ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1582/2021 от 01.03.2022 Московского областного суда (Московская область)

Дело № 3а-160/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Московская область

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Елизаровой М.Ю.,

при секретаре Александровой И.В.

с участием прокурора Московской областной прокуратуры Быхановой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Бизнес Корост» об оспаривании нормативного правового акта субъекта РФ,

установил:

Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 12.11.2020 № 15ВР-1503утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги «Установление соответствия вида разрешенного использования земельных участков классификатору видов разрешенного использования земельных участков».

Данный регламент опубликован на официальном сайте Министерства имущественных отношений Московской области http://mio.mosreg.ru, 13.11.2020,"Ежедневные Новости. Подмосковье", N3, 13.01.2021.

ООО «Бизнес Крост» (далее административный истец) будучи собственником земельного участка, расположенного по адресу: <данные изъяты>, площадью 1626 кв. метров, с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель земли промышленности энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, имеющего вид разрешенного использования под малоэтажное жилищное строительство обратился в Администрацию Пушкинского городского округа Московской области с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, однако, получил уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

В качестве причины несоответствия указано, что в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков утвержденного Приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412 на земельном участке с видом разрешенного использования под малоэтажное жилищное строительство не предусмотрено строительство объекта индивидуального жилищного строительства.

Поскольку в Классификаторе видов разрешенного использования земельных участков от 10.11.2020 такой вид разрешенного использования как малоэтажное жилищное строительство отсутствует, однако ранее существовал и был зарегистрировано, административный истец обратился в Администрацию Пушкинского городского округа Московской области за оказанием государственной услуги Установление соответствия вида разрешенного использования земельных участков классификатору видов разрешенного использования земельных участков для установления в отношении земельного участка вида разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства».

Решением от 11.11.2021 №Р001-1437588917-50630509 в предоставлении государственной услуги было отказано. В качестве причины отказа приведен пункт 13.2.12в соответствии Административного регламента предоставления государственной услуги, которым установлено, что наложение границ на земли, земельные участки государственного лесного фонда при отсутствии подтверждения применения к земельному участку процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" входит в исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, содержащихся в разделе 13 Административного регламента.

Административный истец находит указанную норму оспариваемого акта как принятую в нарушение требований п. 13 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» согласно которой по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка Классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным Классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.

Административный истец указывает, что поскольку ранее общество уже обращалось в Комитет лесного хозяйства Московской области за оказанием услуги. Однако ему было отказано по причине отсутствия на земельном участке объектов недвижимости, права на который зарегистрированы. Таким образом, общество находится в безвыходной ситуации и просит восстановлять нарушение право путем признания пункт 13.2.12в соответствии Административного регламента предоставления государственной услуги недействующим, как принятым в нарушение законодательства имеющего большую юридическую силу.

В судебном заседании представитель административного истца поддержал заявленные требования. Представитель пояснил, что отказы в предоставлении государственных услуг общество не оспаривало. Оспариваемое основание для отказа полагает, противоречит п.13 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ возлагающего безусловную обязанность на органы принятию решения по приведению видом разрешенного использования в соответствие с классификатором.

Представитель Министерства имущественных отношений Московской области в судебном заседании возражал против заявленных требований, указав, что регламент принят в соответствии с требованиями и положениями федерального законодательства, требованиям по порядку его принятия и публикации.

Представитель Комитета лесного хозяйства Московской области в судебном заседании возражала относительно требований, указал, что оспариваемый пункт Административного регламента имеет меньшую юридическую значимость, в сравнении с Федеральным законом №280-ФЗ от 29.07.2017 не нарушает законных прав и интересов общества, внесение оспариваемым положением на административного истца дополнительных, не предусмотренных законом требований, основана на неправильном толковании закона.

Администрация Пушкинского городского округа Московской области в суд представителя не направила, отношение по делу не представила.

Суд, заслушав участвующих в деле представителей сторон, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, заслушав заключение прокурора Московской областной прокуратуры Быхановой Е.В., полагавшего, что основания для признания в оспариваемой части нормативного правового акта недействующим не имеется, приходит к следующему выводу.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.

Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Как установлено судом, ООО «Бизнес Крост» является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <данные изъяты> площадью 1626 кв. метров, с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель земли промышленности энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, имеющего вид разрешенного использования под малоэтажное жилищное строительство.

В соответствии с действующим Административным регламентом предоставления государственной услуги «Установление соответствия вида разрешенного использования земельных участков классификатору видов разрешенного использования земельных участков», утвержденным распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области №15ВР-1503 от 12.11.2020 административный истец обратился в Администрацию Пушкинского городского округа Московской области за установлением для земельного участка вида разрешенного использования -для индивидуального жилищного строительства.

Решением от 11.11.2021 №Р001-1437588917-50630509 в предоставлении государственной услуги было отказано по пункту 13.2.12 Административного регламента предоставления государственной услуги по причине наложения границ земельного участка административного истца на земельные участки государственного лесного фонда при отсутствии подтверждения применения к земельному участку процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель".

