ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-157/20 от 04.06.2020 Московского областного суда (Московская область)

Текст мотивированного решения

изготовлен 4 июня 2020 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 мая 2020 года г. Красногорск,

Московская область

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Вердияна Г. В.,

при ведении протокола помощником судьи Саяновым А. В.,

с участием прокурора прокуратуры Московской области ФИО, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-157/2020 по административному исковому заявлению ФИО об оспаривании в части решения Совета депутатов городского округа Домодедово Московской области от 19 декабря 2018 года № 1-4/939 «Об утверждении Правил благоустройства городского округа Домодедово»,

у с т а н о в и л:

решением Совета депутатов городского округа Домодедово Московской области от 19 декабря 2018 года № 1-4/939 утверждены Правила благоустройства городского округа Домодедово.

Пунктом 1.3.9 Правил благоустройства городского округа Домодедово (далее Правила) обязанности по содержанию дворовой территории многоквартирных домов, земельные участки под которыми не образованы либо образованы по границам таких домов, возложены на эксплуатирующие организации.

ФИО (далее также административный истец) обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать пункт 1.3.9 Правил благоустройства территории городского округа города Домодедово Московской области (далее – Правила), утвержденных решением Совета депутатов городского округа Домодедово Московской области от 19 декабря 2018 года № 1-4/939, не действующим со дня его принятия в той части, в которой он возлагает обязанности по содержанию прилегающих территорий на эксплуатирующие организации, собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов.

В обоснование своего уточненного в ходе рассмотрения дела требования административный истец указывает, что является собственником квартиры № 346 в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Московская область, г. Домодедово, мкр. Северный, ул. Советская, дом № 50 (далее также многоквартирный дом № 50).

Исходя из положений статьи 39, части 1 статьи 153 и части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме и обязаны вносить плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

В силу статей 161, 162 ЖК Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме самостоятельно выбирают управляющую организацию, заключают с ней договор на оказание услуг по управлению многоквартирным домом и по содержанию общего имущества в многоквартирном доме.

На основании части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом управляющая организация по заданию собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Согласно подпункту «е» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 (далее – Постановление № 491), в состав общего имущества многоквартирного дома включается, в частности, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.

Согласно п. 30 Постановления № 491 содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений за счет собственных средств.

Как указывает административный истец, границы земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом 50 по указанному адресу, не определены. Следовательно, земельный участок, прилегающий к указанному дому, не входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме № 50. Тем не менее, Правила и постановление администрации городского округа Домодедово Московской области от 24 апреля 2019 года № 776, устанавливающее границы прилегающей территории в отношении многоквартирного дома № 50, возлагают на управляющую организацию ООО «ДомЭксКом» обязанность по содержанию и уборке дворовой территории, прилегающей к многоквартирному дому № 50.

Для выполнения обязанностей, возложенных на ООО «ДомЭксКом» органами местного самоуправления городского округа Домодедово, управляющая организация будет вынуждена осуществлять расходы, связанные с проведением работ по уборке и содержанию прилегающей территории, не входящей в состав общего имущества многоквартирного дома № 50, за счет платежей на содержание жилых помещений, которые оплачивают собственники помещений этого дома, поскольку иных источников для осуществления этих расходов управляющая компания не имеет.

Таким образом, возлагая на управляющую организацию ООО «ДомЭксКом» обязанность по уборке и содержанию прилегающей территории, не входящей в состав общего имущества многоквартирного дома № 50, органы местного самоуправления по существу принуждают собственников помещений нести бремя расходов на уборку и содержание чужих земельных участков за счет тех платежей, которые жители перечисляют в управляющую компанию на содержание и ремонт общего имущества дома.

Как указывает административный истец, в случае исполнения обязанности по уборке чужих земельных участков это повлечёт к снижению качества обслуживания дома из-за существенного уменьшения объема финансовых средств на его содержание. В случае же невыполнения обязанностей по содержанию дворовой территории ввиду отсутствия денежных средств, управляющая компания может быть привлечена к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 6.12 Кодекса Московской области об административных правонарушениях, что также скажется на качестве оказываемых им работ по обслуживанию многоквартирного дома.

