ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-158/2021 от 20.09.2021 Орловского областного суда (Орловская область)

дело № 3а-158/2021

Решение

Именем Российской Федерации

20 сентября 2021 года город Орёл

Орловский областной суд в составе:

председательствующего судьи Георгиновой Н.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Лобовой С.С.,

с участием прокурора Корнеева А.Э.,

представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика Правительства Орловской области ФИО7, представителя заинтересованного лица на стороне административного ответчика Департамента жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области ФИО5, действующих на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении областного суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Правительству Орловской области о признании частично не действующим пункта 3 Приложения 2 к постановлению Правительства Орловской области от 4 февраля 2010 года № 34 «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов и ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, и Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны на территории Орловской области»,

установил:

постановлением Правительства Орловской области от 4 февраля 2010 года № 34 «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов и ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, и Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны на территории Орловской области» (далее - постановление Правительства Орловской области от 4 февраля 2010 года № 34) утверждены:

- Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов и ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на территории Орловской области согласно приложению 1 (пункт 1 постановления);

- Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны на территории Орловской области согласно приложению 2 (пункт 2 постановления, далее - Порядок согласно приложению 2);

- на Департамент жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области возложена обязанность представлять ежеквартально: отчет о расходовании субвенций с указанием количества граждан, которым предоставлены меры социальной поддержки по обеспечению жильем, и категории получателей мер социальной поддержки до 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (пункт 3 постановления).

Порядок согласно приложению 2 определяет форму и условия субсидирования и предоставления жилых помещений отдельным категориям граждан за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» и постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 года № 614 «Об утверждении Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов».

Настоящий Порядок обязателен для исполнения органами исполнительной власти Орловской области, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, участвующими в реализации мероприятий по улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан, за счет выделенных бюджетных средств, а также гражданам, которым жилье предоставляется в соответствии с настоящим Порядком в Российской Федерации (пункт 1 Порядка согласно приложению 2).

Настоящий Порядок распространяется на следующие категории граждан:

-инвалиды Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий;

-участники Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период, нуждающиеся в улучшении жилищных условий;

-лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств, нуждающиеся в улучшении жилищных условий;

-лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда» и знаком «Житель осажденного Севастополя», нуждающиеся в улучшении жилищных условий;

-члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз (пункт 2 Порядка согласно приложению 2).

Мера социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляется гражданам, указанным в пункте 2 настоящего Порядка, в форме единовременной денежной выплаты (далее - социальная выплата) на приобретение жилых помещений, а также на участие в долевом строительстве многоквартирных домов по договору долевого участия, заключенного в соответствии с требованиями Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Предоставление жилых помещений гражданам, указанным в пункте 2 настоящего Порядка, осуществляется по договору социального найма либо в собственность в порядке, установленном действующим законодательством. По письменному заявлению гражданам может быть предоставлено жилое помещение площадью, превышающей социальную норму, в случае, если разница оплачивается за счет собственных средств граждан при приобретении жилья в собственность, либо за счет средств местного бюджета - по договору социального найма (пункт 3 Порядка в редакции постановления Правительства Орловской области от 10 марта 2011 года № 75).

ФИО2, являющийся участником Великой Отечественной войны, признанный нуждающимся в улучшении жилищных условий, но не реализовавший на момент обращения в суд право на обеспечение жильем ввиду несогласия с формой предоставления меры социальной поддержки, предусмотренной Порядком согласно приложению 2, обратился в Орловский областной суд с административным иском, уточненным в процессе судебного разбирательства, о признании недействующим со дня принятия пункта 3 Порядка согласно приложению 2 к постановлению Правительства Орловской области от 4 февраля 2010 года № 34, в части слов: «Мера социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляется гражданам, указанным в пункте 2 настоящего Порядка, в форме единовременной денежной выплаты», ссылаясь на его противоречие федеральному законодательству, предусматривающему для данной категории граждан обеспечение жильем путем его предоставления в натуральной форме.

