ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-157/2022 от 25.01.2022 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

Дело № 3а-157/2022 (3а-2056/2021)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 января 2022 года г. Оренбург

Оренбургский областной суд в составе:

председательствующего судьи Хакимовой О.В.,

при секретаре Толкачёвой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению публичного акционерного общества «Южно-Уральский никелевый комбинат» об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости,

установил:

ПАО «Комбинат Южуралникель» обратилось в суд с административным исковым заявлением, указав, что является арендатором земельных участков:

- с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для размещения промышленных объектов, расположенного по адресу: (адрес)

- с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для размещения иных объектов промышленности, расположенного по адресу: (адрес)

- с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под иными объектами специального назначения, расположенного по адресу: (адрес)

- с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для размещения иных объектов промышленности, расположенного по адресу: (адрес)

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером определена по состоянию на 1 января 2020 года и составляет 192 239 000,72 рублей, что значительно превышает его рыночную стоимость, определенную на эту же дату в размере 13 728 424 рубля.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером определена по состоянию на 1 января 2020 года и составляет 2 573 376 634,89 рубля, что значительно превышает его рыночную стоимость, определенную на эту же дату в размере 163 083 240 рублей.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером определена по состоянию на 1 января 2020 года и составляет 364 824 351,17 рубль, что значительно превышает его рыночную стоимость, определенную на эту же дату в размере 23 116 093 рубля.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером определена по состоянию на 1 января 2020 года и составляет 516 001 851,22 рубля, что значительно превышает его рыночную стоимость, определенную на эту же дату в размере 31 698 714 рублей.

Поскольку исчисление арендных платежей производится исходя из кадастровой стоимости земельных участков, то кадастровая стоимость объектов недвижимости в размере, превышающем их рыночную стоимость, нарушает права и обязанности административного истца, как арендатора указанных земельных участков.

Административный истец просит суд установить кадастровую стоимость объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2020 года равной их рыночной стоимости.

Определением судьи от 8 декабря 2021 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области.

Представитель административного истца ПАО «Комбинат Южуралникель», представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» в лице филиала по Оренбургской области, Правительства Оренбургской области, Государственного бюджетного учреждения «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области», Территориального управления Росимущества в Оренбургской области, Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, администрации г. Орска Оренбургской области, ООО «Авантаж», извещённые о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вынес определение о рассмотрении дела в отсутствие сторон и заинтересованных лиц, надлежащим образом извещенных о явке в суд, поскольку их явка не была признана судом обязательной.

Изучив материалы дела, принимая во внимание представленные отзывы, суд приходит к следующему.

Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка регулируются нормами статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 3 июля 2016 года №237 – ФЗ «О государственной кадастровой оценке» и относятся к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.

В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года №237 – ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации, или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (пункт 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года №237 – ФЗ «О государственной кадастровой оценке»).

Аналогичные положения содержатся в пункте 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Оренбургской области от 28 сентября 2017 года № 693-п «О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, расположенных на территории Оренбургской области» постановлением Правительства Оренбургской области от 15 октября 2020 года № 858-пп утверждены результаты определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов и земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Оренбургской области по состоянию на 1 января 2020 года.

Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости (статья 39.20 ЗК РФ, пункты 1 и 2 статьи 2, пункты 2, 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

Из материалов дела следует и установлено судом, что ПАО «Комбинат Южуралникель» на основании договоров аренды земельных участков № 730-ФА от 22 ноября 2011 года, № 719-ФА от 3 ноября 2011 года, № 734-ФА от 12 декабря 2011 года, № 731-ФА от 25 ноября 2011 года является арендатором земельных участков:

- с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для размещения промышленных объектов, расположенного по адресу: (адрес)

- с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для размещения иных объектов промышленности, расположенного по адресу: (адрес), категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под иными объектами специального назначения, расположенного по адресу: Оренбургская область, г. Орск, земельный участок расположен в северной части кадастрового квартала 56:43:0209002;

- с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для размещения иных объектов промышленности, расположенного по адресу: (адрес)

В соответствии с договорами аренды и приложенными к ним расчетами, арендная плата земельных участков рассчитывается исходя из их кадастровой стоимости.

Как следует из административного иска и приложенных к нему документов, целью подачи иска является снижение арендной платы земельных участков.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 15 сентября 2021 года кадастровая стоимость земельных участков определена по состоянию на 1 января 2020 года, утверждена постановлением Правительства Оренбургской области от 15 октября 2020 года № 858-пп и составляет 192 239 000,72 рублей ), 2 573 376 634,89 рубля (), 364 824 351,17 рубль (), 516 001 851,22 рубля ().

Заявленное в настоящем деле требование по существу имеет своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельных участков на их рыночную стоимость. При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельных участков и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

В подтверждение исковых требований административным истцом представлен отчет об оценке № 21/09-62.1 от 18 ноября 2021 года, выполненный ФИО5

Указанным отчетом рыночная стоимость земельных участков определена по состоянию на 1 января 2020 года в размере 13 728 424 рубля (), 163 083 240 рублей (), 23 116 093 рубля (), 31 698 714 рублей ().

При проведении оценки рыночной стоимости земельных участков оценщиком определен сегмент рынка, к которому принадлежат оцениваемые объекты, анализ основных факторов, влияющих на спрос, предложение и цены сопоставимых объектов с приведением интервалов значений этих факторов, дано описание процесса оценки объектов недвижимости. Расчет рыночной стоимости оцениваемых земельных участков реализован сравнительным подходом с применением метода сравнения продаж, обоснован отказ от применения других подходов.

Доводы заинтересованного лица о том, что оценку рыночной стоимости земельных участков в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 16 ноября 2021 года № 3214-р «О Перечне видов судебных экспертиз, проводимых исключительно государственными судебно-экспертными организациями» должны проводить лица, обладающие специальными знаниями в области оценочной деятельности и являющимися государственными судебными экспертами, являются не состоятельными.

Отчёт подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости земельных участков, принадлежащих истцу.

Оценщик руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе нормами Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.

Доказательств, опровергающих изложенные в отчете выводы об установлении рыночной стоимости земельных участков, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости объектов недвижимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено и судом не установлено. Ходатайств о назначении экспертизы не поступало.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного искового заявления.

В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Датой обращения административного истца с требованием об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной необходимо считать дату его обращения в суд – 6 декабря 2021 года.

Согласно пункту 5 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.

Таким образом, установление судом рыночной стоимости объекта недвижимости является основанием для органа регистрации права внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

Установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление публичного акционерного общества «Южно-Уральский никелевый комбинат» об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для размещения промышленных объектов, расположенного по адресу: (адрес), равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2020 года в размере 13 728 424 рубля до внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для размещения иных объектов промышленности, расположенного по адресу: (адрес) земельный участок расположен в западной части кадастрового квартала 56:43:0209005, равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2020 года в размере 163 083 240 рублей до внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под иными объектами специального назначения, расположенного по адресу: (адрес), земельный участок расположен в северной части кадастрового квартала 56:43:0209002, равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2020 года в размере 23 116 093 рубля до внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для размещения иных объектов промышленности, расположенного по адресу: (адрес), равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2020 года в размере 31 698 714 рублей до внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Решение суда является основанием для внесения в единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Оренбургский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Оренбургского

областного суда О.В. Хакимова

Полный текст решения изготовлен 31 января 2022 года.