ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИИменем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от ДД.ММ.ГГГГ по делу № За-15/2017
<адрес>ДД.ММ.ГГГГ
Верховный Суд Чеченской Республики в составе:
судьи Верховного Суда Чеченской Республики Дакаевой Р.С.,
при секретаре Дадаевой Л.З.,
с участием представителя административного истца Минко Н.О., представителя административного ответчика Устраханова А.Р., прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Чеченской Республики Ацаева Т.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» к Министерству имущественных и земельных отношений Чеченской Республики об оспаривании пунктов 2950 и 5240 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2017 год, утвержденного распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Чеченской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№-ИБ «Об утверждении на очередной налоговый период перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость»,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ Министерством имущественных и земельных отношений Чеченской Республики (далее - МИЗО ЧР) издано распоряжение №-ИБ «Об утверждении на очередной налоговый период перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», которое опубликовано на официальном сайте МИЗО ЧР в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://mizochr.ru в разделе Перечень объектов недвижимости и вступило в силу со дня его подписания.
Пунктом 1 названного распоряжения МИЗО ЧР утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в приложении № к распоряжению, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год (далее - Перечень).
В пункты 2950 и 5240 Перечня в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2017 год включены два здания: с кадастровым номером 20:17:0000000:108035 по адресу: Чеченская Республика, <адрес>,
<адрес>; с кадастровым номером 20:04:0000000:2051 по адресу: Чеченская Республика, <адрес>, принадлежащие на праве собственности Акционерному обществу «Федеральная пассажирская компания» (далее - АО «ФПК», пассажирская компания).
АО «ФПК» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 2950 и 5240 Перечня, поскольку указанные в них нежилые помещения не обладают признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включение их в оспариваемые пункты Перечня противоречит статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статье 1.1 Закона Чеченской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№-рз «О налоге на имущество организаций», нарушает права и законные интересы АО «ФПК» в сфере экономической деятельности, так как незаконно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество в большем размере. Нормативный правовой акт в части указанных пунктов Перечня принят с нарушением процедуры его принятия, без фактического осмотра принадлежащих административному истцу объектов недвижимого имущества.
Представитель административного истца Минко Е.О., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Устраханов А.Р.. действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признал, указав, что на территории Чеченской Республики не принят отдельный порядок отнесения объектов недвижимого имущества к той или иной категории, которая поименована в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем включение объектов в Перечень осуществлялось по сведениям, полученным из администраций муниципальных районов и городских округов Чеченской Республики на основании информации регистрирующего органа. Фактическое использование включенных в Перечень объектов МИЗО ЧР не устанавливалось, поскольку это не входит в его обязанность; документы, подтверждающие установление фактического использования объектов недвижимости администрациями муниципальных районов в МИЗО ЧР не представлены; какими критериями, правилами, методикой руководствовались администрации муниципальных районов, устанавливав соответствие включенных в Перечень объектов недвижимости статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, он не знает, таких сведений в МИЗО ЧР нет.
Прокурор Ацаев Т.М. полагает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению, поскольку нормативный правовой акт в оспариваемой части не соответствует требованиям действующего: законодательства, нарушает права административного истца в части налогообложения исходя из его кадастровой стоимости.
Выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, проверив распоряжение МИЗО ЧР в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, суд приходит к выводу о том, что заявленные административным истцом требования следует удовлетворить.
В соответствии со статьями 72, 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 2 статьи 12, пункт 2 статья 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее l-ro числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Таким уполномоченным органом исполнительной власти в Чеченской Республике является МИЗО ЧР на основании постановления Правительства Чеченской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Чеченской Республики».
Полномочия МИЗО ЧР по включению в Перечень объектов недвижимого имущества в ходе рассмотрения настоящего дела не оспаривались, нарушений правил опубликования оспариваемого в части нормативного правового акта судом не установлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ№-ИБ издано МИЗО ЧР в рамках своих полномочий и опубликовано с соблюдением требований Закона Чеченской
Республики от ДД.ММ.ГГГГ№-рз «О порядке официального опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Чеченской Республики».
