ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-15/20 от 07.02.2020 Ивановского областного суда (Ивановская область)

Дело № 3а-15/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

7 февраля 2020 года город Иваново

Ивановский областной суд в составе

председательствующего судьи Запятовой Н.А.

при секретаре Назаровой К.А.

с участием прокурора Гурьевой Е.А.,

административного истца Кротовой Т.К., ее представителя Лямзина А.С., представителя административного ответчика Губернатора Ивановской области Маленкиной В.Ю., заинтересованного лица Департамента финансов Ивановской области Ковровой Н.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кротовой Татьяны Константиновны о признании частично не действующим Указа Губернатора Ивановской области от 06 июня 2016 г. № 81-уг «О внесении изменений в Указ Губернатора Ивановской области от 14 сентября 2015 г. № 146-уг «О порядке организации льготного проезда граждан с использованием социальной карты жителя Ивановской области»,

УСТАНОВИЛ:

Указом Губернатора Ивановской области от 14 сентября 2015 г. № 146-уг «О порядке организации льготного проезда граждан с использованием социальной карты жителя Ивановской области» (далее – Указ № 146-уг) утвержден Порядок организации льготного проезда граждан с использованием социальной карты жителя Ивановской области (далее – Порядок организации льготного проезда граждан), являющийся приложением к данному указу.

Одновременно подпунктом 2.1. пункта 2 данного нормативного правового акта с 24 сентября 2015 г. была установлена стоимость льготного проезда граждан, имеющих место жительства в Ивановской области и обладающих правом на предоставление мер социальной поддержки в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ивановской области (далее - льготополучатели), с использованием социальной карты жителя Ивановской области на пассажирском транспорте общего пользования на территории Ивановской области в размере 1/2 тарифа, действующего у перевозчика, но не выше 1/2 предельного максимального уровня тарифов, установленного постановлением Правительства Ивановской области «Об утверждении предельного максимального уровня тарифов на перевозку всеми видами пассажирского транспорта, деятельность которого регулируется органами государственной власти Ивановской области, граждан, имеющих право на меры социальной поддержки на транспорте».

В этой связи в абзаце четвертом пункта 3 данного Указа в качестве одной из составляющих, формирующих расходы областного бюджета, связанные с предоставлением льготного проезда с использованием социальной карты жителя Ивановской области, предусмотрено возмещение перевозчикам затрат, связанных с оказанием транспортных услуг, в размере 1/2 тарифа, действующего у перевозчика, но не выше 1/2 предельного максимального уровня тарифов, установленного указанным постановлением Правительства Ивановской области.

В абзаце 5 подпункта 2.3. пункта 2 Порядка организации льготного проезда граждан, являющегося приложением к Указу № 146-уг, определяющего назначение и функции социальной карты (временной транспортной карты), установлено, что временная транспортная карта, которая выдается на период переоформления социальной карты в случае утраты, порчи по различным причинам социальной карты либо в случае изменения персональных данных держателя социальной карты, пополняется электронными денежными средствами за счет денежных средств льготополучателей однократно в размере, не превышающем 400 рублей, действительна при предъявлении документов, удостоверяющих личность льготополучателя (паспорт, справка об инвалидности или удостоверение о праве на льготы).

Абзацем четвертым подпункта 3.2.2. пункта 3 указанного Порядка в качестве одного из полномочий Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области, участвующего в организации льготного проезда льготополучателями с использованием социальной карты (временной транспортной карты), предусмотрено возмещение перевозчикам стоимости проезда с использованием социальной карты (временной транспортной карты) в размере 1/2 тарифа, действующего у перевозчика, но не выше 1/2 предельного максимального уровня тарифов, установленного постановлением Правительства Ивановской области «Об утверждении предельного максимального уровня тарифов на перевозку всеми видами пассажирского транспорта, деятельность которого регулируется органами государственной власти Ивановской области, граждан, имеющих право на меры социальной поддержки на транспорте».

