ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-15/20 от 16.01.2020 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

№ 3а-15/2020

(3а-259/2019)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 января 2020 г. г. Петрозаводск

Верховный Суд Республики Карелия в составепредседательствующего судьи Кудряшовой Е.П.при секретаре Макаршиной А.А., с участием прокурора Иовлева Д.С., представителя административного истца ФИО1 рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 о признании решения IV сессии III созыва Совета Хийтольского сельского поселения Лахденпохского муниципального района Республики Карелия от 21 февраля 2014 г.№4/4-3 «Об утверждении Генерального плана и Правил землепользования и застройки Хийтольского сельского поселения» в части недействующим,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 в судебном порядкеоспориларешениеIV сессии III созыва Совета Хийтольского сельского поселения Лахденпохского муниципального района Республики Карелия от 21 февраля 2014 г. №4/4-3 «Об утверждении Генерального плана и Правил землепользования и застройки Хийтольского сельского поселения» в части включения земельного участка с кадастровым номером (...) в территориальную зону«Зона естественного ландшафта», установленную картой градостроительного зонирования п.Тиурула Правил землепользования и застройки Хийтольского сельского поселения и функциональную зону ЕЛ1 «Зона естественного ландшафта», установленную картой функциональных зон п.Тиурула Генерального плана Хийтольского сельского поселения.

Требования мотивированы тем, что предоставленныйадминистративному истцу в собственность земельный участок с разрешенным использованием «для индивидуальной жилой застройки» невозможно использовать по назначению.

Считая, что включение Советом Хийтольского сельского поселения Лахденпохского муниципального района Республики Карелия (далее - Совет, административный ответчик) земельного участка на картах градостроительного зонирования п.ТиурулаПравил землепользования и застройки Хийтольского сельского поселения (далее - Правила) в территориальную зону «Зона естественного ландшафта», установленную картой градостроительного зонирования п.Тиурула Правил землепользования и застройкиХийтольского сельского поселения и функциональную зону ЕЛ1 «Зона естественного ландшафта», установленную картой функциональных зон п.Тиурула Генерального плана Хийтольского сельского поселения,без соблюдения требований Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее -ГрКРФ), Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ)нарушает права административного истца на использование земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования, ФИО2 просила признать их недействующими в части.

В судебном заседаниипредставитель административного истца поддержал административные исковые требования по заявленным в административном иске основаниям.

Иныелица, участвующие в деле не явились, извещены надлежащим образом.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы настоящего дела, заслушав заключение прокурора,полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению,суд приходит к следующему.

Частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»(далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) предусмотрено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Частью 4 статьи 3ГрК РФ предусмотрено, что по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.

В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14Федерального закона № 131-ФЗ в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатациюпри осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных ГрК РФ, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений относятся к вопросам местного значения.

Частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Оспариваемое решение, которым утверждены Генеральный план и Правила землепользования и застройки Хийтольского сельского поселения, принято уполномоченным органом, подписано главой муниципального образования и опубликовано в установленном порядке.

Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Республики Карелия от 08 февраля 2018 г. по административном делу № 3а-14/2018 по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) о признании не действующим в части нормативного правового актапризнано, что решениеIV сессии III созыва Совета Хийтольского сельского поселения Лахденпохского муниципального района Республики Карелия от 21 февраля 2014 г. №4/4-3 «Об утверждении Генерального плана и Правил землепользования и застройки Хийтольского сельского поселения»принято с нарушением порядка подготовки проекта генерального плана муниципального образования, а именно, в отсутствие согласования документа территориального планирования с Рослесхозом.

Установлено, что постановлениемадминистрацией Лахденпохского муниципального района от 22 ноября 2013 г. № 1929 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале (...) из земель, находящихся в государственной собственности, в ведении администрации Лахденпохского муниципального района, категория земель – (...), (...)Земельный участок поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером (...).ФИО2 данный земельный участок приобретен на основании договора купли-продажи от 22 августа 2018 г.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 28 августа 2018 г. на кадастровом учете земельный участок с кадастровым номером (...), расположенный в (...),состоит с 31 января 2014 г., категория земель - (...), разрешенное использование - (...).

В соответствии со статьей 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

В соответствии с частью 1 статьи 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования.

Частью1 статьи 30ГрК РФ установлено, что правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Судом установлено, что при разработке оспариваемых нормативных правовых актов требования приведенных норм права были нарушены. Территориальная зона «Зона естественного ландшафта» установлена без учета фактически сложившегося землепользования, что привело к нарушению прав административного истца, поскольку сделало невозможным использование земельного участкав соответствии с целями его предоставления. Кроме того, в земельный участок включены земли лесного фонда, что также противоречит требованиям законодательства.

Доказательств обратного административным ответчиком не представлено. Напротив, административный ответчик и заинтересованное лицо администрация Хийтольского сельского поселения в своих отзывах указали на наличие ошибок при принятии оспариваемого нормативного правового акта в части определения функциональных и территориальных зон.

Таким образом, установление территориальной зоны «Зона естественного ландшафта» и функциональной зоны ЕЛ 1 «Зоны естественного ландшафта»создают законному владельцу земельного участка препятствия в его использовании в соответствии с правами, предусмотренными статьей 40 ЗК РФ, а именно, по назначению -для индивидуальной жилой застройки.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что решениеIV сессии III созыва Совета Хийтольского сельского поселения Лахденпохского муниципального района Республики Карелия от 21 февраля 2014 г. №4/4-3 «Об утверждении Генерального плана и Правил землепользования и застройки Хийтольского сельского поселения», утвердившее оспариваемыефрагменты карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки Хийтольского сельского поселенияи карты функциональных зон Генеральногоплана Хийтольского сельского поселения в части установления территориальной и функциональной зон земельного участка с кадастровым номером (...) без учета фактически сложившегося и существующего землепользования, не соответствует требованиям статей 30,34ГрК РФ и статьи 85 ЗК РФ, согласно которым границы территориальных зон должны отвечать требованию установления границ функциональных и территориальных зон с учетом сложившейся территории и существующего землепользования.

Указанные обстоятельства являются основанием для удовлетворения требования административного истца в части оспаривания нормативного правового акта.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу и не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с пунктом 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Поскольку установлено применение оспариваемого нормативного правового акта, на основе которого реализованы права граждан и юридических лиц, суд признает его не действующим в оспариваемой части с момента вступления решения суда в законную силу.

С учетом положений части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения судом подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.

Руководствуясь статьями178-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО2 удовлетворить.

Признать не действующим со дня вступления в законную силу решения суда

решениеIV сессии III созыва Совета Хийтольского сельского поселения Лахденпохского муниципального района Республики Карелия от 21 февраля 2014 г. №4/4-3 «Об утверждении Генерального плана и Правил землепользования и застройки Хийтольского сельского поселения»в части включения земельного участка с кадастровым номером (...) в территориальную зону «Зона естественного ландшафта», установленную картой градостроительного зонирования п.Тиурула Правил землепользования и застройкиХийтольского сельского поселения и функциональную зону «Зона естественного ландшафта», установленную картой функциональных зон п.Тиурула Генерального плана Хийтольского сельского поселения.

Обязать Совет Хийтольского сельского поселения Лахденпохского муниципального района Республики Карелияопубликовать сообщение о решении суда в течение месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном органе административного ответчика.

Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Верховный Суд Республики Карелия.

Судья Е.П. Кудряшова

Мотивированное решение

составлено 21 января 2020 г.