ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-157/2021 от 05.08.2021 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Дело № 3а-157/2021

УИД 75OS0000-01-2021-000284-96

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5 августа 2021 года г. Чита

Забайкальский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Цыдендамбаевой О.Ч.,

при секретаре Нагайцевой Т.В.,

с участием:

прокурора отдела прокуратуры Забайкальского края Вециной Т.А.,

представителя административного истца Григорьева Ю.И. – Давыдова А.В.,

представителей административного ответчика Избирательной комиссии Забайкальского края Поповой Е.А., Пешковой И.А., Почиковской А.А.,

представителя заинтересованного лица Кулиевой В.В. – Калининой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Григорьева Ю.И. о признании незаконным и отмене постановления Избирательной комиссии Забайкальского края от 18 июля 2021 года № 104/683-3 «О регистрации Кулиевой В.В. кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу «Забайкальский край – Даурский одномандатный избирательный округ № 44»,

установил:

Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2021 года № 367 «О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва» на 19 сентября 2021 года назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва.

Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 28 апреля 2021 года № 4/28-8 «О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва на избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, территориальные избирательные комиссии» на Избирательную комиссию Забайкальского края возложены полномочия окружной избирательной комиссии по Даурскому одномандатному избирательному округу №44.

Постановлением Избирательной комиссии Забайкальского края от 18 июля 2021 года № 104/683-3 Кулиева В.В., выдвинутая политической партией «Политическая партия ЛДПР – Либерально-демократическая партия России», зарегистрирована кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу «Забайкальский край – Даурский одномандатный избирательный округ № 44».

Постановлением Избирательной комиссии Забайкальского края от 24 июля 2021 года № 110/708-3 Григорьев Ю.И., выдвинутый политической партией «Социалистическая политическая партия «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ», зарегистрирован кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу «Забайкальский край – Даурский одномандатный избирательный округ № 44».

3 августа 2021 года (сдано в организацию почтовой связи 27 июля 2021 года) Григорьев Ю.И. обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене вышеназванного постановления Избирательной комиссии Забайкальского края о регистрации Кулиевой В.В. кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что заявление Кулиевой В.В. о согласии баллотироваться не отвечает требованиям пункта 1 части 5 статьи 42 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон № 20-ФЗ). В нарушение частей 1 и 4 статьи 43 названного Федерального закона Кулиева В.В., являясь депутатом Государственной Думы, не представила сведения о получении ежемесячного денежного вознаграждения за исполнение полномочий. Кроме того, кандидат Кулиева В.В. не представила предусмотренные частью 1 статьи 47 Федерального закона № 20-ФЗ документ, подтверждающий открытие специального избирательного счета избирательного фонда кандидата, сведения об изменениях в данных о кандидате, а также письменное уведомление кандидата о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

По мнению административного истца, названные обстоятельства свидетельствуют о незаконности оспариваемого постановления Избирательной комиссии Забайкальского края, которое нарушает права кандидата Григорьева Ю.И. и принцип равенства кандидатов, создавая преимущественные условия для участия в избирательной кампании.

Административный истец Григорьев Ю.И., заинтересованное лицо Кулиева В.В., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились.

В судебном заседании представитель административного истца Давыдов А.В. частично поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, указав, что в заявлении о согласии баллотироваться членство в Комитете Государственной Думы указано в качестве занимаемой должности по основному месту работы или рода занятий, приносящих доход, однако документа, подтверждающего данные сведения, не представлено, что является основанием для отказа в регистрации кандидата на основании пункта 3 части 7 статьи 51 Федерального закона № 20-ФЗ. Имеющаяся справка Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации подтверждает деятельность депутата Кулиевой В.В. в форме участия в работе комитета, как одной из форм деятельности депутата.

В представленных Кулиевой В.В. сведениях о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), включая сведения о вкладах в банках, ценных бумагах отсутствуют сведения о ежемесячном денежном вознаграждении, получаемом как депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, что влечет отказ в регистрации кандидата по пункту 5 части 7 статьи 51 Федерального закона № 20-ФЗ.

