ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-158/2022 от 16.03.2022 Московского областного суда (Московская область)

№3а-158/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 марта 2022 года г. Красногорск

Московская область

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Палагиной А.А.,

при ведении протокола секретарем Румянцевым М.С.,

с участием прокурора Быхановой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-158/2022 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «У дороги» к Правительству Московской области о признании недействующим Постановления Правительства Московской области № 226/14 от 10.04.2018 «О внесении изменений в проект планировки территории для строительства транспортно-пересадочного узла с размещением станции метрополитена в городском округе Котельники Московской области и в городском округе Люберцы Московской области»,

установил:

постановлением Правительства Московской области от 11.11.2014 № 947/42 утвержден проект планировки территории для строительства транспортно-пересадочного узла с размещением станции метрополитена в городском округе Котельники Московской области и в городском округе Люберцы Московской области».

Постановлением Правительства Московской области от 10.04.2018 № 226/14 внесены изменения в проект планировки территории для строительства транспортно-пересадочного узла с размещением станции метрополитена в городском округе Котельники Московской области и в городском округе Люберцы Московской области, утвержденный постановлением Правительства Московской области от 11.11.2014 № 947/42, утвердив его в новой редакции.

Данное постановление Правительства Московской области опубликовано на официальном Интернет-портале Правительства Московской области http://www.mosreg.ru; 04.05.2018, «Ежедневные Новости. Подмосковье», № 92, 24.05.2018 «Информационный вестник Правительства Московской области», № 14, 19.09.2018.

Административный истец ООО «У дороги» обратилось в Московский областной суд с административным исковым заявлением к Правительству Московской области о признании недействующим постановления Правительства Московской области № 226/14 от 10.04.2018 «О внесении изменений в проект планировки территории для строительства транспортно-пересадочного узла с размещением станции метрополитена в городском округе Котельники Московской области и в городском округе Люберцы Московской области».

В обоснование заявленных требований указано, что административный истец ООО «У дороги» является собственником земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, общей площадью 3 556 кв.м., и <данные изъяты> общей площадью 2 146 кв.м., расположенных по адресу: <данные изъяты>.

Административный истец полагает, что оспариваемым постановлением определено планируемое местоположение Транспортно-пересадочного узла с размещением станции метрополитена Котельники (далее по тексу – ТПУ м. Котельники), а также проектом межевания в составе ППТ определил части земельных участков, подлежащих изъятию для государственных нужд согласно перечню. В указанный перечень включены принадлежащие административному истцу земельные участки.

На основании оспариваемого нормативного правового акта Департаментом городского имущества г. Москвы издано распоряжение от 09.11.2020 № 37623 «Об изъятии для государственных нужд объектов недвижимого имущества», согласно которому изъятию подлежат части указанных земельных участков, находящихся в собственности ООО «У дороги», для целей размещения наземных элементов – вентиляционных шахт станции метро Котельники.

По утверждению административного истца, оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует нормам законодательства, имеющего большую юридическую силу, а именно, Градостроительному кодексу Российской Федерации, а также постановлению Правительства Московской области от 25.03.2016 № 230/8 (в редакции от 25.12.2019) «Об утверждении Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области», в котором отсутствовали сведения о планируемых к размещению станций метрополитена как самостоятельных объектов регионального значения, так и в составе транспортно-пересадочных узлов. Таким образом, как полагает административный истец, оспариваемое постановление повлекло лишение его права собственности на землю в отсутствие оснований, предусмотренных законом, для принятия нормативных правовых актов, предусматривающих изъятие земельных участков.

