ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-159/19 от 23.07.2019 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Дело № 3а – 159/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 июля 2019 года город Ростов-на-Дону

Ростовский областной суд в составе

председательствующего судьи Чайка Е.А.,

при секретаре Паненковой Е.С.,

с участием представителя ООО «ЮжСталь» ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ростовского областного суда административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЮжСталь» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

ООО «ЮжСталь» обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости посредством установления кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков с кадастровыми номерами НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, и нежилых зданий с кадастровыми номерами НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, расположенных по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, в размере их рыночной стоимости.

В обоснование своих требований административный истец указал, что кадастровая стоимость земельных участков, определённая по состоянию на 1 января 2014 года, и кадастровая стоимость нежилых зданий по состоянию на 1 января 2016 года и на 21 ноября 2013 года существенно превышает рыночную стоимость указанных объектов недвижимости, определённую в отчётах об оценке, что нарушает его права, как плательщика земельного налога и налога на имущество. По этим основаниям административный истец просил суд установить кадастровую стоимость вышеуказанных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, определённой в отчётах об оценке.

Определением судьи Ростовского областного суда от 12 марта 2019 года административное исковое заявление ООО «ЮжСталь» принято к производству суда, административному делу присвоен номер 3а-159/2019.

В качестве административных ответчиков к участию в деле привлечены Правительство Ростовской области и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, в качестве заинтересованных лиц - ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ростовской области, Администрация Красносулинского городского поселения.

Определениями судьи Ростовского областного суда от 14 марта 2019 года из административного дела № 3а-159/2019 в отдельное производство выделены административные исковые требования ООО «ЮжСталь» об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в размере их рыночной стоимости (административному делу присвоен номер № 3а – 166/2019); административные исковые требования об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (административное дело № 3а – 167/2019); административные исковые требования об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилых зданий с кадастровыми номерами НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (административное дело № 3а – 168/2019).

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 уточнил заявленные требования в порядке статьи 46 КАС Российской Федерации и, ссылаясь на выводы проведённой по делу судебной экспертизы, просил установить кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН равной их рыночной стоимости в размере, определённом в заключении эксперта.

Представители остальных лиц, участвующих в деле, надлежаще извещённых о месте и времени судебного разбирательства, в суд не явились, о причинах неявки суд не известили.

Представитель Правительства Ростовской области ФИО2 обратилась с письменным ходатайством, в котором просила рассмотреть дело в своё отсутствие, не возражала против установления кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости равной рыночной стоимости, определённой по результатам судебной экспертизы.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области в письменных возражениях просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя и в удовлетворении заявленных требований отказать, полагая, что Управление необоснованно привлечено к участию в деле, поскольку оно не принимало решение о проведении государственной кадастровой оценки на территории Ростовской области, не являлось заказчиком работ по определению кадастровой стоимости, не нарушало и не оспаривало права заявителя.

Администрация Красносулинского городского поселения представила возражения на административный иск, в которых просила в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку уменьшение кадастровой стоимости приведёт к нарушению интересов бюджета города, который недополучит запланированные доходы, и рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, т.к. оснований для отложения судебного разбирательства административного дела, предусмотренных статьями 150, 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в данном случае не имеется.

Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав и оценив письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Статьёй 65 Земельного кодекса Российской Федерации регламентировано, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункты 1, 5).

В статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации закреплены положения о том, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением установленных законом случаев. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей (статья 2); под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (часть 2 статьи 3); под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определённая в случаях, предусмотренных статьёй 24.19 данного Федерального закона (часть 3 статьи 3).

Судом установлено, что ООО «ЮжСталь» является собственником следующих объектов недвижимости:

1) земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, категория земель – земли населённых пунктов, разрешённое использование – производственные цели, площадью 6 305 кв. м; местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН;

2) земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, категория земель – земли населённых пунктов, разрешенное использование – производственные цели, площадью 198546 кв. м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН;

3) земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, категория земель - земли населённых пунк­тов, разрешённое использование - здание инструментального цеха, литер К1, площадью 4 003 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположен­ного в границах участка, почтовый адрес ориентира: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН;

4) земельного участка с кадаст­ровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, категория земель - земли населённых пунк­тов, разрешённое использование - производственные цели, площадью 4 567 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в гра­ницах участка, почтовый адрес ориентира: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН;

5) земельного участка с кадаст­ровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, категория земель - земли населённых пунк­тов, разрешённое использование - производственные цели, площадью 7 886 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в гра­ницах участка, почтовый адрес ориентира: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН;

6) земельного участка с кадаст­ровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, категория земель - земли населённых пунк­тов, разрешённое использование - производственные цели, площадью 95 264 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в гра­ницах участка, почтовый адрес ориентира: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН;

7) земельного участка с кадаст­ровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, категория земель - земли населённых пунк­тов, разрешённое использование - производственные цели, площадью 4 334 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в гра­ницах участка, почтовый адрес ориентира: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН;