Статьей 1.1 Закона Чеченской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№-рз «О налоге не имущество организаций» предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке Правительством Чеченской Республики, в отношении видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, определенного в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административноделовые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них: нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1).
В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение. помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения: здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этог: здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами техническог: учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признаете - использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения
офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) (пункт 3).
Торговым центром (комплексом) в силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение),
помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется
одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. В целях данного пункта: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные
приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Из системного анализа приведенных положений федерального и регионального законодательства следует, что отнесение недвижимого имущества к административно-деловому центру осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено такое здание (строение, сооружение), площади здания (помещения) и (или) вида его фактического использования.
Судом установлено, что включенные в пункты 2950 и 5240 Перечня нежилые здания с кадастровым номером 20:17:0000000:108035 по адресу: Чеченская Республика, <адрес>, и с кадастровым номером 20:04:0000000:2051 по адресу: Чеченская Республика, <адрес>,
<адрес>, принадлежат на праве собственности АО «ФПК», что подтверждается свидетельствами 95 - АА № от ДД.ММ.ГГГГ и 95 - АА № от ДД.ММ.ГГГГ (далее - спорные здания).
Собственником земельных участков, на которых расположены спорные здания, является Открытое акционерное общество «Российские железные дороги», земельные участки относятся к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и иного назначения и используются административным истцом на праве субаренды по договорам с ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ. Как следует из кадастрового паспорта, вид разрешенного использования - полоса отвода железной дороги.
Нежилое здание общей площадью 697,2 кв.м, расположенное по адресу: Чеченская Республика, <адрес>, является зданием административно-бытового корпуса АО «ФПК», расположено на земельном участке в полосе отвода железной дороги, в границах станции Грозный. В соответствии с экспликацией к техническому паспорту, названное нежилое помещение используется для размещения сотрудников вагонного участка Грозный структурного подразделения Северо-Кавказского филиала АО «ФПК».
Нежилое здание общей площадью 190,2 кв.м., расположенное по адресу: Чеченская Республика, <адрес> является багажным отделением АО «ФПК», расположено на земельном участке в полосе отвода железной дороги, в границах станции Гудермес. Согласно экспликации к техническому паспорту данное нежилое помещение используются как пункт продажи билетов для дальнего следования и зал ожидания для пассажиров дальнего следования.
Как следует из объяснений представителя административного ответчика Устраханова А.Р., МИЗО ЧР не располагает актами обследования спорных жилых помещений на предмет их фактического использования, здания включены в Перечень на основании списков, полученных из муниципальных районов и округов республики, без дополнительной проверки, ссылаясь на то, что это не входит в обязанности МИЗО ЧР.
При этом представитель административного ответчика ссылается на протокол № от ДД.ММ.ГГГГ заседания Бюджетной комиссии по бюджетным проектировкам на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годы, согласно которому ФГБУ «ФКПЦ Росреестра» по Чеченской Республике рекомендовано обеспечить выгрузку муниципальным районам и городским округам Чеченской Республики сведений об объектах капитального строительства с назначением «нежилое», имеющихся в базе Государственного кадастра недвижимости, с наличием всех данных по этим объектам. <адрес>м и городским округам Чеченской Республики на основании полученных сведений установить их фактическое использование и направить сведения в МИЗО ЧР (пункты 5.1, 5.2).
Между тем, в силу пункта 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Следовательно, определение вида фактического использования объектов недвижимости с соблюдением соответствующего порядка возложено на МИЗО ЧР, который и является уполномоченным органом исполнительной власти Чеченской Республики.
Как следует из материалов дела и объяснений представителей сторон, эти требования закона административным ответчиком не выполнены, порядок определения вида фактического использования здания (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения не утвержден.
Доказательств, свидетельствующих о том, что в спорных зданиях осуществляется самостоятельная деловая, административная или
коммерческая деятельность, не связанная с обеспечением производственной деятельности пассажирской компании, МИЗО ЧР не представлено.
Административный истец неоднократно обращался в МИЗО ЧР с просьбой исключить спорные здания из Перечня, однако решение по ним не было принято.
