 2).

Постановление Правительства Белгородской области от 24 августа 2020 г. №391-пп опубликовано 26 августа 2020 г. на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru и вступило в силу со дня его официального опубликования.

Суд признаёт оспариваемый нормативный правовой акт принятым в пределах полномочий Правительства Белгородской области с соблюдением регламента, утверждённого постановлением Правительства Белгородской области от 12 марта 2004 г. №1-пп, требований законодательства к форме и виду нормативного правового акта, правил введения его в действие (ст. 6 Федерального закона «Об охране окружающей среды», пп. 8 п. 2, п. 3.1 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст. 35, 36, 42, 44 закона Белгородской области от 31 декабря 2003 г. №108 «Устав Белгородской области»). По этим основаниям нормативный правовой акт административным истцом не оспаривался.

Выпиской из протокола от 24 августа 2020 г. №34 подтверждено, что на заседании Правительства Белгородской области присутствовало более половины общего числа его членов (10 из 13), решение о принятии проекта оспариваемого нормативного правового акта вынесено путём голосования единогласно.

Доводы административного истца о незаконности постановления Правительства Белгородской области от 24 августа 2020 г. №391-пп в части изменения границ и площади заказника «Губкинский» не являются основаниями для удовлетворения административного иска.

Согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняются в границах, определённых соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

По своему конституционно-правовому смыслу упомянутая норма закона обеспечивает преемственность сложившихся отношений в сфере охраны окружающей среды посредством сохранения ранее созданных особо охраняемых природных территорий с учётом того, что Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. №406-ФЗ лечебно-оздоровительные местности и курорты были исключены из категорий особо охраняемых природных территорий (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2018 г. №2369-О, от 30 января 2020 г. №103-О).

При этом содержание и выявленный конституционно-правовой смысл указанной нормы, а также ЗК Российской Федерации, Федеральные законы «Об охране окружающей среды» и «Об особо охраняемых природных территориях» не предполагают, что с 30 декабря 2013 г. границы и площадь заказника «Губкинский» не подлежали изменению в установленном законом порядке.

Полномочия Российской Федерации и её субъектов в области использования и охраны окружающей среды распределены и осуществляются как находящиеся в совместном ведении с той целью, чтобы при принятии соответствующих решений была возможность обеспечить учёт и согласование интересов Российской Федерации и её субъектов; конкретные полномочия и компетенция органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации определяются федеральным законом (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 мая 2009 г. №8-П).

Согласно пп. «а» п. 6 ст. 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» органы государственной власти субъектов Российской Федерации согласовывают решения о создании особо охраняемых природных территорий регионального значения, об изменении режима их особой охраны с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

В соответствии с п. 1.14 положения о заказнике «Губкинский» (в редакции 18 мая 2020 г.) границы, площадь и режим особой охраны территории заказника могут быть изменены по решению Правительства Белгородской области. Решение об изменении режима особой охраны территории заказника подлежит согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды (п.п. 1, 5.44 Положения о Министерстве, утверждённого Постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. №1219).

Представители административного ответчика и заинтересованных лиц не отрицали того, что постановление Правительства Белгородской области от 24 августа 2020 г. №391-пп в оспариваемой части не было согласовано с Министерством с соблюдением порядка, предусмотренного приказом Министерства от 26 апреля 2016 г. №264. Вместе с тем, это обстоятельство не может повлечь вывода об обоснованности административного иска.

Правовой режим охраны природных объектов устанавливается законодательством в области охраны окружающей среды, иным законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 59 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Режим особой охраны территорий государственных природных заказников определяется нормами ст. 24 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», согласно которым на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам (п. 1); особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника (п. 3).

В соответствии с ч. 2 ст. 4 закона Белгородской области «Об особо охраняемых природных территориях регионального и местного значения в Белгородской области» от 8 мая 2020 г. №466 режим особой охраны определяется положением об особо охраняемой природной территории, утверждаемым Правительством Белгородской области.

Из приведенных норм закона следует, что определение в положении о государственном природном заказнике регионального значения перечня запретов и ограничений ведения деятельности на территории заказника является исполнением требований закона об установлении режима особой охраны территории государственного природного заказника. Следовательно, изменение таких запретов и ограничений означает изменение режима особой охраны государственного природного заказника регионального значения.