Таким образом, административный истец является субъектом правоотношений возникших в рамках оспариваемого нормативного правового акта, данный акт в опарываемой части применен к обществу с ограниченной ответственностью «Бизнес Крост».

Относительно доводов административного истца о несоответствии оспариваемого положения нормативного правового акта нормам законодательства, имеющим большую юридическую силу суд, учитывает следующее.

Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 12.11.2020 № 15ВР-1503утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги «Установление соответствия вида разрешенного использования земельных участков классификатору видов разрешенного использования земельных участков».

Данный регламент опубликован на официальном сайте и действует с 12.11.2020.

Административный регламент принят в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», постановлением Правительства Московской области от 25.04.2011 № 365/15 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг центральными исполнительными органами государственной власти Московской области, государственными органами Московской области», Законом Московской области № 106/2014-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области», Законом Московской области № 222/2019-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений», Положением о Министерстве имущественных отношений Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 29.10.2007 № 842/27 «Об утверждении Положения о Министерстве имущественных отношений Московской области».

Раздел 13 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги.

Так, одно из оснований для отказа в предоставлении государственной услуги установлено п. 13.2.12 – наложение границ на земли, земельные участки государственного лесного фонда при отсутствии подтверждения применения к земельному участку процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель».

Доводы административного истца о противоречии оспариваемого пункта Административного регламента положениям п. 13 ст. 34 Федерального закона № 171-ФЗ, суд находит основанными на неверном толковании действующего законодательства.

Применительно к рассматриваемому делу судом установлено, что часть земельного участка, принадлежащего административному истцу, имеет наложение на территории лесного фонда, подконтрольные Московскому-учебно-опытному филиалу ГКУ МО «Мособллес».

В силу статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс РФ) лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Согласно статье 3 Лесного кодекса РФ лесное законодательство регулирует лесные отношения. Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом, другими федеральными законами.

Для имущественных отношений в силу статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 3 Лесного кодекса сохраняется приоритет за специальными федеральными законами по использованию конкретных природных ресурсов.

Пунктом 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на 7 категорий, в том числе на земли населенных пунктов (подп. 2).

Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования. В отношении земельного участка в соответствии с федеральным законом могут быть установлены один или несколько основных, условно разрешенных или вспомогательных видов разрешенного использования. Любой основной или вспомогательный вид разрешенного использования из предусмотренных градостроительным зонированием территорий выбирается правообладателем земельного участка самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования (п.2 ст.7 ЗК РФ).

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений

Приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков.

В силу п. 11 ст. 34 Федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 171-ФЗ разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.

Согласно пункту 12 приведенного выше Закона, до 1 января 2021 года орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется.

В соответствии с пунктом 13 Закона по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов, на которых основываются данный кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства, является принцип, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и виду разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Статьей 58 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что порядок использования земель населенных пунктов осуществляется в соответствии с зонированием их территорий.

Градостроительное зонирование территории регламентируется ГрК РФ, в п. 7 ст. 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Согласно ст. 30 ГрК РФ границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки, наряду с прочим, включают в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.

В силу ч. 6 ст. 36 ГрК РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития.

В соответствии с ч.ч. 3, 5 ст. 37 ГрК РФ в случае расположения земельного участка на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, изменение одного вида разрешенного использования на другой вид такого использования осуществляется на основании решения, принимаемого в соответствии с федеральными законами.

Анализ приведенных выше положений свидетельствует о том, что градостроительный регламент для земельных участков, отнесенных к землям лесного фонда, не разрабатывается. При этом вид разрешенного использования земельного участка привести в соответствие с классификатором возможно только в пределах тех видов, которые предусмотрены градостроительным регламентом той или иной территориальной зоны, установленной Правилами землепользования и застройки.

Федеральным законом от 29.07.2017 №280-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель.

В силу части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее - закон № 172-ФЗ) случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.

В силу пункта 2 части 6 статьи 14 закона №172-ФЗ положения части 3 этой статьи не распространяются на земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности или земли иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы.

Земельный участок административного истца включен по документам территориального планирования в границы населенных пунктов, имеет категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности или земли иного специального назначения, однако строения на земельном участке отсутствуют.

В свою очередь, отнесение данного земельного участка к землям промышленности с расположением его частично на территории земель лесного фонда, и в отсутствие применения к земельному участку процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», имеющего большую юридическую силу по отношению к оспариваемому положению нормативного правового акта административный истец фактически просит не привести вид разрешенного использования его в соответствие с классификатором, а изменить.

Учитывая, что не установлено противоречий Административного регламента в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также нарушений прав и законных интересов административного истца, суд не усматривает оснований для удовлетворения административного искового заявления.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.177-178, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,

РЕШИЛ:

в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Бизнес Крост» о признании недействующим п. 13.2.12 Административного регламента предоставления государственной услуги «Установление соответствия вида разрешенного использования земельных участков классификатору видов разрешенного использования земельных участков», утвержденного Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 12.11.2020 № 15ВР-1503 - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято 05.03.2022.

Судья М.Ю. Елизарова