УИД 76 OS 0000-01-2020-000110-92
Дело № 3а-158\20
Принято в окончательной форме 15.07.20г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ярославль 06 июля 2020г.
Ярославский областной суд в составе:
председательствующего судьи Преснова В.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Колюховой М.А.,
с участием прокурора Лебедева А.Н., представителя административного ответчика Муниципального Совета Ярославского муниципального района Ярославской области по доверенности Килипченко О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Амбразевича Василия Святославовича к муниципальному Совету Ярославского муниципального района Ярославской области о признании недействующим в части нормативного правового акта,
Установил:
Решением Муниципального Совета Ярославского муниципального района Ярославской области от 24 декабря 2015г. № 86 «О порядке расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся на территории Ярославского муниципального района» утверждены ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ярославского муниципального района (пункт 2 решения).
Согласно пункту 4 решения коэффициенты функционального использования в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Ярославского муниципального района, подлежащие установлению органом местного самоуправления Ярославского муниципального района согласно пункту 2.3 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ярославской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Ярославской области, предоставленные в аренду без торгов, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 24.12.2008 N 710-п, соответствуют ставкам арендной платы, установленным в пункте 2 настоящего решения.
В пункте 3 Приложения к указанному решению Муниципального Совета Ярославского муниципального района установлены ставки арендной платы за земельные участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки; ведения личного подсобного хозяйства в размере 0,314%.
Решениями Муниципального Совета Ярославского муниципального района от 27.06.2017г. № 50 и от 22.02.2018г. № 10 ставки арендной платы проиндексированы.
Решением Муниципального Совета Ярославского муниципального района от 25.10.2018г. № 77 внесены изменения в решение Муниципального Совета Ярославского муниципального района от 24 декабря 2015г. № 86, в соответствии с которыми ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ярославского муниципального района, квалифицированы как коэффициенты функционального использования, которые применяются для исчисления годовой арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности района, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.
Решением Муниципального Совета Ярославского муниципального района от 05 марта 2019г. № 9 внесены изменения в решение Муниципального Совета Ярославского муниципального района от 24 декабря 2015г.. № 86: согласно пункту 3 Приложения 2 в отношении земельных участков, предназначенных для размещения домов индивидуальной жилой застройки; ведения личного подсобного хозяйства, с 01 января 2019г. установлен новый коэффициент функционального использования в размере 1,564%.
Решение Муниципального Совета Ярославского муниципального района Ярославской области от 24 декабря 2015г. № 86 и решения о внесении изменений от 27.06.2017г. № 50, 22.02.2018г. № 10, 25.10.2018г. № 77, 05 марта 2019г. № 9 опубликованы в средстве массовой информации:
решение от 24 декабря 2015г. № 86 опубликовано в приложении к газете «Ярославский агрокурьер» № 51 от 30.12.2015г.,
решение от 27 июня 2017г. № 50 опубликовано в приложении к газете «Ярославский агрокурьер» N 25 от 29.06.2017г.,
решение от 22 февраля 2018г. № 10 опубликовано в приложении к газете «Ярославский агрокурьер» N 8 от 01.03.2018г.,
решение от 25 октября 2018г. № 77 опубликовано в приложении к газете «Ярославский агрокурьер» N 42 от 01. 11.2018г.,
решение от 05 марта 2019г. № 9 опубликовано в приложении к газете «Ярославский агрокурьер» N 8 от 07.03.2019г.
В административном исковом заявлении Амбразевич В.С. просит признать недействующим со дня принятия пункт 3 Приложения 2 к решению Муниципального Совета Ярославского муниципального района Ярославской области от 24.12.2015г. № 86 «О порядке расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся на территории Ярославского муниципального района Ярославской области» в редакции решения Муниципального Совета Ярославского муниципального района Ярославской области от 05 марта 2019г. № 9, возместить судебные расходы, связанные с уплатой госпошлины.
Административные исковые требования мотивированы тем, что Амбразевич В.С. является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. Расчет арендной платы производится с применением установленного представительным органом местного самоуправления Ярославского муниципального района коэффициента функционального использования земельного участка, предоставленного для ведения личного подсобного хозяйства. Ссылаясь на нормы земельного, гражданского законодательства, указывает, что в оспариваемой части нормативный правовой акт противоречит нормам права, имеющим большую юридическую силу, поскольку установленный коэффициент функционального использования противоречит основным принципам определения арендной платы – принципам экономической обоснованности и предсказуемости расчета. Полагает, что произвольное увеличение коэффициента не подтверждено расчетами.
