Дело № 3а-158/2021 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Ульяновский областной суд в составе: судьи Кинчаровой О.Е., при секретаре Кезиной О.А., с участием прокурора Холодилиной Ю.О., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ульяновский областной водоканал» о признании недействующим приказа Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области № 260-П от 17 декабря 2020 года «О внесении изменений в приказ Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области от 19 декабря 2019 года № 06-433», у с т а н о в и л : Указанным приказом утверждена производственная программа в сфере водоотведения общества с ограниченной ответственностью «Ульяновский областной водоканал» на 2020-2022 годы (Приложение № 1); долгосрочные параметры регулирования тарифов, определяемые на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов на водоотведение (очистку сточных вод) с использованием метода индексации, для ООО «Ульяновскоблводоканал» (Приложение № 2); утверждены тарифы на водоотведение (очистку сточных вод) для ООО «Ульяновскоблводоканал» на территории МО «Город Димитровград» Ульяновской области. На период с 1 июля по 31 декабря 2021 года и с 1 января по 30 июня 2022 года были утверждены тарифы: для потребителей, кроме населения (без учета НДС) – 8,04 руб./куб.м, для населения (с учетом НДС) – 9,65 руб./куб.м. Приказом Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области № 260-П от 17 декабря 2020 года в вышеуказанный приказ были внесены изменения в таблицу Приложения № 3 к вышеуказанному приказу Министерства. Изменения выразились в снижении ранее утвержденного тарифа на водоотведение (очистку сточных вод) на периоды с 1 июля по 31 декабря 2021 года и с 1 января по 30 июня 2022 года: с 8,04 руб./куб.м до 7,73 руб./куб.м – для потребителей кроме населения (без учета НДС) и с 9,65 руб./куб.м до 8,04 руб. для населения (с учетом НДС). ООО «Ульяновскоблводоканал» (далее также административный истец, общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Агентству по регулированию цен и тарифов Ульяновской области (далее также Агентство, тарифный орган) о признании незаконным приказа Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области № 260-П от 17 декабря 2020 года «О внесении изменений в приказ Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области от 19 декабря 2019 года № 06-433», и обязании установить тариф в соответствии с Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406, указывая в обоснование требований на то, что при расчете тарифов на водоотведение (очистку сточных вод) на 2021 по городу Димитровграду были допущены нарушения действующего законодательства. В составе неподконтрольных расходов, учитываемых при определении необходимой валовой выручки (далее - НВВ), неправильно рассчитаны затраты по налогу на прибыль. В нарушение пункта 86 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Приказом ФСТ России от 27 декабря 2013 года № 1746-э ( далее – Методические указания) налог на прибыль в размере 1096,5 тыс. руб. был рассчитан из тела кредита, тогда как он подлежал начислению на разницу между доходами и расходами организации, то есть на прибыль. В нарушение п. 20 Методических указаний расходы на электроэнергию рассчитаны исходя из объема очистки сточных вод от абонентов, указанного в концессионном соглашении от 8 декабря 2017 года № 39-Д, без учета неучтенного притока сточных вод, ожидаемого в 2021 году в объеме 9,359 тыс. куб.м. Неправомерно при расчете тарифа был взят объем полезного отпуска сточных вод в размере 12 900 тыс.куб.м, согласованный при заключении концессионного соглашения от 8 декабря 2017 года № 39-Д, тогда как он подлежал определению в соответствии с п. 8 Методических указаний. В нарушение п. 86.1 Методических указаний тарифным органом была исключена из НВВ общества расчетная предпринимательская прибыль. Кроме того, тарифным органом необоснованно применено положительное сглаживание в 2021 году без применения нормы доходности, что прямо предусмотрено п. 85 Методических указаний. Неправомерно в нарушение п. 30 Методических указаний применено одновременно как отрицательное, так и положительное сглаживание в 2021 году. Необоснованно применено сглаживание на основании установленного предельного индекса изменения размера платы граждан в силу того, что тариф на очистку не используется в расчетах с населением. В ходе рассмотрения дела представители административного истца ФИО1, ФИО2 поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в административном иске. Представитель Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области ФИО3 в судебном заседании заявленные требования не признала, указав на то, что приказ № 260-П от 17 декабря 2020 года «О внесении изменений в приказ Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области от 19 декабря 2019 года № 06-433» был принят Агентством в соответствии с наделенными полномочиями, с соблюдением установленных законом процедур принятия и опубликования. Приказ нормативным правовым актам в сфере водоотведения, имеющим большую юридическую силу, не противоречит и прав административного истца не нарушают. В соответствии с концессионным соглашением от 8 декабря 2017 года №39-д, заключенным между муниципальным образованием «город