ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-15/2016 от 04.02.2016 Ивановского областного суда (Ивановская область)

Дело № 3а-15/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

4 февраля 2016 года город Иваново

Ивановский областной суд в составе

председательствующего судьи Щегловой Е.С.

при секретаре Жаворонковой Е.А.,

с участием: прокурора Морозовой И.А.,

представителя административного истца ФИО1,

представителей административного ответчика ФИО2, ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО4 к Правительству Ивановской области об оспаривании и признании недействующими норм Приложения 1 и строк 9.1, 13.1 Приложения 2 к Порядку определения размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в собственности Ивановской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденному постановлением Правительства Ивановской области от 25августа 2008 года №225-п в редакции постановления Правительства Ивановской области от 7 апреля 2015года № 109-п,

УСТАНОВИЛ:

25 августа 2008 года Правительством Ивановской области принято постановление № 225-п «Об арендной плате за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, и земельными участками, находящимися в государственной собственности Ивановской области» (далее по тексту – Постановление №225-п), пунктом 1 которого утвержден Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, и земельными участками, находящимися в государственной собственности Ивановской области, предоставляемыми в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов), являющийся Приложением к постановлению.

Приложением 1 к указанному Порядку является Методика расчета аренной платы за пользование земельными участками (далее – Приложение 1 к Порядку или Методика).

Приложением 2 к Порядку установлены значения корректирующего коэффициента по видам использования земельных участков (далее – Приложение 2 к Порядку или Значения корректирующего коэффициента).

Первоначальный текст данного нормативного правового акта опубликован в официальном печатном издании «Ивановская газета», № 154(4281), 27.08.2008.

Постановление № 225-п в соответствии с частью 5 статьи 62 Устава Ивановской области вступило в силу после официального опубликования и на момент принятия настоящего судебного решения является действующим нормативным правовым актом с учетом изменений, внесенных в Приложение 1 к Порядку (Методику) постановлениями Правительства Ивановской области от 02.02.2011 N 17-п, от 09.11.2011 N 402-п, от 09.08.2012 N 298-п, от 26.07.2013 N 300-п, в Приложение 2 к Порядку (Значения корректирующего коэффициента) – постановлениями Правительства Ивановской области от 05.02.2010 N 16-п, от 22.12.2010 N 462-п, от 05.10.2011 N 347-п, от 28.12.2012 N 574-п, от 02.07.2013 N 253-п, от 25.12.2014 N 586-п, от 07.04.2015 N 109-п.

Указанные постановления Правительства Ивановской области, вносящие изменения в Постановление № 225-п, также были опубликованы в установленном законом порядке в официальном печатном издании «Ивановская газета» и на официальном сайте Правительства Ивановской области http://www.ivanovoobl.ru.

Постановлением Правительства Ивановской области от 7 апреля 2015 года №109-п, вступившим в силу после его официального опубликования на официальном сайте Правительства Ивановской области http://www.ivanovoobl.ru 8 апреля 2015 года, распространяющимся на правоотношения, возникшие с 1 марта 2015 года, изложены в новой редакции наименование, преамбула и Приложение к Постановлению № 225-п, которое стало именоваться «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в собственности Ивановской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена».

Методика в первоначальной редакции Постановления № 225-п устанавливала следующие формулы, по которым рассчитывается арендная плата за год за пользование земельным участком:

АП = КСЗУ x Ккор, где:

АП - арендная плата за год, руб.;

КСЗУ - кадастровая стоимость земельного участка, руб.;

Ккор - корректирующий коэффициент, устанавливаемый и дифференцируемый в зависимости от вида категории и разрешенного использования земельного участка.

В случае наличия удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка арендная плата за год за пользование земельным участком рассчитывается по формуле:

АП = УПКСЗУ x S x Ккор, где:

АП - арендная плата за год, руб.;

УПКСЗУ - удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка,руб./кв.м;

S - площадь земельного участка, кв. м;

Ккор - корректирующий коэффициент, устанавливаемый и дифференцируемый в зависимости от вида категории и разрешенного использования земельного участка.

Постановлением Правительства Ивановской области от 2 февраля 2011 года № 17-п Приложение 1 к Порядку изложено в новой редакции, обе формулы, по которым рассчитывается арендная плата за год за пользование земельным участком, с 1 января 2011 года были дополнены множителем в виде конкретной величины 1,065, отражающей показатель уровня инфляции (среднегодовой индекс потребительских цен) в Ивановской области.

Указанный элемент формул (показатель уровня инфляции) в дальнейшем неоднократно изменялся постановлениями Правительства Ивановской области и составил:

- с 1 января 2012 года – 1,14 (постановление Правительства Ивановской области от09.11.2011 N 402-п);

- с 1 января 2013 года – 1,21 (постановление Правительства Ивановской области от 09.08.2012 N 298-п);

- с 1 января 2014 года – 1,27 (постановление Правительства Ивановской области от от 26.07.2013 N 300-п).

Методика в редакции, действующей на момент рассмотрения настоящего административного дела, устанавливает следующие формулы, по которым рассчитывается арендная плата за год за пользование земельным участком:

АП = КСЗУ x Ккор. x 1,27, где:

АП - арендная плата за год, руб.;

КСЗУ - кадастровая стоимость земельного участка, руб.;

Ккор. - корректирующий коэффициент, устанавливаемый и дифференцируемый в зависимости от вида категории и разрешенного использования земельного участка.

