ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-157/20 от 21.09.2020 Калининградского областного суда (Калининградская область)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело № 3а-157/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 сентября 2020 года г.Калининград

Калининградский областной суд в составе:

председательствующего судьи – Струковой А.А.

с участием прокурора – Чернышовой К.И.

при секретаре – Корженко И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ПАО «Ростелеком» об оспаривании в части решений окружного совета депутатов муниципального образования «Краснознаменский городской округ» от 31 января 2017 года № 58 и от 24 марта 2018 года № 26 «Об установлении расчетных коэффициентов по категориям земель и видам функционального использования земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования «Краснознаменский городской округ», и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования «Краснознаменский городской округ», предоставленных в аренду без торгов», возложении обязанности принять замещающий нормативный правовой акт,

У С Т А Н О В И Л:

Названным решением окружного совета депутатов муниципального образования «Краснознаменский городской округ» от 31 января 2017 года № 58 в пункте 1.11 Приложения № 1 установлена величина коэффициента для целей исчисления арендной платы за земельные участки под объектами связи – 0,85.

Данное решение официально опубликовано 4 февраля 2017 года в печатном издании «Красное знамя», вступило в силу с даты опубликования и распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года.

В дальнейшем решением окружного совета депутатов муниципального образования «Краснознаменский городской округ» от 24 марта 2020 года № 26 признано утратившим силу вышеназванное решение представительного органа муниципального образования от 31 января 2017 года № 58.

Этим же решением установлены расчетные коэффициенты по видам разрешенного использования земельных участков согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года № 540, в том числе в пункте 18 Приложения № 1 определен расчетный коэффициент Кз для целей исчисления арендной платы за земельные участки, разрешенное использование «Связь - код 6.8», в размере 0,99.

Решение от 24 марта 2020 года № 26 официально опубликовано в печатном издании «Красное знамя» 26 марта 2020 года.

Пунктом 4 решения установлен срок его вступления в силу - с момента официального опубликования, а также порядок применения – действие решения распространено на отношения, возникшие с 1 января 2020 года.

ПАО «Ростелеком» обратилось в суд 25 июня 2020 года с административным иском о признании недействующим и не подлежащим применению решения окружного совета депутатов муниципального образования «Краснознаменский городской округ» от 24 марта 2020 года в части пункта 18 Приложения № 1, устанавливающего расчетный коэффициент 0,99, и о возложении на административного ответчика обязанности принять новое решение об установлении экономически обоснованного коэффициента для целей исчисления арендной платы за земельные участки, занятые объектами связи естественного монополиста, не превышающего 0,02 (2%) от кадастровой стоимости земельных участков.

Административные исковые требования мотивированы в основном тем, что до начала применения с 1 января 2015 года решения окружного совета депутатов муниципального образования «Краснознаменский городской округ» от 31 января 2017 года № 58, установившего в пункте 1.11 Приложения № 1 коэффициент для целей исчисления арендной платы за земельные участка под объектами связи в размере 0,85, на территории муниципального образования «Краснознаменский городской округ» решениями представительного органа муниципального образования от 26 марта 2015 года № 24 и от 24 ноября 2015 года устанавливался соответственно с 1 марта 2015 года и с 1 января 2016 года коэффициент по тому же виду разрешенного использования земельных участков в размере 0,014. Таким образом, с 1 января 2015 года размер коэффициента увеличен более чем в 60 раз.

С 1 января 2020 года на территории муниципального образования на основании решения представительного органа от 24 марта 2020 года применяется коэффициент по виду разрешенного использования «Связь – код 6.8» в размере 0,99.

По утверждению административного истца, значительное увеличение размера коэффициента является произвольным, произведено без учета экономических показателей и особенностей оказания услуг связи с использованием АТС контейнерного типа (убыточность сельской связи, низкая платежеспособность сельского населения, нерентабельность и т.д.), нарушает права и законные интересы ПАО «Ростелеком» как арендатора земельных участков, предоставленных под объекты связи, то есть противоречит основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 года № 582, в частности, принципу экономической обоснованности и с учетом придания названным муниципальным актам обратной силы – принципу предсказуемости расчет размера арендной платы.

11 августа 2020 года ПАО «Ростелеком» представило дополнения к административному исковому заявлению, в котором просит признать незаконным решение окружного совета депутатов муниципального образования «Краснознаменский городской округ» от 31 января 2017 года № 58 в части пункта 1.11 Приложения № 1, которым установлена величина коэффициента для целей исчисления арендной платы за земельные участки под объектами связи – 0,85.