Постановлением Правительства Белгородской области от 24 августа 2020 г. №391-пп, как усматривается из его содержания, не были внесены изменения в ту часть положения о заказнике «Губкинский», которая определяет режим особой охраны его территории (раздел III).

Распространение режима особой охраны на новую территорию заказника и освобождение части его территории от действия такого режима, исходя из перечисленных выше норм федерального и регионального законодательства, никак не затрагивает предусмотренных запретов и ограничений ведения деятельности на существующей территории заказника.

В данном случае суд полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт в части изменения границ и площади заказника «Губкинский» не подлежал согласованию с Министерством на основании пп. «а» п. 6 ст. 2 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях».

Такой вывод не противоречит федеральному законодательству и законодательству Белгородской области, которое на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта не содержало предписаний об обязательном согласовании с Министерством решений об изменении границ и площади особо охраняемых природных территорий регионального значения, в том числе государственных природных заказников, соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации (Определение от 8 июля 2015 г. №5-АПГ15-27) и разъяснениям Министерства (письма от 9 октября 2019 г. №15-29/24602, от 9 февраля 2021 г. №15-29/3114).

Ссылки административного истца на апелляционные определения Верховного Суда Российской Федерации от 22 февраля 2017 г. №43-АПГ16-24, от 22 марта 2018 г. №86-АПГ18-1 не могут повлечь удовлетворения административного иска, поскольку приведенные судебные акты основаны на совокупности иных обстоятельств, а не на одном лишь факте изменения границ и площади особо охраняемых природных территорий.

Так, в апелляционном определении от 22 февраля 2017 г. №43-АПГ16-24 установлено, что принятие регионального нормативного правового акта привело к изменению количества (с 11-ти до 10-ти) и существенному уменьшению площади государственных охотничьих заказников регионального значения Удмурдской Республики и, как следствие, повлекло нарушение права заявителя как охотника на использование заказников в пределах прежней площади. В дополнение представитель Министерства пояснила, что в указанном случае произошло изъятие земельных участков из территории заказников.

В апелляционном определении от 22 марта 2018 г. №86-АПГ18-1 установлено, что принятие регионального нормативного акта о реорганизации государственного природного комплексного (ландшафтного) заказника регионального значения Владимирской области повлекло изменение границ функциональных зон заказника.

Как усматривается из объяснений лиц, участвующих в настоящем деле, материалов комплексного экологического обследования территории, обосновывающего возможность расширения заказника «Губкинский», и документов о статусе заказника «Губкинский», вследствие принятия оспариваемого нормативного правового акта из заказника выбыла территория площадью 5000,26 га и присоединена к нему территория площадью 6986,61 га, площадь заказника увеличилась на 1986 га. Изменение границ и площади заказника не являлось результатом изъятия земельных участков, не привело к изменению зонирования его территории ввиду отсутствия такового, обусловлено интенсивным изначально запланированным развитием горнопромышленной зоны Губкинского городского округа, в частности деятельностью Лебединского горно-обогатительного комбината, оказывающим негативное воздействие на выбывшую территорию и приводящим к постепенной утрате её природоохранного значения, наличием на присоединённой территории высокого уровня ландшафтного, почвенного и биологического разнообразия, перспектив для развития рекреации и туризма и направлено на улучшение природоохранных функций заказника.

В таком случае изменение границ и площади заказника, исходя из приведенных выше норм Федеральных законов «Об охране окружающей среды» и «Об особо охраняемых природных территориях», не может рассматриваться как противоречащее целям охраны и использования заказника, поскольку его статус и перспективы развития как особо охраняемой природной территории сохранены, площадь увеличена.

В этой связи у суда нет оснований для вывода, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит основным принципам охраны окружающей среды, предусмотренным ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», и нарушает права неопределённого круга лиц на сохранение и использование заказника «Губкинский» и использование объектов животного мира.

Письма Министерства от 28 января 2020 г. №06-15-29/1881, от 31 июля 2020 г. №03-15-35/19469, на которые также ссылался административный истец, не свидетельствуют о незаконности постановления Правительства Белгородской области от 24 августа 2020 г. №391-пп.