Указом Губернатора Ивановской области от 6 июня 2016 г. № 81-уг «О внесении изменений в Указ Губернатора Ивановской области от 14 сентября 2015 г. № 146-уг «О порядке организации льготного проезда граждан с использованием социальной карты жителя Ивановской области» (далее – Указ № 81-уг) в приведенные выше положения внесены изменения.

В частности, в соответствии с подпунктом 1.1. Указа № 81-уг подпункт 2.1. Указа № 146-уг изложен в новой редакции, устанавливающей стоимость льготного проезда льготополучателями с использованием социальной карты жителя Ивановской области на пассажирском транспорте общего пользования на территории Ивановской области в размере 0,67 тарифа, действующего у перевозчика, но не выше 0,67 предельного максимального уровня тарифов, установленного постановлением Правительства Ивановской области «Об утверждении предельного максимального уровня тарифов на перевозку всеми видами пассажирского транспорта, деятельность которого регулируется органами государственной власти Ивановской области, граждан, имеющих право на меры социальной поддержки на транспорте».

В соответствии с подпунктом 1.2. Указа № 81-уг в абзаце 4 пункта 3 Указа №146-уг, определяющем возмещение перевозчикам затрат, связанных с оказанием транспортных услуг, цифры «1/2» заменены цифрами «0,33».

Пунктом 1.4.1. Указа № 81-уг изменен размер однократного пополнения электронными денежными средствами временной транспортной карты за счет денежных средств льготополучателей, предусмотренный абзацем 5 подпункта 2.3. пункта 2 Порядка организации льготного проезда граждан, с 400 рублей до 600 рублей.

Пунктом 1.4.2. Указа № 81-уг кроме прочего внесены изменения в абзац 4 подпункта 3.2.2. Порядка организации льготного проезда граждан, предусматривающий возмещение перевозчикам стоимости проезда с использованием социальной карты (временной транспортной карты), а именно цифры «1/2» заменены цифрами «0,33».

Кротова Т.К., являющаяся ветераном труда Ивановской области и получателем мер социальной поддержки, через своего представителя Лямзина А.С. обратилась в Ивановский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом изменения требований в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства просит признать недействующим Указ Губернатора Ивановской области от 06 июня 2016 г. № 81-уг «О внесении изменений в Указ Губернатора Ивановской области от 14 сентября 2015 г. № 146-уг «О порядке организации льготного проезда граждан с использованием социальной карты жителя Ивановской области» в части пункта 1.1., излагающего подпункт 2.1. Указа № 146-уг в новой редакции, пунктов 1.2., 1.4.1., 1.4.2. в части внесения изменений в абзац 4 подпункта 3.2.2. пункта 3 Приложения к Указу № 146-уг.

В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что в результате принятия оспариваемого Указа № 81-уг ухудшены условия предоставления льгот, поскольку стоимость льготного проезда граждан с использованием социальной карты жителя Ивановской области увеличилась с 0,5 до 0,67 от стоимости тарифа, действующего у перевозчика на пассажирском транспорте общего пользования, а также за счет уменьшения количества поездок, ограниченного 600 рублями в течение месяца.

По мнению административного истца, оспариваемые положения Указа № 81-уг нарушают права и законные интересы ветеранов труда, противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу в части недопустимости ухудшения условий предоставления льгот и уменьшения объема их финансирования, не соответствуют нормам части 2 статьи 55, части 2 статьи 78 Конституции Российской Федерации о запрете издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, преамбуле и части 2 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также части 3 статьи 25 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» о необходимости обязательного участия представителей соответствующих объединений ветеранов при принятии органами власти субъектов Российской Федерации решений по вопросам социальной поддержки ветеранов.

В судебном заседании административный истец Кротова Т.К. и ее представитель Лямзин А.С. поддержали заявленные требований в уточненной редакции.

