ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-15/19 от 11.01.2019 Самарского областного суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

11 января 2019 года г.Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Непопалова Г.Г.,

при секретаре Арсеньевой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-15/2019 по административному исковому заявлению ФИО1 к Правительству Самарской области и Управлению Росреестра по Самарской области об установлении архивной кадастровой стоимости земельного участка в размере равном его рыночной стоимости,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением об установлении архивной кадастровой стоимости земельного участка в размере равном его рыночной стоимости, мотивируя тем, что в период с 12 декабря 2013 года по 15 марта 2016 года ему на праве собственности принадлежал земельный участок с кадастровым номером , площадью 9 600 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: сельскохозяйственные угодья (пашни, пастбища, сенокосы, залежи), многолетние насаждения, расположенный по адресу: <адрес>.

Кадастровая стоимость указанного выше земельного участка была установлена по состоянию на 1 января 2013 года и в период с 1 января 2013 года по 26 декабря 2017 года составляла 5 305 632 рубля.

В соответствии с пунктом 15 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 года № 334-ФЗ), в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

ФИО1 не согласен с указанной выше кадастровой стоимостью земельного участка, считает ее завышенной и не соответствующей действительной рыночной стоимости, чем нарушаются права и затрагиваются его интересы, поскольку у него как владельца земельного участка с 12 декабря 2013 года по 15 марта 2016 года возникла обязанность по уплате земельного налога.

В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на отчет об оценке от 10 октября 2018 года № , подготовленный оценщиком ООО «Паритет», согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2013 года составляет 632 596 рублей.

При таких обстоятельствах, ФИО1 полагает, что имеются предусмотренные законом основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости указанного выше земельного участка в судебном порядке.

На основании изложенного, административный истец просит суд: восстановить пропущенный процессуальный срок для обращения с настоящим административным исковым заявлением; установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 9 600 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: сельскохозяйственные угодья (пашни, пастбища, сенокосы, залежи), многолетние насаждения, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 года в размере 632 596 рублей; а также взыскать с административного ответчика в его пользу: расходы по уплате государственной пошлины – 300 рублей, и расходы по оплате составления отчета об определении рыночной стоимости объекта недвижимости от 10 октября 2018 года № – 10 000 рублей.

В процессе рассмотрения судом настоящего административного дела ФИО1 изменил и уточнил свои требования, просит суд: установить архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 9 600 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: сельскохозяйственные угодья (пашни, пастбища, сенокосы, залежи), многолетние насаждения, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 года на период с 1 января 2013 года по 27 декабря 2017 года в размере 632 596 рублей; обязать Управление Росреестра по Самарской области внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения об архивной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 года на период с 1 января 2013 года по 27 декабря 2017 года в размере 632 596 рублей; а также взыскать с административного ответчика в его пользу: расходы по уплате государственной пошлины – 300 рублей, и расходы по оплате составления отчета об определении рыночной стоимости объекта недвижимости от 10 октября 2018 года № – 10 000 рублей.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО2, действующая на основании доверенности от 19 января 2018 года № , вновь изменила и уточнила административные исковые требования, окончательно просит суд:

- установить архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 9 600 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: сельскохозяйственные угодья (пашни, пастбища, сенокосы, залежи), многолетние насаждения, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 года на период с 1 января 2013 года по 27 декабря 2017 года в размере 632 596 рублей;

- обязать Управление Росреестра по Самарской области внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения об архивной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 года на период с 1 января 2013 года по 27 декабря 2017 года в размере 632 596 рублей.

В обоснование своих требований привела доводы, изложенные выше.

Представители Правительства Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области, Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Министерства имущественных отношений Самарской области, Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации муниципального района Хворостянский Самарской области, Администрации муниципального района Хворостянский Самарской области и Администрации сельского поселения Хворостянка муниципального района Хворостянский Самарской области, а также заинтересованное лицо ФИО3 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, об уважительных причинах неявки суд не уведомили, об отложении судебного заседания не просили, в связи с чем, в соответствии с положениями статей 150 и 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело без их участия.

Представитель Правительства Самарской области представил суду письменные возражения на административное исковое заявление, в которых просит суд в удовлетворении административных исковых требований в части взыскания судебных расходов отказать, поскольку при проведении государственной кадастровой оценки не были допущены нарушения и ошибки.

Представитель Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области направил в адрес суда письменный отзыв на административный иск, в котором просит административный иск ФИО1 оставить без рассмотрения, указывая, что датой оценки земельного участка с кадастровым номером является 26 декабря 2017 года.

Муниципальное казённое учреждение Комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального района Хворостянский Самарской области, Администрация муниципального района Хворостянский Самарской области и Администрация сельского поселения Хворостянский муниципального района Хворостянский Самарской области в письменных заявлениях разрешение административных исковых требований ФИО1 по существу оставили на усмотрение суда.

Иные участвующие в деле лица письменных возражений в адрес суда не направили.

Суд, заслушав объяснения представителя административного истца, проверив дело, полагает административный иск ФИО1 к Правительству Самарской области и Управлению Росреестра по Самарской области об установлении архивной кадастровой стоимости земельного участка в размере равном его рыночной стоимости обоснованным и подлежащим удовлетворению в части по следующим основаниям.

Часть 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определяет, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата…

…Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Положения пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» утвержден порядок проведения государственной кадастровой оценки земли.

Согласно пункту 10 названных выше Правил, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Согласно пункту 6 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4)», утвержденного Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 22 октября 2010 года № 508 (в редакции Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 22 июня 2015 года № 388), под массовой оценкой недвижимости понимается процесс определения стоимости при группировании объектов оценки, имеющих схожие характеристики, в рамках которого используются математические и иные методы моделирования стоимости на основе подходов к оценке.