В судебном заседании административный истец, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, участия не принимал, ходатайство об отложении рассмотрения дела по уважительной причине не представил. В предыдущем судебном заседании, состоявшемся 03 июня 2020г. Амбразевич В.С. административные исковые требования поддержал.
Представитель административного ответчика Муниципального Совета Ярославского муниципального района по доверенности Килипченко О.Ю. административные исковые требования не признал, сославшись на законность и обоснованность оспариваемого нормативного правового акта, наличие экономической обоснованности установленного коэффициента функционального использования.
Заинтересованные лица администрация Ярославского муниципального района Ярославской области и Муниципальное казенное учреждение «Центр земельных ресурсов Ярославского муниципального района», извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили.
От Муниципального казенного учреждения «Центр земельных ресурсов Ярославского муниципального района» поступило письменное объяснение, в котором изложены возражения относительно административных исковых требований. В обоснование возражений учреждение указывает на то, что до принятия оспариваемых положений нормативного правового акта по заданию органа местного самоуправления специализированной организацией ЗАО «Ярославский центр недвижимости» составлен отчет определения рыночных коэффициентов функционального использования, в том числе, в отношении земельных участков, предназначенных для размещения домов индивидуальной жилой застройки, ведения личного подсобного хозяйства. Оценщиком приведено экономическое обоснование размера коэффициента функционального использования земельного участка.
Прокурором Лебедевым А.Н. дано заключение о наличии оснований для удовлетворения административного иска.
Оценив доводы лиц, участвующих в деле, и представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
Амбразевич В.С. является арендатором земельного участка с кадастровым номером 76:17:030701:182, расположенного по адресу: <адрес>. Расчет арендной платы производится с применением установленного представительным органом местного самоуправления Ярославского муниципального района коэффициента функционального использования земельного участка, предоставленного для ведения личного подсобного хозяйства.
Данные обстоятельства подтверждаются договором аренды земельного участка № 239 от 29 августа 2017г. и расчетами арендной платы.
Таким образом, в отношении Амбразевича В.С. применены оспариваемые положения оспариваемого нормативного правового акта, в связи с чем он имеет право на обращение с административным иском в суд о признании указанных положений недействующими.
В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Нормативные правовые акты публичных образований, устанавливающие ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, включая участки, государственная собственной на которые не разграничена, либо устанавливающие методики и формулы расчета арендной платы за эти участки или отдельные элементы (величины, коэффициенты и т.п.) таких методик и формул, в соответствия со статьей 13 Гражданского кодекса РФ и правилами главы 21 КАС РФ, могут оспариваться в судебном порядке.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из оснований предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, является договор аренды.
В соответствии со статьей 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:
1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ярославской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, на территории Ярославской области установлен постановлением Правительства Ярославской области от 24.12.2008 года N 710-п.
На момент принятия оспариваемых положений нормативного правового акта постановление Правительства Ярославской области от 24.12.2008 № 710-п действовало в редакции, согласно которой на основании пунктов 2.2 и 2.3 Постановления № 710-п размер годовой арендной платы за использование земельного участка, за исключением случаев, установленных пунктами 2.2<1>, 2.6, 2.6<1> - 2.6<4> раздела 2 настоящего Порядка, рассчитывался по формуле:
Ави = УПКСЗви x S x К,
где:
Ави - величина годовой арендной платы по виду использования (руб.);
УПКСЗви - удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка в границах кадастрового квартала с учетом разрешенного использования (руб./кв. м), определяемый в соответствии с постановлениями Правительства области об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель;
S - площадь земельного участка (кв. м);
К - коэффициент функционального использования, определяемый на основании вида экономической деятельности арендатора и социальной значимости для развития муниципального района (городского округа) (%).
Коэффициенты функционального использования в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципальных районов и городских округов области, устанавливались органом местного самоуправления соответствующего муниципального района или городского округа, за исключением коэффициентов функционального использования в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории городского округа города Ярославля, предоставленных в целях капитального строительства (за исключением жилищного строительства).
При расчете арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ярославской области, применялись коэффициенты функционального использования, утвержденные органом местного самоуправления соответствующего муниципального района или городского округа области, за исключением земельных участков, находящихся в собственности Ярославской области, расположенных на территории городского округа города Ярославля, и земельных участков, находящихся в собственности Ярославской области, предоставленных для размещения и эксплуатации аэропортов.
Таким образом, определение размера коэффициента функционального использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также находящихся в муниципальной собственности относится к компетенции органов местного самоуправления.
В соответствии с Уставом Ярославского муниципального района Ярославской области Муниципальный Совет Ярославского муниципального района является представительным органом местного самоуправления района.
