Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 07 декабря 2020 года г. Самара Самарский областной суд в составе: председательствующего судьи Ласковской С.Н., при секретаре судебного заседания Зайцеве М.В., с участием: прокурора Семдяновой Я.Ю., представителя административного ответчика Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области ФИО1, представителя заинтересованного лица ПАО «Россетти Волга» ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-1596/2020 по административному исковому заявлению ООО «Электросетевая транспортная компания» о признании недействующим приказа Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 27.12.2019 №869 в части установления индивидуальных тарифов, у с т а н о в и л : приказом Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 27.12.2019 г. №869 установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Самарской области. Общество с ограниченной ответственностью «Электросетевая транспортная компания» (далее - ООО «ЭТК») являющееся территориальной сетевой организаций, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Самарской области, обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим вышеуказанного Приказа, ссылаясь на то, что установленные Приказом тарифы не соответствуют пункту 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 №1178, в части содержания в экспертном заключении регулирующего органа анализа экономической обоснованности расходов по статьям расходов и анализа соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, а также нарушают установленные статьями 20 и 23 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» принципы государственного регулирования и контроля в электроэнергетике, а именно: достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии; обеспечение доступности электрической энергии для потребителей и защиты их прав; обеспечение защиты потребителей от необоснованного повышения цен (тарифов) на электрическую энергию; определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов). По мнению административного истца, Департамент ценового и тарифного регулирования Самарской области при рассмотрении и утверждении тарифов на услуги по передаче электрической энергии существенно занизил величину необходимой валовой выручки (НВВ) ООО «ЭТК», не принял обоснованные расходы компании по ряду статей затрат. В связи с чем, ООО «ЭТК» просит суд признать приказ Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 27.12.2019 №869 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Самарской области» не соответствующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не действующим полностью с момента принятия, а также обязать административного ответчика установить индивидуальные тарифы для взаиморасчетов между ООО «ЭТК» и другими сетевыми компаниями в размере, обеспечивающем административного истца необходимой валовой выручкой. В судебное заседание представитель административного истца ООО «ЭТК» не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, представил суду ходатайство о рассмотрении дела без его участия, заявленные требования поддерживает в полном объеме. Представитель административного ответчика Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области по доверенности ФИО1 в судебном заседании заявленные требования не признал и пояснил, что индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов с сетевыми организациями Самарской области на 2020 год установлены Департаментом в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике», постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 №1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», приказом ФАС России от 19.06.2018 №834/18 «Об утверждении Регламента установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, и формы решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов», постановлением Правительства Самарской области от 10.10.2018 №582 «Об утверждении Положения о Департаменте ценового и тарифного регулирования Самарской области». Принципы тарифного регулирования, установленные Федеральным законом от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике», Департаментом соблюдены. Индивидуальные тарифы для взаиморасчетов ООО «ЭТК» со смежными сетевыми организациями установлены в соответствии со сложившейся разностью между тарифной выручкой и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях). Размер необходимой валовой выручки (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях), принятый в расчет тарифов (4549,0 тыс. руб.) превышает размер выручки, заявленной ООО «ЭТК» на регулирование и опубликованной на официальном сайте (3365,5 тыс. руб.) на 1183,5 тыс. руб. Доводы ООО «ЭТК» о том, что Департамент «существенно занизил величину необходимой валовой выручки ООО «ЭТК» являются необоснованными. Тарифное решение, принятое Департаментом, полностью соответствует требованиям действующего законодательства, способствует осуществлению ООО «ЭТК» предпринимательской деятельности и соблюдает баланс экономических интересов ООО «ЭТК» и потребителей. Департаментом приняты обоснованные расходы ООО «ЭТК» в полном объеме. Материалы, подтверждающие занижение Департаментом необходимой валовой выручки ООО «ЭТК» административным