ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-158/2022 от 02.09.2022 Калининградского областного суда (Калининградская область)

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело № 3а-158/2022

УИД: 39ОS0000-01-2022-000136-98

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

2 сентября 2022 года г. Калининград

Калининградский областной суд в составе:

председательствующего судьи Шубина Д.В.

при секретаре Макаревской А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Носырева О. В. к ГБУ КО «Центр кадастровой оценки и мониторинга недвижимости» об оспаривании решения и установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ :

Носырев О.В. обратился с административным иском в суд, указав, что является собственником земельного участка , площадью 13263 кв.м., расположенного по адресу: . Актом ГБУ КО «Центр кадастровой оценки и мониторинга недвижимости» № от 19 января 2022 года кадастровая стоимость этого земельного участка определена в сумме 7354598,76 рублей. Административным истцом была назначена оценка рыночной стоимости этого земельного участка. Согласно отчету об оценке №084-03/22 от 4 апреля 2022 года, изготовленному оценщиком Швецовым М.А., рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 11 января 2022 года составляет 92000 рублей. Административный истец обратился в ГБУ КО «Центр кадастровой оценки и мониторинга недвижимости» с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости данного земельного участка. Решением от 6 мая 2022 года в удовлетворении заявления было отказано. Несоответствие кадастровой и рыночной стоимости земельного участка нарушает его права налогоплательщика. Просит признать незаконным решение ГБУ КО «Центр кадастровой оценки и мониторинга недвижимости» № от 6 мая 2022 года и установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 11 января 2022 года.

Представитель административного истца Носырева О.В. Черницкая О.А. административные исковые требования поддержала по изложенным в административном исковом заявлении обстоятельствам.

Представитель административного ответчика ГБУ КО «Центр кадастровой оценки и мониторинга недвижимости» Полякова Д.В. относительно заявленного административного искового требования о признании незаконным и отмене решения № от 6 мая 2022 года возражала, вопрос об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, определенной заключением эксперта, оставила на усмотрение суда.

Административные ответчики Правительство Калининградской области, Управления Росреестра по Калининградской области, заинтересованное лицо Администрация МО «Зеленоградский муниципальный район» о рассмотрении дела извещены надлежаще, их представители в судебное заседание не явились, не возражали против рассмотрения дела в их отсутствие.

С учётом положений части 4 статьи 247 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В соответствии с ч. 1 ст. 22.1 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц.

В силу ч. 15 этой же статьи решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

Федеральным законом N 269-ФЗ в Федеральный закон N 237-ФЗ введена статья 22.1, регулирующая вопросы установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости и оспаривания ее результатов, которая вступила в силу 11 августа 2020 года.

В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона N 269-ФЗ до 1 января 2023 года устанавливается переходный период применения статей 22 и 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 6 Федерального закона N 269-ФЗ в течение переходного периода высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости (далее - Решение).

В силу пункта 3 части 2 статьи 6 Федерального закона N 269-ФЗ с даты, указанной в Решении (в случае отсутствия Решения - с 1 января 2023 года), в субъекте Российской Федерации:

1) применяются положения статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в ЕГРН;

2) не применяются положения статьи 22 Федерального закона N 237-ФЗ;

3) рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ не осуществляется.

Если в субъекте Российской Федерации принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, то независимо от того, на основании какого закона была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, оспаривание результатов определения такой кадастровой стоимости возможно только по правилам статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, то есть после 1 января 2023 года или с даты, указанной в Решении, может быть оспорено только решение бюджетного учреждения, принятое в соответствии со статьей 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ.

Постановлением Правительства Калининградской области от 24 ноября 2021 г. №754 «О дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости» установлена дата перехода к применению положений ст. 22.1 Федерального закона от 03.07.2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости – 1 декабря 2021 года. Таким образом, с указанной даты на территории Калининградской области подлежат применению положения статьи 22.1 Закона № 237-ФЗ.

Установлено, что Носырев О.В. является собственником земельного участка , площадью 13263 кв.м., разрешенное использование – улично-дорожная сеть, расположенного по адресу:

Актом ГБУ КО «Центр кадастровой оценки и мониторинга недвижимости» № от 19 января 2022 года по состоянию на 11 января 2022 года кадастровая стоимость этого земельного участка определена в сумме 7354598,76 рубля.

По инициативе Носырева О.В. была произведена оценка рыночной стоимости земельного участка . Согласно отчету об оценке от 4 апреля 2022 года, изготовленному оценщиком М.А. (ООО «»), рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 11 января 2022 года составляет 92000 рублей.

