ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-159/18 от 27.09.2018 Ульяновского областного суда (Ульяновская область)

Дело № 3а-159/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ульяновский областной суд в составе:

председательствующего судьи Зуевой Н.В.,

при секретаре Кузеевой Г.Ш.,

с участием прокурора Федечко Ф.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Дейли» о признании недействующим приказа Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 5 марта 2018 года № 06-104 «О тарифах на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг, предоставляемых в форме социального обслуживания на дому»,

У С Т А Н О В И Л :

Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области 18 января 2018 года принят приказ № 11-П «Об утверждении величины подушевых нормативов финансирования социальных услуг, предоставляемых в форме социального обслуживания.

Приказом Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 30 января 2018 года № 06-25 утверждены тарифы на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг, предоставляемых в форме социального обслуживания на дому.

Приказом Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 5 марта 2018 года № 06-104 «О тарифах на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг, предоставляемых в форме социального обслуживания на дому»  приказ Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 30 января 2018 года № 06-25 признан утратившим силу и утверждены новые тарифы на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг, предоставляемых в форме социального обслуживания на дому, согласно приложению к нему.

Общество с ограниченной ответственностью «Дейли» (далее ООО «Дейли») обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими со дня его принятия приказа Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 5 марта 2018 года № 06-104 «О тарифах на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг, предоставляемых в форме социального обслуживания на дому» и возложении на Министерство развития конкуренции и экономики Ульяновской области обязанности принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный недействующим.

В обоснование заявленных требований указано на то, что ООО «Дейли» является поставщиком социальных услуг, включенным в реестр поставщиков социальных услуг в форме социального обслуживания граждан на дому, но не участвующим в выполнении государственного задания (заказа).

20 июля 2016 года между Главным управлением труда, занятости социального благополучия Ульяновской области и ООО «Дэйли» был заключен договор на предоставление субсидии за счёт средств областного бюджета Ульяновской области. По истечении срока действия договора правовые отношения между обществом и исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, уполномоченным в сфере социальной защиты населения, - Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, складываются на основании ежемесячных соглашений о выплате компенсации. Бюджет предприятия формируется за счёт выплаты обществу компенсации на основании тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг, предоставляемых в форме социального обслуживания на дому.

Приказом Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 30 января 2018 года № 06-25 были утверждены тарифы на социальные услуги на 2018 год. Данные тарифы были утверждены на основании величины подушевых нормативов финансирования социальных услуг, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области от 18 января 2018 года            № 11-П. В целом тарифы соответствовали общим затратам общества на оказание социальных услуг.

Однако, приказом Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 05 марта 2018 года № 06-104 признан утратившим силу приказ от 30 января 2018 года № 06-25 и утверждены новые тарифы на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг. При этом тарифы уменьшены регулирующим органом почти в 2 раза, а размеры величины подушевых нормативов финансирования социальных услуг остались на прежнем уровне.

Указывает, что оспариваемый приказ Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области  противоречит статьей 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135- ФЗ «О защите конкуренции» и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, создает препятствия для осуществления уставной деятельности, так как лишает общество в полной мере получения возмещения затрат на оказанные социальные услуги населению.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Правительство Ульяновской области, Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Представители ООО «Дейли» ФИО1, ФИО2 в судебном заседании административные исковые требования поддержали и дали пояснения, аналогичные изложенным в административном иске. Дополнительно пояснили, что оспариваемый приказ не соответствует Постановлению Правительства Ульяновской области от 30 декабря 2014 года № 621-П «О порядке утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг», поскольку пунктом 1 указанного Порядка предусмотрено, что тарифы на социальные услуги устанавливаются на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг, что означает равенство размеров тарифов размерам подушевых нормативов финансирования.  

Представитель Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области  ФИО3 просила в удовлетворении заявления отказать. Пояснила, что методика расчета тарифов на социальные услуги, предоставляемых в форме социального обслуживания на дому, не утверждена Правительством Российской Федерации.

Порядком утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 30 декабря 2014 года № 621-П, предусмотрено, что тарифы на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг утверждаются на основе предложений исполнительного органа государственной власти Ульяновской области, уполномоченного в сфере социального обслуживания, - Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области к рассмотрению для утверждения тарифов на социальные услуги, предоставляемые в форме социального обслуживания на дому было предложено два варианта величины тарифов: первый вариант – тарифы, рассчитанные как равные подушевым нормативам финансирования социальных услуг; второй вариант – тарифы, рассчитанные исходя из средств утверждённого областного бюджета Ульяновской области.