Судом установлено, что в период с 12 декабря 2013 года по 15 марта 2016 года ФИО1 на праве собственности принадлежал земельный участок с кадастровым номером , площадью 9 600 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: сельскохозяйственные угодья (пашни, пастбища, сенокосы, залежи), многолетние насаждения, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается договорами купли-продажи земельного участка от 12 декабря 2013 года № и от 4 марта 2016 года № , актом приема-передачи земельного участка от 12 декабря 2013 года, копией свидетельства о государственной регистрации права от 16 декабря 2013 года, а также выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 13 марта 2018 года № .

Постановлением Правительства Самарской области от 13 ноября 2013 года № 610 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков на территории Самарской области.

Кадастровая стоимость указанного выше земельного участка была определена по состоянию на 1 января 2013 года и в период с 25 ноября 2013 года (дата утверждения кадастровой стоимости и внесения сведений о кадастровой стоимости в реестр объектов недвижимости) по 27 декабря 2017 года (дата внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об очередных результатах определения кадастровой стоимости) составляла 5 305 632 рубля.

В настоящее время указанная выше кадастровая стоимость спорного земельного участка является архивной, поскольку с 27 декабря 2017 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером изменена, определена по состоянию на 26 декабря 2017 года и составляет 17 376 рублей.

Данные обстоятельства подтверждаются выписками из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 25 октября 2017 года № и от 13 марта 2018 года № .

Согласно статье 24.18 Федерального закона Российской Федерации от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в суде или комиссии, в случае если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.

В соответствии с абзацем 2 пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

В силу положений пункта 15 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 года № 334-ФЗ), в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость объекта оценки по состоянию на 1 января 2013 года в настоящее время пересмотрена применительно к следующему периоду, в государственный кадастр недвижимости внесены новые сведения о кадастровой стоимости земельного участка.

Поскольку административный истец обязан нести расходы по оплате земельного налога за период с 12 декабря 2013 года по 15 марта 2016 года, исходя из кадастровой стоимости принадлежавшего ему земельного участка, с учетом приведенных выше положений закона, права и законные интересы ФИО1 напрямую затрагиваются установленной архивной кадастровой стоимостью земельного участка методом массовой оценки в период с 25 ноября 2013 года по 27 декабря 2017 года.

Не согласившись с кадастровой стоимостью земельного участка и считая свои права нарушенными, ФИО1 19 октября 2018 года обратился в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.

Ввиду этого обращение ФИО1 в суд с административным исковым заявлением об установлении архивной кадастровой стоимости земельного участка в размере равном его рыночной стоимости в полной мере согласуется с положениями статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 11, 12, 24.15 и 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в силу которых федеральный законодатель, вводя для целей налогообложения государственную кадастровую оценку объектов недвижимости, одновременно не исключает установление их кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении земельного участка его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость.

В силу статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет независимого оценщика.

Административным истцом в обоснование своих требований представлен отчет об оценке от 10 октября 2018 года № , подготовленный оценщиком ООО «Паритет», из которого усматривается, что объектом оценки являлся земельный участок с кадастровым номером , итоговая рыночная стоимость которого по состоянию на 1 января 2013 года составляет 632 596 рублей.

Общие требования к отчету об оценке установлены статьей 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», согласно которой отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке должны быть указаны сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта, установленных в отчете.

В соответствии с требованиями статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», оценка указанного выше объекта недвижимости выполнена по состоянию на 1 января 2013 года, т.е. на дату определения архивной кадастровой стоимости спорного земельного участка.

Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что приведенные в отчете об оценке выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости земельного участка основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки. Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к отчету об оценке документами.

С учетом изложенного, оснований полагать, что представленный административным истцом отчет об оценке от 10 октября 2018 года № , подготовленный оценщиком ООО «Паритет», не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки, у суда не имеется.

Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорного земельного участка по состоянию на 1 января 2013 года, и содержащих сведения об иной его рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. Правовые основания для назначения судебной оценочной экспертизы по инициативе суда отсутствуют.

С учетом изложенного, суд считает возможным принять отчет об оценке от 10 октября 2018 года № , подготовленный оценщиком ООО «Паритет», в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего величину рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 1 января 2013 года и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу выводы указанного отчета.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Таким образом, сведения об изменении кадастровой стоимости подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости на основании вступившего в законную силу решения суда в силу прямого указания закона и принятие судом решения о возложении обязанности по внесению таких изменений не требуется.

В соответствии со статьей 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные акты (решения, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

С учетом вышеизложенного, суд полагает, что административные исковые требования ФИО1 в части обязания Управления Росреестра по Самарской области внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения об архивной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 года на период с 1 января 2013 года по 27 декабря 2017 года в размере 632 596 рублей не подлежат удовлетворению, поскольку вступившее в законную силу решение суда по данному административному иску подлежит обязательному исполнению, а потому указанные выше требования заявлены излишне.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Из материалов дела следует, что датой обращения ФИО1 в суд является 19 октября 2018 года, что подлежит указанию в резолютивной части решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 106, 111-112, 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск ФИО1 к Правительству Самарской области и Управлению Росреестра по Самарской области об установлении архивной кадастровой стоимости земельного участка в размере равном его рыночной стоимости удовлетворить в части.

Установить архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 9 600 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: сельскохозяйственные угодья (пашни, пастбища, сенокосы, залежи), многолетние насаждения, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 года в размере 632 596 рублей на период с 25 ноября 2013 года по 27 декабря 2017 года.

В остальной части административные исковые требования ФИО1 оставить без удовлетворения.

Датой подачи ФИО1 заявления в суд считать 19 октября 2018 года.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 14 января 2019 года.

Председательствующий: Непопалов Г.Г.