ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-15/19 от 24.04.2019 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Дело № 3а-15/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 апреля 2019 года город Южно-Сахалинск

Сахалинский областной суд в составе:

председательствующего судьи Неволиной Е.В.,

при секретаре Столяровой Я.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Сахалинской области о ликвидации Региональной общественной организации «Федерация спортивной борьбы Сахалинской области»

установил:

05 мая 2008 года в Единый государственный реестр юридических лиц Российской Федерации (далее - ЕГРЮЛ) внесены сведения о созданном юридическом лице – Региональной общественной организации «Федерация спортивной борьбы Сахалинской области» (далее – также Общественная организация, Организация) за государственным регистрационным номером 1086500000510. Лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени Общественной организации, согласно записи в ЕГРЮЛ является председатель К.Р.

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Сахалинской области (далее – Управление Минюста России по Сахалинской области) обратилось в суд с заявлением о ликвидации Региональной общественной организации «Федерация спортивной борьбы Сахалинской области», ссылаясь на осуществление ею деятельности с нарушениями законодательства Российской Федерации и положений своего Устава. Требование мотивировано тем, что Организацией не устранены в полном объеме как в установленный срок, так и до настоящего времени нарушения, выявленные в ходе плановой документарной проверки и в вынесенном предупреждении от 03 марта 2017 года и внеплановой проверки от 21 июня 2018 года и вынесенном 09 августа 2018 года заключении о приостановлении деятельности общественной организации.

В судебном заседании представитель Управления Минюста России по Сахалинской области К.Е. поддержала заявленное требование и просила ликвидировать Организацию ввиду неустранения ею до настоящего времени нарушений законодательства Российской Федерации, указанных в акте проверки, предупреждении и заключении о приостановлении деятельности.

Представитель Организации, а также ее учредители К, М, П, в суд не явились, о причинах неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили. Письменных возражений относительно административного иска не представили.

Выслушав объяснения представителя Управления Минюста России по Сахалинской области, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее - Федеральный закон «Об общественных объединениях»).

В соответствии с частью 4 статьи 14 названного закона под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.

В силу абзаца второго статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения начальника Управления Минюста России по Сахалинской области от 09 января 2017 года № 10-р Управлением проведена плановая документарная проверка Региональной общественной организации «Федерация спортивной борьбы Сахалинской области» на предмет соответствия ее деятельности, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям и законодательству Российской Федерации (л.д. 20-22).

По итогам проверки Управлением Минюста России по Сахалинской области составлен акт проверки от 03 марта 2017 года № 65/03-12/627, в котором отражены выявленные нарушения Организацией норм законодательства, регулирующего деятельность общественных объединений, и положений Устава. Данный документ получен председателем Организации 15 марта 2017 года (л.д. 34-38)

03 марта 2017 года Управление Минюста России по Сахалинской области вынесло в адрес президента Общественной организации М предупреждение об указанных нарушениях, в котором установило срок их устранения до 15 мая 2017 года. Копия предупреждения получена председателем Организации 15 марта 2017 года (л.д. 39-42).

С целью проверки выполнения данного предупреждения в Организации была проведена внеплановая проверка на основании распоряжения Управления Минюста России по Сахалинской области от 18 мая 2018 года № 180-р (л.д. 50-52).

В ходе проверки выявлено, что в установленный срок Организация не устранила допущенные нарушения, о чем составлен акт от 21 июня 2018 года (л.д. 61-64) и на основании распоряжения Управления Минюста России по Сахалинской области от 09 августа 2018 года № 272-НКО деятельность Организации приостановлена до 09 февраля 2019 года (л.д. 68).

Предупреждение о нарушениях и распоряжение о приостановлении деятельности Общественная организация в судебном порядке не обжаловала.

Из представленных с административным иском документов следует, что Организация не соблюдает нормы, предусмотренные федеральными законами и Уставом.

Так, при проведении плановой проверки в марте 2017 года установлено, что в абзаце 22 пункта 2.3 Устава организации предусмотрено право осуществлять иные виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством, при этом в нарушение пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ), виды деятельности в Уставе не были перечислены.

В нарушение пункта 5 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ в Уставе не содержалось описание символики, эмблемы Организации, наличие которой предусмотрено пунктом 1.6 Устава.

При том, что пунктом 4.10 Устава предусматривалось прекращение членства в Организации при исключении из состава членов Организации и по решению Совета Организации, в пункте 5.9.1 Устава такая компетенция Совету Организации, не была предоставлена.

В нарушение пункта 2 статьи 14 поименованного закона, в Организации не велись протоколы заседаний органов управления, предусмотренные Уставом.

В нарушение пункта 4.4 Устава не были представлены анкеты-заявления и списки членов Организации.

В нарушение пункта 4.5 Устава, Советом Организации не был установлен размер членских взносов, что свидетельствует о их неуплате и соответственно является нарушением пункта 2 статьи 123.6 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В нарушение положений статьи 8 Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», раздела 2 Положения по ведению бухгалтерского учета, утвержденного приказом Минфина России от 06 октября 2008 года № 106н, в Организации не сформирована и не утверждена приказом руководителя учетная политика.