Димитровград» и ООО «Ульяновский областной водоканал», долгосрочные параметры деятельности концессионера определены приложением № 5. Согласно концессионному соглашению источником финансирования мероприятий инвестпрограммы являются заемные средства (кредиты). Согласно пункту 46 Основ учитываемая при определении необходимой валовой выручки нормативная прибыль включает в себя, в том числе средства на возврат займов и кредитов, проценты по займам и кредитам, привлекаемым на реализацию инвестиционной программы и пополнение оборотных средств, с учетом предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации особенностей отнесения к расходам процентов по долговым обязательствам. Особенностью отнесения к расходам процентов по долговым обязательствам по Налоговому Кодексу РФ является то, что подпунктом 2 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ установлено, что расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, в том числе процентов, начисленных по ценным бумагам и иным обязательствам должны уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Соответственно, налог на прибыль в размере 20% был рассчитан от тела кредита статьи расходов «Нормативная прибыль», то есть без учета процентов по займам и кредитам, и составил 1096,5 тыс. руб. В соответствии с пунктом 67 (1) Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406, пунктом 6.5 статьи 10, статьей 47 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» объем полезного отпуска сточных вод на 2021 год, учтенный при расчете тарифа на 2021 год, был определен в соответствии с показателем 12900 тыс.куб.м, указанным в разделе «Предварительный расчет тарифов» Инвестиционной программы, утвержденной Министерством промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, подписанной руководителем ООО «Ульяновскоблводоканал» и согласованной с Главой администрации г.Димитровград, являющейся приложением к концессионному соглашению от 8 декабря 2017 года № 39-Д. Поскольку административным истцом в орган регулирования представлен расчет тарифов на очистку сточных вод без объема неучтенного притока сточных вод, что зафиксировано в Инвестиционной программе, соответственно, расходы на электроэнергию определены исходя из полезного объема очищаемых сточных вод, указанного в Инвестиционной программе, то есть без учета объема неучтенного притока сточных вод. Расчетная предпринимательская прибыль не определена и не учтена при установлении тарифа на очистку сточных вод, поскольку очистные сооружения являются лишь объектом централизованной системы водоотведения. Кроме того, в расчет НВВ при установлении тарифа на водоотведение, при определении которого учитываются расходы на очистку сточных вод, включены расходы по статье «расчетная предпринимательская прибыль». ООО «Ульяновскоблводоканал» представило в орган регулирования финансовую модель расчета тарифов на очистку сточных вод без предпринимательской прибыли, что зафиксировано в Инвестиционной программе в разделе «Предварительный расчет тарифов». Механизм «сглаживания», заключающийся в перераспределении необходимой валовой выручки в течение всего долгосрочного периода регулирования, применяется органом регулирования тарифов в целях недопущения резкого роста тарифов вследствие применения метода индексации При применении органом регулирования тарифов механизма «сглаживания» в порядке, предусмотренном формулами (5) и (6) пункта 42 Методических указаний, исключенные из необходимой валовой выручки денежные средства подлежат учету в последующие годы долгосрочного периода регулирования в рамках ежегодной корректировки необходимой валовой выручки регулируемой организации и установленных тарифов, проведение которой предусмотрено пунктом 90 Методических указаний. В случае исключения денежных средств в первом-предпоследнем годах долгосрочного периода регулирования указанные средства должны быть включены в необходимую валовую выручку в аналогичном размере не позднее последнего года долгосрочного периода регулирования. Органом регулирования при установлении тарифов на услуги водоснабжения для ООО «Ульяновский областной водоканал» на 2020-2022 годы применен механизм отрицательного сглаживания в первом и предпоследнем периоде регулирования, средства включены в необходимую валовую выручку в аналогичном размере не позднее последнего года долгосрочного периода регулирования, что соответствует действующему законодательству. Обоснованием «сглаживания» является Указ Губернатора Ульяновской области о предельных индексах изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2021 год от 27 ноября 2020 года № 179. Норма доходности на капитал при расчете сглаживания применятся при установлении тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала. В отношении истца при установлении тарифов применятся метод индексации. В соответствии с подпунктом 14.1 Концессионного соглашения 39-Д от 8 декабря 2017 года, заключенным между муниципальным образованием «город Димитровград» и ООО «Ульяновский областной водоканал», сторона не несёт ответственность за неисполнение обязательств, предусмотренных настоящим соглашением в следствие наступлении особых обстоятельств или обстоятельств непреодолимой силы. В соответствии с Заключением Союза «Ульяновская областная торгово- промышленная