В судебном заседании представитель Губернатора Ивановской области Маленкина В.Ю. возражала против удовлетворения иска по доводам письменного отзыва, указав на то, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, с соблюдением требований к его форме, порядку принятия и опубликования, и положений нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, не нарушает, поскольку полномочиями по принятию решений о предоставлении мер социальной поддержки ветеранам труда обладает субъект Российской Федерации, который осуществляет их самостоятельно и за счет имеющихся у него бюджетных средств. Меры социальной поддержки в виде льготного проезда с использованием социальной карты являются дополнительным мерами социальной поддержки, изменение условий их реализации относится к ведению субъекта Российской Федерации и зависит от финансовых возможностей бюджета Ивановской области. При этом совокупный объем финансового обеспечения указанных мер неуклонно растет.

Представитель заинтересованного лица – Департамента финансов Ивановской области Коврова Н.Б. в судебном заседании полагала административный иск не подлежащим удовлетворению, поддержав правовую позицию представителя Губернатора Ивановской области, указав в письменном отзыве о том, что совокупный объем финансирования мер социальной поддержки не уменьшен.

Привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица Департамент развития информационного общества Ивановской области в лице руководителя направил письменный отзыв на административный иск Кротовой Т.К., в котором просит в его удовлетворении отказать по доводам, аналогичным приведенным представителем административного ответчика.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав и оценив представленные в деле доказательства, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита граждан находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов и иных нормативных правовых актов. Такие законы и подзаконные акты согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Правоотношения, связанные с социальной поддержкой ветеранов, регулируются Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

Федеральный законодатель выделил в Федеральном законе от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» такую категорию граждан, как ветераны труда (статья 1), и предусмотрел перечень мер их социальной защиты (статья 22 в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г.).

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ) в Федеральный закон «О ветеранах» внесены существенные изменения, касающиеся мер социальной поддержки ветеранов труда.

С 1 января 2005 г. определение мер социальной поддержки ветеранов труда отнесено к ведению субъектов Российской Федерации в соответствии с положениями статьи 22 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ). С указанной даты меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, и в соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона «О ветеранах» являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, Федеральный закон «О ветеранах» не регулирует отношения по предоставлению мер социальной поддержки ветеранам труда.

Сама по себе передача субъектам Российской Федерации таких полномочий, притом что федеральным законодателем установлены как общие принципы перехода к новой системе обеспечения мерами социальной поддержки, так и гарантированный минимальный (базовый) уровень этих мер, которых должен придерживаться субъект Российской Федерации при решении вопросов об объеме мер социальной поддержки ветеранов труда и условиях их предоставления, не нарушает конституционные права данной категории граждан (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 16 февраля 2006 года № 14-0, от 18 апреля 2006 года № 85-0, от 18 июля 2006 года № 295-0 и др.).

Законодатель Ивановской области, реализуя предоставленные субъектам Российской Федерации полномочия, принял Закон Ивановской области от 21 декабря 2004 г. № 175-ОЗ «О мерах социальной поддержки ветеранов труда и тружеников тыла», предусматривающий конкретные меры социальной поддержки указанных лиц по оплате жилья и коммунальных услуг, в сфере оказания медицинской помощи и ежемесячную денежную выплату в размере 200 рублей (статья 1).

Законом Ивановской области от 29 апреля 2005 г. № 79-ОЗ «О дополнительных мерах социальной поддержки граждан льготных категорий в 2005 году» предусмотренные законом Ивановской области от 21 декабря 2004 г. № 175-ОЗ меры социальной поддержки для ветеранов труда дополнены предоставлением льготного проезда на транспорте общего пользования городского и внутрирайонного сообщения с 1 февраля по 31 декабря по льготным проездным билетам, льготного проезда на межмуниципальном пригородном автомобильном транспорте с 1 мая по 31 декабря по льготным проездным билетам и скидки в размере 50 процентов на проезд в железнодорожном транспорте пригородного сообщения, в порядке, определяемом Администрацией Ивановской области.

Указанные расходы на предоставление дополнительных мер социальной поддержки ветеранам труда возмещаются за счет средств областного бюджета.