После вынесения предупреждения от 03 марта 2017 года ряд нарушений, указанных в нем устранен, вышеназванные положения устава приведены в соответствие с требованиями действующего законодательства.

Вместе с тем при проведении внеплановой проверки из анализа положений Устава Организации с учетом представленных протоколов заседаний Совета Организации административным органом установлено, что выявленные нарушения устранены не в полном объеме. Так, положения пунктов 5.1, 5.2, абзаца 15 пункта 5.9.1, абзаца 7 пункта 5.5, пункты 5.9 и 5.9.1, пункты 4.4, 4.5, 4.11 Устава не соблюдены, а именно вопросы о проведении общего собрания членов Организации, об определении повестки дня, даты и места проведения общего собрания не рассматривались и решения об этом не принимались. В связи с чем общее собрание членов Организации не правомочно в принятии решений.

Решением Совета Организации от 11 марта 2016 года № 5 и от 19 июля 2017 года № 7 в Организацию принимались члены Организации, а также исключались из членов Организации, вместе с тем, в решениях отсутствует информация о лицах, принятых в Организацию.

Руководителем Организации представлено 22 заявления о принятии в члены Организации, а также 6 копий анкет от членов Организации, в отношении 16 членов Организации ответствуют анкеты, список всех членов Организации не представлен.

12 членами Организации не исполнена обязанность по уплате членских взносов за 2017 год (из представленной ведомости усматривается, что на начало года в Организации состояло 42 члена, на конец года – 35; согласно протоколу общего Собрания по состоянию на 16 декабря 2017 года – 30 членов; согласно отчетности – 31 человек; уплата взносов произведена 30 членами Общества).

Решения Совета Организации об исключении из членов организации за невыполнение обязанности по уплате членских взносов не представлены.

Согласно ведомости за 2018 года на начало года в Организации состояло 32 члена, на конец года – 27. Согласно протоколу общего собрания от 26 февраля 2018 года в организации состояло 30 членов Общества, по состоянию на 23 ноября 2018 года – 28 членов. Уплата членских взносов за 2018 год произведена 30 членами Организации, 5 членами общества взносы не оплачены.

Решения Совета Организации об исключении из членов организации за невыполнение обязанности по уплате членских взносов в 2018 году не представлены.

В ведомостях содержатся сведения об 11 членах организации, в отношении которых не представлены анкеты-заявления.

До настоящего времени Организация не устранила перечисленные выше нарушения законодательства Российской Федерации и норм, предусмотренных Уставом.

Согласно абзацам третьему и четвертому части первой статьи 44 Федерального закона «Об общественных объединениях» основаниями ликвидации общественного объединения являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов; неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.

Частью третьей приведенной статьи определено, что заявление в суд о ликвидации межрегионального, регионального или местного общественного объединения вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 года № 168-ФЗ), или соответствующим территориальным органом федерального органа государственной регистрации.

Таким образом, осуществление деятельности Организации с нарушением требований действующего законодательства и положений Устава, которые являются грубым нарушением федерального закона, а также неустранение Организацией в срок, установленный Управлением Минюста России по Сахалинской области, нарушений, послуживших основанием для приостановления ее деятельности, влечет ликвидацию Организации по решению суда.

При изложенных обстоятельствах административное исковое заявление подлежит удовлетворению с учетом того, что требование о ликвидации Организации предъявлено в суд уполномоченным федеральным органом.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 64, в целях обеспечения исполнения решения о ликвидации в резолютивной части решения суд может возложить обязанность по осуществлению ликвидации объединения граждан на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию учредительным документом, установив срок проведения и завершения процедуры ликвидации (пункт 5 статьи 61, пункт 2 статьи 62 ГК РФ, пункт 2 части 6 статьи 180 КАС РФ).

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц учредителями Региональной общественной организации «Федерация спортивной борьбы Сахалинской области» являются К, М и П, на которых суд возлагает обязанность по осуществлению ликвидации созданной ими организации.

В силу части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Поскольку, административный истец при подаче искового заявления освобожден от уплаты государственной пошлины на основании пункта 19 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации и требования удовлетворены, то с Общественной организации подлежит взысканию государственная пошлина в размере, установленном подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175-177, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

ликвидировать Региональную общественную организацию «Федерация спортивной борьбы Сахалинской области» (основной государственный регистрационный номер 1086500000510).

Возложить на учредителей Региональной общественной организации «Федерация спортивной борьбы Сахалинской области» – К, М, П обязанность по осуществлению ликвидации организации в шестимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Региональной общественной организации «Федерация спортивной борьбы Сахалинской области» государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования городской округ «город Южно-Сахалинск» 6000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Е.В. Неволина

Решение в окончательной форме составлено 29 апреля 2019 года