8) земельного участка с кадаст­ровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, категория земель - земли населённых пунк­тов, разрешённое использование - производственные цели, площадью 108 406 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН;

9) земельного участка с кадаст­ровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, категория земель - земли населённых пунк­тов, разрешённое использование - производственные цели, площадью 48 906 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в гра­ницах участка, почтовый адрес ориентира: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН;

10) земельного участка с кадаст­ровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, категория земель - земли населённых пунк­тов, разрешённое использование - производственные цели, площадью 31 806 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в гра­ницах участка, почтовый адрес ориентира: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН;

11) земельного участка с кадаст­ровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, категория земель - земли населённых пунк­тов, разрешённое использование - производственные цели, площадью 85 093 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в гра­ницах участка, почтовый адрес ориентира: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН;

12) земельного участка с кадаст­ровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, категория земель - земли населённых пунк­тов, разрешённое использование – производственные цели, площадью 109697 кв. м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в гра­ницах участка, почтовый адрес ориентира: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.

Земельные участки с кадастровыми номерами НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН поставлены на государственный кадастровый учёт 15 апреля 2008 года, земельный участок с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН - 5 декабря 2007 года, земельные участки с кадастровыми номерами НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН поставлены на государственный кадастровый учет 10 апреля 2008 года, земельные участки с кадастровыми номерами НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН - 11 апреля 2008 года, земельный участок с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН - 16 апреля 2008 года.

В Ростовской области очередная государственная кадастровая оценка земель населённых пунктов была проведена по состоянию на 1 января 2014 года. Кадастровая стоимость спорных земельных участков определена согласно постановлению Правительства Ростовской области от 25 ноября 2014 года № 777 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков населённых пунктов в границах муниципальных районов Ростовской области».

Согласно выпискам из ЕГРН по состоянию на 1 января 2014 года кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости установлена в следующих размерах:

1) земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН - в размере 5 460256, 10 руб.;

2) земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН – 145625549, 16 руб.;

3) земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН – 4040347, 99 руб.;

4) земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН – 5010227, 35 руб.;

5) земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН – 8324382, 74 руб.;

6) земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН – 77925952 руб.;

7) земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН – 4542162, 02 руб.;

8) земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН – 91691962, 92 руб.;

9) земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН – 39012805, 26 руб.;

10) земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН – 29583396, 72 руб.;

11) земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН – 65604150, 21 руб.;

12) земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН – 98897330, 35 руб.

Административный истец считает кадастровую стоимость земельных участков завышенной.

Согласно статье 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» физические и юридические лица вправе оспаривать результаты определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

При этом для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления предварительный порядок обращения в Комиссию является досудебным порядком урегулирования спора.

Пунктом 1 статьи 388, пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка учитываются при определении налоговой базы для уплаты земельного налога, а потому результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности административного истца.

В силу положений статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» самостоятельным основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.

Воспользовавшись предоставленным статьёй 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости, административный истец 25 декабря 2018 года обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную на основании приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 5 марта 2012 г. № П/91 в Ростовской области при Управлении Росреестра по Ростовской области, с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости на основании установления их рыночной стоимости, представив отчёт об оценке от 23 декабря 2018 года № 155/2018, подготовленный оценщиком ООО «ПОЛИЭКСПЕРТ» ФИО______

В отчёте по состоянию на 1 января 2014 года рыночная стоимость объектов оценки определена в следующих размерах:

1) земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН - в размере 1244354, 80 руб.;

2) земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН – 30956180, 46 руб.;

3) земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН – 790032, 08 руб.;

4) земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН – 901343, 12 руб.;

5) земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН – 1556380, 96 руб.;

6) земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН – 15229055, 46 руб.;

7) земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН – 855358, 24 руб.;

8) земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН – 16902056, 45 руб.;

9) земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН – 8397316, 70 руб.;

10) земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН – 5461191, 98 руб.;

11) земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН – 13603103, 13 руб.;

12) земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН – 17103341, 94 руб.

Из материалов дела следует, что комиссия решением от 22 января 2019 года № 11-26/2018-382 отклонила заявление административного истца о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости, указав, что оформление и содержание отчёта об оценке не соответствует требованиям действующего законодательства.

Таким образом, досудебный порядок урегулирования спора административным истцом соблюдён.

В пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при её проведении (статьи 77, 78 КАС РФ).

Учитывая наличие возражений лиц, участвующих в деле, а также количественные показатели разницы между кадастровой стоимостью и выводом оценщика о рыночной стоимости земельных участков, с целью проверки представленных доказательств судом была назначена экспертиза для определения рыночной стоимости спорных объектов по состоянию на 1 января 2014 года. Проведение экспертизы было поручено ООО «Экспертное бюро оценки и консалтинга».