В обоснование этого требования административный истец указал, что, несмотря на признание с 1 января 2020 года данного решения утратившим силу, оно до настоящего времени влечет за собой правовые последствия для ПАО «Ростелеком» при том, что ПАО «Ростелеком» направило окружной администрации претензию о перерасчете арендной платы за период с 1 января 2017 года по 1 августа 2020 года с применением коэффициента Кз по виду разрешенного использования земельных участков «Связь – код 6.8» в размере, не превышающем 0,02 (2%) от кадастровой стоимости, что свидетельствует о возникновении спора относительно условий договоров аренды земельных участков и расчетов по таким договорам.

В судебном заседании представитель ПАО «Ростелеком» - ФИО1 административные исковые требования поддержал, изложив в их обоснование аналогичные доводы.

Представитель окружного совета депутатов муниципального образования «Краснознаменский городской округ» - ФИО2 возражал против административного иска и, не оспаривая отсутствия экономического обоснования столь значительного увеличения размера коэффициента по виду разрешенного использования земельных участков – под объекты связи, обращал внимание на необходимость обеспечения планируемых поступлений в бюджет муниципального образования.

Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора о наличии оснований к удовлетворению заявленных требований, суд приходит к следующему.

На основании п. 1 ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Пунктом 3 этой же статьи, действовавшей до 1 марта 2015 года на момент принятия решения представительного органа муниципального образования от 31 января 2017 года № 58, было определено, что порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Пунктом 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (также действовавшим до 1 марта 2015 года) было предусмотрено, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

С 1 марта 2015 года вступила в силу статья 39.7 Земельного кодекса РФ, введенная Федеральным законом от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В соответствии с п. 1 ст. 39.7 Земельного кодекса РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 года № 582 утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Данным постановлением Правительства РФ закреплено, что арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из следующих основных принципов:

принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке;

принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя.

Этим же постановлением Правительства РФ утверждены Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, в соответствии с пунктом 5 которых приказом Минэкономразвития России от 18 июня 2013 года № 346 установлена ставка арендной платы в размере 1,4% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения линий связи, в том числе линейно-кабельных сооружений.

В пояснительной записке к проекту данного приказа отмечено, что отрасль информационных технологий и связи является важнейшим фактором и мощной опорой для экономического роста страны. Принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности будет реализован в случае, если повышение суммы платежей по существующим договорам не будет очень значительным, поскольку такое повышение не повлечет увеличения тарифов на услуги, оказываемые операторами связи.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 17 апреля 2012 года № 15837/11 по делу № А47-7623/2010 высказана правовая позиция о том, что принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.

Основываясь на названных принципах, Правительство Российской Федерации определило ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.

В соответствии с п. 3 ст. 39.7 Земельного кодекса РФ, постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 года № 582 утвержден постановлением Правительства Калининградской области от 15 мая 2012 года № 336 Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Калининградской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов.

В силу п. 4 названного Порядка расчет размера арендной платы на основании кадастровой стоимости земельного участка осуществляется по формуле:

Ап = Кс x Кз,

где:

Ап - годовая сумма арендной платы;

Кс - кадастровая стоимость земельного участка, определяемая на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости;

Кз - коэффициент, определяемый по виду разрешенного использования земельного участка согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 540 (далее - коэффициент Кз).

Коэффициенты Кз:

1) в отношении земельных участков, находящихся в собственности Калининградской области, приведены в приложении к настоящему порядку;

2) в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определяются органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области в соответствии с утвержденными ими нормативными правовыми актами.

Приложением к названному постановлению Правительства Калининградской области установлены следующие расчетные коэффициенты Кз для земельных участков, находящихся в собственности Калининградской области, предназначенных для размещения объектов связи:

- по виду разрешенного использования код 3.1.1, 3.1.2 (соответственно размещение линий связи; размещение административного здания организаций, обеспечивающих оказание коммунальных услуг) для земельных участков, находящихся в границах городского округа «Город Калининград» и муниципальных образований «Балтийский муниципальный район», «Зеленоградский городской округ», «Пионерский городской округ», «Светлогорский район» - 0,015 (то есть 1,5%), в границах других муниципальных образований Калининградской области – 0,017 (то есть 1,7% от кадастровой стоимости);

- по виду разрешенного использования код 6.8 (то есть для размещения иных объектов связи) на земельных участках, расположенных в границах всех муниципальных образований Калининградской области – 0,03 (то есть 3%).

