ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-15/19 от 07.06.2019 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Дело № 3а-15/19

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Якутск 07 июня 2019 года

Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе:

судьи Матвеевой М.К.

при секретаре Яковлевой Н.А.

с участием прокурора Алексеевой А.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) Алексеевой А.Е., поданного в интересах неопределенного круга лиц, о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению подпункт «д» пункта 1.2.1.3, пункты 1.2.1.5, 2.3, 2.6.1, 2.6.6, 2.6.7, 2.6.8, 2.6.9, 2.6(1), 2.9, 2.13, 5.1, 5.7.1, 5.8, 5.13 Административного регламента «Прием заявлений и организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг» утвержденного приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) от 27 декабря 2013 года №912-п,

УСТАНОВИЛ:

Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) от 27 декабря 2013 года №912-п утвержден Административный регламент «Прием заявлений и организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг» (далее – Административный регламент).

Заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) Алексеева А.Е. обратилась в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) с административным исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению подпункт «д» пункта 1.2.1.3, пункты 1.2.1.5, 2.3, 2.6.1, 2.6.6, 2.6.7, 2.6.8, 2.6.9, 2.6(1), 2.9, 2.13, 5.1, 5.7.1, 5.8, 5.13 Административного регламента, указав, что оспариваемые положения создают реальную угрозу нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц – получателей соответствующей государственной услуги.

Подпункт «д» пункта 1.2.1.3 Административного регламента противоречит постановлению Правительства РФ от 14 декабря 2005 года № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» поскольку условие продолжения постоянного проживания в ранее занимаемых с лицами, имеющими право на получение субсидий распространяется также на членов семей нанимателя жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде, членов жилищного и жилищно-строительного кооператива.

Пункт 1.2.1.5 Административного регламента не соответствует части 1 статья 159 Жилищного кодекса РФ в силу требований которой расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг рассчитываются не только из размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, но и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий.

Пункт 2.3 Административного регламента ограничивает права заявителей, гарантированные федеральным законодателем на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в иных формах по выбору заявителя, а не исключительно в электронной форме.

Пункт 2.6.1 Административного регламента ограничивает права заявителей, проходящих военную службу по контракту.

Пункты 2.6.6, 2.6.7, 2.6.8, 2.6.9 Административного регламента обязывают заявителей предоставлять документы, не предусмотренные постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 года № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».

Пунктом 2.6 (1) Административного регламента нарушает права заявителя в части запрета требования предоставления отдельных документов и информации, также не урегулирован вопрос осуществления выборочных проверок достоверности предоставленных заявителей сведений о составе семьи.

Пунктом 2.9 Административного регламента установленные дополнительные, не предусмотренные федеральным законодательством, основания приостановления предоставления государственной услуги.

Пункты 5.1, 5.7.1, 5.8, 5.13 Административного регламента противоречат требованиям Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» касающейся рассмотрения жалоб по вопросу предоставления государственной услуги.

В судебном заседании заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) Алексеева А.Е. поддержала административные исковые требования по доводам, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) Емельянова М.Н., действующая на основании доверенности от _______ года №№ ..., в судебном заседании признала административные исковые требования прокурора и пояснила, что во исполнение представления прокуратуры Республики Саха (Якутия) от 26 октября 2018 года об устранении нарушений федерального законодательства в сфере нормативно-правового регулирования правоотношений по оказанию государственных услуг и предоставления субсидий Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) разработан проект приказа о признании утратившим силу оспариваемого Административного регламента и направлен на государственную регистрацию в Департамент по государственно-правовым вопросам Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия).

Суд, изучив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, приходит к следующему.

Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 КонституцииРоссийской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи76 КонституцииРоссийской Федерации).

В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 ФЗ от 06 октября 1999 года № 184 - ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Названные субсидии являются одной из гарантий социальной защиты граждан при осуществлении ими права на жилище (часть 2 статьи40 КонституцииРоссийской Федерации).

В соответствии со статьей159 Жилищного Кодекса РФсубсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

Право на субсидии имеют граждане: пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда; члены жилищных кооперативов; собственники жилых помещений.

Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.

Во исполнение статьи159 Жилищного Кодекса РФПостановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, где определены порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан.

