ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-15/17 от 24.07.2017 Верховного Суда Республики Марий Эл (Республика Марий Эл)

дело № 3а-15/2017

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Йошкар-Ола 24 июля 2017 года

Верховный Суд Республики Марий Эл в лице судьи Попова Г.В.,

при секретаре Демаковой В.А.,

с участием представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл ФИО1 (доверенность от <...>),

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл о ликвидации Региональной общественной организации межнационального сотрудничества «АЗИЯ» Республики Марий Эл и об исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц,

у с т а н о в и л:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл (далее - Управление) обратилось в суд с административным иском о ликвидации Региональной общественной организации межнационального сотрудничества «АЗИЯ» Республики Марий Эл, учетный номер <...>, ОГРН <...>, и об исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование административного иска были приведены следующие доводы и обстоятельства.

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл 18 июня 2008 года принято решение о регистрации Региональной общественной организации межнационального сотрудничества «АЗИЯ» Республики Марий Эл при ее создании (далее - Организация). Сведения об Организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 23 июня 2008 года.

В период с 5 декабря 2016 года по 23 декабря 2016 года Управлением была проведена плановая документарная проверка соответствия деятельности Организации целям, предусмотренным её учредительными документами. В результате проверки установлено, что Организация деятельность, предусмотренную учредительными документами, не осуществляет.

Кроме того, установлены следующие нарушения законодательства Российской Федерации.

1. Не соблюдены требования части 5 статьи 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», абзацев 5, 7 части 1 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»: Организацией в Управление не представлены документы, требуемые для проведения плановой документарной проверки, тем самым содействие представителям Управления при ознакомлении с деятельностью Организации на предмет соответствия уставным целям Организации не оказано.

2. В нарушение статьи 20, части 1 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» положения устава Организации противоречат действующему законодательству.

3. В нарушение части 1 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» Организация:

1) за 2013, 2014, 2015 годы не представила документы, свидетельствующие о том, что опубликованы отчеты об использовании имущества или обеспечена доступность ознакомления с ними;

2) не соблюдает нормы, предусмотренные её уставом:

положения пункта 2.1 устава - Организация деятельности, предусмотренной учредительными документами, не осуществляет. Документов, свидетельствующих об осуществлении уставной деятельности в проверяемый период, к проверке не представлено;

положения пунктов 5.1, 5.1.6 устава – высший орган управления организации - общее собрание - деятельность не осуществляет. Документов, характеризующих деятельность общего собрания (конференции) членов, к проверке не представлено;

положения пунктов 5.2.1, 5.2.2 устава - совет Организации деятельность не осуществляет. Документов, подтверждающих деятельность совета, к проверке не представлено;

положения пунктов 5.3, 5.3.1 устава - председатель совета Организации деятельность не осуществляет. Документов, подтверждающих осуществление деятельности председателем совета, к проверке не представлено;

положение пункта 5.3.2 устава - заместитель председателя совета Организации деятельность не осуществляет. Документов, подтверждающих осуществление деятельности заместителем председателя совета, к проверке не представлено;

положения пунктов 5.4.1, 5.4.2 устава - ревизор Организации деятельности не осуществляет. Документов, подтверждающих осуществление деятельности ревизором, к проверке не представлено.

4. В нарушение требований пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в Организации отсутствует самостоятельный баланс и (или) смета.

5. В нарушение требований пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Организация в органы государственной статистики не предоставляла статистическую отчетность.

6. В Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения о видах экономической деятельности, осуществляемых Организацией: 88.10 «Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания престарелым и инвалидам», 91.0 «Деятельность библиотек, архивов, музеев и прочих объектов культуры».

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 24 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены её учредительными документами.

Таким образом, данные виды деятельности не соответствуют целям деятельности Организации, уставом Организации такая деятельность не предусмотрена.