Носырев О.В. 11 апреля 2022 года обратился в ГБУ «Центр кадастровой оценки и мониторинга недвижимости» с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, установленной отчетом об оценке от 4 апреля 2022 года. Решением ГБУ «Центр кадастровой оценки и мониторинга недвижимости» № от 6 мая 2022 года в удовлетворении заявления было отказано. Как следует из решения, причиной отказа стало нарушение п.п. «и» п. 8 ФСО №3. Рыночная стоимость объекта определена затратным путем, а именно как затраты на межевание и оформление прав на земельный участок. При этом не учитывается выкупная цена земельного участка. Затраты на межевание определены по данным, характерным для Московского региона, отсутствует обоснование количества поворотных точек. Определена лишь предварительная стоимость работ. В случае раздела исходного участка на несколько меньших затраты возникнут на оформление прав на каждый из них.

Согласно заключению эксперта Б. Ю.И. от 31 июля 2022 года, отчет не соответствует требованиям оценочного законодательства, нарушены требования ст. 11 Федерального закона №135-Ф3 и пункта 5 Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 3)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 №299. При составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться принципа, что содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователи отчета об оценке), а также не должно допускать неоднозначного толкования полученных результатов, это требование в данном отчете не выполнено. Кроме того, в отчете должно быть описано обоснование выбора используемых подходов к оценке и методов, а также приведены соответствующие расчеты и такое описание должно позволять пользователю отчета об оценке понять логику процесса определения стоимости и соответствие выбранного оценщиком метода (методов) объекту оценки, определяемому виду стоимости и предполагаемому использованию результатов оценки (требование ФСО №3). В отчете такое описание отсутствует, а расчеты выполнены некорректно. Указанные нарушения приводит к искажению рыночной стоимости объекта оценки. Полученные результаты не могут быть принятыми, как рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером . Рыночная стоимость этого земельного участка по состоянию 11 января 2022 года составляет 1068300 рублей.

Данное заключение эксперта выполнено компетентным экспертом, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, оно содержит подробное описание проведенного исследования. Заключение основано на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе научных и практических данных, изложенные в нем суждения достаточным образом мотивированы, полученные результаты не допускают их неоднозначное толкование, приведенные в заключении ответы соответствуют поставленным вопросам и носят исчерпывающий характер. По существу эксперт, как и ГБУ КО «Центр кадастровой оценки и мониторинга недвижимости» при вынесении оспариваемого решения, пришел к выводу о порочности подхода к определению рыночной стоимости как расходов на его межевание и оформление прав. Рыночная стоимость участка получена экспертом путем применения сравнительного подхода, методом сравнения продаж.

При таких обстоятельствах оснований для признания незаконным и отмене решения № от 6 мая 2022 года не имеется, так как эксперт пришел к выводу о недостоверности отчета об оценке № по тем же основаниям, что и ГБУ КО «Центр кадастровой оценки и мониторинга недвижимости».

Вместе с тем, из заключения эксперта следует, что действующая кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости. Руководствуясь вышеприведенными положениями законодательства, ч. 1 ст. 245 КАС РФ, суд полагает необходимым установить кадастровую стоимость земельного участка по состоянию на 11 января 2022 года равной его рыночной стоимости, определенной заключением эксперта от 31 июля 2022 года - 1068300 рублей.

Права административного истца, нарушенные несоответствием внесённой в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости находящегося у него в собственности земельного участка, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости этого объекта, равной рыночной.

Руководствуясь статьями 175-180, 248-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Носырева О. удовлетворить частично.

В удовлетворении административного искового требования о признании недействительным и отмене решения №ОКС-39/2022/000325 от 6 мая 2022 года ГБУ КО «Центр кадастровой оценки и мониторинга недвижимости» - отказать.

Установить кадастровую стоимость земельного участка , площадью 13263 кв.м., расположенного по адресу: , на дату 11 января 2022 года в размере его рыночной стоимости 1068300 (один миллион шестьдесят восемь тысяч триста) рублей.

Датой подачи заявления об установлении кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере его рыночной стоимости считать дату обращения административного истца в ГБУ «Центр кадастровой оценки и мониторинга недвижимости» – 11 апреля 2022 года.

Решение суда об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества в размере рыночной стоимости после его вступления в законную силу является основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в единый государственный реестр недвижимости.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца с даты составления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 8 сентября 2022 года.

Судья Д.В. Шубин