В развитие федерального законодательства, а также с учетом того, что финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации, приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) от 27 декабря 2013 года №912-п утвержден Административный регламент «Прием заявлений и организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг». Данный правовой акт является нормативным правовым актом, поскольку содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений, зарегистрирован в Государственном комитете юстиции Республики Саха (Якутия) 27 января 2014 года № RU140152014015, опубликован в издании «Якутские ведомости», № 36, 18 июня 2014 года.

Подпунктом «д» пункта 1.2.1.3 Административного регламента предусмотрено, что заявителями государственной услуги могут быть члены семьи:

- нанимателя жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде;

- члена жилищного или жилищно-строительного кооператива;

- собственника жилого помещения, которые проходят вооруженную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуждены к лишению свободы; признаны безвестно отсутствующими; умерли или объявлены умершими; находятся на принудительном лечении по решению суда, при условии продолжения постоянного проживания в ранее занимаемых совместно с этими гражданами жилых помещениях.

Таким образом, условие продолжения постоянного проживания в ранее занимаемых с лицами, имеющими право на получение субсидий в жилых помещениях распространяется только на членов семей собственников жилого помещения, которые проходят военную службу по призыву в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством Российской федерации, либо суждены к лишению свободы признаны безвестно отсутствующими; умерли или объявлены умершими; находятся на принудительном лечении по решению суда, что не согласуется с пунктом 5 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761.

Частью 1 статьи 159 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг рассчитываются не только из размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, но и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий. Данные положения федерального законодательства не согласуются с пунктом 1.2.1.5 административного регламента, которым предусмотрено, что одним из условий предоставления субсидии является превышение расходов семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, исчисленных исходя из соответствующего регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, над суммой эквивалентной максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Пунктом 2.3 Административного регламента уведомление о принятом решении направляется заявителю исключительно в электронной форме в личный кабинет через единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) и (или) портал государственных и муниципальных услуг Республики Саха (Якутия) независимо от формы способа заявления, за исключением почтового отправления, что не согласуется с положениями пункта 2 и 3 части 5 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», согласно которым, при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме; получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

Пунктом 2.6.1 Административного регламента в нарушение подпункта «а» пункта 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761, для заявителей, проходящих военную службу по контракту, зарегистрированных по месту жительства по адресу воинской части, но проживающих ввиду отсутствия служебных жилых помещений в жилых помещениях на условиях заключенного договора найма (поднайма), не предусмотрено предоставление копии договора найма (поднайма) в частном жилищном фонде и справки из воинской части об отсутствии возможности предоставления служебного жилого помещения.

Пунктом 2.6.6 Административного регламента предусмотрено, что при наличии разногласий между заявителем и проживающими совместно с заявителем по месту постоянного жительства лицами по вопросу принадлежности к одной семье, заявитель обязан предоставить судебный акт в отношении принадлежности гражданина к членам семьи заявителя. Данная норма противоречит пункту 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761, которым представление указанного судебного акта не предусмотрено.

В силу пункта 8 (1) 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761 документы, подтверждающие правовые основания отнесения лиц, проживающих совместно с заявителем по месту постоянного жительства к членам его семьи, уполномоченные органы получают на основании межведомственных запросов.

По аналогичным основаниям противоречат федеральному законодательству пункты 2.6.7, 2.6.8, 2.6.9 оспариваемого Административного регламента.

Пунктом 2.6 (1) Административного регламента установлено, что при предоставлении государственной услуги запрещается требовать от заявителя предоставления отдельных документов и информации.

В нарушение пунктов 4 и 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в числе данных запретов не предусмотрена недопустимость требования от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственных услуг и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных законом), предоставления документов и информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги (за исключением случаев, предусмотренных законом).

Кроме того, пунктом 2.6 (1) Административного регламента в нарушение пункта 11 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761 не предусмотрено право проверки подлинности представленных заявителем документов, полноты и достоверности содержащихся в них сведений путем направления официальных запросов в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, органы, осуществляющие государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, налоговые и таможенные органы, органы и учреждения федеральной государственной службы занятости населения, организации связи, другие ораны и организации. Также не урегулирован вопрос регулярного осуществления выборочных проверок достоверности предоставленных заявителем сведений о составе семьи, в том числе посредством направления соответствующих запросов в организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, приоритетный порядок данных проверок.