Таким образом, ФИО считает, что принятием указанного нормативного акта в оспариваемой части непосредственно затрагиваются ее права, в связи с возложением расходов по содержанию прилегающей территории, не входящей в состав общего имущества многоквартирного дома № 50, на управляющую организацию ООО «ДомЭксКом», деятельность которой обязаны оплачивать собственники квартир, одним из которых она является.

Из системного толкования статьи 71 Конституции Российской Федерации, пункта 1 статьи 3, пункта 1 статьи 2, статьи 210, статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации, приведенных норм Жилищного кодекса, иных норм и подзаконных актов следует, что возложение на собственников, владельцев, пользователей земельных участков обязанности по содержанию территории, прилегающей к их земельным участкам, может быть осуществлено либо на основании федерального закона, либо на основании договора.

В соответствии со статьёй 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Правом на использование земельных участков в соответствии с статьями 40, 41 Земельного кодекса Российской Федерации наделены собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков. На указанных лиц в силу статьи 42 данного Кодекса возложена, в том числе, обязанность по соблюдению при использовании земельных участков требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, а также недопущению загрязнения и захламления.

Согласно пункту 37 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации прилегающая территория - территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 45.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления) правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий.

Таким образом, Федеральным законом об общих принципах организации местного самоуправления установлено, что органы власти местного самоуправления не могут возлагать обязанности по содержанию прилегающих территорий на собственников помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов.

Незаконность возложения на управляющую организацию обязанности по содержанию прилегающей территории к многоквартирному дому № 50 подтверждаются тем, что по данным из публичной кадастровой карты, а также согласно выпискам из ЕГРН прилегающие непосредственно к дому земельные участки не принадлежат собственникам помещений в многоквартирном доме. Указанные земельные участки находятся в ведении администрации городского округа Домодедово и в собственности иных лиц.

Согласно части 3 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (в редакции от 22 февраля 2017 года) (далее Федеральный закон о введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации) в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие ЖК Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

В силу правил, установленных в части 3 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ (ред. от 2 августа 2019 года), образование земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления.

Как указывает административный истец ФИО1, у неё отсутствовала возможность самостоятельного обращения в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, поскольку на тот момент требовалось принятие решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. А принятие решения общим собранием собственников всех помещений, как жилых, так и нежилых, было бы невозможно в силу существенных различий в интересах этих собственников.

Приведенное соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 4 Постановления от 28 мая 2010 года № 12-П.

По мнению административного истца, согласно приведенным правовым положениям законодательства, обязанность по формированию земельного участка под многоквартирным домом, где проживает административный истец, возложена законодателем на органы местного самоуправления. Возможность повлиять на процесс формирования земельного участка находится вне субъективного контроля административного истца.

Таким образом, как указывает административный истец, оспариваемый пункт 1.3.9. Правил, возлагающий обязанность по содержанию дворовой территории многоквартирных домов, расположенных на территории городского округа Домодедово, земельные участки под которыми не образованы либо образованы по границам таких домов, на эксплуатирующие организации, противоречит пункту 13 части 1 статьи 45.1 Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления, который запрещает возложение органами местного самоуправления обязанности по содержанию прилегающих территорий на собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов.

Соответственно, Совет депутатов городского округа Домодедово Московской области был не уполномочен принимать нормативный акт, который прямо или опосредованно (через управляющую компанию) возлагает обязанности по содержанию прилегающих территорий на собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов.

Административным ответчиком – Советом депутатов городского округа Домодедово Московской области на заявленный административный иск принесены письменные возражения, где отмечается, что при принятии оспариваемого муниципального акта требования законодательства соблюдены.

Административный ответчик полагает, что собственники многоквартирного дома № 50 имеют право общей долевой собственности на земельный участок под ним и иные объекты недвижимого имущества, входящие в состав многоквартирного дома № 50 в силу закона.

По мнению административного ответчика, от содержания земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и придомовая территория, собственники не могут быть освобождены по причине того, что его границы не сформированы. На собственниках помещений многоквартирного жилого дома № 50 в любом случае лежат указанные обязательства в силу пункта 4 статьи 69.1 Закона Московской области № 191/2014-ОЗ «О благоустройстве в Московской области» (далее также Закон Московской области № 191), который гласит, что в отношении многоквартирных домов, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границе таких домов, размеры прилегающей территории определяются схемами уборки территорий муниципальных образований.