В судебном заседании представители административного истца ООО «У дороги» на основании доверенностей ФИО1, ФИО2, генеральный директор ФИО3 заявленные административные исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Правительства Московской области по доверенности ФИО4, представители заинтересованных лиц Администрации городского округа Котельники Московской области по доверенности ФИО5, ФИО6, представитель Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области ФИО7, представитель ГУП «Московский метрополитен» по доверенности ФИО8, представитель Правительства г. Москвы по доверенности ФИО9 в судебном заседании просили отказать административному истцу в удовлетворении заявленных им требований ввиду их незаконности и необоснованности по основаниям, приведенным в письменных возражениях. В обоснование своей правовой позиции указали на то, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий и с соблюдением требований законодательства к форме, процедуре принятия и введения его в действие, в строгом соответствии нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного слушания, в суд не явились.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, их представителей, исследовав представленные доказательства, проверив оспариваемые положения нормативного правового акта на их соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, проверив порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта, заслушав заключение прокурора Быхановой Е.В., полагавшую необходимым отказать в удовлетворении административного иска, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.

Исходя из положений части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для правильного разрешения настоящего спора об оспаривании нормативного правового акта юридически значимыми обстоятельствами являются: соблюдение порядка принятия нормативного правового акта, в частности, требования, устанавливающие полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Как установлено судом и следует из материалов административного дела, административный истец ООО «У дороги» является собственником земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, общей площадью 3 556 кв.м., и <данные изъяты>, общей площадью 2 146 кв.м., расположенных по адресу: <данные изъяты>.

Постановлением Правительства Московской области от 11.11.2014 № 947/42 утвержден проект планировки территории для строительства транспортно-пересадочного узла с размещением станции метрополитена в городском округе Котельники Московской области и в городском округе Люберцы Московской области».

Постановлением Правительства Московской области от 10.04.2018 № 226/14 внесены изменения в проект планировки территории для строительства транспортно-пересадочного узла с размещением станции метрополитена в городском округе Котельники Московской области и в городском округе Люберцы Московской области, утвержденный постановлением Правительства Московской области от 11.11.2014 № 947/42, утвердив его в новой редакции.

Исходя из положений статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе на принципах: обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; осуществления строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.

Статьей 3 ГрК РФ закреплено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Отношения по планировке территории урегулированы главой 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 41 ГрК РФ, подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

Проект территории и проект межевания территории являются документами по планировке территории (часть 4 статьи 41 ГрК РФ).

Анализ приведенных выше нормативных положений указывает на то, что отношения, возникающие при подготовке и принятии проекта планировки территории, направлены на регулирование общественных отношений, так как градостроительная деятельность имеет целью обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения, устойчивое развитие территорий и необходима для согласования государственный, общественных и частных интересов в данной области, что закреплено в ст. ст. 42 - 46 ГрК РФ, регламентирующих вопросы подготовки и утверждения документации по планировке территории.

Исходя из положений ч.ч. 1, 3, 11 ст. 45 ГрК РФ, решение о подготовке документации по планировке территории принимается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который обеспечивает подготовку документации по планировке территории на основании документов территориального планирования субъектов Российской Федерации, если такими документами предусмотрено размещение линейных объектов.

Согласно ч. 1 ст. 17 Закона Московской области от 07.03.2007 № 36/2007-ОЗ «О Генеральном плане развития Московской области» (далее по тексту – Закон МО № 36/2007-ОЗ) уполномоченный Правительством Московской области центральный исполнительный орган государственной власти Московской области принимает решение о подготовке и обеспечивает подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, для размещения объектов, планируемых на земельных участках, полностью или частично расположенных в зонах планируемого развития транспортных инфраструктур в Московской области и в зонах с особыми условиями использования территории, установленных схемами территориального планирования Московской области.

Пунктом 13 Положения о Комитете по архитектуре и градостроительству Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 02.10.2018 № 689/35, Комитет обеспечивает подготовку документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства областного значения, принятие решений о подготовке документации по планировке территории на основании схем территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, схем территориального планирования Московской области.

Распоряжением Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области (правопредшественник Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области) от 29.12.2017 № 31РВ-328 принято решение о корректировке проекта планировки территории для строительства транспортно-пересадочного узла с размещением станции метрополитена в городском округе Котельники и в городском округе Люберцы Московской области.