ФИО2 указывал, что оспариваемое положение применено к нему при вынесении в 2021 году судебного решения по административному делу № 2а-448/2021 по его административному иску к администрации города Орла, Департаменту жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области о признании бездействия незаконным, обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и предоставить жилое помещение в собственность.

По мнению административного истца, форма предоставления меры социальной поддержки исключительно в виде единовременной денежной выплаты, размер которой не учитывает актуальную рыночную стоимость жилья, необоснованно ограничивает его право на обеспечение жилым помещением. Между тем, Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов», не содержат таких ограничений.

Определением суда от 23 августа 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц на стороне административного ответчика привлечены администрация города Орла и Департамент жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Орловской области (далее - Департамент).

Административный истец, представитель заинтересованного лица администрации города Орла, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем, судом на основании части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) постановлено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 поддержал уточненные требования, ссылаясь на противоречие оспариваемого положения законодательству, имеющему большую юридическую силу, и нарушение прав административного истца на обеспечение жильем путем предоставления в собственность жилого помещения.

Представитель административного ответчика Правительства Орловской области ФИО7 возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Правительства Орловской области, официально опубликован и введен в действие в соответствии с законом, не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, относящему определение формы предоставления меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем к компетенции субъекта Российской Федерации, и не нарушает права административного истца, в отношении которого Правительством Орловской области издано распоряжение от 10 сентября 2021 года о включении в реестр по перечислению социальной выплаты на счет бюджета муниципального образования «Город Орел» для осуществления полномочия по обеспечению жильем участника Великой Отечественной войны.

Представители заинтересованных лиц в процессе судебного разбирательства дела полагали заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, ввиду соответствия оспариваемых положений федеральному законодательству и недоказанности нарушения права административного истца.

Обсудив доводы представителя административного истца, выслушав возражения административного ответчика и заинтересованных лиц, проверив нормативный правовой акт в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Орловской области Корнеева А.Э., полагавшего, что заявленное требование не подлежит удовлетворению, суд не усматривает оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1), относя социальную защиту к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), вместе с тем не устанавливает конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Разрешение этих вопросов отнесено к компетенции законодателя.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Федеральный закон «О ветеранах»), который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», к ветеранам Великой Отечественной войны относятся участники Великой Отечественной войны.

Меры социальной поддержки для участников Великой Отечественной войны предусмотрены статьей 15 Федерального закона «О ветеранах».

Среди предоставляемых мер социальной поддержки для данной категории граждан предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 данного федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения (подпункт 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О ветеранах»).

Статьей 23.2 Федерального закона «О ветеранах» определен порядок предоставления указанной меры социальной поддержки.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 23.2 названного Федерального закона, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки, в том числе по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 этого федерального закона, категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 поименованной статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, предусмотренных на реализацию переданных полномочий по обеспечению жильем инвалидов и участников Великой Отечественной войны, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (подпункт 3.1 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах»).

Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации (подпункты 4 и 5 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах»).

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 года № 614 утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, которые определяют порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, а также вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны (далее - Правила № 614).

Абзацем первым пункта 3 Правил № 614 установлено, что субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на цели, указанные в пункте 1 Правил, согласно заявке, представляемой органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме и в срок, которые установлены Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (за исключением сроков подачи заявки в отношении граждан, указанных в абзаце втором названного пункта).

Форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 5 Правил № 614).

Из содержания приведенных нормативных положений следует, что они закрепляют особый механизм реализации права на предоставление меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета такой категории граждан, как вставшие на учет ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов», которым постановлено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

В силу пункта 4 статьи 5 Устава (Основного Закона) Орловской области высшим исполнительным органом государственной власти области является Правительство Орловской области.

Согласно статье 72.1 Устава (Основного Закона) Орловской области (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) Правительство области по предметам своей компетенции издает постановления и распоряжения.