Постановлением администрации городского округа Домодедово от 13 ноября 2015 года № 2445 утверждена схема уборки территории городского округа Домодедово.

Закон Московской области № 191 и схема уборки, утвержденная постановлением администрации городского округа Домодедово, не обжалованы в установленном законом порядке, являются действующими.

Учитывая изложенное, административный ответчик – Совет депутатов городского округа Домодедово полагает, что оспариваемый пункт 1.3.9. Правил благоустройства соответствует действующему законодательству и сложившейся судебной практике, не нарушает права и законные интересы истца по настоящему делу, в связи с чем не усматривает оснований для удовлетворения заявленного административного иска (л. д. 103-109).

- Заинтересованным лицом – ООО «Домодедовская эксплуатирующая компания», являющимся управляющей компанией многоквартирного дома № 50, суду представлены письменные пояснения, в которых выражается полная солидарность с заявленным ФИО1 административным иском.

- Представитель административного истца ФИО2, одновременно заинтересованного лица – общества с ограниченной ответственностью «Домодедовская эксплуатирующая компания», в судебном заседании полностью поддержал заявленный административный иск и просил удовлетворить его. При этом он указал, что административный истец не возражает против формирования и передаче в долевую собственность собственников квартир и нежилых помещений в многоквартирном доме № 50 земельного участка в площадью 14639,90 кв.м. Однако административный истец возражает против возложения на управляющую компанию обязанности по уборке территории такой значительной площадью без формирования земельного участка, часть которого находится в чужой собственности, так как это налагает обязанность на каждого из собственников квартир и помещений в многоквартирном доме по несению дополнительных и безосновательных расходов.

- Представитель административного ответчика – Совета депутатов городского округа Домодедово Московской области, одновременно представляющий интересы администрации городского округа Домодедово Московской области, ФИО в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявленного ФИО административного иска по основаниям, изложенным в письменных возражениях, полагая муниципальный акт в оспариваемой части соответствующим требованиям закона и сложившейся судебной практике, при этом, указывая на то, что ни сам административный истец, ни другие собственники квартир многоквартирного дома № 50, не проявляли инициативны по формированию прилегающей территории к нему.

Одновременно представитель административного ответчика пояснил, что в настоящее время принимаются меры по формированию земельного участка при многоквартирном доме № 50. Учитывая, что эта процедура носит длящийся характер, в рамках рассмотрения данного дела не представляется возможным представить документ о формировании земельного участка.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав собранные по делу доказательства, с учётом заключения прокурора прокуратуры Московской области ФИО, полагавшей удовлетворить заявленный административный иск, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом статьи 7 Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Вопросы вступления в силу муниципальных правовых актов урегулированы статьей 47 Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления. Согласно названной норме муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (часть 1). Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (часть 2). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается Уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений.

Согласно статье части 3 статьи 56 Устава городского округа Домодедово Московской области, принятого решением Совета депутатов Домодедовского района Московской области от 29 апреля 2005 года за № 240/43, в редакции, действовавшей в момент принятия оспариваемого акта, муниципальные нормативные правовые акты, в частности, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после официального опубликования в информационном вестнике Совета депутатов и администрации городского округа Домодедово в течение семи дней.

Иные муниципальные правовые акты опубликовываются в газете «Призыв» в порядке (находится в открытом доступе).

Публичные слушания по проекту Правил благоустройства, озеленения и санитарного содержания территории городского округа Домодедово назначены постановлением главы городского округа Домодедово от 24 октября 2018 года № 119, оповещение о проведении публичных слушаний размещено на официальном сайте городского округа Домодедово www.domod.ru 24.10.2018 и опубликовано в газете «Призыв» от 27 октября 2018 года № 118 (л. д. 88).

Утвержденные 19 декабря 2018 года решением Совета депутатов № 1-4/939 Правила опубликованы в печатном издании «Информационный вестник Совета депутатов и администрации городского округа Домодедово», № 25-26 (87-88) ч. 1 2018 год, и опубликованы на официальном сайте городского округа Домодедово www.domod.ru (л. д. 89-102).