Кроме того, пунктом 2 постановления Правительства Калининградской области от 15 мая 2012 года № 336 рекомендовано органам местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области разработать и принять в установленном порядке положение (методику) установления коэффициентов для исчисления арендной платы в соответствии с основными принципами определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".

Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 11 мая 2004 года № 209-О высказана правовая позиция в отношении земельного налога, имеющего схожую правовую природу с арендной платой в силу положений статьи 65 ЗК РФ, согласно которой плата за землю определяется не произвольно, а на основе анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка. Судебные органы, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий, должны выявлять, проводились ли при принятии нормативного правового акта анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков (осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки платы за землю на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков).

Сопоставив оспариваемые положения нормативных правовых актов муниципального образования «Краснознаменский городской округ» с приведенными федеральными и региональными нормами, суд приходит к выводу о том, что окружным советом депутатов муниципального образования «Краснознаменский городской округ» при установлении расчетных коэффициентов по виду разрешенного использования земельных участков – под объекты связи в размере 0,85 (введенного в действие с 1 января 2015 года) и 0,99 (введенного в действие с 1 января 2020 года и актуального до настоящего времени) допущены нарушения указанных выше норм, обладающих большей юридической силой.

Так, из материалов дела следует, что постановлением ФЭК России от 24 марта 2000 года ПАО «Ростелеком» включено в реестр субъектов естественных монополий, раздел «Услуги общедоступной электросвязи».

ПАО «Ростелеком», являясь естественным монополистом, в силу положений ст. 28 Федерального закона «О связи» осуществляет оказание услуг телефонной связи с учетом тарифного регулирования, осуществляемого ФАС России, и не имеет права изменить цену услуги в случае увеличения расходов на ее оказание после установления соответствующих тарифов органом регулирования.

В рамках указанной деятельности обществом в Краснознаменском районе установлены АТС контейнерного типа, обеспечивающие связью население отдаленных территорий и малонаселенных пунктов, и под размещение контейнеров обществу предоставлены без торгов на праве аренды земельные участки в различных населенных пунктах Краснознаменского района, в частности, земельные участки с кадастровым номером 39:06:040202:81 в пос.Острогожское, с кадастровым номером 39:06:050303:45 в пос.Добровольск, с кадастровым номером 39:06:030602:150 в пос.Хлебниково, с кадастровым номером 39:06:020703:7 в пос.Заречное, разрешенное использование которых – для установки контейнера под цифровую АТС, для обслуживания металлического контейнера под сельскую АТС, а также земельный участок с кадастровым номером 39:06:050106:321 в пос.Узловое Краснознаменского района, разрешенное использование – коммунальное обслуживание (телефонная станция).

По условиям договоров аренды земельных участков, расчет арендной платы производится исходя из кадастровой стоимости земельных участков с учетом коэффициента по виду разрешенного использования земельного участка и с 1 января 2015 года в отношении принадлежащих ПАО «Ростелеком» на праве аренды земельных участков применен коэффициент 0,85, а с 1 января 2020 года – коэффициент 0,99.

Принимая оспариваемые правовые акты, представительный орган муниципального образования не располагал экономическим обоснованием установления расчетного коэффициента в указанных размерах на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков.

При этом решением окружного совета депутатов муниципального образования «Краснознаменский городской округ» от 31 января 2017 года № 58 размер соответствующего коэффициента по сравнению с ранее установленным расчетным коэффициентом с 1 января 2015 года был увеличен с 0,014 (1,4%) до 0,85 (85%), то есть более чем в 60 раз.

Решением окружного совета депутатов муниципального образования «Краснознаменский городской округ» от 24 марта 2020 года № 26 с 1 января 2020 года размер расчетного коэффициента Кз по виду разрешенного использования «Связь – код 6.8» вновь был увеличен на 15% с 0,85 (85%) до 0,99 (99%), то есть расчетный коэффициент практически приравнен непосредственно к кадастровой стоимости земельного участка.

Суд отмечает, что такое увеличение расчетных коэффициентов также не соотносится ни с прогнозируемым уровнем инфляции, не превышающим 3,8% (ст. 1 Федерального закона от 29 ноября 2018 года № 459-ФЗ "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов"), ни с индексом потребительских цен, рассчитываемым в соответствии с официальной статистической методологией организации статистического наблюдения за потребительскими ценами на товары и услуги и расчета индексов потребительских цен, утвержденной Приказом Росстата от 30 декабря 2014 года № 734, который на 2020 год не превышает 3,6%.