На основании ч. 8 ст. 17.1 Закона Московской области № 36/2007-ОЗ документация по планировке территории, подготовленная в целях размещения объекта регионального значения до ее утверждения подлежит согласованию с заинтересованными центральными исполнительными органами государственной власти Московской области и рассмотрению на заседании Градостроительного совета Московской области.

Установлено, что на заседании Градостроительного совета Московской области от 03.04.2018 принято решение о согласовании корректировки проекта планировки территории для строительства транспортно-пересадочного узла с размещением станции метрополитена в городском округе Котельники и в городском округе Люберцы Московской области.

Проект планировки территории для строительства транспортно-пересадочного узла согласован с Министерством транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области, Администрациями городских округов Люберцы и Котельники Московской области.

Уполномоченный орган на принятие решения об утверждении документации по планировке территории согласно положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации определяется в зависимости от: значения объекта (федеральное, региональное, местное), в целях размещения которого разрабатывается такая документация; планируемого размещения объекта относительно границ субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; источника финансирования строительства, реконструкции объекта капитального строительства.

Исходя из положений ч.ч. 3, 3.1 и 4.2 ст. 45 ГрК РФ, уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждают документацию по планировке территории, предусматривающую размещение, в том числе объектов регионального значения, расположенных в границах одного субъекта Российской Федерации.

Из положений Закона Московской области от 02.11.2005 № 230/2005-ОЗ «О Правительстве Московской области» следует, что Правительство Московской области является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти Московской области, наделенным общей компетенцией. Правительство Московской области утверждает документацию по планировке территории для размещения объектов капитального строительства областного значения в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, определяет ее состав и содержание.

Оспариваемое постановление Правительства Московской области опубликовано на официальном Интернет-портале Правительства Московской области http://www.mosreg.ru; 04.05.2018, «Ежедневные Новости. Подмосковье», № 92, 24.05.2018 «Информационный вестник Правительства Московской области», № 14, 19.09.2018.

Таким образом, судом установлено и следует из материалов дела, что оспариваемое постановление Правительства Московской области принято уполномоченным органом в установленной форме, опубликовано в предусмотренном законом порядке.

В соответствии с пунктом 25 статьи 1 ГрК РФ транспортно-пересадочный узел – комплекс объектов недвижимого имущества, включающий в себя земельный участок либо несколько земельных участков с расположенными на них, над или под ними объектами транспортной инфраструктуры, а также другими объектами, предназначенными для обеспечения безопасного и комфортного обслуживания пассажиров в местах их пересадок с одного вида транспорта на другой.

Согласно п. 35 ст. 1 ГрК РФ элемент планировочной структуры - часть территории поселения, городского округа или межселенной территории муниципального района (квартал, микрорайон, район и иные подобные элементы). Виды элементов планировочной структуры устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 6 приложения к приказу Минстроя России от 25.04.2017 № 738/пр «Об утверждении видов элементов планировочной структуры» территория транспортно-пересадочного узла отнесена к элементам планировочной структуры.

В силу статьи 2 Закона Московской области от 05.12.2014 № 164/2014-ОЗ «О видах объектов областного значения, подлежащих отображению на схемах территориального планирования Московской области, видах объектов местного значения муниципального района, поселения, городского округа, подлежащих отображению на схеме территориального планирования муниципального района, генеральном плане поселения, генеральном плане городского округа Московской области», транспортно-пересадочный узел относится к объектам областного значения.

Постановлением Правительства Московской области от 23.07.2013 № 545/30 транспортно-пересадочный узел с размещением станции метрополитена в городском округе Котельники признан объектом регионального значения.

На основании Постановления Правительства Московской области от 20.03.2014 № 168/9 «О развитии транспортно-пересадочных узлов на территории Московской области» транспортный-пересадочный узел Котельники включен в перечень транспортно-пересадочных узлов, развиваемых на основе железнодорожных станций и остановочных пунктов железной дороги, станций Московского метрополитена.