Таким образом, процедура принятия оспариваемого муниципального нормативного правового акта соблюдена, данное обстоятельство лица, участвующие в деле, не оспаривают.

В соответствии с ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

ФИО согласно свидетельству о государственной регистрации права на праве собственности принадлежит квартира по адресу: <...>, соответственно, она является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (статья 8, часть 2); право частной собственности охраняется законом, и каждому гарантируется право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (статья 35, части 1 и 2); граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю, владение, пользование и распоряжение которой осуществляется ее собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36).

Законодатель установил в Жилищном кодексе Российской Федерации общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме (части 1 и 2 статьи 36).

В Федеральном закон о введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации установлены специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен (статья 16).

Соответствующие изменения были внесены и в пункт 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому в редакции названного Федерального закона в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, установленных жилищным законодательством.

Как следует из содержания статьи 16 Федерального закона о введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка, на котором расположен этот дом, связывается с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета (части 2, 3 и 5).

При этом норма статьи 16 Федерального закона о введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации не предполагает принятие органами государственной власти или органами местного самоуправления специального решения о предоставлении конкретного земельного участка, ограничивая их участие в процессе передачи права собственности исключительно вопросами формирования земельного участка (часть 4).

Указанное согласуется с Гражданским кодексом Российской Федерации, допускающим исключения из общего правила об обусловленности возникновения прав на имущество, подлежащих государственной регистрации, моментом регистрации соответствующих прав на него (пункт 2 статьи 8). Данное правило конкретизировано в пункте 5 статьи 40 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», согласно которому при государственной регистрации права собственности на квартиру или нежилое помещение в многоквартирном доме одновременно осуществляется государственная регистрация доли в праве общей собственности на помещения и земельный участок, составляющие общее имущество в нем.

Из смысла и содержания приведенных правовых норм следует, что для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета, при том, что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется.

В силу части 2 статьи 11 Земельного Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности осуществляются органами местного самоуправления.

Имея ввиду, что земельный участок под многоквартирным домом, как и другое общее имущество в многоквартирном доме, не имеет самостоятельной потребительской ценности и иного назначения, кроме обслуживания жилых и нежилых помещений в этом доме в существующей застройке, переход к собственникам помещений в многоквартирном доме права собственности на земельный участок, на котором он расположен, не ущемляет прав соответствующего публичного образования, которое фактически не имеет возможности использовать земельный участок под многоквартирным домом иначе, как путем распоряжения правом на него (например, с помощью заключения договоров аренды).

В соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. Аналогичная по своему содержанию норма закреплена в пункте 1 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников. Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (статья 124).

В соответствии со статьёй 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Правом на использование земельных участков в соответствии со статьями 40, 41 Земельного кодекса Российской Федерации наделены собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков. На указанных лиц в силу статьи 42 данного Кодекса возложена, в том числе, обязанность по соблюдению при использовании земельных участков требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, а также недопущению загрязнения и захламления.

Системный анализ изложенных норм даёт основание прийти к выводу о том, что возложение на собственников, владельцев, пользователей земельных участков обязанности по содержанию территории, прилегающей к их земельным участкам, может быть осуществлено либо на основании федерального закона, либо на основании договора.

Определение понятия прилегающей территория содержится в пункте 37 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации: это территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 45.1 Федерального закона от общих принципах организации местного самоуправления правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий.

Таким образом, из приведенной нормы Федерального закона от общих принципах организации местного самоуправления однозначно следует, что органы власти местного самоуправления не могут возлагать обязанности по содержанию прилегающих территорий на собственников помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов. В отношении собственников помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов, обязанность по содержанию прилегающей территории может быть возложена только федеральным законом или договором, но не муниципальным нормативным актом в виде Правил благоустройства территории муниципального образования.

Между тем, как установлено судом, вопреки приведенным требованиям закона, земельный участок под многоквартирным домом № 50 не сформирован.

Более того, установлено, что администрация городского округа Домодедово Московской области, руководствуясь, в том числе оспариваемым актом, приняла постановление от 24 апреля 2019 года № 776 о закреплении территории городского округа Домодедово для производства работ по уборке и содержанию территорий и иных объектов и элементов благоустройства за организациями, предприятиями, учреждениями и физическими лицами в соответствии с приложениями (л. д. 36).