Министерством развития конкуренции и экономики Ульяновской области  в пределах возложенных полномочий приказом от 30 января 2018 года № 06-25 были утверждены тарифы на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг, предоставляемых в форме социального обслуживания на дому, с ростом в 1,5 раза от ранее действовавших тарифов (с декабря 2015 по январь 2018 года).

После вступления в силу новых тарифов, от получателей социальных услуг стали поступать жалобы о резком увеличении платы за оказываемые услуги на дому.

В целях недопущения социальной напряжённости среди граждан пожилого возраста, находящихся на социальном обслуживании на дому, в период, предшествующий выборам кандидатов в представительные органы государственной власти, было принято решение об отмене действовавших тарифов и утверждении величин тарифов со снижением в 1,5 раза (оспариваемый приказ Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области  от 5 марта 2018 года № 06-104). При расчете тарифа Министерством применена следующая формула:

Тариф =ПНФ * (1- 0,344), где:

ПНФ - стоимость услуги с учётом расходов организаций на одного получателя (подушевой норматив финансирования социальных услуг),

Таким образом, Министерство развития конкуренции и экономики Ульяновской области считает, что расчет тарифов произведен верно с соблюдением процедуры и в рамках полномочий Министерства.

Представитель Правительства Ульяновской области ФИО4 не согласилась с административными исковыми требованиями, поддержав позицию представителя Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области.

Представитель Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в судебное заседание не явился. В отзыве указал, что Министерство рассчитывает только подушевые нормативы финансирования социальных услуг в соответствии с методическими рекомендациями, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2014 года № 1285. Тарифы на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг рассчитывает Министерство развития конкуренции и экономики Ульяновской области согласно постановлению Правительства Ульяновской области от 30.12.2014 № 621-П «О порядке утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг».

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Федечко Ф.И., полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статьей 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации») предусмотрено, что правовое регулирование социального обслуживания граждан осуществляется на основании настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 2 и 11 статьи 8 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания относятся определение уполномоченного органа субъекта Российской Федерации, а также при необходимости уполномоченной организации; установление порядка утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг.

Согласно части 1 статьи 30 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» источниками финансового обеспечения социального обслуживания являются:

1) средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

2) благотворительные взносы и пожертвования;

3) средства получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату;

4) доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, осуществляемой организациями социального обслуживания, а также иные не запрещенные законом источники.

Согласно части 4 статьи 30 указанного закона финансовое обеспечение предоставления социальных услуг негосударственными организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по социальному обслуживанию, и предоставляющими социальные услуги социально ориентированными некоммерческими организациями осуществляется путем предоставления субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, проведения закупок социальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату.

По смыслу части 8 статьи 30 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», негосударственному поставщику социальных услуг выплачивается компенсация в размере и в порядке, которые определяются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 Положения о размере и порядке выплаты поставщику или поставщикам социальных услуг компенсации, если гражданин получает социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой, у поставщика или поставщиков социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг Ульяновской области, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), утвержденного Приказом Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области от 02 февраля 2017 года № 27-п, размер компенсации определяется исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, уполномоченным в сфере социальной защиты населения, согласно утвержденным тарифам на социальные услуги, рассчитанным на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг.

ООО «Дейли» является поставщиком социальных услуг, включенным в реестр поставщиков социальных услуг в форме социального обслуживания граждан на дому, но не участвующим в выполнении государственного задания (заказа).

Таким образом, ООО «Дейли» является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, и в отношении него оспариваемый приказ применяется.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 4 Закона Ульяновской области от 6 ноября 2014 года № 174-ЗО «О регулировании некоторых вопросов в сфере социального обслуживания населения на территории Ульяновской области» Правительство Ульяновской области устанавливает порядок утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг.

В соответствии с пунктами 1.1 и 2.2.8 Положения о Министерстве развития конкуренции и экономики Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 14 апреля 2014 года   № 8/125-П, Министерство является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, устанавливающим, в том числе, в сфере регулирования цен и тарифов цены (тарифы) на социальные услуги, предоставляемые населению организациями социального обслуживания по представлению органов социальной защиты населения.

В силу статьи 5 Закона Ульяновской области от 29 ноября 2005 года № 136-ЗО «О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Ульяновской области» официальным опубликованием нормативных правовых актов Ульяновской области считается первая публикация их полного текста в газетах «Народная газета», «Ульяновская правда» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Оспариваемый административным истцом приказ опубликован в газете «Ульяновская правда» № 18 от 20 марта 2018 года.

Таким образом, оспариваемый административным истцом приказ был принят Министерством развития конкуренции и экономики Ульяновской области по вопросу, отнесенному к его компетенции, и в установленном законом порядке опубликован.