В соответствии с п. 2 ст. 1 ГрК РФ территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для определения планируемого размещения объектов федерального, регионального, местного значения.

Документами территориального планирования субъекта Российской Федерации являются Схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, что следует из положений ч.1 ст. 14 ГрК РФ.

Схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации содержат положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения, относящихся, в том числе к области транспорта (железнодорожный, водный, воздушный транспорт), автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

Схема территориального планирования транспортного обслуживания Московской области утверждена постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 № 230/8 и является составной частью Генерального плана развития Московской области как системы нормативных правовых актов Московской области, определяющих политику органов государственной власти Московской области в сфере стратегического планирования пространственного развития Московской области и задает условия развития региональных транспортный инфраструктур, согласованных с развитием инфраструктур федерального значения.

Схема является градостроительной основой планируемых стратегических преобразований пространства Московской области, а, следовательно, задает рамочные условия развития муниципальных образований Московской области; развития региональных транспортных инфраструктур, согласованного с развитием инфраструктур федерального и муниципального значения; сохранения природного и исторического наследия и своеобразия городов, поселков, сел и деревень Московской области.

Для целей Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области под транспортными инфраструктурами Московской области понимаются сооружения и объекты, в том числе транспортно-пересадочные узлы, которые включают: объекты, необходимые для обеспечения удобного и комфортного обслуживания пассажиров при пересадке с одного вида транспорта на другой (железнодорожные станции, платформы и остановочные пункты; железнодорожные вокзалы и автостанции; торгово-развлекательные объекты; стоянки для временного хранения легкового транспорта; территории для стоянки и разворота общественного автомобильного транспорта; пешеходные переходы); автомобильные дороги и проезды, обеспечивающие подъезд к ТПУ.

Судом установлено, что Схемой территориального планирования транспортного обслуживания Московской области предусмотрено размещение транспортно-пересадочного узла на пересечении ЛРТ «Москва — Люберцы — Москва» и автомобильной дороги М-5 «Урал», линии метрополитена (таблица 2.3.9 планируемые транспортно-пересадочные узлы), как в первоначальной редакции от 25.03.2016, так и в действующей редакции от 30.12.2020.

Таблица 2.3.9 Схемы (в редакции от 30.12.2020) содержит перечень планируемых пересадочных узлов на основе ЛРТ (инфраструктура рельсового скоростного пассажирского транспорта), ВСМ (высокоскоростные железнодорожные магистрали) и автомобильных дорог, в пункте 7 которого указано на пересечение объекта «ЛРТ «Люберцы – Лыткарино – Молоково» с объектом «а/д М-5 «Урал», линия метрополитена» в городском округе Котельники.

При этом, Таблица 2.3.9 Схемы (в первоначальной редакции Схемы) также содержит перечень планируемых пересадочных узлов на основе ЛРТ и ВСМ, в пункте 17 которого указано пересечение объекта «ЛРТ «Москва – Люберцы – Москва» с объектом «автомобильная дорога М-5 «Урал», линия метрополитена (м. «Котельники»)» в городском округе Котельники.

Указанный в Схеме транспортно-пересадочный узел возможно идентифицировать, изучив разделы оспариваемого Постановления «Сведения о размещении планируемого объекта регионального значения» и «Функционально-планировочная организация территории».

Как следует из приведенной в указанных разделах информации, планируемый объект регионального значения транспортно-пересадочный узел «Котельники» размещается в северной части городского округа Котельники и частично в западной части городского округа Люберцы Московской области. Территория размещения транспортно-пересадочного узла «Котельники» разделена на две части автомобильной дорогой М-5 «Урал». На территории, смежной с транспортно-пересадочным узлом в городском округе Люберцы, предусмотрено размещение станции и перронов линии рельсового скоростного пассажирского транспорта «Люберцы – Лыткарино – Молоково».

При данных обстоятельствах, установленных в ходе настоящего судебного разбирательства, доводы административного истца о том, что транспортно-пересадочный узел не предусмотрен Схемой территориального планирования транспортного обслуживания Московской области являются несостоятельными.