истцом в суд не представлены. Типовая форма экспертного заключения регулирующего органа в сфере электроснабжения законодательством не установлена. Экспертное заключение Департамента содержит: описание нормативно-правовой базы установления индивидуальных тарифов для взаиморасчетов со смежными сетевыми организациями в разделе II, анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов в разделе VII, анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в разделе VIII. На момент ознакомления и утверждения тарифов претензий к размеру утверждаемой необходимой валовой выручки, экспертному заключению и тарифам ООО «ЭТК» не имело, законность причин изменения необходимой валовой выручки административному истцу была понятна. Кроме того, в связи с неполной оплатой ООО «ЭТК» услуг смежных сетевых организаций по установленным Департаментом тарифам, в распоряжении ООО «ЭТК» саккумулировались денежные средства в размере 25860,6 тыс.руб., что превышает годовую необходимую валовую выручку ( с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях), принятую Департаментом в расчет тарифов, на 21311,6 тыс. руб. (или в 5,7 раз), и годовую выручку, заявленную ООО «ЭТК» на регулирование тарифов 2020 года, на 22495,1 тыс. руб. (или в 7,7 раз). Административный истец на протяжении 7 месяцев нарушает платежную дисциплину и ставит тем самым под угрозу качественное и бесперебойное электроснабжение региона. При наличии подтверждающих документов расходы могут быть возмещены административному истцу в последующие периоды регулирования. Административный истец ошибочно полагает, что приказом Департамента от 27.12.2019 №869 утверждается необходимая валовая выручка ООО «ЭТК» и просит признать приказ Департамента от 27.12.2019 №869 недействующим полностью с момента принятия, тем самым просит отменить тарифы, не имеющие отношения к деятельности ООО «ЭТК». Представитель заинтересованного лица ПАО «Россетти Волга» (до переименования - ПАО «МРСК Волги» - «Самарские распределительные сети») по доверенности ФИО2 в судебном заседании полагала, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, поддержав позицию административного ответчика. Представители заинтересованных лиц - ФАС России, АО «Самарская сетевая компания», АО «ОРЭС-Тольятти» в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом. В соответствии с положениями ст. 150, ч. 5 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц. Заслушав пояснения явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В силу ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы. В соответствии с ч. 6 указанной статьи, административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта. С учетом положений части 8 статьи 213 КАС РФ, для правильного разрешения спора об оспаривании нормативного правового акта юридически значимыми обстоятельствами являются: - соблюдение порядка принятия нормативного правового акта, в частности требования, устанавливающие полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; - соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Согласно Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» деятельность организаций в части оказания услуг по передаче электрической энергии относится к сфере деятельности естественной монополии, подлежащей государственному регулированию и осуществляемой в соответствии с принципами, изложенными в Федеральном законе от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике), посредством установления экономически обоснованных тарифов на услуги по передаче электрической энергии. Государственное регулирование в электроэнергетике, в том числе цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, отнесено Законом об электроэнергетике к полномочиям органов исполнительной власти субъектов РФ (часть 4 статьи 23.1, часть 3 статьи 24). В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 10.10.2018 г. №582 «Об утверждении Положения о Департаменте ценового и тарифного регулирования Самарской области» с 01.01.2019 г. образован Департамент ценового и тарифного регулирования Самарской области с передачей ему полномочий министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, а также министерства экономического развития и инвестиций Самарской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) Согласно п.п.1.1. п. 1 Положения Департамент ценового и тарифного регулирования Самарской области (далее - Департамент, Тарифный орган) является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок, платы) на товары (работы, услуги) на территории Самарской области. В силу п.