Пунктом 2.9 Административного регламента определен перечень оснований для приостановления предоставления государственной услуги.

В нарушение пункта 13 (2) Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761, в числе оснований приостановления не предусмотрено приостановление рассмотрения уполномоченным органом заявления о предоставлении субсидии, поданного в электронной форме, в отсутствие всех или части необходимых документов.

Кроме того, вопреки пункту 56 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761, пунктом 2.9 Административного регламента установлены дополнительные основания приостановления предоставления услуги (получение информации, являющейся основанием для прекращения предоставления государственной услуги до получения документов, подтверждающих такие события).

Перечень оснований для прекращения предоставления государственной услуги, установленный пунктом 2.13 Административного регламента, не соответствует перечню, определенному пункту 60 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761.

Пунктом 5.1 Административного регламента определен перечень оснований, при наличии которых заявитель может обратиться с жалобой по вопросу предоставления государственной услуги.

Данная норма противоречит статье 11.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в силу которой заявителями также могут быть обжалованы нарушение срока или порядка выдачи документов по результатам предоставления государственной услуги; приостановление предоставления государственной услуги, если основания приостановления не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Кроме того, оспариваемой нормой не урегулированы особенности подачи жалоб на решения и действия (бездействие) многофункционального центра, работника многофункционального центра.

Вопреки требованиям части 5 статьи 11.2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в пункте 5.7.1 Административного регламента не урегулированы особенности содержания жалоб при подаче на решения и действия (бездействие) многофункциональных центров и их работников.

По аналогичным основаниям пункт 5.8 Административного регламента противоречит нормам федерального законодательства в части сроков рассмотрения жалоба на решения и действии (бездействие) многофункциональных центров и их работников.

Пункт 5.13 Административного регламента предусматривает, что в случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

Вместе с тем, федеральным законодателем в части 9 статьи 11.2 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предусмотрено, что в случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, работник, наделенные полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляют имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

В силу пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, обязаны их предоставлять в соответствии с административными регламентами, то есть исполнение норм административного регламента, противоречащих федеральному законодательству, нарушает права и законные интересы граждан на получение государственной услуги при точном и безусловном соблюдении работниками уполномоченного органа норм действующего законодательства.

Поскольку оспариваемые положения подпункта «д» пункта 1.2.1.3, пункты 1.2.1.5, 2.3, 2.6.1, 2.6.6, 2.6.7, 2.6.8, 2.6.9, 2.6(1), 2.9, 2.13, 5.1, 5.7.1, 5.8, 5.13 Административного регламента ограничивают право граждан на получение субсидии на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, они подлежат признанию в соответствующей части недействующими.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт в указанной выше части должен быть признан недействующим, суд исходит из следующего.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В соответствии с пунктом 38 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны не действующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. В случае если оспариваемый акт был принят ранее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, он или его часть могут быть признаны не действующими со дня вступления в силу нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть стали противоречить. Оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствуют, может быть признан судом не действующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта. Если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Учитывая, что оспариваемая норма применялась, следует признать ее недействующей с момента вступления решения суда по административному делу в законную силу.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда в течение одного месяца после вступления в законную силу подлежит опубликованию в том же средстве массовой информации, в котором был опубликован указанный нормативный правовой акт

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) Алексеевой А.Е., поданного в интересах неопределенного круга лиц, о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению отдельных положений Административного регламента «Прием заявлений и организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг» утвержденного приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) от 27 декабря 2013 года №912-п, удовлетворить.

Признать недействующим и не подлежащим применению со дня вступления настоящего решения суда в законную силу подпункт «д» пункта 1.2.1.3, пункты 1.2.1.5, 2.3, 2.6.1, 2.6.6, 2.6.7, 2.6.8, 2.6.9, 2.6(1), 2.9, 2.13, 5.1, 5.7.1, 5.8, 5.13 Административного регламента «Прием заявлений и организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг» утвержденного приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) от 27 декабря 2013 года №912-п.

Решение суда в течение одного месяца после вступления в законную силу в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит опубликованию Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) в том же средстве массовой информации, в котором был опубликован указанный нормативный правовой акт.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Республики Саха (Якутия) М.К. Матвеева

Мотивированное решение изготовлено 11 июня 2019 года