Кроме того, Кулиевой В.В. не представлены в соответствии с пунктами 3, 4 части 1 статьи 43 Федерального закона № 20-ФЗ сведения о принадлежащем кандидату Кулиевой В.В. и ее несовершеннолетней дочери недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах, сведения о своих расходах, а также о расходах своей несовершеннолетней дочери по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года № 546, поскольку представленные Кулиевой В.В. справки не содержат соответствующих вычеркиваний во вводной части. Данное обстоятельство свидетельствует о наличии основания для отказа в регистрации кандидата согласно пункту 3 части 7 статьи 51 Федерального закона № 20-ФЗ.

Представители административного ответчика Избирательной комиссии Забайкальского края Попова Е.А., Пешкова И.А., Почиковская А.Л. в удовлетворении административных исковых требований просили отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях. По мнению представителей административного ответчика, заявление Кулиевой В.В. о согласии баллотироваться отвечает требованиям пункта 1 части 5 статьи 42 Федерального закона № 20-ФЗ, а также форме заявления, утвержденной Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 28 апреля 2021 года № 4/35-8. В заявлении указано основное место работы или службы, занимаемая должность Кулиевой В.В., а именно Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, член Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, что подтверждено справкой Управления государственной службы и кадров Аппарата Государственной Думы.

В соответствии с пунктами 2, 3, 4 части 1 статьи 43, частью 4 статьи 43, пунктом 1 части 1 статьи 47 Федерального закона № 20-ФЗ кандидатом Кулиевой В.В. в Избирательную комиссию Забайкальского края были представлены необходимые для регистрации документы; сведения об изменениях в ранее представленных данных не были представлены, поскольку такие изменения не имелись.

13 июля 2021 года в пакете документов для уведомления о выдвижении кандидатом Кулиевой В.В. были представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), включая сведения о вкладах в банках, ценных бумагах по форме согласно приложению 1 к Федеральному закону № 20-ФЗ, в которых указан доход кандидата Кулиевой В.В., а именно, сведения о ежемесячном денежном вознаграждении, получаемом кандидатом Кулиевой В.В. как депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Также 13 июля 2021 года кандидатом Кулиевой В.В. были представлены: сведения о расходах кандидата Кулиевой В.В. по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка; сведения о расходах Кулиевой Ф.Р. (несовершеннолетней дочери кандидата Кулиевой В.В.) по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка. Названные Сведения изготовлены по форме, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года № 546.

Представитель заинтересованного лица Кулиевой В.В. – Калинина Е.В. заявленные требования полагала необоснованными, поддержала письменные отзывы, указав, что доводы административного истца о несоответствии заявления Кулиевой В.В. о согласии баллотироваться требованиям пункта 1 части 1 статьи 42 Федерального закона № 20-ФЗ несостоятельны. Сведения о получении ежемесячного денежного вознаграждения за исполнение полномочий депутата Государственной Думы отражены в сведениях о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), включая сведения о вкладах в банках, ценных бумагах; представление подтверждающих документов законом не регламентировано. Предусмотренные частью 1 статьи 47 Федерального закона № 20-ФЗ документ, подтверждающий открытие специального избирательного счета избирательного фонда кандидата, письменное уведомление кандидата о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, Кулиевой В.В. в избирательную комиссию были представлены.

Сведения о занимаемой должности внесены заинтересованным лицом в заявление о согласии баллотироваться в соответствии с требованиями действующего законодательства. Согласно части 3 статьи 97 Конституции Российской Федерации и части 1 статьи 6 Федерального закона от 8 мая 1994 года № 3-ФЗ «О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации осуществляет свои полномочия на постоянной основе. Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 года № 32 утвержден Сводный перечень наименований государственных должностей Российской Федерации, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Российской Федерации и РСФСР, согласно которому член комитета (комиссии) Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации является государственной должностью Российской Федерации.

Документы, указанные в частях 1 и 4 статьи 43, части 1 статьи 47 Федерального закона № 20-ФЗ в избирательную комиссию Кулиевой В.В. представлены. В соответствии с частью 1 статьи 43 Федерального закона № 20-ФЗ документы оформлены с соблюдением требований, предусмотренных частями 1 и 4 статьи 43 Федерального закона № 20-ФЗ. Следовательно, оснований для отказа в регистрации кандидата, определенных пунктами 3, 4 и 5 части 7 статьи 51 Федерального закона № 20-ФЗ, не имеется.