Довод административного истца о несоответствии оспариваемого им приказа положениям статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», предусматривающим запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов, органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, является необоснованным.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев.

Однако приказом Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 5 марта 2018 года № 06-104 «О тарифах на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг, предоставляемых в форме социального обслуживания на дому» преимуществ кому-либо из поставщиков социальных услуг не предоставлено.

Вместе с тем, Постановлением Правительства Ульяновской области от 30 декабря 2014 года № 621-П утвержден Порядок утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг (далее Порядок), согласно пункту 1 которого тарифы на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг (далее - тарифы) утверждаются исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, уполномоченным в сфере государственного регулирования цен и тарифов на территории Ульяновской области (далее - уполномоченный орган), на основе предложений исполнительного органа государственной власти Ульяновской области, уполномоченного в сфере социального обслуживания (далее - исполнительный орган в сфере социального обслуживания).

В соответствии с пунктами 2, 4, 5 Порядка указанные в пункте 1 предложения разрабатываются исполнительным органом в сфере социального обслуживания с учетом методических рекомендаций по расчету подушевых нормативов финансирования социальных услуг, утвержденных в установленном порядке.

Исполнительный орган в сфере социального обслуживания:

1) ежегодно разрабатывает и не позднее 1 сентября текущего года представляет указанные в пункте 1 настоящего Порядка предложения в уполномоченный орган;

2) не позднее 30 календарных дней со дня вступления в силу нормативных правовых актов, устанавливающих новые виды социальных услуг, разрабатывает и представляет в уполномоченный орган предложения о тарифах на такие социальные услуги.

Уполномоченный орган:

1) утверждает тарифы в срок до 25 декабря года, в котором исполнительным органом в сфере социального обслуживания представлены предложения, указанные в пункте 1 настоящего Порядка;

2) утверждает тарифы на новые виды социальных услуг не позднее 30 календарных дней со дня представления исполнительным органом в сфере социального обслуживания предложений, указанных в подпункте 2 пункта 4 настоящего Порядка.

Из Порядка утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг следует, что тарифы на социальные услуги утверждаются уполномоченным органом на основании установленных исполнительным органом в сфере социального обслуживания подушевых нормативов финансирования социальных услуг ежегодно.

Таким образом, оспариваемый приказ Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области  от 5 марта 2018 года № 06-104 не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а именно Постановлению Правительства Ульяновской области от 30 декабря 2014 года № 621-П «О порядке утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг» в части произвольного, до истечения одного года, без изменения подушевых нормативов финансирования социальных услуг, изменения тарифов на социальные услуги, предоставляемые в форме социального обслуживания на дому, утвержденных Приказом Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 30 января 2018 года № 06-25.

При этом ссылка представителя административного ответчика на такое основание изменения утвержденных в установленном порядке на год тарифов как недопущение социальной напряжённости среди граждан в период, предшествующий выборам депутатов в представительные органы государственной власти, не свидетельствует о законности оспариваемого нормативного правового акта, поскольку Постановлением Правительства Ульяновской области от 30 декабря 2014 года № 621-П «О порядке утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг» не предусмотрено права уполномоченного органа изменять утвержденные на год тарифы. 

Таким образом, административные исковые требования о признании недействующим приказа Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 5 марта 2018 года № 06-104 «О тарифах на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг, предоставляемых в форме социального обслуживания на дому» подлежат удовлетворению.

Поскольку приказ Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 5 марта 2018 года № 06-104 «О тарифах на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг, предоставляемых в форме социального обслуживания на дому» применялся и на основании него были реализованы права граждан и организаций, то в соответствии со статьей 215 КАС РФ и с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», суд полагает, что нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим со дня вступления решения в законную силу.

Согласно части 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.

Правовых оснований, предусмотренных частью 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для возложении на административного ответчика обязанности принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный недействующим, как о том просит административный истец, не имеется, так как в случае признания оспариваемого приказа недействующим действует приказ Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 30 января 2018 года № 06-25.

Согласно статье 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Дейли» следует взыскать в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины 4500 рублей.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск общества с ограниченной ответственностью «Дейли» удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления в законную силу решения суда приказ Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 5 марта 2018 года № 06-104 «О тарифах на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг, предоставляемых в форме социального обслуживания на дому».

Взыскать с Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Дейли» в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины 4500 рублей.

В течение месяца со дня вступления в законную силу решения сообщение о его принятии подлежит опубликованию в газете «Ульяновская правда».

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:                                                                                   Н.В.Зуева