С 1 января 2006 года Законы Ивановской области № 175-ОЗ и 79-ОЗ утратили силу в связи в принятием Закона Ивановской области от 15 февраля 2006 г. № 11-ОЗ «О мерах социальной поддержки ветеранов труда, приравненных к ним граждан и тружеников тыла» (далее – Закон Ивановской области № 11-ОЗ), которым в числе мер социальной поддержки, предоставляемым ветеранам труда, предусмотрена дополнительная мера социальной поддержки, осуществляемая за счет средств бюджета Ивановской области – льготный проезд на всех видах пассажирского транспорта общего пользования на территории Ивановской области в порядке, установленном Губернатором Ивановской области (пункт 4 части 1 статьи 1).

Законом Ивановской области от 3 ноября 2006 г. № 95-ОЗ «О порядке и условиях присвоения званий «ветеран труда» и «ветеран труда Ивановской области», принятым на основании Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» и Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», помимо установления порядка и условий присвоения звания «ветеран труда» предусмотрена новая категория региональных льготников «ветеран труда Ивановской области», статус которого в 2011 г. присвоен Кротовой Т.К.

К указанной категории отнесены лица, имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин, учитываемый для назначения трудовой (страховой) пенсии, достигшим возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо до достижения указанных возрастов при возникновении права на пенсию, установленную (назначенную) в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» или Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», и имеющие поощрения за добросовестный труд органов и организации Ивановской области (статья 2).

При этом статьей 4 указанного областного Закона № 95-ФЗ установлено, что лицам, которым присвоено звание «Ветеран труда Ивановской области», предоставляются меры социальной поддержки в соответствии с Законом Ивановской области от 15 февраля 2006 г. № 11-ОЗ «О мерах социальной поддержки ветеранов труда, приравненных к ним граждан и тружеников тыла», за счет средств областного бюджета.

Начиная с даты вступления в силу Закона Ивановской области от 04 октября 2016 г. № 75-ОЗ «О мерах социальной поддержки ветеранов труда Ивановской области» (с 17.10.2016), регулирование правоотношений по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, удостоенным звания «Ветеран труда Ивановской области», выделено в самостоятельный нормативный правовой акт, при этом мера социальной поддержки в виде льготного проезда на всех видах пассажирского транспорта общего пользования на территории Ивановской области была также закреплена (пункт 3 части 1 статьи 2 Закона Ивановской области № 75-ОЗ).

Порядок льготного проезда граждан с использованием социальной карты жителя Ивановской области первоначально был утвержден указом Губернатора Ивановской области от 25 августа 2008 г. № 87-уг.

В последующем данный нормативный правовой акт был признан утратившим силу указом Губернатора Ивановской области от 14 сентября 2015 г. № 146-уг «О порядке организации льготного проезда граждан с использованием социальной карты жителя Ивановской области».

Изменениями, внесенными в Указ № 146-уг оспариваемым Указом № 81-уг, стоимость льготного проезда льготополучателями с использованием социальной карты жителя Ивановской области на пассажирском транспорте общего пользования на территории Ивановской области увеличена и установлена в размере 0,67 тарифа, соответственно уменьшен размер возмещения перевозчикам стоимости проезда с использованием социальной карты до 0,33 тарифа. Одновременно с 400 до 600 рублей увеличен размер однократного пополнения временной транспортной карты, которая выдается на период переоформления социальной карты в случае ее утраты, порчи и других причин.

Административный истец связывает нарушение своих прав с ухудшением условий предоставления льгот, выразившимся в увеличении размера оплаты льготного проезд в общественном транспорте с 0,5 до 0,67 тарифа, а также ограничении количества поездок 600 рублями, и ссылается в этой части на нарушение преамбулы и части 2 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, согласно которой при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия:

вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года;

при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Как следует из преамбулы Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, настоящим Законом был изменен принцип установления системы мер социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями, в том числе, изменен и принцип определения и предоставления системы мер социальной поддержки ветеранов труда.

Таким образом, федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения ветеранов на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом никаких конкретных норм о предоставлении либо об исключении тех или иных видов льгот Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ не содержит.