п.1.9 п.1 Положения на Департамент возлагается решение следующих задач: обеспечение единой ценовой и тарифной политики на территории Самарской области; государственное регулирование цен (тарифов, надбавок, платы) на товары (работы, услуги) на территории Самарской области; достижение и соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей газа, электрической и тепловой энергии, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; защита экономических интересов потребителей от монопольного повышения цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат организаций на производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии, газа; создание экономических стимулов обеспечения повышения энергетической эффективности систем тепло- и электроснабжения, коммунальной инфраструктуры и использования энергосберегающих технологий; недопущение установления для отдельных категорий потребителей льготных цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность) и теплоноситель за счет повышения цен (тарифов) для других потребителей; обеспечение при реализации своих полномочий приоритета целей и задач по развитию конкуренции на товарных рынках в установленной сфере деятельности. Оспариваемым приказом Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области №869 от 27.12.2019 г. установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов с сетевыми организациями, расположенными на территории Самарской области. Указанный приказ размещен на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 27.12.2019 и опубликован в официальном печатном издании «Волжская коммуна», № 10(30794), 24.01.2020. Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в соответствии с его компетенцией и соблюдением порядка опубликования. По мотивам отсутствия полномочий у Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области на принятие приказа, а также по порядку его опубликования нормативный правовой акт не оспаривается. Проверяя соответствие оспариваемого приказа нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам. Регулирование тарифов осуществляется органами регулирования в соответствии с принципами регулирования, предусмотренными Законом об электроэнергетике, Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 (далее – Основы ценообразования и Правила соответственно), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, а также иными нормативными правовыми актами РФ в сфере электроснабжения. При государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться следующие основные принципы: - достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии; - обеспечение доступности электрической энергии для потребителей и защита их прав (п.1 ст. 20 Закона об электроэнергетике); - определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); - обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; -учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов); -учет соблюдения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в том числе требований о разработке и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, требований к организации учета и контроля используемых энергетических ресурсов, сокращению потерь энергетических ресурсов; -обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе населения, процесса тарифного регулирования; -обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии (п.2 ст. 23 Закона об электроэнергетике). Согласно пункту 12 Основ ценообразования одним из методов регулирования цен (тарифов) является метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (НВВ). Необходимая валовая выручка - экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования, в который, в частности, включается экономически обоснованные расходы организации на осуществление регулируемой деятельности, а также иные экономически обоснованные расходы (п.2,п.15,п.34 Основ ценообразования). В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации НВВ, определяются регулирующими органами в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам. На основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают НВВ регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования. В силу пункта 5 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 № 98-э, тарифы на услуги по передаче электрической энергии, рассчитываемые с применением Методических указаний (далее - долгосрочные тарифы), устанавливаются на долгосрочный период регулирования (на срок не менее чем пять лет), отдельно на каждый финансовый год в течение этого периода. Тарифы на услуги по передаче электрической энергии, утвержденные на долгосрочный период регулирования, ежегодно корректируются в порядке, предусмотренном Методическими указаниями. В течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка НВВ, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 и (или) 38 Основ ценообразования. По решению регулирующего органа такая корректировка может осуществляться с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также изменение плановых показателей на следующие периоды (абзац 8 пункта 38 Основ ценообразования, пункт 9 Методических указаний № 98-э). В соответствии с пунктом 10 Методических указаний № 98-э результаты деятельности регулируемой организации учитываются при определении ежегодной корректировки необходимой валовой выручки в порядке, определенном пунктом 11 настоящих Методических указаний. Исходя из положений пунктов 49, 50 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2, пункта 42 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, установленный сетевой организации НВВ определяет размер тарифов на передачу электрической энергии (как размер котлового тарифа, так и размер индивидуальных тарифов). Судом установлено, что административный истец - ООО «ЭТК» является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Самарской области с 2017 года. 26.04.2019 г. ООО «ЭТК» обратилось в Департамент ценового и тарифного регулирования Самарской области с заявлением об установлении индивидуальных межсетевых тарифов на 2020 год и корректировке необходимой валовой выручки на 2020 год. В рамках открытого дела Департаментом проведена экспертиза предложения ООО «ЭТК» о размере цен (тарифов), долгосрочных параметров регулирования (вид цены (тарифа) на 2020 год и составлено экспертное заключение в соответствии с пунктом 22 Правил регулирования. 