Муниципальный Совет Ярославского муниципального района по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Ярославской области, Уставом района, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального района (пункт 11 статьи 19 Устава).
Глава Ярославского муниципального района подписывает и обнародует нормативные правовые акты, принятые Муниципальным Советом Ярославского муниципального района. На основании указанных положений Устава Ярославского муниципального района Ярославской области и установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение было принято уполномоченным органом местного самоуправления, в пределах предоставленных ему полномочий нормативными актами, имеющими большую юридическую силу, порядок принятия решения соблюден.
Однако при принятии оспариваемых положений нормативного правового акта представительным органом местного самоуправления был нарушен принцип экономической обоснованности, установленный Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации". В соответствии с указанным принципом арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
В период принятия оспариваемых положений решения Муниципального Совета Ярославского муниципального района от 05.03.2019г. № 9 порядок определения арендной платы земельных участков на территории Ярославской области определялся постановлением Правительства Ярославской области от 24 декабря 2008г. № 710-п "Об установлении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ярославской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Ярославской области, предоставленные в аренду без торгов" в редакции от 03.02.2017г.
Пункт 2.2 Порядка определения арендной платы земли на территории Ярославской области предусматривал определение коэффициента функционального использования на основании вида экономической деятельности арендатора и социальной значимости для развития муниципального района (городского округа).
Из представленных доказательств следует, что представительный орган местного самоуправления при определении оспариваемого коэффициента функционального использования не использовал критерии, предусмотренные п. 2.2 Порядка определения арендной платы земельных участков на территории Ярославской области (в ред. от 03.02.2017г.), ограничившись определением рыночного коэффициента в отношении земельных участков по видам разрешенного использования.
Основой для принятия решения Муниципального Совета Ярославского муниципального района Ярославской области от 05 марта 2019г. № 9 послужил отчет ЗАО «Ярославский центр недвижимости» № 19216-ОЗ об определении рыночных коэффициентов функционального использования в отношении земельных участков, расположенных на территории Ярославского муниципального района, государственная собственность на которые не разграничена, применяемых для расчета арендной платы по видам разрешенного использования.
Согласно отчету ЗАО «Ярославский центр недвижимости» № 18216-ОЗ коэффициент функционального использования определен как отношение рыночной стоимости арендной платы к кадастровой стоимости земельного участка.
Автор отчета исходил из того, что экономический смысл коэффициентов функционального использования представляет собой определение рыночной стоимости арендной платы земельных участков от их кадастровой стоимости.
Таким образом, определенный в отчете коэффициент учитывает исключительно экономические показатели, вследствие чего является рыночным, что не соответствует положения п. 2.2 Порядка определения арендной платы земельных участков на территории Ярославской области (в ред. от 03.02.2017г.).
Правовые критерии определения коэффициента, предусмотренные п.2.2 Порядка определения арендной платы за земельные участки на территории Ярославской области, не были учтены автором отчета.
Из анализа данного отчета следует, что при его составлении не использовался Порядок определения арендной платы земельных участков на территории Ярославской области, не учитывалось понятие коэффициента функционального использования, сформулированного в п. 2.2 указанного Порядка.
В отчете приведен анализ тенденции социально-экономического развития Российской Федерации и Ярославской области, охарактеризован сегмент рынка объекта оценки. Однако какие либо выводы о социальной значимости экономической деятельности арендаторов для развития муниципального района не приведены и при определении коэффициента функционального использования данный критерий не был использован.
Доказательства того, что социальный критерий учитывался органом местного самоуправления при принятии оспариваемого акта, не представлены.
Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 11 мая 2004 г. N 209-О выражена правовая позиция в отношении земельного налога, имеющего схожую правовую природу с арендной платой в силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, где указано, что плата за землю определяется не произвольно, а на основе анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка. Судебные органы, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий, должны выявлять, проводились ли при принятии нормативного правового акта анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков (осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки платы за землю на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков).
Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
Таким образом, экономическая обоснованность размера арендной платы предполагает учет не только объема планируемых поступлений в бюджет от сдачи имущества в аренду, но и анализ и оценку экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка, а также оценку статуса арендатора, что обусловлено необходимостью соблюдения принципа необоснованных предпочтений и поддержки социально значимых видов деятельности.
Доказательств того, что уровень доходности предоставленного в аренду административному истцу земельного участка изменился, что позволило повысить размер коэффициента функционального использования и при этом соблюсти экономически справедливый баланс интересов арендодателя и арендатора, административным ответчиком в материалы дела не представлено.
В представленном отчете отсутствует анализ и оценка природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земель Ярославского муниципального района Ярославской области.