Согласно заключению экспертов ООО «Экспертное бюро оценки и консалтинга» ФИО______ и ФИО______ от 27 июня 2019 года № 686-Э/2019 рыночная стоимость объектов экспертизы по состоянию на 1 января 2014 года составляет:

1) земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН - 3209000 руб.;

2) земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН –83786000 руб.;

3) земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН – 2038000 руб.;

4) земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН – 2325000 руб.;

5) земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН – 4014000 руб.;

6) земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН – 41726000 руб.;

7) земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН – 2206000 руб.;

8) земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН – 45747000 руб.;

9) земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН – 23133000 руб.;

10) земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН – 15 044000 руб.;

11) земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН – 37271000 руб.;

12) земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН – 46292000 руб.

Возражений, замечаний относительно выводов экспертов от лиц, участвующих в деле, не поступило. Указанное экспертное заключение послужило основанием для уточнения административным истцом своих требований.

Оценивая экспертное заключение по правилам статьи 168 КАС РФ, суд находит, что экспертиза проведена лицами, обладающими специальными знаниями, имеющими соответствующую квалификацию, предупреждёнными об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, в установленном процессуальным законом порядке.

Из заключения следует, что определённая в нём итоговая рыночная стоимость объектов экспертизы не является произвольной, при оценке объектов эксперты придерживались принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение экспертов базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; экспертами проанализирован рынок недвижимости в Ростовской области и г. Красный ФИО3, для определения рыночной стоимости земельных участков эксперты использовали сравнительный подход, в рамках которого применили метод сравнения продаж, выявив земельные участки, выставленные на продажу, сопоставимые по своим характеристикам с земельными участками, являющимися объектами исследования. В качестве единицы сравнения выбрана стоимость 1 кв. м земельного участка. От применения доходного и затратного подходов эксперты мотивированно отказались.

Оценка объектов экспертизы произведена с учётом их количественных и качественных характеристик; по выявленным отличиям объектов-аналогов и объектов экспертизы цены объектов-аналогов были скорректированы в расчётах с применением корректировок по всем значимым группам элементов сравнения. В заключении содержатся таблицы, расчёты и пояснения к ним, подробное обоснование необходимости применения или неприменения конкретных корректировок. Расчёты, проведённые в рамках используемого экспертами сравнительного подхода, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов исследования по состоянию на дату определения кадастровой стоимости.

Суд находит, что заключение экспертизы является убедительным и сомнений в своей обоснованности не вызывает. Данных о наличии в заключении нарушений, лишающих его доказательственного значения, суду не представлено.

При таком положении суд приходит к выводу, что величина рыночной стоимости, указанная в заключении экспертов, является экономически обоснованной, а административное исковое заявление об установлении кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 1 января 2014 года в размере их рыночной стоимости, определённом в результате экспертизы, подлежит удовлетворению.

Ссылки Администрации Красносулинского городского поселения на то, что удовлетворение заявленных требований повлечёт уменьшение поступлений в местный бюджет, в рассматриваемой ситуации не имеют правового значения, поскольку возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости посредством установления его рыночной стоимости прямо предусмотрена законом.

Доводы, изложенные в возражениях Управления Росреестра по Ростовской области, не содержат оснований для отказа в удовлетворении административного искового заявления, т.к. в них не приведены доказательства недостоверности сведений о величине рыночной стоимости, которую просит установить административный истец в качестве кадастровой. Возражения сводятся к необоснованности привлечения Управления к участию в деле.

Между тем необходимость участия в деле Управления Росреестра по Ростовской области в качестве административного ответчика предусмотрена положениями части 2 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии». В связи с этим возражения Управления Росреестра по Ростовской области суд находит неправомерными.

Согласно статье 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» настоящее решение является основанием для внесения сведений об установленной судом кадастровой стоимости объектов недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости. Датой подачи заявления следует считать дату обращения заявителя с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в комиссию, т.е. 25 декабря 2018 года.

Разрешая вопрос о судебных расходах, суд исходит из следующего.

В силу положений статей 103, 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела, к которым, в частности, относятся суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам.

В соответствии с частью 3 статьи 108 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации эксперты, специалисты и переводчики получают вознаграждение за выполненную ими по поручению суда работу, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей в качестве работников государственного учреждения. Размер вознаграждения экспертам и специалистам определяется судом по согласованию со сторонами и по соглашению с экспертами и со специалистами.

Из представленных счёта от 27 июня 2019 года № 121 и экономического обоснования расчёта затрат на проведение экспертизы усматривается, что стоимость экспертизы в размере 160 000 руб. определена экспертной организацией с учётом стоимости одного экспертного часа, времени, объективно необходимого для проведения экспертизы, и соответствует объёму проделанной экспертом работы по определению рыночной стоимости 12 земельных участков.