Доводы административного истца о том, что оказание услуг связи сельскому населению, проживающему в удаленных населенных пунктах, представляет собой убыточное направление деятельности и является в основном социальной функцией, направленной на устранение цифрового неравенства, не оспариваются административным ответчиком и заслуживают внимания.

Суд учитывает и то обстоятельство, что такое существенное увеличение размера коэффициента для целей исчисления арендной платы произведено оспариваемыми решениями представительного органа муниципального образования только по виду разрешенного использования «под объекты связи» и установленный размер расчетного коэффициента является максимальным по отношению к расчетным коэффициентам для земельных участков других видов разрешенного использования.

В частности, для осуществления нерегулируемых видов деятельности (предпринимательство, код 4.0, включая деловое управление, объекты торговли, рынки, магазины, банковскую и страховую деятельность, общественное питание, гостиничное обслуживание, развлечения) установлен расчетный коэффициент Кз в пределах от 0,032 до 0,064, для исчисления арендной платы за земельные участки, предоставленные без торгов под объекты дорожного сервиса, заправки транспортных средств, автомойки, ремонт автомобилей – 0,6, за земельные участки, предоставленные для целей недропользования (в том числе для добычи нефти) – 0,02.

Оспариваемые расчетные коэффициенты для исчисления арендной платы за земельные участки, предоставленные под объекты связи социального назначения на территории муниципального образования «Краснознаменский городской округ», не соотносятся при отсутствии к этому объективных причин не только с коэффициентами, установленные уполномоченными федеральным и региональным органом власти применительно к земельным участкам, находящимся соответственно в федеральной собственности и собственности Калининградской области, но и с расчетными коэффициентами, установленными уполномоченными органами большинства муниципальных образований Калининградской области.

Например, решением представительного органа муниципального образования «Озерский городской округ» от 28 июля 2015 года № 62 установлен коэффициент по аналогичному виду разрешенного использования – 0,0156 (то есть 2,56%); решением окружного совета депутатов муниципального образования «Правдинский городской округ» от 25 января 2017 года № 4 – 0,02 (то есть 2%); решением окружного совета депутатов муниципального образования «Гвардейский городской округ» от 24 декабря 2014 года № 379 – 0,02 (то есть 2%), решением окружного совета депутатов муниципального образования «Светлогорский городской округ» от 24 декабря 2018 года № 90 – 0,015 (то есть 1,5%).

Таким образом, примененный представительным органом муниципального образования «Краснознаменский городской округ» принцип учета бюджетного интереса муниципального образования в данной ситуации нарушает принцип экономической обоснованности определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Кроме того, оспариваемые правовые акты также не отвечают принципу предсказуемости расчета размера арендной платы.

Делая такой вывод, суд исходит из того, что в силу п. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Пунктами 4 решений окружного совета депутатов муниципального образования «Краснознаменский городской округ» от 31 января 2017 года № 58 и от 24 марта 2020 года № 26 расчетные коэффициенты Кз, размер которых существенно повышен по сравнению с ранее действовавшими коэффициентами, постановлено применять к правоотношениям, возникшим с 1 января соответствующего года, то есть включая период, предшествующий установлению соответствующих коэффициентов, что влечет за собой ухудшение положения административного истца как арендатора земельных участков, обязанного внести арендную плату за прошедший период в увеличенном размере.

Верховный Суд Российской Федерации неоднократно высказывался о недопустимости ретроактивного действия норм, ухудшающих положение арендаторов (Определения Судебной коллегии по административным делам от 26.11.2014 № 2-АПГ14-4, от 31.03.2016 № 45-АПГ16-1, от 22.08.2019 № 25-АПА19-3 и др.).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемые в части нормативные акты приняты правомочным представительным органом муниципального образования в пределах его компетенции, по установленной форме, с соблюдением процедуры принятия и опубликования нормативного акта, однако содержание оспариваемых норм не соответствует нормативным правовым актам, обладающим большей юридической силой.

Суд принимает во внимание, что оспариваемое в части решение окружного совета депутатов муниципального образования «Краснознаменский городской округ» от 31 января 2017 года № 58 признано утратившим силу решением того же органа от 24 марта 2020 года № 26 с 1 марта 2020 года.

На основании ч. 1 ст. 210 КАС РФ судья отказывает в принятии административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 128 настоящего Кодекса, а также в случае, если на момент подачи административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим оспариваемый нормативный правовой акт или его оспариваемые положения прекратили свое действие.

В пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что судья отказывает в принятии заявления об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, в соответствии с частью 1 статьи 128 в случаях, если на день подачи заявления об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, оспариваемый акт или его оспариваемые положения прекратили свое действие (пункт 5 части 1 статьи 128, часть 1 статьи 210 КАС РФ). Заинтересованное лицо вправе оспорить в суде в порядке, предусмотренном главами 22 КАС РФ, 24 АПК РФ, решения, действия (бездействие), основанные на таком акте, либо обратиться в суд в порядке гражданского судопроизводства за защитой частного субъективного права или за освобождением от соответствующей юридической обязанности, поставив вопрос о неприменении при разрешении спора данного акта или его части.

Вместе с тем указанное основание для отказа в принятии заявления не применяется в случаях, когда нормативные правовые акты, срок действия которых истек, продолжают применяться к определенным видам правоотношений.

Согласно п.1 ч. 2 ст. 214 КАС РФ суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отмене или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

На момент подачи 11 августа 2020 года административного искового заявления об оспаривании пункта 1.1 Приложения № 1 к решению окружного совета депутатов муниципального образования «Краснознаменский городской округ» от 31 января 2017 года № 58 данное решение признано утратившим силу решением того же органа от 24 марта 2020 года № 26.

Однако, как следует из материалов дела, оспариваемое в части решение продолжает применяться к правоотношениям по поводу исчисления арендной платы ПАО «Ростелеком», которое в порядке досудебного урегулирования спора до возможного обращения в арбитражный суд поставило перед окружной администрацией вопрос о перерасчете арендной платы за 2017-2019 г.г.

В этой связи, руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований об оспаривании в части нормативных правовых актов и признания незаконным с момента принятия решения окружного совета депутатов муниципального образования «Краснознаменский городской округ» от 31 января 2017 года № 58 в части пункта 1.11 Приложения № 1 о величине коэффициента по виду разрешенного использования земельных участков «Земельные участки под объектами связи» – 0,85, а также признания недействующим и не подлежащим применению с момента принятия решения окружного совета депутатов муниципального образования «Краснознаменский городской округ» от 24 марта 2020 года № 26 в части пункта 18 Приложения № 1, устанавливающего расчетный коэффициент Кз по виду разрешенного использования «Связь – код 6.8» – 0,99.

Требование о возложении на административного ответчика обязанности принять замещающий нормативный правовой акт суд находит не подлежащим удовлетворению.

В соответствии с ч. 4 ст. 216 КАС РФ в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.

Суд полагает, что признание незаконным пункта 1.11 приложения № 1 к решению представительного органа муниципального образования от 31 января 2017 года № 58 и признание недействующим и не подлежащим применению пункта 18 Приложения № 1 к решению того же органа от 24 марта 2020 года № 26 не порождает недостаточной правовой урегулированности правоотношений по поводу исчисления размера арендной платы за земельные участки под объектами связи, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц при том, что в данной ситуации до изменения во внесудебном порядке правового регулирования в целях исчисления размера арендной платы подлежит применению расчетный коэффициент – 0,014 (то есть 1,4% от кадастровой стоимости земельного участка), ранее установленный решением окружного совета депутатов муниципального образования «Краснознаменский городской округ» от 24 ноября 2015 года № 92.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск ПАО «Ростелеком» удовлетворить частично.

Признать незаконным решение окружного совета депутатов муниципального образования «Краснознаменский городской округ» от 31 января 2017 года № 58 «Об установлении расчетных коэффициентов по категориям земель и видам функционального использования земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования «Краснознаменский городской округ», и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования «Краснознаменский городской округ» в части пункта 1.11 Приложения № 1 о величине коэффициента по виду разрешенного использования земельных участков «Земельные участки под объектами связи» – 0,85.

Признать недействующим и не подлежащим применению решение окружного совета депутатов муниципального образования «Краснознаменский городской округ» от 24 марта 2020 года № 26 «Об установлении расчетных коэффициентов по категориям земель и видам функционального использования земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования «Краснознаменский городской округ», и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования «Краснознаменский городской округ» в части пункта 18 Приложения № 1, устанавливающего расчетный коэффициент Кз по виду разрешенного использования «Связь – код 6.8» – 0,99.

В удовлетворении требования о возложении на окружной совет депутатов муниципального образования «Краснознаменский городской округ» обязанности принять замещающий нормативный правовой акт – отказать.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Калининградский областной суд в течение одного месяца.

Мотивированное решение составлено 22 сентября 2020 года.

Судья Калининградского

областного суда А.А. Струкова