Таким образом, ранее действовавшая система льгот для ветеранов труда, включающая в себя бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), не преобразована, а упразднена, и в настоящее время такой меры социальной поддержки для ветеранов труда не предусмотрено ни федеральным, ни региональным законодательством.

Вместе с тем на территории Ивановской области самостоятельно разработан и действует механизм реализации права граждан – льготополучателей на льготный проезд на всех видах пассажирского транспорта общего пользования с использованием социальной карты.

В соответствии с пунктом 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» социальная поддержка ветеранов труда относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

В силу части 3 статьи 26.3-1 этого же федерального закона органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

При этом федеральный законодатель указал, что финансирование полномочий, предусмотренных статьей 26.3-1 названного федерального закона, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности (часть 4 статьи 26.3-1 этого же федерального закона).

В силу положений статьи 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации относятся к бюджетным полномочиям названного публично-правового образования. При этом органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе самостоятельно определять направления расходования денежных средств своего бюджета (ст. 31 Кодекса).

Пунктом 2 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия субъекта Российской Федерации.

Действующее федеральное законодательство в области социального обеспечения не возлагает на субъект Российской Федерации обязанности по принятию конкретных правовых актов, определяющих дополнительные меры социальной поддержки для ветеранов труда, предоставляемых за счет средств регионального бюджета.

Данное полномочие осуществляется по решению субъекта Российской Федерации самостоятельно и за счет имеющихся у него бюджетных средств.

Соответственно, финансирование принятых на себя субъектом дополнительных обязательств осуществляется при наличии у него финансовых возможностей и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета.

Системный анализ приведенных выше правовых норм указывает на то, что в данном случае законодатель субъекта Российской Федерации в рамках предоставленных ему федеральным законодательством полномочий урегулировал вопросы о дополнительных мерах социальной поддержки, финансируемых исключительно из областного бюджета, в связи с чем определение оснований, порядка, размера и условий их реализации относится к полномочиям субъекта Российской Федерации – Ивановской области и зависит от финансовых возможностей бюджета Ивановской области.

При этом при установлении мер социальной поддержки ветеранов труда субъектом не нарушены требования пункта 2 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ о сохранении объема финансирования.

Во исполнение Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ был принят областной закон 175-ОЗ, предусматривающий меры социальной поддержки ветеранов труда по оплате жилья, коммунальных услуг, медицинской помощи, а также введен новый вид социальной поддержки ветеранов труда в виде ежемесячной денежной выплаты. Объем финансирования мер социальной поддержки в переходный период с 2004 года возрос. В соответствии с Законом «Об областном бюджете на 2004 год» расходы областного бюджета на реализацию Федерального закона № 5-ФЗ составили 572207,8 тыс. руб., а в 2005 году в соответствии с Законом «Об областном бюджете на 2005 год» расходы на реализацию Закона Ивановской области «О мерах социальной поддержки ветеранов труда и тружеников тыла» составили 799 691,3 тыс. рублей без учета расходов 2004 года на выплату ЕДВ за январь 2005 года.

Данные факты были предметом исследования Ивановского областного суда и подтверждены вступившими в законную силу судебными актами (решение Ивановского областного суда от 14 мая 2005 г. по делу № 3-60(61)/2005, определение Верховного Суда Российской Федерации от 03 августа 2005 г. по делу № 7-Г05-7).

Из положений статьи 1 Закона Ивановской области от 29 декабря 2015 г. №148-03 «Об областном бюджете на 2016 год» следует, что бюджет Ивановской области на 2016 год спланирован дефицитным (дефицит областного бюджета составил 2 933 857108,44 руб.).

Таким образом, Указ Губернатора Ивановской области от 6 июня 2016 г. № 81-уг принят в условиях недостаточности финансовых поступлений в бюджет Ивановской области, что и обусловило внесение оспариваемых изменений в Указ №146-уг.

Вместе с тем, как следует из справки Департамента финансов Ивановской области, объем бюджетного финансирования на финансовое обеспечение мер социальной поддержки ветеранов труда, включая ветеранов труда Ивановской области, с 2016 года неуклонно растет. Так, в 2016 г. на указанные цели запланировано 1637657150,63 руб., на 2017 год – 1835586783, 11 руб., на 2018 г. – 1819335714,51 руб., на 2019 г. – 2108836739,04 руб.