палата» от 15 декабря 2020 года №0221067, Союз «Ульяновская ТПП» установлено наличие обстоятельства непреодолимой силы по Концессионному соглашению 39-Д от 8 декабря 2017 года вследствие развития пандемии новой короновирусной инфекции (СОУГО-2019) и, как следствие, применение специальных (ограничительных) мер со стороны органов государственной власти РФ и Ульяновской области. В связи с этим применение специальных (ограничительных) мер со стороны органов государственной власти РФ и Ульяновской области и органом регулирования тарифов механизма «сглаживания» являются вынужденной мерой в следствие наступлении особых обстоятельств или обстоятельств непреодолимой силы в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. Заслушав пояснения участников процесса, свидетеля ФИО4, заключение прокурора Холодилиной Ю.О., полагавшей необходимым удовлетворить заявленные требования, исследовав материалы дела, обозрев материалы тарифного дела в части установления для ООО «Ульяновскоблводоканал» тарифа на водоотведение (очистку сточных вод), суд приходит к следующему. Согласно части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (ч. 9 ст. 213 КАС РФ). Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сфере деятельности субъектов естественной монополии, которая подлежит государственному регулированию, в том числе путем установления тарифов на водоотведение (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях», пункт 1 части 7 ст. 31 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении). Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Законом о водоснабжении, Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов), которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года № 1746-э (далее - Методические указания). Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении). Указанным приказом утверждена производственная программа в сфере водоотведения общества с ограниченной ответственностью «Ульяновский областной водоканал» на 2020-2022 годы (Приложение № 1); долгосрочные параметры регулирования тарифов, определяемые на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов на водоотведение (очистку сточных вод) с использованием метода индексации, для ООО «Ульяновскоблводоканал» (Приложение № 2); утверждены тарифы на водоотведение (очистку сточных вод) для ООО «Ульяновскоблводоканал» на территории МО «Город Димитровград» Ульяновской области. На период с 1 июля по 31 декабря 2021 года и 1 января по 30 июня 2022 года были утверждены тарифы: для потребителей, кроме населения (без учета НДС) – 8,04 руб./куб.м, для населения (с учетом НДС) – 9,65 руб./куб.м. Текст приказа опубликован в газете «Ульяновская правда» № 101 (24.273) от 30 декабря 2019 года. Приказом Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области № 260-П от 17 декабря 2020 года в вышеуказанный приказ были внесены изменения в таблицу Приложения № 3 к вышеуказанному приказу. Изменения выразились в снижении ранее утвержденного тарифа на водоотведение на периоды с 1 июля по 31 декабря 2021 года и с 1 января по 30 июня 2022 года: с 8,04 руб./куб.м до 7,73 руб./куб.м – для потребителей кроме населения (без учета НДС) и с 9,65 руб./куб.м до 9,28 руб./куб.м - для населения (с учетом НДС). Текст приказа опубликован в газете «Ульяновская правда» № 100 (24.374) от 31 декабря 2020 года. В соответствии с подпунктом 14 пункта 2.5 Положения о Министерстве цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области (в редакции на момент принятия приказа № 06-433 от 19 декабря 2019 года), утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 14 апреля 2014 года №8/125-П, Министерство устанавливало тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения. На основании Указа Губернатора Ульяновской области № 20 от 13 марта 2020 года с 1 апреля 2020 года создано Агентство по регулировании цен и тарифов Ульяновской области, которому переданы функции Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области в сфере установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством. В соответствии с подпунктом 13 пункта 2.1 Положения об Агентстве по регулированию цен и тарифов Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области № 6/138-П от 26 марта 2020 года, Агентство устанавливает тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения. Согласно пункту 1.3 Порядка подготовки и издания правовых актов исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 12 июля 2013 года № 288-П, правовые акты исполнительных органов, имеющие нормативный характер, издаются в форме приказов. В силу статьи 5 Закона Ульяновской области от 29 ноября 2005 г. № 136-ЗО «О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Ульяновской области» официальным опубликованием нормативных правовых актов Ульяновской области считается первая публикация их полного текста в газетах «Народная газета», «Ульяновская правда» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru). Таким образом, оспариваемый истцом приказ Агентства № 260-П от 17 декабря 2020 года «О внесении изменений в приказ Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области от 19 декабря 2019 года № 06-433» принят уполномоченными органами с соблюдением формы и порядка принятия нормативных правовых актов, официального опубликования и по этим основаниям административным истцом не оспаривается. В ходе рассмотрения дела установлено, что на основании Постановления администрации г.