Статьей 30 Закона Орловской области от 17 марта 2009 года № 879-ОЗ «О Правительстве и системе органов исполнительной государственной власти Орловской области» (действовал на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта и утратил силу 20 ноября 2014 года) определено, что Правительство области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, Устава (Основного Закона) Орловской области, федерального и областного законодательства издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение (пункт 1).

Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства области (пункт 2).

Постановления и распоряжения Правительства области подписываются Председателем Правительства области.

Датой официального опубликования постановления или распоряжения Правительства области считается дата первой публикации его текста в одном из источников официального опубликования Орловской области, установленных законодательством Орловской области.

Постановления Правительства области, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат официальному опубликованию и вступают в силу не ранее их официального опубликования. Постановления Правительства области по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее 10 дней после их официального опубликования (пункты 6, 7 и 9).

Принятие постановлений и распоряжений Правительства области осуществляется на заседаниях Правительства области или путем письменного согласования проектов правовых актов членами Правительства области с изложением (при необходимости) письменных замечаний и предложений по ним. Решение о подписании проектов правовых актов принимается Председателем Правительства области на основании мнения членов Правительства области, выраженного либо посредством голосования по данным актам, либо по результатам их письменного согласования (статья 52 Закона Орловской области от 15 апреля 2003 года № 319-ОЗ «О правотворчестве и нормативных правовых актах Орловской области» (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта).

Порядок официального опубликования правовых актов Орловской области закреплен в части 1 статьи 56 Закона Орловской области от 15 апреля 2003 года № 319-ОЗ «О правотворчестве и нормативных правовых актах Орловской области» (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта), согласно которой официальным опубликованием нормативных правовых актов области считается публикация их полного текста в газете «Орловская правда», в «Собрании нормативных правовых актов Орловской области», в государственной специализированной информационной системе «Портал Орловской области - публичный информационный центр».

На территории Орловской области нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны является постановление Правительства Орловской области от 4 февраля 2010 года № 34, в приложениях к которому определены форма и порядок предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем указанной категории граждан.

Судом установлено, что постановление Правительства Орловской области от 4 февраля 2010 года № 34 принято путем письменного согласования его проекта членами Правительства области, полномочия которых подтверждены исследованными судом распоряжениями Губернатора Орловской области, и подписано председателем Правительства Орловской области ФИО3

Полный текст постановления Правительства Орловской области от 4 февраля 2010 года № 34 с приложениями к нему официально опубликован в газете «Орловская правда» (выпуск № 43 от 30 марта 2010 года), а также в Государственной специализированной информационной системе «Портал Орловской области - публичный информационный центр» 26 марта 2010 года; внесенные в него изменения также опубликованы в Государственной специализированной информационной системе «Портал Орловской области - публичный информационный центр».

Исходя из вышеприведенных положений, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в целях реализации требований Федерального закона «О ветеранах», указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 и Правил № 614, в пределах компетенции субъекта Российской Федерации, уполномоченным органом государственной власти Орловской области, с соблюдением требований законодательства к его форме, порядку принятия, опубликования и введения в действие, и по этим основаниям административным истцом не оспаривается.

В судебном заседании установлено, что ФИО2 является участником Великой Отечественной войны, с 2010 года неоднократно обращался в администрацию города Орла с заявлениями об обеспечении жилым помещением, признании нуждающимся в жилом помещении.

13 января 2021 года ФИО2 направил в администрацию города Орла заявление о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и предоставлении жилья, с приложением пакета необходимых документов.

Постановлением администрации города Орла от 20 января 2021 года №124 ФИО2 принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

15 апреля 2021 года Департамент направил в адрес администрации города Орла письмо о необходимости актуализации учетного дела ФИО2 и предоставлении дополнительных документов.

23 апреля 2021 года администрация города Орла направила в Департамент дополнительные документы и сообщила, что заявление о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ФИО2 не представлено.