Следовательно, оспариваемые предписания регионального законодательства, которыми изменены стоимость льготного проезда граждан, обладающих правом на представление мер социальной поддержки, размер возмещения перевозчикам затрат, связанных с оказанием данных транспортных услуг, и размер однократного пополнения за счет средств льготополучателей временной транспортной карты, в отношении субъектов, имеющих право на льготный проезд, являющийся для ветеранов труда дополнительной мерой социальной поддержки, не могут рассматриваться как противоречащие требованиям федерального законодательства о сохранении условий предоставления названных мер соответствующим категориям граждан по состоянию на 31 декабря 2004 г. в смысле, определенном статьей 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ.

Доводы административного истца о нарушении требований части 3 статьи 25 Федерального закона «О ветеранах», согласно которой решения по вопросам социальной поддержки ветеранов, деятельности общественных объединений ветеранов принимаются федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при участии представителей соответствующих объединений ветеранов, судом отклоняются, поскольку по смыслу указанной правовой нормы государство оказывает поддержку соответствующим общественным объединениям ветеранов и принимает соответствующие решения при участии их представителей. В настоящем деле меры социальной поддержки ветеранов труда были установлены ранее законом Ивановской области, а оспариваемым актом внесены изменения в порядок предоставления такой меры социальной поддержки как льготный проезд на общественном пассажирском транспорте в части его стоимости.

В связи с изложенным, утверждение в административном исковом заявлении о том, что Указ Губернатора Ивановской области № 81-уг принят с нарушениями статей 55, 72 Конституции Российской Федерации, преамбулы и части 2 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, статьи 25 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ нельзя признать состоятельным, основанным на действующих правовых нормах.

Указ Губернатора Ивановской области № 81-уг был подготовлен в соответствии с Порядком подготовки правовых актов Губернатора и Правительства Ивановской области, установленным указом Губернатора Ивановской области от 16 января 2013 № 5-уг «Об утверждении Регламента Правительства Ивановской области» (в редакции от 25.08.2015, действовавшей на момент подготовки и принятия Указа Губернатора Ивановской области № 81-уг).

Указ № 81-уг подписан Губернатором Ивановской области и согласно статье 62 Устава Ивановской области (Закон Ивановской области от 18 февраля 2009 г. №20-ОЗ) входит в систему нормативных правовых актов Ивановской области.

Частью 5 приведенной статьи Устава Ивановской области установлено, что указы Губернатора Ивановской области, требующие официального опубликования, вступают в силу после их официального опубликования.

В соответствии с пунктом 1 и 1.4 Закона Ивановской области от 23 ноября 1994 г. № 27-ОЗ «О порядке обнародования (официального опубликования) правовых актов Ивановской области, иной официальной информации» официальным опубликованием указов Губернатора является обязательная первая публикация полных текстов нормативных правовых актов. Указанные нормативные правовые акты публикуются, в том числе, в «Собрании законодательства Ивановской области», а также на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Вопреки доводам административного истца оспариваемый Указ № 81-уг опубликован в «Собрании законодательства Ивановской области» от 14 июня 2016 г. № 22(791), а также размещен на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru).

При установленных по делу обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Указ Губернатора Ивановской области № 81-уг в оспариваемой части не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, принят в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением порядка принятия и опубликования и прав административного истца не нарушает. В этой связи и в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ оснований для удовлетворения административного искового заявления Кротовой Т.К. не имеется.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

В удовлетворенииадминистративного искового заявления Кротовой Татьяны Константиновны о признании частично не действующим Указа Губернатора Ивановской области № 81-уг от 06 июня 2016 года «О внесении изменений в Указ Губернатора Ивановской области № 146-уг от 14 сентября 2015 г. «О порядке организации льготного проезда граждан с использованием социальной карты жителя Ивановской области» отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ивановский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Запятова Н.А.