26.12.2019 г. административный истец ознакомлен с проектами приказов об установлении единых (котловых) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии и НВВ территориальных сетевых организаций на 2020 год и о дате заседания Коллегии Департамента на 27.12.2019 г., что подтверждается соответствующим письмом ООО «ЭТК» №197 от 26.12.2019 г. Особое мнение в адрес Департамента с возражениями по планируемым к утверждению тарифам на 2020 год от ООО «ЭТК» не поступало. Пунктами 19,20,21 приказа Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области №869 от 27.12.2019 г. установлены тарифы для взаиморасчетов ООО «ЭТК» со смежными сетевыми организациями АО «ОРЭС-Тольятти», АО «Самарская сетевая компания», филиалом ПАО «МРСК Волги» - «Самарские распределительные сети» (после переименования ПАО «Россетти Волга»). Из материалов дела следует, что тарифное регулирование деятельности ООО «ЭТК» осуществляется методом долгосрочной индексации НВВ. Административный истец в своем иске ссылается на то, что административный ответчик без указания причин существенно занизил величину НВВ ООО «ЭТК», не принял обоснованные расходы компании по ряду статей затрат. Оценив в порядке ст. 84 КАС РФ представленные сторонами в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу, что расчеты НВВ ООО «ЭТК» на 2018-2020 год выполнены органом регулирования в соответствии с требованиями пункта 7 Основ ценообразования, корректировка НВВ проведена в порядке, предусмотренном пунктом 11 Методических указаний № 98-э. Так, в соответствии с Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э и Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными ФСТ России от 06.08.2004 №20-э/20, индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций, определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации – получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций). Основой для расчета индивидуальных тарифов являются единые (котловые) тарифы, которые в свою очередь устанавливаются в рамках предельных уровней. В условиях котловой экономической модели все потребители услуг по передаче электроэнергии, относящиеся к одной группе, оплачивают эти услуги по единому (котловому) тарифу, за счет которого осуществляется сбор необходимой валовой выручки сетевых организаций, входящих в «котел». Впоследствии котловая выручка распределяется между «котлодержателем» и смежными сетевыми организациями через индивидуальные тарифы, обеспечивая тем самым необходимую валовую выручку каждой из сетевых организаций (пункт 3 Основ ценообразования, пункты 49, 52 Методических указаний). Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Самарской области на 2020 год установлены приказом Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 27.12.2019 №868. Данный приказ представляет собой, по существу, план экономической деятельности электросетевого хозяйства Самарской области, в котором учитываются все объекты электросетевого хозяйства, планируемые к использованию электросетевыми организациями в течение периода регулирования. Расчет необходимой валовой выручки и индивидуальных тарифов для взаиморасчетов ООО «ЭТК» со смежными сетевыми организациями выполнен Департаментом в соответствии Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э и Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными ФСТ России от 06.08.2004 №20-э/20. Так, из заключения экспертной группы управления регулирования электроэнергетики Департамента по установлению индивидуальных тарифов для взаиморасчетов ООО «ЭТК» со смежными сетевыми организациями на 2020 год и корректировке необходимой валовой выручки на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год в рамках долгосрочного периода регулирования 2018-2020 от 13.12.2019 г. следует, что величина необходимой валовой выручки (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях) ООО «ЭТК» по осуществлению регулируемого вида деятельности составит 4 549,0 тыс. руб. Поступление денежных средств от гарантирующих поставщиков и энергосбытовых организаций (тарифная выручка), заключающих с сетевыми организациями договоры оказания услуг по передаче электрической энергии в отношении точек поставки на розничном рынке обслуживаемых ими потребителей и оплачивающих услуги по передаче электрической энергии по единым (котловым) тарифам, установленным приказом Департамента от 27.12.2019 №868 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Самарской области на 2020 год» для ООО «ЭТК» должно составить 62 876,9 тыс. руб. Платежи ООО «ЭТК» в адрес смежных сетевых организаций в соответствии с приказом Департамента от 27.12.2019 №869 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Самарской области» должны составить 58 327,9 тыс.