Вступившим в законную силу решением Железнодорожного районного суда города Орла от 1 июня 2021 года, принятым по административному делу № 2а-448/2021, отказано в удовлетворении административного иска ФИО2 к администрации города Орла, Департаменту о признании бездействия незаконным, обязании поставить на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставить жилое помещение в собственность, в связи с тем, что ФИО2 не соблюден заявительный порядок реализации права на получение меры социальной поддержки в форме единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, административный истец является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.

Обращаясь в областной суд с настоящим административным иском, ФИО2 ссылался на противоречие оспариваемого им положения регионального законодательства Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов», и указывал на то, что форма предоставления меры социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты, размер которой не учитывает актуальную рыночную стоимость жилья, необоснованно ограничивает его право на обеспечение жилым помещением.

Проверяя доводы административного истца о противоречии оспариваемых в части положений пункта 3 Порядка согласно приложению 2 к постановлению Правительства Орловской области от 4 февраля 2010 года № 34, законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд, проанализировав приведенные выше нормативные правовые акты, находит эти доводы необоснованными, по следующим основаниям.

Исходя из содержания статей 13, 15 и 23.2 Закона о ветеранах, предписаний, содержащихся в указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 и Правилах № 614, в целях создания правового механизма реализации меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем, Правительство Орловской области в пределах полномочий, предоставленных ему федеральным законодателем, определило форму предоставления этой меры социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты, а также порядок предоставления жилых помещений, приобретаемых за счет такой выплаты.

Принимая во внимание, что определение формы предоставления меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем является прерогативой регионального законодателя, доводы административного истца о несоответствии оспариваемого положения подпункту 3 пункта 1 статьи 13, подпункту 3 пункта 1 статьи 15, пункту 1, абзацу третьему подпункта 2 пункта 3, пункту 3.1, пунктам 11 и 11.1 статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», пунктам 1-3 указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов», основаны на ошибочном толковании норм материального права.

Поскольку социальная выплата направлена на обеспечение жилым помещением по установленным стандартам лиц, имеющих право на получение этой меры социальной поддержки, к числу которых отнесены участники Великой Отечественной войны, и имеет целью создание именно для них условий, обеспечивающих достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, то доводы административного истца о нарушении его прав оспариваемым положением, отклоняются в силу их несостоятельности.

При этом суд учитывает, что ФИО2 27 июля 2021 года обратился с заявлением о предоставлении ему единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность, в связи с чем, администрацией города Орла 17 августа 2021 года было издано постановление № 3371 «О предоставлении социальной выплаты», согласно которому ФИО2 предоставлена социальная выплата в размере 1291815 руб. на приобретение жилого помещения в собственность за счет субвенций федерального бюджета; распоряжением Правительства Орловской области от 10 сентября 2021 года № 531-р ФИО2 включен в реестр по перечислению средств на счет бюджета муниципального образования «Город Орел» для осуществления органом местного самоуправления полномочия по обеспечению жильем участника Великой Отечественной войны.

Доводы административного истца и его представителя о несоответствии размера социальной выплаты актуальной величине рыночной стоимости жилого помещения, не влекут признание недействующим оспариваемого положения нормативного акта, поскольку в силу пункта 3.1 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах», размеры средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации устанавливаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, в приказах, издаваемых им в соответствии с подпунктом 5.2.38 пункта 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года № 1038.

Принимая во внимание, что пункт 3 приложения № 2 к Порядку, утвержденному постановлением Правительства Орловской области от 4 февраля 2010 года № 34 в оспариваемой части, предусматривающей, что мера социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляется гражданам, указанным в пункте 2 настоящего Порядка, в форме единовременной денежной выплаты, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права административного истца на обеспечение жильем в упоминаемых им аспектах, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ в удовлетворении административного иска следует отказать.

Руководствуясь статьями 177 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО2 к Правительству Орловской области о признании частично не действующим пункта 3 Приложения 2 к постановлению Правительства Орловской области от 4 февраля 2010 года № 34 «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов и ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, и Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны на территории Орловской области» отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Орловский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 27 сентября 2021 года.

Председательствующий Н.А. Георгинова

дело № 3а-158/2021