В связи с этим данный отчет не может служить доказательством, подтверждающим обоснованность установленного размера коэффициента функционального использования для земель, переданных в аренду для размещения объектов торговли.
Другие доказательства, подтверждающие обоснованность размера коэффициента, административным ответчиком не представлено.
В силу вышеизложенного, суд приходит к выводу, что введение рассматриваемого значения коэффициента функционального использования земельного участка без учета обязательных критериев, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ярославской области, свидетельствует о нарушении органом местного самоуправления норм права, имеющего большую юридическую силу.
По указанным основаниям решение в оспариваемой части не соответствует абзацу второму Основных принципов, утвержденных постановлением № 582, а также пункту 2.2 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области № 710 – п (в редакции, действовавшей в период принятия оспариваемого решения), и в связи с этим подлежит признанию недействующим.
В настоящее время решение Муниципального Совета Ярославского муниципального района Ярославской области от 24.12.2015г. № 86 «О порядке расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся на территории Ярославского муниципального района Ярославской области» в редакции решения Муниципального Совета Ярославского муниципального района Ярославской области от 05 марта 2019г. № 9 признано утратившим силу (пункт 4 решения муниципального Совета Ярославского муниципального района от 30.04.2020 N 32).
Признание утратившим силу оспариваемого нормативного правового акта не является основанием для отказа в удовлетворении административного иска, а также для прекращения производства по делу.
По общему правилу, установленному Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, нормативный правовой акт может быть оспорен заинтересованным лицом только в случае, если на момент обращения в суд он нарушает или может нарушить либо иным образом затронуть права, свободы и законные интересы заявителя (пункт 3 части 1 статьи 128, статья 208, пункты 4 и 5 части 2 статьи 209 названного кодекса).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 27 октября 2015 года N 2473-О и в Постановлении от 11 апреля 2000 года N 6-П, проверка судом общей юрисдикции в порядке абстрактного нормоконтроля законности нормативных правовых актов, утративших силу к моменту обращения заинтересованного лица в суд, и признание их недействующими недопустима вне связи с защитой каких-либо субъективных прав заявителя.
Утрата нормативным правовым актом юридической силы не является препятствием для реализации закрепленного в части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации права на судебную защиту.
В данном случае основным фактором, определяющим потребность в судебной защите, является не момент утраты правовой силы нормативного правового акта, а доказанность факта сохранения свойств нормативности у формально прекратившего свое действие нормативного правового акта и факта нарушения таким актом прав, свобод и законных интересов заявителя.
Возможность оспорить утративший силу нормативный правовой акт сохраняется до тех пор, пока он непосредственно затрагивает права и законные интересы заинтересованного лица.
Нормативный правовой акт в оспоренной части применен к административному истцу, непосредственно связан с расчетом и уплатой арендной платы, а также правом административного истца на перерасчет арендной платы. Согласно расчету арендной платы от 13.05.2020г. арендная плата за период с 01.01.2020г. по 17.04.2020г. рассчитана с использованием коэффициента функционального использования в размере 1,564%, то есть в размере, определенном решением муниципального Совета Ярославской области в редакции от 05.03.2020г. № 9, Тем самым, признанный утратившим силу нормативный правовой акт сохраняет свою нормативность.
Определяя момент, с которого подлежит признанию недействующим оспоренное положение нормативного правого акта, суд принимает во внимание положения статьей 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также разъяснения, приведенные в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" (пункт 38), и полагает, что нормативный акт в оспариваемой его части подлежит признанию недействующим с момента вступления решения суда в законную силу, так как до вынесения настоящего решения этот нормативный акт неоднократно применялся и на основании этого акта были реализованы права как органа местного самоуправления, так и плательщиков арендной платы.
Расходы по оплате госпошлины подлежат взысканию в пользу административного истца с административного ответчика на основании ст. 111 КАС РФ.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Амбразевича В.С. удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 3 Приложения 2 к решению Муниципального Совета Ярославского муниципального района Ярославской области от 24.12.2015г. № 86 «О порядке расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся на территории Ярославского муниципального района Ярославской области» в редакции решения Муниципального Совета Ярославского муниципального района Ярославской области от 05 марта 2019г. № 9.
Возложить на Муниципальный Совет Ярославского муниципального района Ярославской области обязанность опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт.
Взыскать с Муниципального Совета Ярославского муниципального района Ярославской области в пользу Амбразевича Василия Святославовича в возмещение расходов по оплате госпошлины 300 руб.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в окончательной форме в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ярославский областной суд.
Судья Ярославского областного суда: В.С. Преснов