Из ответа министра МИЗО ЧР начальнику Северо-Кавказского филиала АО «ФПК» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что МИЗО ЧР направлены факсограммы в адрес глав администраций муниципальных районов и мэров городских округов Чеченской Республики с просьбой поручить провести работу по установлению фактического использования объектов недвижимого имущества, согласно Перечню, направленному ФБГУ «ФКП Росреестра», с последующим направлением данных сведений в МИЗО ЧР, в целях актуализации налоговой базы и исключения повторных внесений изменений в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база при исчислении налога на имущество организаций определяется как их кадастровая стоимость.
В судебном заседании представитель административного ответчика пояснил, что работа по уточнению объектов недвижимости, подлежащих исключению из Перечня практически завершена, подготовлен проект распоряжения МИЗО ЧР об исключении объектов недвижимого имущества из Перечня объектов, не соответствующих требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в числе которых находятся и спорные здания, принадлежащие административному истцу.
Пояснить когда будет издано это распоряжение и исключены спорные здания из Перечня представитель административного ответчика не смог, указав лишь, что МИЗО ЧР ждет сведений из двух районов Чеченской Республики.
Изложенное свидетельствует о том, что МИЗО ЧР сначала включены в Перечень все объекты недвижимости с указанием «нежилое», на основании сведений регистрирующего органа, а теперь проводится работа, направленная на установление либо отсутствие оснований для их включения в Перечень; оспариваемый в части нормативный правовой акт принят с нарушением процедуры его принятия.
Оценив и проанализировав объяснения представителей сторон, представленные суду правоустанавливающие документы, техническую документацию спорных зданий и фотоматериалы, другие доказательства с учетом статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, учитывая, что вид разрешенного использования земельных участков, на которых расположены спорные здания, не предусматривает размещение офисных зданий делового и коммерческого назначения, данные технического учета, согласно которым они не являются объектами, используемыми в целях делового или коммерческого назначения, фактическое использования их в указанных целях не установлено, административным ответчиком не доказано, суд приходит к выводу, что спорные здания не отвечают признакам объектов недвижимого имущества, подлежащего налогообложению в порядке статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывать соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.
МИЗО ЧР не представило доказательств наличия оснований для отнесения спорных зданий с кадастровыми номерами 20:17:0000000:108035 по адресу: Чеченская Республика, <адрес>, и 20:04:0000000:2051 по адресу: Чеченская Республика, <адрес> к объектам налогообложения, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 1.1 Закона Чеченской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№-рз «О налоге на имущество организаций».
Поскольку оспариваемый в части нормативный правовой акт не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую
юридическую силу, суд считает необходимым удовлетворить заявленные АО «ФПК» административные исковые требования о признании
недействующими пунктов 2950 и 5240 Приложения № к распоряжению МИЗО ЧР от ДД.ММ.ГГГГ№-ИБ «Об утверждении на очередной налоговый период перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость».
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим в оспариваемой части, суд принимает во внимание, что административный истец в зависимости от принятого решения не будет являться налогоплательщиком налога в отношение названных ранее объектов недвижимости в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поэтому оспариваемая часть подлежит признанию недействующей с момента принятия данного нормативного правового акта, иная дата не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца.
С учетом положений части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Чеченской Республики в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://mizochr.ru в разделе Перечень объектов недвижимости.
В соответствии со статьей 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд взыскивает с МИЗО ЧР в пользу АО «ФПК» расходы по оплате государственной пошлины в размере 4500 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Чеченской Республики
решил:
административное исковое заявление Акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» к Министерству имущественных и земельных отношений Чеченской Республики удовлетворить.
Признать недействующими с 1 января 2017 года пункты 2950 и 5240 Приложения № 1 к распоряжению Министерства имущественных и
земельных отношений Чеченской Республики от 28 декабря 2016 года № 2933-ИБ «Об утверждении на очередной налоговый период перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость».
Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Чеченской Республики в информационно телекоммуникационной сети «Интернет» http://mizochr.ru в разделе Перечень объектов недвижимости.
Взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Чеченской Республики в пользу Акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> (четыре тысячи пятьсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Верховный Суд Чеченской Республики.
В окончательной форме решение суда принято 26 сентября 2017 года.