На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, подлинники материалов, представленных избирательной комиссией, заслушав заключение прокурора, полагавшего требования административного истца не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 20 КАС РФ административные дела об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума рассматриваются краевым судом в качестве суда первой инстанции в порядке административного судопроизводства.

Порядок и особенности рассмотрения указанной категории административных дел закреплены в главе 24 КАС РФ.

В соответствии с частями 2, 10 статьи 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) избирательной комиссии, нарушающие их права, свободы и законные интересы. С административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в суд может обратиться кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу.

В силу части 4 статьи 240 КАС РФ административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией обжалуемого решения.

Административное исковое заявление Григорьева Ю.И. направлено в суд в установленный законом срок – 27 июля 2021 года.

Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2021 года № 367 «О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва» на 19 сентября 2021 года назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва (опубликован 17 июня 2021 года на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru).

Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 28 апреля 2021 года № 4/28-8 «О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва на избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, территориальные избирательные комиссии» на Избирательную комиссию Забайкальского края возложены полномочия окружной избирательной комиссии по Даурскому одномандатному избирательному округу №44.

В соответствии с пунктами 1-3 статьи 32 Федерального закона от 12 июня 2002 года 6 декабря 2012 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ) граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением. Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено политической партией, имеющей в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, либо ее региональным отделением или иным структурным подразделением, имеющими в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня.

Согласно статье 6 Федерального закона № 20-ФЗ граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно или в составе федеральных списков кандидатов. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, а также путем выдвижения их политическими партиями, имеющими в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» право принимать участие в выборах, в том числе выдвигать кандидатов, списки кандидатов.

В статье 42 Федерального закона № 20-ФЗ установлено, что федеральный список кандидатов, список кандидатов по одномандатным избирательным округам представляются уполномоченным представителем политической партии в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации не позднее чем через 25 дней после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и предоставленной политическим партиям не позднее дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов (часть 1). В части 4 данной статьи перечислены документы, представляемые уполномоченным представителем политической партии одновременно с федеральным списком кандидатов, со списком кандидатов по одномандатным избирательным округам.

В силу пункта 1 части 5 статьи 42 Федерального закона № 20-ФЗ одновременно с документами, указанными в частях 1 и 4 статьи 42, уполномоченный представитель политической партии представляет заявление каждого кандидата, включенного в федеральный список кандидатов, список кандидатов по одномандатным избирательным округам, о его согласии баллотироваться в составе федерального списка кандидатов или по одномандатному избирательному округу с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата Государственной Думы. В заявлении указываются фамилия, имя и отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий); если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, - сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа. Если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении указываются сведения о судимости кандидата, а в случае, если судимость снята или погашена, также сведения о дате снятия или погашения судимости. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к выдвинувшей его политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего регионального отделения политической партии, общественного объединения. Если кандидат является физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, либо кандидатом, аффилированным с выполняющим функции иностранного агента лицом, сведения об этом указываются в заявлении. Если кандидат указал свою принадлежность к иному общественному объединению, наименование данного общественного объединения используется в избирательных документах на выборах депутатов Государственной Думы в соответствии с требованиями части 6 статьи 41 настоящего Федерального закона, при этом предусмотренное согласование наименования данного общественного объединения осуществляется кандидатом или политической партией, выдвинувшей кандидата, непосредственно с одним из указанных органов общественного объединения и Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. С 1 июня 2015 года текст заявления изготавливается с использованием программных средств на основе документа в машиночитаемом виде, составленного по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в течение семи дней со дня представления документов, указанных в части 8 настоящей статьи, рассматривает представленные документы, по результатам рассмотрения заверяет федеральный список кандидатов, список кандидатов по одномандатным избирательным округам и выдает уполномоченному представителю политической партии копию заверенного федерального списка кандидатов, копию заверенного списка кандидатов по одномандатным избирательным округам либо отказывает в заверении списка (списков), о чем принимается мотивированное решение, копия которого выдается уполномоченному представителю политической партии (часть 9 статьи 42 Федерального закона № 20-ФЗ).