26 декабря 2016 года по результатам проверки Управлением внесено представление (исходящий № 12/03-3792) совету Организации об устранении указанных в акте нарушений, установлен срок устранения нарушений - до 27 февраля 2017 года, а также указано, что в случае не устранения нарушений в установленный срок в соответствии с частью 2 статьи 42 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» Управление своим решением вправе приостановить деятельность общественного объединения на срок до шести месяцев.

Данное представление и акт проверки были направлены заказным письмом по адресу Организации, содержащемуся в Едином государственном реестре юридических лиц.

В связи с тем, что Организацией в срок до 27 февраля 2017 года нарушения не устранены, Управлением принято решение о приостановлении деятельности Организации до 1 июня 2017 года (распоряжение от 2 марта 2017 года № 68-Р).

Копия данного распоряжения направлена заказным письмом с уведомлением по адресу Организации, содержащемуся в Едином государственном реестре юридических лиц (письмо от 3 марта 2017 года исх. № 12/03-694).

До настоящего времени нарушения Организацией не устранены. Какой-либо информации, свидетельствующей о принятых Организацией мерах к устранению нарушений, в Управление не поступало.

Таким образом, имеется неустранение в установленный срок нарушений, повлекших приостановление деятельности общественного объединения, что является основанием для его ликвидации.

В судебных заседаниях представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл ФИО1 административный иск поддержала, суду пояснила, что выявленные недостатки не устранены, деятельность Организация не ведет, отчетность в налоговые и статистические органы не предоставляется, связи с Организацией не имеется, положения устава Организации противоречат действующему законодательству, представление об устранении недостатков, решение о приостановлении деятельности Организацией не обжалованы.

Представитель Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Йошкар-Оле на рассмотрение дела не явился, инспекция извещена надлежащим образом.

В отзыве на административный иск от 18 июля 2017 года № 04-46/023237 Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Йошкар-Оле в лице начальника ФИО2 полагает административный иск подлежащим удовлетворению, просит рассмотреть административное дело в отсутствие представителя инспекции.

Представитель Региональной общественной организации межнационального сотрудничества «АЗИЯ» Республики Марий Эл в суд не явился. Организация извещалась по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, председатель совета Организации М. А.Д. извещался по адресу Организации, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, а также по месту его регистрации. Судом направлено поручение о размещении информации о времени и месте судебного заседания на официальных сайтах Министерства юстиции Российской Федерации и Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл.

Выслушав объяснения представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл ФИО1, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно статье 30 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регламентированы Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». Одной из организационно-правовых форм общественного объединения является общественная организация (статья 7 названного Федерального закона).

Согласно статье 8 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Частью 1 статьи 26 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» предусмотрено, что ликвидация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения либо по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 44 названного Федерального закона.

В части 1 статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» в качестве оснований ликвидации указаны: неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям; неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.

Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

В силу пункта 3 статьи 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.

Согласно пункту 6 статьи 22 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица.

Как следует из материалов дела, в период с 5 декабря по 23 декабря 2016 года на основании распоряжения и.о. начальника Управления от 1 ноября 2016 г. № 361-р (л.д.23, 24) проведена плановая документарная проверка деятельности Организации.

По итогам проверки составлен акт от 23 декабря 2016 года, в котором зафиксированы следующие нарушения действующего законодательства, выявленные в деятельности Организации (л.д.33-35).

1. Не соблюдены требования части 5 статьи 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», абзацев 5, 7 части 1 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»: Организацией в Управление не представлены документы, требуемые для проведения плановой документарной проверки, тем самым содействие представителям Управления при ознакомлении с деятельностью Организации на предмет соответствия уставным целям Организации не оказано.

По данному факту постановлением от 24 января 2017 года мирового судьи судебного участка № 7 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл, и.о. мирового судьи судебного участка № 4 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл, председателю совета Организации М. А.Д. назначено наказание в виде предупреждения за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.4 КоАП РФ (л.д.32).