Димитровграда № 867 от 15 мая 2018 года ООО «Ульяновскоблводоканал» является гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения и оказывает услуги в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории МО «город Димитровград» Ульяновской области. Водоснабжение и водоотведение на территории Центрального и Первомайского районов г.Димитровграда осуществляется обществом с использованием находящихся в собственности муниципального образования объектов водоснабжения и водоотведения, на основании концессионного соглашения № 39-Д от 8 декабря 2017 года, заключенного с МО «город Димитровград» Ульяновской области в лице администрации г.Димитровграда, и субъектом РФ – Ульяновская область. Водоснабжение и водоотведение на территории Западного района г.Димитровграда осуществляется обществом с использованием находящихся в собственности муниципального образования объектов водоснабжения и водоотведения на основании договора аренды муниципального имущества от 22 февраля 2018 года №01-18/ДС. В отношении ООО «Ульяновскоблводоканал» методом тарифного регулирования выбран метод индексации. Для ООО «Ульяновскоблводоканал» установлены долгосрочные тарифы на водоснабжение и водоотведение на 2020-2022 годы с применением метода индексации. Агентством по регулированию цен и тарифов Ульяновской области на основании заявления ООО «Ульяновскоблводоканал» произведена корректировка необходимой валовой выручки общества для реализации производственной программы в сфере водоотведения (очистки сточных вод) на 2021 год, в результате которой оспариваемым приказом Агентства № 260-П от 17 декабря 2020 года внесены изменения в приказ Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области от 19 декабря 2019 года № 06-433. Решение об установлении оспариваемых тарифов водоотведение (очистку сточных вод) на 2021 год принято на заседании Правления Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области с участием представителя Общества посредством открытого голосования единогласно. До принятия оспариваемого решения специалистами тарифного органа проведена экспертиза представленных обществом документов и подготовлено экспертное заключение по корректировке тарифов на водоотведение (очистку сточных вод) ООО «Ульяновскоблводоканал» на 2021 год, из которого усматривается следующее: - в расчет тарифа на очистку сточных вод был взят объем очистки сточных вод, согласованный при заключении концессионного соглашения от 8 декабря 2017 года № 39-д на 2021 год, в размере 12900 тыс.куб.м, объем сточных вод, поступивших на очистные сооружения общества, в размере 18 607 тыс.куб.м при расчете данного тарифа не учитывался; - при корректировке тарифа были учтены расходы на приобретение энергетических ресурсов в размере 17466,06 тыс.руб., которые были рассчитаны также исходя из объема стоков в размере 12900 тыс. куб.м; - при проведении корректировки НВВ в неподконтрольные расходы, как её составную часть, был включен налог на прибыль в размере 20%, что составляет 1096,5 тыс.руб, который был насчитан на тело кредита; - в соответствии с Указом Губернатора Ульяновской области о предельных индексах изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2021 год от 27 ноября № 179 органом регулирования применена величина сглаживания тарифов на 2021 год в размере (- 2593,9 тыс.руб.), на 2022 год в размере 2593,9 тыс. руб. Кроме того, при установлении тарифов на 2021 год в состав НВВ на 2021 год не включены заявленные обществом расходы по статье: «расчетная предпринимательская прибыль». С учетом корректировки утверждены тарифы на водоотведение (очистку сточных вод) на период с 01.07.2021 по 30.12.2021 и с 01.01.2022 по 30.06.2022 для потребителей, кроме населения (без учета НДС) – 7,73 руб./куб.м, для населения (с учетом НДС) – 9,28 руб./куб.м., то есть в размере тарифов на водоотведение (очистку сточных вод), действовавших с 1 июля 2020 года по 30 июня 2021 года. По вопросу правомерности установления тарифа суд приходит к следующему. В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о водоснабжении и водоотведении расчет тарифов на водоснабжение и водоотведение осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, которая может быть рассчитана одним из методов, предусмотренных названной статьей, в том числе методом индексации. Расчет осуществляется с учетом изменения цен на используемые при осуществлении регулируемых видов деятельности товары, работы, услуги. Долгосрочные тарифы устанавливаются методом индексации на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов. Указанные параметры не подлежат пересмотру в течение долгосрочного периода регулирования, за исключением случаев их пересмотра по основаниям, установленным пунктом 33 Основ ценообразования. В силу пункта 24 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения. В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной (горячей) воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. При установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации (пункт 74 Основ ценообразования). Согласно п. 80 Основ необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях и включающей показатели, предусмотренные подпунктами «а»– «д» пункта 73 настоящего документа, а также с учетом положений пункта 78 настоящего документа. Административным истцом оспаривает правомерность исчисления налога на прибыль. Расходы на уплату налогов относятся к неподконтрольным расходам, в числе которых учитывается налог на прибыль (пункт 30 Методических указаний, пункт 65 Основ ценообразования). Данные расходы являются текущими (пункт 76 Основ ценообразования), которые при расчете тарифов с применением метода индексации включаются в НВВ в размере планируемых расходов на соответствующий год долгосрочного периода регулирования (пункт 85 Методических указаний). В соответствии с п. 1 ст. 284 НК РФ ставка налога на прибыль для организаций составляет 20%. Пунктом 46 Основ ценообразования и пунктом 78 Методических рекомендаций предусмотрено, что учитываемая при определении необходимой валовой выручки нормативная прибыль включает в себя: а) средства на возврат займов и кредитов, проценты по займам и кредитам, привлекаемым на реализацию инвестиционной программы и пополнение оборотных средств, с учетом предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации особенностей отнесения к расходам процентов по долговым обязательствам; б) расходы на капитальные вложения (инвестиции) на период регулирования, определяемые на основе утвержденных инвестиционных программ, за исключением процентов по займам и кредитам, привлекаемым на реализацию мероприятий инвестиционной программы, учтенных в стоимости таких мероприятий; в) расходы на социальные нужды, предусмотренные коллективными договорами. Согласно концессионному соглашению источником финансирования мероприятий инвестпрограммы являются заемные средства (кредиты). В связи с этим тарифным органом в расчет в НВВ была включена нормативная прибыль – средства на возврат займов и кредитов, проценты по займам и кредитам, привлекаемым на реализацию инвестиционной программы и пополнение оборотных средств, с учетом предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации особенностей отнесения к расходам процентов по долговым обязательствам (подпункт «а» пункта 46 Основ ценообразования и пункта 78 Методических рекомендаций). В соответствии с п. 86 Методических рекомендаций в расчет НВВ ООО «Ульяновскоблводоканал» была включена нормативная прибыль по статье «Средства на возврат займов и кредитов, процентов на реализацию инвестиционной программы» в размере 7,4% (данный процент нормативной прибыли установлен концессионным соглашением – Приложение № 5 от НВВ (формула 31 Методических рекомендаций). Нормативная прибыль составила 6106,0 тыс. руб. Данный размер нормативной прибыли истцом не оспаривается. Особенности отнесения к расходам процентов по долговым обязательствам определены подпунктом 2 пункта 1 статьи 265 НК РФ, согласно которому расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида относятся к внереализационным расходам, не связанным с производством и реализацией, следовательно, они уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. В связи с этим налог на прибыль был правомерно рассчитан тарифным органом из тела кредита, то есть без учета процентов по долговым обязательствам, и составил 1096,5 тыс. руб. Представленный административным истцом расчет налога на прибыль не может быть принят во внимание, поскольку такой порядок расчета налога на прибыль не предусмотрен действующим законодательством. Административным истцом оспаривается величина объема принимаемых сточных вод, который был учтен при корректировке тарифа на водоотведение (очистку сточных вод) на 2021 год. Тарифы на питьевую воду (питьевой водоснабжение) и водоотведение устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод. Указанные объемы рассчитываются в соответствии с Методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года (пункт 29 Основ ценообразования). Расчетный объем отпуска воды, объем принятых сточных вод, оказываемых услуг устанавливаются в соответствии с Приложениями 1., 1.1 к Методическим указаниям на очередной год, исходя из фактического объема отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года, в том числе с учетом подключения (технологического присоединения) объектов потребителей к централизованным системам водоснабжения и водоотведения и прекращения подачи воды (приема сточных вод) в отношении объектов потребителей, а также изменения порядка определения количества поданной воды (принятых сточных вод), включая переход от применения расчетных способов определения количества поданной воды (принятых сточных вод) к использованию приборов учета воды (сточных вод) (пункт 4 Методических указаний). Пунктом 8 Методических указаний предусмотрено, что расчет объема принятых сточных вод на очередной год осуществляется в соответствии с формулами (1) и (1.1), с использованием данных о фактическом объеме принимаемых сточных вод и динамики объема принимаемых сточных вод за последние 3 года, а также информации об объеме сточных вод, принимаемых от новых абонентов, объекты которых подключены (планируется подключить) к централизованной системе водоотведения и информации об объеме сточных вод, принимавшемся от абонентов, водоотведение которых прекращено (планируется прекратить). Из исследованных материалов