В соответствии с частями 1, 2, 4 статьи 43 Федерального закона № 20-ФЗ кандидат, выдвинутый политической партией по одномандатному избирательному округу и включенный в заверенный Центральной избирательной комиссией Российской Федерации список кандидатов по одномандатным избирательным округам, не позднее чем через 35 дней после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию:

сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), включая сведения о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются на бумажном носителе по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону и в машиночитаемом виде по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. С 1 июня 2015 года документ на бумажном носителе, содержащий указанные сведения, изготавливается на основе документа в машиночитаемом виде;

сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей. Указанные сведения представляются по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации;

сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка. Указанные сведения представляются по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации.

Кандидат вправе представить в окружную избирательную комиссию заверенную Центральной избирательной комиссией Российской Федерации копию списка кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам.

Документы, указанные в части 1 настоящей статьи, принимаются окружной избирательной комиссией при предъявлении кандидатом своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копия которого изготавливается в окружной избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего документы. Если документы, указанные в части 1 настоящей статьи, представляются по просьбе кандидата иным лицом, в окружную избирательную комиссию представляется удостоверенная нотариально копия паспорта кандидата или документа, заменяющего паспорт гражданина. Кандидат (иное лицо) также представляет копии документов, подтверждающих указанные в заявлении кандидата о согласии баллотироваться сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом. Если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, кандидат (иное лицо) также представляет копии соответствующих документов.

Согласно части 1 статьи 47 Федерального закона № 20-ФЗ для регистрации кандидата, выдвинутого политической партией по одномандатному избирательному округу или в порядке самовыдвижения, кандидат либо уполномоченный представитель этой политической партии представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию следующие избирательные документы:

1) документ, подтверждающий открытие специального избирательного счета избирательного фонда кандидата;

2) сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с пунктом 1 части 5 и частью 6 статьи 41 или пунктом 1 части 5 статьи 42 настоящего Федерального закона (если такие изменения имеются);

3) письменное уведомление кандидата о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.

Как предписано в части 1 статьи 49, части 1 статьи 51 Федерального закона № 20-ФЗ, окружная избирательная комиссия проверяет соблюдение требований настоящего Федерального закона при самовыдвижении кандидатов и представлении кандидатами, выдвинутыми политическими партиями по одномандатным избирательным округам и в порядке самовыдвижения, документов в окружную избирательную комиссию, а также достоверность сведений о кандидатах. Окружная избирательная комиссия не позднее чем через 10 дней после дня приема документов, необходимых для регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу, принимает решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в его регистрации.

В силу части 9 статьи 99 Федерального закона № 20-ФЗ решение окружной избирательной комиссии о регистрации кандидата, об отказе в регистрации кандидата может быть отменено верховным судом республики, краевым, областным судом, судом автономного округа, судом автономной области, а решение окружной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата также Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 75 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», по заявлению окружной избирательной комиссии, кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, или кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение окружной избирательной комиссии было принято с нарушением требований, предусмотренных частью 7 статьи 51 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с учетом положений пункта 6.1 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

К числу оснований для отказа в регистрации кандидата пунктами 3, 4, 5 части 7 статьи 51 Федерального закона № 20-ФЗ отнесены следующие обстоятельства:

отсутствие среди документов, представленных в окружную избирательную комиссию в соответствии со статьями 41, 43 и 47 настоящего Федерального закона, документов, указанных в частях 4 - 6 и 8 статьи 41, частях 1 и 4 статьи 43, части 1 статьи 47 настоящего Федерального закона;

наличие на день, предшествующий дню заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных в соответствии со статьями 41, 43 и 47 настоящего Федерального закона, документов, оформленных с нарушением требований, предусмотренных частями 4 - 6 и 8 статьи 41, частями 1 и 4 статьи 43, пунктами 2 и 4 части 2 статьи 47 настоящего Федерального закона;

отсутствие на день, предшествующий дню заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных в соответствии со статьями 41 и 43 настоящего Федерального закона, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 1, 3 и 4 части 5 статьи 41 или пунктами 1, 3 и 4 части 5 статьи 42 настоящего Федерального закона.

Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 7 июля 2021 года № 15/115-8 заверен список кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, выдвинутых политической партией «Политическая партия ЛДПР – Либерально-демократическая партия России» по одномандатным избирательным округам, в количестве 225 человек, в том числе в Забайкальском крае по Даурскому одномандатному избирательному округу № 44 – Кулиева В.В., <Дата>, член Политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России (п. 44).