Поскольку административные исковые требования направлены на реализацию в судебном порядке права на установление кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной, при этом бремя доказывания величины рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, возложено на административного истца, а также учитывая, что удовлетворение судом заявленных требований не обусловлено установлением фактов нарушения или оспаривания прав административного истца административными ответчиками, и установление кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной рыночной, не опровергает предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки, даже при наличии разницы между рыночной и кадастровой стоимостью, то судебные расходы, в том числе расходы по уплате государственной пошлины и по оплате услуг эксперта, относятся на административного истца.

В связи с этим сумма 160 000 руб., внесённая ООО «ОРБИТА» за ООО «ЮжСталь» на лицевой счёт по учёту операций со средствами, поступающими во временное распоряжение, открытый Ростовскому областному суду, на основании платёжного поручения от 17 мая 2019 года № 604, подлежит перечислению экспертной организации за проведённую судебную оценочную экспертизу.

Руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, категория земель – земли населённых пунктов, разрешённое использование – производственные цели, площадью 6 305 кв. м; местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, в размере его рыночной стоимости, составляющей 3209000 руб. по состоянию на 1 января 2014 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН категория земель – земли населённых пунктов, разрешенное использование – производственные цели, площадью 198546 кв. м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, в размере его рыночной стоимости, составляющей 83786000 руб. по состоянию на 1 января 2014 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадаст­ровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, категория земель - земли населённых пунк­тов, разрешённое использование - здание инструментального цеха, литер К1, площадью 4 003 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположен­ного в границах участка, почтовый адрес ориентира: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, в размере его рыночной стоимости, составляющей 2 038000 руб. по состоянию на 1 января 2014 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадаст­ровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, категория земель - земли населённых пунк­тов, разрешённое использование - производственные цели, площадью 4 567 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в гра­ницах участка, почтовый адрес ориентира: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, в размере его рыночной стоимости, составляющей 2 325000 руб. по состоянию на 1 января 2014 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадаст­ровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, категория земель - земли населённых пунк­тов, разрешённое использование - производственные цели, площадью 7 886 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в гра­ницах участка, почтовый адрес ориентира: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, в размере его рыночной стоимости, составляющей 4 014000 руб. по состоянию на 1 января 2014 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадаст­ровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, категория земель - земли населённых пунк­тов, разрешённое использование - производственные цели, площадью 95 264 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в гра­ницах участка, почтовый адрес ориентира: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, в размере его рыночной стоимости, составляющей 41 726000 руб. по состоянию на 1 января 2014 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадаст­ровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, категория земель - земли населённых пунк­тов, разрешённое использование - производственные цели, площадью 4 334 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в гра­ницах участка, почтовый адрес ориентира: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, в размере его рыночной стоимости, составляющей 2 206000 руб. по состоянию на 1 января 2014 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадаст­ровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, категория земель - земли населённых пунк­тов, разрешённое использование - производственные цели, площадью 108 406 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, в размере его рыночной стоимости, составляющей 45 747000 руб. по состоянию на 1 января 2014 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадаст­ровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, категория земель - земли населённых пунк­тов, разрешённое использование - производственные цели, площадью 48 906 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в гра­ницах участка, почтовый адрес ориентира: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, в размере его рыночной стоимости, составляющей 23 133000 руб. по состоянию на 1 января 2014 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадаст­ровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, категория земель - земли населённых пунк­тов, разрешённое использование - производственные цели, площадью 31 806 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в гра­ницах участка, почтовый адрес ориентира: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, в размере его рыночной стоимости, составляющей 15 044000 руб. по состоянию на 1 января 2014 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадаст­ровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, категория земель - земли населённых пунк­тов, разрешённое использование - производственные цели, площадью 85 093 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в гра­ницах участка, почтовый адрес ориентира: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, в размере его рыночной стоимости, составляющей 37 271000 руб. по состоянию на 1 января 2014 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадаст­ровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, категория земель - земли населённых пунк­тов, разрешённое использование – производственные цели, площадью 109697 кв. м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в гра­ницах участка, почтовый адрес ориентира: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, в размере его рыночной стоимости, составляющей 46292000 руб.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 25 декабря 2018 года.

Судебные расходы возложить на административного истца.

За счёт денежных средств, поступивших на основании платёжного поручения от 17 мая 2019 года № 604 в целях выплаты экспертам, перечислить с лицевого счёта по учёту операций со средствами, поступающими во временное распоряжение, открытого Ростовскому областному суду, сумму 160 000 руб. на счёт ООО «Экспертное бюро оценки и консалтинга» за проведённую по делу судебную оценочную экспертизу согласно счёту от 27 июня 2019 года № 121.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ростовского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Е.А. Чайка

Решение в окончательной форме принято 25 июля 2019 года.