ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-158/20 от 26.06.2020 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Дело № 3а-158/2020

УИД 21OS0000-01-2020-000061-62

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 июня 2020 года г. Чебоксары

Верховный Суд Чувашской Республики в составе

председательствующего судьи Иванова П.Д.,

при секретаре судебного заседания Александрове П.А.,

с участием:

представителя административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики ФИО2, представителя заинтересованного лица администрации г. Чебоксары ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению Акционерного общества «Автотранспортное предприятие № 2» к Кабинету Министров Чувашской Республики, Министерству экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, Бюджетному учреждению Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости,

установил:

Акционерное общество «Автотранспортное предприятие» № 2» (далее также АО «АТП №2») обратилось в Верховный Суд Чувашской Республики с административным исковым заявлением об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 21:<данные изъяты>:16, расположенного по адресу: <адрес>.

В обоснование требований указано, что АО «АТП № 2» на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 21:<данные изъяты>:16, площадью 70907 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. По данным выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 21:<данные изъяты>:16 по состоянию на 1 января 2019 года установлена в размере 45549238,66 руб. Рыночная стоимость земельного участка, согласно отчету № 156-04/2020, выполненному ООО «Агентство оценки собственности», на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, составляет 34967787 руб. Таким образом, установленная кадастровая стоимость указанного земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, что нарушает права и законные интересы административного истца, так как ведет к необоснованному увеличению земельного налога, исчисляемого от кадастровой стоимости.

Ссылаясь на статью 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», положив в основу отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 21:<данные изъяты>:16, административный истец просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 21:<данные изъяты>:16 по состоянию на 1 января 2019 года равной его рыночной стоимости в размере 34967787 руб.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 просил удовлетворить административные исковые требования.

Представитель административного ответчика Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики ФИО2, представитель заинтересованного лица администрации г. Чебоксары ФИО3 в судебном заседании удовлетворение исковых требований административного истца АО «АТП № 2» оставили на усмотрение суда, указав об отсутствии у них замечаний к представленному административным истцом отчету.

Административные ответчики Кабинет Министров Чувашской Республики, Бюджетное учреждение «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике», извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике» представили заявление о рассмотрении дела без участия их представителя.

Выслушав объяснения участников процесса, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу п. 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Пунктом 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Согласно части 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

В силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии с ч. 1 ст. 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Согласно со ст. 388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Административный истец АО «АТП № 2» является собственником земельного участка с кадастровым номером 21:<данные изъяты>:16, площадью 70907+/-93 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости № 21-21-01/212/2011-389 от 9 ноября 2011 года (л.д. 6-18).

Поскольку АО «АТП № 2» является собственником земельного участка, и размер земельного налога зависит от кадастровой стоимости участка, следует признать, что результаты кадастровой оценки затрагивают его права и обязанности, в связи с чем административный истец имеет право на обращение в суд с заявленным исковым требованием.

В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Административным истцом в обоснование заявленных требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 21:<данные изъяты>:16 в размере рыночной стоимости представлен отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка от 21 апреля 2020 года № 156-04/2020, изготовленный ООО «Агентство оценки собственности», согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 21:<данные изъяты>:16, площадью 70907 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 1 января 2019 года составляет 34967787 руб.

Как видно из представленного отчета, определение рыночной стоимости земельного участка произведено в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральным стандартом оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки» (ФСО № 1), утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 20 мая 2015 года № 297, Федеральным стандартом оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО № 2), утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 20 мая 2015 года № 298, Федеральным стандартом оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3), утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 20 мая 2015 года № 299, Федеральным стандартом оценки «Определение кадастровой стоимости» (ФСО № 4), утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 22 октября 2010 года № 508 с изменениями, внесенными приказом № 388 от 22 июня 2015 года, Федеральным стандартом оценки «Оценка недвижимости» (ФСО № 7), утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 25 сентября 2014 года № 611, Свода стандартов и правил РОО 2015 (ССО РОО 2015).

Выводы, изложенные в отчете, мотивированы, соответствуют предмету исследования, оценка производилась в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральными стандартами оценки. Рыночная стоимость объектов недвижимости определена оценщиком сравнительным подходом.

В отчете проанализированы необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки, приведена информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимся при определении стоимости. Определяя рыночную стоимость объекта недвижимости, оценщик использовал сравнительный подход, при этом в отчете также приведено обоснование методов оценки в рамках указанного подхода. Вполне понятна последовательность определения стоимости объекта оценки, а также приведенные расчеты, что позволяет понять логику процесса определения стоимости и соответствие выбранного оценщиком метода оценки, определяемому виду стоимости (рыночной) и предполагаемому использованию результатов оценки. В отчете присутствуют ссылки на источники используемой информации, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, приложены копии материалов и распечаток.

Указанный отчет неясностей не содержит, оснований сомневаться в обоснованности и правильности данного отчета не имеется.

Согласно положениям Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)» массовая оценка недвижимости – это определение стоимости при группировании объектов оценки, имеющих схожие характеристики, в рамках которого используются математические и иные методы моделирования стоимости на основе подходов к оценке. Обязательным элементом массовой оценки является группировка, классификация объектов недвижимости, то есть разделение рассматриваемой совокупности объектов на однородные группы.

В отличие от работ по массовой оценке, при проведении индивидуальной оценки оценщик выявляет отличительные особенности объекта оценки, влияющие на формирование стоимости, поэтому кадастровая и рыночная стоимости могут не совпадать. С указанным обстоятельством и связано право заинтересованных лиц по установлению кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

Доказательств недостоверности величины рыночной стоимости земельного участка, занижения их рыночной стоимости или несоответствие представленного административным истцом отчета требованиям закона, установленных в соответствии с действующим законодательством или в судебном порядке как административными ответчиками, так и заинтересованными лицами не представлено.

Исходя из изложенного, суд находит административное исковое заявление АО «АТП № 2» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной подлежащим удовлетворению и определяет кадастровую земельного участка в соответствии с отчетом об оценке рыночной стоимости земельного участка от 21 апреля 2020 года № 156-04/2020, изготовленным ООО «Агентство оценки собственности», согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 21:<данные изъяты>:16, площадью 70907 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 1 января 2019 года составляет в размере 34967787 руб.

Датой обращения АО «АТП № 2» в суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости является 8 мая 2020 года.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 21<данные изъяты>:16, площадью 70907 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 1 января 2019 года равной его рыночной стоимости в размере 34967787 (тридцать четыре миллиона девятьсот шестьдесят семь тысяч семьсот восемьдесят семь) руб.

Датой обращения Акционерного общества «Автотранспортное предприятие № 2» в суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости считать 8 мая 2020 года.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы через Верховный Суд Чувашской Республики.

Судья П.Д. Иванов

Мотивированное решение составлено 9 июля 2020 года.