В соответствии с частью 2 статьи 44 Федерального закона № 20-ФЗ сбор подписей в поддержку кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, выдвинутого политической партией «Политическая партия ЛДПР – Либерально-демократическая партия России», не требуется.

Заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации было оформлено Кулиевой В.В. 25 июня 2021 года, подано в ЦИК России и направлено ЦИК России вместе со списком кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, выдвинутых политической партией «Политическая партия ЛДПР – Либерально-демократическая партия России» в Избирательную комиссию Забайкальского края 8 июля 2021 года.

13 июля 2021 года Кулиева В.В. представила в Избирательную комиссию Забайкальского края:

сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), включая сведения о вкладах в банках, ценных бумагах;

копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей;

сведения о расходах кандидата, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка;

копию диплома Забайкальский государственный педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского;

справку с основного места работы – Управление госслужбы и кадров Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

копию паспорта кандидата;

копию соответствующего документа (соответствующих документов) о смене фамилии, или имени, или отчества кандидата, менявшего фамилию, или имя, или отчество.

14 июля 2021 года Кулиева В.В. представила в Избирательную комиссию Забайкальского края:

заявление кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, о назначении его уполномоченного представителя по финансовым вопросам;

заявление уполномоченного представителя кандидата по финансовым вопросам о согласии быть уполномоченным представителем;

копия нотариально удостоверенной доверенности на уполномоченного представителя кандидата по финансовым вопросам;

копия паспорта уполномоченного представителя кандидата по финансовым вопросам.

16 июля 2021 года Кулиева В.В. представила в Избирательную комиссию Забайкальского края:

справку об открытии специального избирательного счета избирательного фонда кандидата Кулиевой В.В.;

письменное уведомление кандидата о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами;

две фотографии кандидата.

Сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 42 Федерального закона № 20-ФЗ не представлялись. Данных о том, что имели мести такие изменения в данных кандидата Кулиевой В.В., материалы дела не содержат.

Постановлением Избирательной комиссии Забайкальского края от 18 июля 2021 года № 104/683-3 Кулиева В.В., <Дата> рождения, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, член Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, выдвинутая политической партией «Политическая партия ЛДПР – Либерально-демократическая партия России», зарегистрирована кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу «Забайкальский край – Даурский одномандатный избирательный округ № 44».

Полагая поименованное постановление незаконным, Григорьев Ю.И. первоначально указал на несоответствие заявления о согласии баллотироваться требованиям закона, отсутствием в нем всех необходимых сведений.

Постановлением Центральной избирательной комиссией Российской Федерации от 28 апреля 2021 года № 4/35-8 «О Перечне и формах документов, в том числе в машиночитаемом виде, представляемых политическими партиями и кандидатами в избирательные комиссии при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва» утверждены формы документов, представляемых политическими партиями в избирательные комиссии при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, в том числе форма заявления кандидата, выдвинутого политической партией по одномандатному избирательному округу, о согласии баллотироваться с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (текст заявления изготавливается с использованием программных средств на основе документа в машиночитаемом виде), на бумажном носителе (приложение № 8.1).

Заявление Кулиевой В.В. о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу «Забайкальский край – Даурский одномандатный избирательный округ № 44» от 25 июня 2021 года оформлено по утвержденной вышеназванным Постановлением ЦИК России форме, и в нем содержатся сведения, перечисленные в пункте 1 части 5 статьи 42 Федерального закона № 20-ФЗ.

В названном заявлении основное место работы или службы, занимаемая должность/род занятий указано – «Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, член Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей».

В качестве документа, подтверждающего указанные в заявлении кандидата о согласии баллотироваться сведения об основном месте работы или службы, о занимаемой должности, представлена справка Управления государственной службы и кадров Аппарата Государственной Думы от 1 июня 2021 года № 2.5-с/758.

Согласно данной справке Кулиева В.В. 18 сентября 2016 года приступила к осуществлению полномочий депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, 5 октября 2016 года утверждена членом Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей.

Ссылка стороны административного истца на то, что данная справка не подтверждает указанные в заявлении о согласии баллотироваться сведения о месте работы или службы, должности, поскольку отсутствует указание о занимаемой должности, суд находит несостоятельной.

Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 года № 32 «О государственных должностях Российской Федерации» утвержден Сводный перечень наименований государственных должностей Российской Федерации, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Российской Федерации и РСФСР, в числе которых значится член комитета (комиссии) Государственной Думы Федерального Собрания, о чем и указано в вышеназванной справке Аппарата Государственной Думы от 1 июня 2021 года № 2.5-с/758.