2. В нарушение требований части 1 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» Организация:

1) за 2013, 2014, 2015 годы не представила документы, свидетельствующие о том, что опубликованы отчеты об использовании имущества или обеспечена доступность ознакомления с ними;

2) не соблюдает нормы, предусмотренные её уставом (утвержден протоколом от 24 июля 2012 года № 3 – л.д.16-21):

положения пункта 2.1 устава - Организация деятельности, предусмотренной учредительными документами, не осуществляет. Документов, свидетельствующих об осуществлении уставной деятельности в проверяемый период, к проверке не представлено;

положения пунктов 5.1, 5.1.6 устава – высший орган управления организации - общее собрание - деятельность не осуществляет. Документов, характеризующих деятельность общего собрание (конференции) членов, к проверке не представлено;

положения пунктов 5.2.1, 5.2.2 устава - совет Организации деятельность не осуществляет. Документов, подтверждающих деятельность совета, к проверке не представлено;

положения пунктов 5.3, 5.3.1 устава - председатель совета Организации деятельность не осуществляет. Документов, подтверждающих осуществление деятельности председателем совета, к проверке не представлено;

положение пункта 5.3.2 устава - заместитель председателя совета Организации деятельность не осуществляет. Документов, подтверждающих осуществление деятельности заместителем председателя совета, к проверке не представлено;

положения пунктов 5.4.1, 5.4.2 устава - ревизор Организации деятельности не осуществляет. Документов, подтверждающих осуществление деятельности ревизором, к проверке не представлено.

3. В нарушение требований пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в Организации отсутствует самостоятельный баланс и (или) смета.

4. В нарушение требований пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Организация в органы государственной статистики не предоставляла статистическую отчетность.

Данное обстоятельство подтверждается письмом Маристата от 31 октября 2016 года № АЦ-12-02/399-ИС.

5. В Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения о видах экономической деятельности, осуществляемых Организацией: 88.10 «Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания престарелым и инвалидам», 91.0 «Деятельность библиотек, архивов, музеев и прочих объектов культуры».

В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены её учредительными документами.

Таким образом, данные виды деятельности не соответствуют целям деятельности Организации, уставом Организации такая деятельность не предусмотрена.

Суд отмечает, что вышеуказанные нарушения действующего законодательства свидетельствуют об отказе Организации от дальнейшего продолжения своей уставной деятельности и отсутствии намерения приводить свои уставные документы в соответствии с действующим законодательством.

Председатель совета Организации ФИО3 знал о проведении проверки деятельности Организации, о чем свидетельствует его письменные пояснения от 5 декабря 2016 года (л.д.28), однако с указанной даты и на момент рассмотрения настоящего административного дела не предпринял каких-либо мер к устранению выявленных недостатков.

Как следует из административного искового заявления, в качестве выявленных в деятельности Организации недостатков указано на то, что в нарушение статьи 20, части 1 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» положения устава Организации противоречат действующему законодательству и данные противоречия не устранены.

Однако, в чем именно заключается противоречие устава Организации действующему законодательству, в административном исковом заявлении, как и в представлении об устранении нарушений от 26 декабря 2016 года № 12/03-3792, Управлением не указано (л.д.37, 38). Копия акта проверки от 23 декабря 2016 года, в котором раскрыты данные противоречия (л.д.33-35), Организацией не получена (л.д.39).

Данные противоречия раскрыты в распоряжении от 2 марта 2017 года № 68-р о приостановлении деятельности Организации (л.д.40).

Как разъяснено в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами», судом проверяется тождественность оснований для приостановления деятельности, указанных в решении уполномоченного органа, и обстоятельств, названных в предупреждении (представлении) об устранении нарушений закона. Объединение граждан не может быть ликвидировано в связи с неустранением нарушений закона в срок, указанный в решении уполномоченного органа о приостановлении, если основаниями для приостановления деятельности послужили нарушения, на которые уполномоченный орган в предупреждении не ссылался или которые возникли после вынесения предупреждения (представления).

Таким образом, неустранение Организацией нарушений, связанных с выявленными Управлением противоречиями устава Организации действующему законодательству, не может повлечь ликвидацию Организации.