руб., в том числе в адрес: филиала ПАО «МРСК-Волги» - «Самарские распределительные сети» (после переименования - ПАО «Россетти Волга») – 44 779,2 тыс.руб., АО «Самарская сетевая компания» - 2 627,6 тыс. руб., АО «ОРЭС-Тольятти» - 10 921,1 тыс. руб. Таким образом, разница между тарифной выручкой и платежами ООО «ЭТК» в 2020 году должна составить 4 549,0 тыс. руб., что соответствует величине необходимой валовой выручки административного истца по осуществлению регулируемого вида деятельности (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях), указанной в заключении экспертной группы от 13.12.2019 г. Необходимая валовая выручка ООО «ЭТК» обеспечивается за счет платежей от потребителей. Разность между тарифной выручкой административного истца получаемой им от потребителей электрической энергии, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях) является базой для расчетов индивидуальных тарифов. Более того, размер необходимой валовой выручки (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях), принятый в расчет тарифов (4549,0 тыс.руб.) превышает размер выручки, заявленной ООО «ЭТК» на регулирование - 3365,5 тыс. руб. на 1183,5 тыс. руб. Таким образом, доводы административного истца о существенном занижении административным ответчиком величины необходимой валовой выручки ООО «ЭТК» несостоятельны. Также не могут быть приняты во внимание доводы административного истца о том, что оспариваемый приказ препятствует осуществлению им предпринимательской деятельности, поскольку, как следует из пояснений представителя административного ответчика, 29.10.2019 г. ООО «ЭТК» заявило рост необходимой валовой выручки, связанной с изменением объема обслуживаемого оборудования (условные единицы увеличились в 2 раза). Данные изменения были учтены административным ответчиком при регулировании тарифов. При этом рост необходимой валовой выручки ООО «ЭТК» на 2020 год по сравнению с 2019 годом составил 185%. В соответствии с частью 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений. Достоверные и допустимые доказательства того, что утвержденные приказом Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 27.12.2019 №869 тарифы в отношении ООО «ЭТК» не были рассчитаны на экономически обоснованном уровне, административным истцом в материалы дела не представлены. Доводы административного истца о нарушении административным ответчиком при вынесении оспариваемого приказа принципов государственного регулирования и контроля в электроэнергетике, установленных статьями 20 и 23 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» не могут быть приняты во внимание, поскольку являются голословными. Баланс интересов потребителей и регулируемых организаций достигается реализацией предусмотренного действующим законодательством в сфере тарифного регулирования механизмом установления и последующей корректировки тарифов на передачу электрической энергии с учетом фактических значений параметров расчета тарифов за прошедшие периоды, который позволяет учесть как экономически обоснованные выпадающие доходы регулируемых организаций, так и экономию, полученную в результате деятельности. Учитывая изложенное, ООО «ЭТК» не лишено права на обоснование, а также возмещение понесенных экономически обоснованных расходов, но не учтенных при регулировании на 2020 год. При таких обстоятельствах у суда нет оснований считать оспариваемый приказ по установлению индивидуальных тарифов не соответствующим требованиям нормативно-правовых актов, регулирующих цены на услуги по передаче электрической энергии. Приказ от 27.12.2019 №869 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Самарской области» принят уполномоченным органом - Департаментом ценового и тарифного регулирования Самарской области, в пределах компетенции, с соблюдением формы и процедуры принятия решения, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, прав и законных интересов административного истца не нарушает, в связи с чем, оснований для удовлетворения административного иска ООО «ЭТК», не имеется. В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Суд также полагает, что не имеется оснований для удовлетворения требований административного истца в части возложения на Департамент ценового и тарифного регулирования Самарской области установить индивидуальные тарифы для взаиморасчетов между ООО «ЭТК» и другими сетевыми компаниями в размере, обеспечивающем административного истца необходимой валовой выручкой, поскольку данные требования являются производными от основных требований, в удовлетворении которых отказано. Кроме того, в компетенцию суда не входит понуждение органов исполнительной либо законодательной власти принимать нормативные правовые акты либо вносить в них изменения. На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 208-2015 КАС РФ, суд р е ш и л : В удовлетворении административных исковых требований ООО «Электросетевая транспортная компания» о признании недействующим приказа Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области №869 от 27.12.2019 г. «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Самарской области» - отказать. Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме. Судья: С. Н. Ласковская Решение суда в окончательной форме изготовлено 16 декабря 2020 года. |