административного дела, в том числе экспертного заключения по корректировке тарифов на водоотведение (очистку сточных вод) ООО «Ульяновскоблводоканал» на 2021 год, пояснений представителя административного ответчика ФИО3, свидетеля ФИО4, следует, что тарифным органом при расчете тарифа на водоотведение (очистку сточных вод) не определялся расчетный объем принятых сточных вод в соответствии с приведенными положения пунктов 4, 5, 8 Методических указаний; был учтен объем очистки сточных вод, указанный в разделе «Предварительный расчет тарифов» Инвестиционной программы ООО «Ульяновскоблводоканал» по водоснабжению и водоотведению на 2017-2046 годы, утвержденной Министром промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, подписанной руководителем ООО «Ульяновскоблводоканал» и согласованной с Главой администрации г.Димитровград, в размере 12900 тыс.куб.м; объем сточных вод, поступивших на очистные сооружения общества, в размере 18 607 тыс.куб.м при расчете данного тарифа не учитывался. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что определение тарифным органом расчетного объема принятых сточных вод не соответствует приведенным положениям Основ ценообразования и Методических указаний, соответственно, это повлекло неверный расчет величины тарифа на водоотведение (очистку сточных вод) для населения и иных потребителей. Доводы представителя Агентства о неучете понижения объема сточных вод ввиду того, что это привело бы к резкому росту необходимой валовой выручки, и соответственно, тарифа, а также ссылки тарифного органа на запрет, предусмотренный законодательством о концессионных соглашениях, на применение значений, в том числе и объема сточных вод, не содержащихся в концессионном соглашении, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку они не основаны на положениях приведенных нормативных правовых актов федерального уровня, а также и Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях». С учетом изложенного суд считает обоснованными также доводы административного истца о неправильном определении расходов на приобретение электрической энергии, подлежащих учету при расчете тарифа, которые были рассчитаны административным ответчиком также исходя из вышеуказанного объема очистки сточных вод в размере 12900 тыс.куб.м., а не из расчетного объема сточных вод, подлежащего определению на основании представленных административным истцом в тарифный орган документов, в том числе баланса водоотведения. В соответствии с пунктом 20 Методических указаний расходы регулируемой организации на приобретаемые электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность), другие виды энергетических ресурсов, холодную воду, теплоноситель определяются как сумма произведений расчетных экономически (технологически, технически) обоснованных объемов приобретаемых электрической энергии (мощности), тепловой энергии (мощности), других видов энергетических ресурсов холодной воды на соответственно плановые (расчетные) цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность), другие виды энергетических ресурсов, холодную воду (Приложения 2.1.2 - 2.1.6 к настоящим Методическим указаниям). В необходимую валовую выручку регулируемой организации включаются расходы на приобретение электрической энергии (мощности) в объеме, определенном исходя из удельных расходов на электрическую энергию в расчете на объем воды, в отношении которой осуществляется водоподготовка, и (или) на объем транспортируемой воды (объем сточных вод, подвергающихся очистке, и (или) объем транспортируемых сточных вод), и объема используемой мощности, а также исходя из плановых (расчетных) цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность). Вышеуказанное определение тарифным органом расходов на электрическую энергию не может быть признано соответствующим действующему законодательству, регулирующему спорные правоотношения, оно противоречит приведенным положениям пункта 20 Методических указаний, Суд считает заслуживающими внимание доводы административного истца о неправомерности невключения тарифным органом в НВВ на 2021 год расчетной предпринимательской прибыли. Из пункта 2 Основ ценообразования следует, что расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации является величиной, учитываемой при определении необходимой валовой выручки гарантирующей организации, используемой при расчете тарифов с применением метода экономически обоснованных затрат или метода индексации на период регулирования (на каждый год долгосрочного периода регулирования - в случае установления тарифов с применением метода индексации), остающейся в распоряжении гарантирующей организации и расходуемой ею по своему усмотрению. В соответствии с пунктом 78.1 Основ ценообразования расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации устанавливается для такой организации с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 47.2 данного документа. Расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 76 данного документа (за исключением расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов. Согласно положениям пункта 47.2 Основ ценообразования при установлении (корректировке) тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на 2018 г. и последующие периоды регулирования расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации не устанавливается для регулируемой организации: являющейся государственным или муниципальным унитарным предприятием; владеющей объектом (объектами) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения исключительно на основании договора (договоров) аренды, заключенного на срок менее 3 лет. Суд считает неправомерным невключение тарифным органом расходов по названной статье в НВВ общества при расчете тарифа на очистку сточных вод, поскольку расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации является величиной, используемой при расчете тарифов, которая учитывается в необходимой валовой выручке в размере 5% указанных расходов, и согласно пункту 2 Основ ценообразования остается в распоряжении гарантирующей организации и расходуется ею по своему усмотрению. Положения пункта 47.2 Основ ценообразования на административного истца в рассматриваемом случае не распространяются. В силу вышеизложенного наделение ООО «Ульяновскоблводоканал» статусом гарантирующей организации для централизованной системы водоотведения на территории города Димитровграда является правовым основанием для учета расчетной предпринимательской прибыли в НВВ при установлении тарифа на водоотведение (очистку сточных вод), применяемого самостоятельно в правоотношениях с контрагентами, которым административным истцом оказываются услуги по приему и очистке сточных вод. При этом суд считает необходимым указать на то, что очистные сооружения являются составной частью централизованной системы водоотведения, эксплуатируя которую, административный истец осуществляет свою деятельность, как гарантирующая организация, соответственно, при установлении тарифа на услуги по очистке сточных вод, оказываемых с использованием очистных сооружений, расчетная предпринимательская прибыль подлежит учету. Суд не может согласиться с доводами истца о невозможности применения сглаживания при расчете тарифа на водоотведение (очистку сточных вод), поскольку это нарушает условия концессионного соглашения. Включение величины изменения НВВ, проводимого в целях сглаживания тарифов прямо предусмотрено нормами действующего законодательства. Согласно пункту 85 Методических указаний N 1746-э при установлении тарифов с применением метода индексации до начала очередного долгосрочного периода регулирования необходимая валовая выручка регулируемой организации рассчитывается отдельно на каждый i-й расчетный период регулирования долгосрочного периода регулирования по формуле, учитывающей величину изменения необходимой валовой выручки, проводимого в целях сглаживания тарифов, рассчитанную в соответствии с приведенными в пункте 42 Методических указаний формулами 5 и 6, с учетом экономически обоснованной величины необходимой валовой выручки. Согласно п. 90 Методических рекомендаций в целях корректировки долгосрочного тарифа, установленного с применением метода доходности инвестированного капитала или метода индексации, в соответствии с пунктом 73 Основ ценообразования орган регулирования тарифов ежегодно уточняет необходимую валовую выручку регулируемой организации на следующий i-й год долгосрочного периода регулирования (начиная со второго года долгосрочного периода регулирования) с использованием уточненных значений прогнозных параметров регулирования, а также с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений. Корректировка НВВ и тарифов, установленных с применением метода индексации, производится по формуле 32. Данная формула также включает в себя величину изменения необходимой валовой выручки, проводимого в целях сглаживания. Таким образом, величина изменения НВВ, проводимого в целях сглаживания, является обязательным компонентом формул, как при установлении тарифов с применением метода индексации до начала очередного долгосрочного периода на каждый год долгосрочного периода, так и при последующей корректировке НВВ при установлении тарифов с применением метода индексации. Спецификой механизма сглаживания тарифов является то, что исключенные из НВВ денежные средства подлежат учету (возврату) в последующие годы долгосрочного периода регулирования в рамках ежегодной корректировки НВВ и тарифов, в целях недопущения резкого роста тарифов вследствие применения метода индексации. Таким образом, неучтенные в НВВ при установлении тарифа на первый год регулирования обоснованные расходы регулируемой организации подлежат учету в НВВ при расчете тарифа на последующие годы долгосрочного периода регулирования. Не согласен суд с доводом истца о необходимости применения при расчете положительного сглаживания нормы доходности на капитал. Возможность применения нормы доходности на капитал при расчете величины изменения необходимой валовой выручки, проводимого в целях сглаживания, предусмотрена формулой 6 в п. 42 Методических указаний. Нормы доходности на капитал утверждены Приказом ФАС России от 21 октября 2019 г. № 1374/19. При этом уже из наименования данного приказа следует, что минимальные нормы доходности утверждены для расчета тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением метода доходности инвестированного капитала на долгосрочный период регулирования с началом долгосрочного периода регулирования в 2020 году. В отношении ООО «Ульяновскоблводоканал» при расчете тарифа применен метод индексации. Вместе с тем доводы истца о незаконности применения тарифным органом отрицательного сглаживания при расчете тарифа на водоотведение (очистку сточных вод) на 2021 год в размере 2593,9 тыс. руб. являются обоснованными. Данные средства включены тарифным органом в НВВ на последний год долгосрочного периода регулирования - 2022 год. Применение данного сглаживания тарифный орган мотивирует ссылкой на Указ Губернатора Ульяновской области № 179 от 27 ноября 2020 года «О предельных (максимальных) индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Ульяновской области». Данным Указом на период с 1 января по 30 июня 2021 года для г.