Согласно Приложению №1 к постановлению № 776 администрации городского округа Домодедово за управляющей компанией многоквартирного дома № 50 ООО «ДомЭксКом» закреплена внутридворовая территория по уборке и содержанию площадью 14639,90 кв.м. по адресу: <...> л. д. 37).

В соответствии с выписками из ЕГРН в состав закрепленной за ООО «ДомЭксКом» прилегающей территории к многоквартирному дому № 50 общей площадью 14639,90 кв.м. входят земельные участки, данные о правообладателях на которые отсутствуют, находящиеся в муниципальной собственности и в собственности ООО ИК «КЕМИ ФМЕАНС» (л. д. 40-53).

Свое нарушение права оспариваемым положением муниципального акта административный истец усматривает в том, что именно в результате его принятия, при установленных обстоятельствах, стало возможном принятие иных актов, возлагающих на собственников квартир в многоквартирном доме № 50 безосновательных расходов по содержанию прилегающей к дому территории.

Довод представителя административного ответчика о том, что ответственность за формирование земельного участка лежит не только на органах местного самоуправления, но и на собственниках квартир многоквартирного дома № 50, выразившегося в их пассивном поведении и непроявлении инициативы в формировании прилегающей территории, не заслуживает внимания по следующим основаниям.

Из содержания правовых положений статьи 16 Федерального закона о введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (части 2, 3, 4 и 5), пункта 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, следует, что любое уполномоченное общим собранием собственников помещений в этом доме лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании такого земельного участка.

Между тем в силу различий в статусе жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и обусловленных этим различий интересов собственников соответствующих помещений, при том, что все они фактически пользуются земельным участком, на котором расположен такой дом, принятие общим собранием решения становится практически невозможным. В рамках действующего правового регулирования это означает сохранение на неопределенное время различного правового режима земельных участков под такими домами и нарушение одного из основных принципов земельного законодательства – единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.

Для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета, при том что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется.

Конституционным судом Российской Федерации в Постановлении от 28 мая 2010 года № 12-П высказана правовая позиция о том, что вытекающая из части 3 статьи 16 Федерального закона о введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации зависимость формирования земельного участка под многоквартирным домом (и, следовательно, перехода его в общую долевую собственность) от решения, принимаемого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, ведет к нарушению защищаемых статьями 35 и 36 Конституции Российской Федерации прав собственников, а также к искажению принципа всеобщности и равенства налогообложения (статьи 19 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации, статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации).

При таких обстоятельствах, когда формирование земельного участка в общую долевую собственность собственников многоквартирного дома осуществляется органами местного самоуправления, само по себе бездействие собственников квартир по обращению в указанный орган для формирования земельного участка не может являться для органа местного самоуправления основанием для уклонения от формирования земельного участка.

Иные доводы административного ответчика также не заслуживают внимания за их несостоятельностью.

Оценив относимость, допустимость, достоверность и достаточность представленных доказательств в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый пункт 1.3.9 Правил благоустройства территории городского округа города Домодедово Московской области, утвержденный решением Совета депутатов городского округа Домодедово Московской области от 19 декабря 2018 года № 1-4/939, как противоречащий пункту 13 ч. 1 ст. 45.1 Федерального закона от общих принципах организации местного самоуправления подлежит признанию недействующим со дня вступления настоящего решения в законную силу, имея ввиду, что нормативный правовой акт в оспариваемой части применялся в отношении неопределенного круга лиц и в случае признания акта недействующим со дня его принятия могу быть затронуты их права и интересы.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление ФИО удовлетворить.

Пункт 1.3.9 Правил благоустройства территории городского округа города Домодедово Московской области, утвержденных решением Совета депутатов городского округа Домодедово Московской области от 19 декабря 2018 года № 1-4/939 признать не действующим со дня вступления настоящего решения в законную силу в той части, в которой он возлагает обязанности по содержанию прилегающих территорий на эксплуатирующие организации, собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов.

Решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном издании Совета депутатов городского округа Домодедово Московской области, в котором было опубликовано или должны было быть опубликованы оспоренные положения нормативных правовых актов.

На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление прокурором в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: Г.В. Вердиян