Приведенные письма, как следует из их содержания и объяснений лиц, участвующих в деле, связаны с изданием в отношении заказника «Губкинский» постановления Правительства Белгородской области от 18 мая 2020 г. №196-пп, которое не оспаривалось. При этом из этих писем не усматривается, что принятие оспариваемого нормативного правового акта в части заказника «Губкинский» требовало обязательного согласования с Министерством либо нарушило иные предусмотренные законом правила изменения границ и площади заказника.

Общий порядок реорганизация особо охраняемых природных территорий регионального значения, предусмотренный ч. 1 ст. 4 закона Белгородской области «Об особо охраняемых природных территориях регионального и местного значения в Белгородской области» от 8 мая 2020 г. №466, не был установлен Правительством Белгородской области на день принятия оспариваемого нормативного правого акта, был утверждён постановлением Правительства Белгородской области от 21 декабря 2020 г. №530-пп.

В судебном заседании представитель Министерства пояснила, что до принятия постановления Правительства Белгородской области от 24 августа 2020 г. №391-пп Министерство располагало полной информацией о существовавших и планируемых границах и площади заказника «Губкинский», в том числе и в рамках рассмотрения проектов изменений в генеральный план Губкинского городского округа, не возражало как против содержания проекта оспариваемого нормативного правового акта, так и против проекта соответствующих изменений в генеральный план Губкинского городского округа.

При изложенных обстоятельствах у суда нет оснований полагать, что при принятии оспариваемого нормативного правового акта не было обеспечено учёта интересов Российской Федерации относительно заказника «Губкинский».

Согласно ст. 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе» (в редакции на день принятия оспариваемого нормативного правого акта) объектами государственной экологической экспертизы регионального уровня являлись проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Постановление Правительства Белгородской области от 24 августа 2020 г. №391-пп в оспариваемой части не содержит никаких инструкций (порядка действий), рекомендаций (методик), технологических (технических) нормативов (показателей), с которыми Федеральный закон «Об охране окружающей среды» связывает деятельность по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, предотвращению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидации её последствий (ст. 1, п. 7 ч. 2, главы V, VII). Следовательно, оно, как и его проект, не относится к объектам государственной экологической экспертизы регионального уровня.

Материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения, исключены из перечня объектов государственной экологической экспертизы регионального уровня Федеральным законом от 3 августа 2018 г. №321-ФЗ, вступившим в силу с указанного дня.

Кроме того, выбытие из заказника «Губкинский» территории площадью 5000,26 га не являлось следствием перевода земель особо охраняемых территорий в порядке, предусмотренном ст. 10 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», и в этой связи также не требовало проведения государственной экологической экспертизы.

Перевод земельных участков, расположенных на выбывшей территории заказника, из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения» осуществлён распоряжением Правительства Белгородской области от 31 августа 2020 г. №391-рп, то есть после принятия оспариваемого нормативного правового акта.

В таком случае отсутствуют основания для вывода о несоблюдении норм ст. 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе» при принятии оспариваемого нормативного правового акта.

Доказательства в подтверждение того, что изменение границ и площади заказника произошло вследствие нарушения предусмотренного законом порядка изъятия земельных участков (п. 4 ст. 58 Федерального закона «Об охране окружающей среды») либо незаконного стратегического и территориально планирования, не представлены. На такие обстоятельства административный истец не указывал.

С учётом приведенных выше норм закона и установленных обстоятельств дела суд признаёт постановление Правительства Белгородской области от 24 августа 2020 г. №391-пп в оспариваемой части не противоречащим нормативно правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушающим права неопределённого круга лиц, а административный иск - не подлежащим удовлетворению.

Оснований для иных выводов по существу спора не имеется.

Руководствуясь ст. 215 КАС Российской Федерации, суд

решил:

отказать в удовлетворении административного иска заместителя прокурора Белгородской области о признании не действующим п. 2 постановления Правительства Белгородской области от 24 августа 2020 г. №391-пп «О внесении изменений в постановления Правительства Белгородской области от 18 мая 2020 г. №196-пп, от 11 января 2010 г. №1-пп».

Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу в официальном источнике, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.

Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции путём подачи через Белгородский областной суд апелляционной жалобы (представления) в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Д.В. Каюков

Решение в окончательной форме изготовлено 17 марта 2021 г.

Решение18.03.2021