Димитровграда установлен предельный (максимальный) индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, в размере 0%, на период с 1 июля по 31 декабря 2021 года – в размере 3,4%. Вместе с тем правоотношения, возникающие в связи с соотнесением размера устанавливаемого тарифа с предельным уровнем изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, подлежат урегулированию уполномоченным органом субъекта Российской Федерации с учетом нормативных правовых актов в данной сфере, предусматривающих в том числе возможность установления льготных тарифов, выплаты субсидий в целях возмещения недополученной выручки организациям, осуществляющим деятельность по регулируемым ценам (тарифам) (часть 26 статьи 32 Закона о водоснабжении). Поскольку вышеуказанный Указ Губернатора Ульяновской области предусматривает максимальный индекс изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в период с 1 июля по 31 декабря 2021 года (3,4%), суд приходит к выводу о неправомерности применения отрицательного сглаживания, мотивированного данным Указом, при установлении тарифа на очистку сточных вод на период с 1 июля по 31 декабря 2021 года и с 1 января по 30 июня 2022 года в размере действовавшего в период с 1 июля 2020 года по 30 июня 2021 года тарифа. Кроме того, как было указано выше, величина изменения необходимой валовой выручки, проводимого в целях сглаживания тарифов, учитывается в составе НВВ отдельно на каждый расчетный период регулирования как при установлении тарифов с применением метода индексации до начала очередного долгосрочного периода регулирования (п. 85 Методических рекомендаций), так и при ежегодной корректировке долгосрочного тарифа, установленного с применением метода индексации (п. 90 Методических рекомендаций). Таким образом, величина изменения необходимой валовой выручки, проводимого в целях сглаживания, подлежит, включению в НВВ ежегодно. В данном случае тарифный орган применил отрицательное сглаживание в первом и предпоследнем периодах регулирования, включив величину изменения НВВ в последний год долгосрочного периода. Вместе с тем при подобном распределении сглаживания его механизм теряет смысл, поскольку это повлечет резкий рост тарифа в последний год долгосрочного периода регулирования. Учитывая, что при расчете тарифа на 2021 год неверно были определены величина объема сточных вод, НВВ ввиду невключения в её состав расчетной предпринимательской прибыли, величины изменения необходимой валовой выручки, проводимого в целях сглаживания (применено отрицательное сглаживание), неправильного расчета расходов на электроэнергию, установленный тариф на водоотведение (очистку сточных вод) на 2021 год нельзя признать законным, в связи с чем приказ Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области № 260-П от 17 декабря 2020 года «О внесении изменений в приказ Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области от 19 декабря 2019 года № 06-433» подлежит признанию незаконным. Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается, в том числе, решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты. Определяя момент, с которого нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд принимает во внимание, что оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия, признание его недействующим с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 КАС РФ. Следовательно, оспариваемый административным истцом приказ следует признать не действующим в части с момента его принятия. В соответствии с частью 4 статьи 216 КАС РФ следует возложить на Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области обязанность по принятию нового заменяющего нормативного акта в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу. На основании пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании – газете «Ульяновская правда». Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л : Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Ульяновский областной водоканал» о признании недействующим приказа, возложении обязанности принять новый заменяющий нормативный правовой акт удовлетворить. Признать недействующим со дня принятия приказ Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области № 260-П от 17 декабря 2020 года «О внесении изменений в приказ Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области от 19 декабря 2019 года № 06-433». Возложить на Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области обязанность по принятию нового заменяющего нормативного правового акта в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Судья О.Е.Кинчарова |