Согласно пункту 1.8 Перечня документов, представляемых в окружную избирательную комиссию при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва (Приложение № 2 к постановлению ЦИК России от 28 апреля 2021 года № 4/35-8), кандидатом представляется копия трудовой книжки, либо выписки из трудовой книжки, либо справки с основного места работы или иного документа, подтверждающего указанные в заявлении кандидата о согласии баллотироваться сведения об основном месте работы или службы, о занимаемой должности, а при отсутствии основного места работы или службы - копии документов, подтверждающих сведения о роде занятий, то есть о деятельности кандидата, приносящей ему доход, или о статусе неработающего кандидата (пенсионер, безработный, учащийся (с указанием наименования организации, осуществляющей образовательную деятельность).

Таким образом, форма справки, представляемой кандидатом и подтверждающей указанные в заявлении о согласии баллотироваться сведения о месте работы или службы, о занимаемой должности, нормативно не закреплена.

Из справки, выданной Аппаратом Государственной Думы от 1 июня 2021 года № 2.5-с/758, с учетом вышеприведенных положений следует, что Кулиева В.В. занимает государственную должность Российской Федерации – член Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей. Какой-либо неоднозначной интерпретации содержащихся в справке сведений, на что указывает сторона административного истца, не усматривается.

Является необоснованным и довод административного истца о наличии оснований для отмены решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в связи с отсутствием в сведениях о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), включая сведения о вкладах в банках, ценных бумагах, информации о получении Кулиевой В.В. ежемесячного денежного вознаграждения за исполнение полномочий депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 51 Федерального закона № 20-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата является отсутствие на день, предшествующий дню заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных в соответствии со статьями 41 и 43 настоящего Федерального закона, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 1, 3 и 4 части 5 статьи 41 или пунктами 1, 3 и 4 части 5 статьи 42 настоящего Федерального закона.

Из содержания приведенной нормы усматривается, что отсутствие сведений, предусмотренных пунктом 2 части 5 статьи 41 или пунктом 2 части 5 статьи 42 Федерального закона № 20-ФЗ (сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), включая сведения о вкладах в банках, ценных бумагах), в числе оснований для отказа в регистрации кандидата не имеется.

Вместе с тем следует отметить, что согласно пункту 2 части 1 статьи 43 Федерального закона № 20-ФЗ кандидат Кулиева В.В. представила 13 июля 2021 года в Избирательную комиссию Забайкальского края сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), включая сведения о вкладах в банках, ценных бумагах.

Названные сведения представлены на бумажном носителе по форме согласно приложению 1 к Федеральному закону № 20-ФЗ. В графе доходы за 2020 год указано – «1) зарплата, Аппарат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, <данные изъяты> руб.»; 2) проценты (доход от вкладов), Банк ВТБ (публичное акционерное общество), <данные изъяты> руб.».

Утверждение административного истца о том, что ежемесячное денежное вознаграждение не является заработной платой, следовательно, указание в сведениях о размере и об источниках доходов кандидата слов «зарплата» не отражает информации о ежемесячном денежном вознаграждении, суд полагает надуманными.

Понятие заработной платы (оплаты труда работника) приведено в статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которому – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты.

В силу части первой статьи 27 Федерального закона от 8 мая 1994 года № 3-ФЗ «О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» сенаторам Российской Федерации независимо от занимаемой в Совете Федерации должности, за исключением Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, и депутатам Государственной Думы независимо от занимаемой в Государственной Думе должности, за исключением Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, устанавливаются одинаковое ежемесячное денежное вознаграждение и одинаковые денежные поощрения в размерах, установленных для федерального министра.

Кандидатом Кулиевой В.В. в сведениях о размере и об источниках доходов кандидата отражен размер дохода и его источник – Аппарат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Кроме того, по мнению административного истца, кандидат Кулиева В.В. не представила в избирательную комиссию сведения о принадлежащем кандидату Кулиевой В.В. и ее несовершеннолетней дочери недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах, сведения о своих расходах, а также о расходах своей несовершеннолетней дочери по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации, поскольку представленные Кулиевой В.В. справки не содержат соответствующих вычеркиваний во вводной части.