Однако данное обстоятельство не является основанием для отказа в удовлетворении административного иска в целом, поскольку Организацией не устранены иные существенные и многочисленные нарушения, повлекшие приостановление деятельности общественного объединения.

26 декабря 2016 года по результатам проверки Управлением внесено представление (исходящий № 12/03-3792) совету Организации об устранении указанных в акте нарушений, установлен срок устранения нарушений - до 27 февраля 2017 года, а также указано, что в случае неустранения нарушений в установленный срок в соответствии с частью 2 статьи 42 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» Управление своим решением вправе приостановить деятельность общественного объединения на срок до шести месяцев.

Данное представление и акт проверки были направлены заказным письмом по адресу Организации, содержащемуся в Едином государственном реестре юридических лиц. В установленном порядке представление не обжаловалось.

Как разъяснено в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами», предупреждение (представление) о нарушении закона, вынесенное уполномоченным органом или прокурором, направляется административному ответчику по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, включая адрес электронной почты. Указанные предупреждения (представления) считаются доставленными объединению граждан, когда по обстоятельствам, зависящим от него, предупреждение (представление) не было ему вручено или объединение не ознакомилось с предупреждением (представлением).

В связи с тем, что Организацией в срок до 27 февраля 2017 года нарушения не устранены, Управлением принято распоряжение от 2 марта 2017 года № 68-р о приостановлении деятельности Организации до 1 июня 2017 года.

Копия данного распоряжения направлена заказным письмом с уведомлением по адресу Организации, содержащемуся в Едином государственном реестре юридических лиц (письмо от 3 марта 2017 года исх. № 12/03-694).

До настоящего времени нарушения Организацией не устранены.

На день рассмотрения и разрешения судом административного дела Организацией какие-либо меры по устранению нарушений, указанных в предупреждении, также не приняты.

Сведений о том, что Организацией оспорены в судебном порядке представление об устранении нарушений от 26 декабря 2016 года № 12/03-3792, распоряжение от 2 марта 2017 года № 68-р о приостановлении деятельности Организации, не имеется.

Суд с учетом изложенного приходит к выводу об обоснованности представления от 26 декабря 2016 года № 12/03-3792, распоряжения от 2 марта 2017 года № 68-р.

Таким образом, в деятельности Организации имеет место грубое игнорирование законных требований органа, осуществляющего государственный контроль, по устранению нарушений законодательства, что препятствует осуществлению государственным органом его законной деятельности и тем самым имеет вредные последствия для общества и государства.

Несмотря на то, что выявленные Управлением нарушения действующего законодательства и устава в деятельности Организации носят устранимый характер, Организация до настоящего времени не предприняла необходимых и возможных мер для устранения существующих нарушений и приведения устава и самой деятельности в соответствие с требованиями действующего законодательства и положениями устава Организации.

Принимая во внимание изложенное, следует признать, что нарушения закона со стороны Организации являются существенными, длительными по времени и с учетом позиции данного лица – неустранимыми. Поэтому восстановление законности возможно только путем ликвидации Организации.

В соответствии со статьями 38, 44 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», подпунктами 30.7-30.10 пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», подпунктом 74 пункта 6 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам (субъекту) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 марта 2014 г. № 26, Управление вправе обращаться в суд с административным иском о ликвидации общественных объединений.

Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства при установленных обстоятельствах соответствует общеправовому принципу юридической ответственности и является в данном случае соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

Таким образом, суд приходит к итоговому выводу о том, что административный иск Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл о ликвидации Региональной общественной организации межнационального сотрудничества «АЗИЯ» Республики Марий Эл, учетный номер <...>, ОГРН <...>, и об исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 264 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административный иск Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Марий Эл удовлетворить.

Ликвидировать Региональную общественную организацию межнационального сотрудничества «АЗИЯ» Республики Марий Эл, учетный номер <...>, ОГРН <...>, с исключением сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Верховный Суд Республики Марий Эл.

Судья Г.В. Попов

Мотивированное решение составлено 25 июля 2017 года