Планируемое размещение транспортно-пересадочного узла не противоречит принципу обеспечения устойчивого развития территорий на основе территориального планирования (ч. 1 ст. 2 ГрК РФ).

В соответствии со ст. 26 ГрК РФ реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории.

Проект планировки территории для строительства транспортно-пересадочного узла с размещением станции метрополитена в городских округах Котельники и Люберцы Московской области утвержден постановлением Правительства Московской области от 11.11.2014 № 947/42.

Постановлением Правительства Московской области от 10.04.2018 № 226/14 внесены изменения в проект планировки территории для строительства транспортно-пересадочного узла с размещением станции метрополитена в городском округе Котельники Московской области и в городском округе Люберцы Московской области, утвержденный постановлением Правительства Московской области от 11.11.2014 № 947/42, утвердив его в новой редакции.

Положение о составе и содержании проектов планировки территории, предусматривающих размещение одного или нескольких линейных объектов, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2017 № 564 «Об утверждении Положения о составе и содержании проектов планировки территории, предусматривающих размещение одного или нескольких линейных объектов».

В соответствии с оспариваемым постановлением Правительства Московской области от 10.04.2018 № 226/14 земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты>, принадлежащие административному истцу, частично расположены в границах зоны планируемого размещения транспортно-пересадочного узла «Котельники» и частично в границах красной линии.

Согласно пункту 4 ППТ (в редакции от 10.04.2018), основная часть проекта межевания территории включает в себя, в том числе перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, которые будут отнесены к территориям общего пользования или имуществу общего пользования, в том числе в отношении которых предполагаются резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд.

В указанные перечень (таблица 9) включены земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты> (первоначальный участок <данные изъяты>).

В соответствии с пунктом 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Пунктом 2 данной статьи предусмотрены случаи принудительного изъятия у собственника имущества.

Пунктом 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены случаи изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в том числе для размещения автомобильных дорог регионального значения.

В силу части 1 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены: 1) утвержденными документами территориального планирования (за исключением объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, которые в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не подлежат отображению в документах территориального планирования); 2) утвержденными проектами планировки территории.

Изложенное выше указывает на то, что приоритет публичной цели устойчивого развития территории обусловливает возможность ограничения в ходе градостроительной деятельности прав собственников и обладателей иных прав на земельные участки, расположенные на территории, на которой планируется строительство, реконструкция объекта регионального значения. При этом реализация этой цели осуществляется в рамках закрепленных в законодательстве гарантий и механизмов защиты прав собственников, к которым, в частности, относится механизм компенсации причиненного ущерба.

При этом, само по себе оспариваемое постановление Правительства Московской области, которым внесены изменения в проект планировки территории для строительства транспортно-пересадочного узла с размещением станции метрополитена в городском округе Котельники Московской области и в городском округе Люберцы Московской области не является решением уполномоченного органа об изъятии земельных участков и не лишает административного истца права собственности в отношении земельных участков, в связи с чем такие доводы административного истца ООО «У дороги» обоснованными признать нельзя.

При таких обстоятельствах, у суда отсутствуют законные основания для удовлетворения требований ООО «У дороги» о признании недействующим постановления Правительства Московской области от 10.04.2018 № 226/14 «О внесении изменений в проект планировки территории для строительства транспортно-пересадочного узла с размещением станции метрополитена в городском округе Котельники Московской области и в городском округе Люберцы Московской области».

На основании изложенного и, руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного иска общества с ограниченной ответственностью «У дороги» к Правительству Московской области о признании недействующим постановления Правительства Московской области № 226/14 от 10.04.2018 «О внесении изменений в проект планировки территории для строительства транспортно-пересадочного узла с размещением станции метрополитена в городском округе Котельники Московской области и в городском округе Люберцы Московской области» - отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба и прокурором принесено представление в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.А.Палагина

Мотивированное решение изготовлено 30 марта 2022 года.