Формы справки о принадлежащем кандидату, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об их обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, а также справки о расходах кандидата, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, утверждены Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года № 546.

Согласно данным формам при заполнении справок в их вводных частях в части указания «сообщаю сведения о своих расходах, расходах моей супруги (моего супруга), расходах моих несовершеннолетних детей» имеется отметка «(ненужное зачеркнуть)».

Кандидатом Кулиевой В.В. 13 июля 2021 года представлены в Избирательную комиссию Забайкальского края:

справки о принадлежащем кандидату, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об их обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, представляемой кандидатом на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, в отношении Кулиевой В.В. и несовершеннолетней дочери К.;

справки о расходах кандидата, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, представляемой кандидатом на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, в отношении Кулиевой В.В. и несовершеннолетней дочери К.

В исследованных в судебном заседании подлинниках указанных справок (4 шт.) содержатся соответствующие зачеркивания.

Тот факт, что в справке о принадлежащем кандидату Кулиевой В.В. недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об их обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, зачеркивание ненужных сведений сделано во вводной части справки, а в справке о принадлежащем несовершеннолетней дочери К. недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об их обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, а также в справках о расходах кандидата Кулиевой В.В., ее несовершеннолетней дочери К. по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, такое зачеркивание осуществлено в наименовании справок, не свидетельствует об изготовлении справок не по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года № 546.

Из содержания справок, с учетом соответствующих зачеркиваний, в которых указано в отношении кого представляется справка, степень родства, однозначно следует, что справки представлены в отношении самого кандидата Кулиевой В.В., а также в отношении ее несовершеннолетней дочери К.

Выявленное в ходе судебного разбирательства расхождение между представленными Избирательной комиссией Забайкальского края подлинниками перечисленных справок и их копиями для приобщения к материалам дела в части отсутствия на копиях справок соответствующих зачеркиваний, имеющихся в подлинниках, правового значения для рассмотрения дела не имеет. Рассматривая и разрешая административное дело, суд, руководствуясь положениями статей 59-61, 70 КАС РФ, исследовал и оценил в качестве относимых и допустимых доказательств представленные Избирательной комиссией Забайкальского края подлинники материалов в отношении кандидата Кулиевой В.В.

Следует также отметить, что подлинники документов в отношении кандидата Кулиевой В.В. были представлены Избирательной комиссией Забайкальского края в суд совместно с копиями для суда и по числу лиц, участвующих в деле. При этом с подлинниками документов был ознакомлен представитель административного истца Давыдов А.В. непосредственно в день их поступления 4 августа 2021 года.

Таким образом, доводы административного истца о незаконности постановления Избирательной комиссии Забайкальского края от 18 июля 2021 года № 104/683-3 «О регистрации Кулиевой В.В. кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу «Забайкальский край – Даурский одномандатный избирательный округ № 44» своего подтверждения не нашли, в связи с чем основания для удовлетворения административного иска отсутствуют.

Кроме того, в силу пункта 6.1 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) не может быть отменено судом в связи с выявлением среди документов, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата (списка кандидатов), документов, не содержащих каких-либо сведений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом и (или) не отвечающих требованиям настоящего Федерального закона, иного закона к оформлению документов, либо в связи с отсутствием копий каких-либо документов, указанных в пункте 2.2 статьи 33 настоящего Федерального закона, если избирательная комиссия не известила кандидата, избирательное объединение о соответствующих нарушениях в соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 настоящего Федерального закона при условии, если эти нарушения являлись очевидными для избирательной комиссии и не были известны и не могли быть известны кандидату, избирательному объединению на момент представления документов в избирательную комиссию. Под очевидными нарушениями понимаются нарушения, выявление которых возможно без проведения проверки сведений, содержащихся в документах, представленных в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата (списка кандидатов).

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Григорьева Ю.И. о признании незаконным и отмене постановления Избирательной комиссии Забайкальского края от 18 июля 2021 года № 104/683-3 «О регистрации Кулиевой В.В. кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу «Забайкальский край – Даурский одномандатный избирательный округ № 44» отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение пяти дней со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы (апелляционного представления) в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Забайкальский краевой суд.

Судья О.Ч. Цыдендамбаева

Решение в окончательной форме изготовлено 5 августа 2021 года.