В случае наличия удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка арендная плата за год за пользование земельным участком рассчитывается по формуле:

АП = УПКСЗУ x S x Ккор. x 1,27, где:

АП - арендная плата за год, руб.;

УПКСЗУ - удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка,руб./кв.м;

S - площадь земельного участка, кв. м;

Ккор. - корректирующий коэффициент, устанавливаемый и дифференцируемый в зависимости от вида категории и разрешенного использования земельного участка.

Строкой 9.1 Приложения 2 к Порядку для земельных участков, относящихся к категории земель населенных пунктов, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, в том числе для земельных участков: фабрик, заводов и комбинатов; производственных объединений, концернов, промышленно-производственных фирм, трестов; типографий; других промышленных предприятий; тепловых пунктов, трансформаторных подстанций, водозаборных узлов; объектов переработки, уничтожения, утилизации и захоронения отходов; мусороперерабатывающих (мусоросжигающих) предприятий; котельных; газораспределительных пунктов; элеваторов, – установлено значение корректирующего коэффициента (Ккор.) с 27 августа 2008 года в размере 0,011 (Постановление № 225-п), с 1 января 2015 года в размере 0,015 (постановление Правительства Ивановской области от 25 декабря 2014 года №586-п).

Строкой 13.1 Приложения 2 к Порядку для земельных участков, относящихся к категории земель населенных пунктов, предназначенных для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов, в том числе: в отношении земельных участков для размещения железнодорожных путей и установления полос отвода и охранных зон железных дорог, - установлено значение корректирующего коэффициента (Ккор.) с 27августа 2008 года в размере 0,011 (Постановление № 225-п), с 1 января 2015 года в размере 0,015 (постановление Правительства Ивановской области от 25 декабря 2014года № 586-п).

ФИО4 обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующими Методику (Приложение 1 к Порядку) и Значения корректирующих коэффициентов, установленных строками 9.1, 13.1 Приложения 2 к Порядку, в связи с их противоречием статье34Конституции Российской Федерации, статье 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации, статье 271 Гражданского кодекса Российской Федерации, главам 3, 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статье 6 Федерального закона от 24 июля 2007года № 209-ФЗ «Оразвитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», постановлению Правительства Российской Федерации от 16июля 2009года №582 «Обосновных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее – Постановление Правительства РФ № 582).

Административный иск мотивирован тем, что ФИО4, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, является участником общей долевой собственности на 28 объектов недвижимого имущества (нежилые здания, строения, сооружения, подъездные железнодорожные пути), которые расположены на двух земельных участках с кадастровыми номерами ****** и ******, площадью *** кв.м. и *** кв.м., по адресу: ****. В настоящее время в производстве Арбитражного суда Ивановской области находятся два дела по искам Администрации города Иванова к индивидуальному предпринимателю ФИО4 о взыскании неосновательного обогащения, возникшего в период с 25апреля 2012 года по 22 июня 2013года в связи с использованием указанных земельных участков без оформления договоров аренды и без регистрации права собственности и иных прав. Расчет суммы неосновательного обогащения в каждом иске выполнен с применением оспариваемых в настоящем административном деле положений Постановления № 225-п (Методики и Значений корректирующих коэффициентов).

По мнению ФИО4, применение к нему оспариваемых положений нормативного правового акта Ивановской области в рамках дел, рассматриваемых Арбитражным судом Ивановской области, а также возможность их применения в будущем во внесудебном порядке при расчете платы за пользование указанными земельными участками нарушает его права на свободное осуществление предпринимательской деятельности, создает угрозу банкротства и противоречит принципам экономической обоснованности и запрета необоснованных предпочтений, установленных Постановлением Правительства РФ № 582.

В административном иске оспаривается правомерность использования в формуле расчета арендной платы, приведенной в Методике, корректирующего коэффициента, устанавливаемого и дифференцируемого в зависимости от вида категории и разрешенного использования земельного участка, но без учета специфических индивидуальных характеристик земельного участка, учитываемых при определении рыночной стоимости и позволяющих определить его доходность.

По мнению административного истца, приведенный в формуле расчета арендной платы элемент в виде конкретной величины 1,27, отражающей показатель уровня инфляции (среднегодовой индекс потребительских цен) в Ивановской области, не имеет под собой экономического обоснования, а применение самой Методики (Приложение 1 к Порядку) и конкретных Значений корректирующего коэффициента (строк 9.1, 13.1. Приложения 2 к Порядку) приводит к взиманию с арендаторов и пользователей расположенных в городе Иваново земельных участков, находящихся в собственности Ивановской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, платы в более высоком размере, чем экономически обоснованные ставки, установленные приказами Минэкономразвития России от 4 декабря 2006года № 396 и от 13 декабря 2010 года № 626 для аналогичных земельных участков, находящихся в федеральной собственности.

Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании поддержал административное исковое заявление по основаниям, указанным в иске и письменных дополнениях к нему (т.1 л.д. 8-18, т. 2 л.д. 150-156), дополнительно пояснил, что истец оспаривает не только содержание отдельных положений нормативного правового акта, но и считает, что Правительством Ивановской области были допущены нарушения процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, установленной указом Губернатора Ивановской области от 17 октября 2001 года № 255-уг «Об утверждении порядка подготовки проектов правовых актов Ивановской области», выразившиеся в отсутствии обоснования необходимости его принятия и справки о состоянии законодательства в соответствующей сфере правового регулирования.

В судебном заседании, проходившем с перерывом 3-4 февраля 2016года, представители административного ответчика ФИО2, ФИО3 возражали против удовлетворения иска по основаниям, указанным в письменном отзыве и дополнениях к нему (т. 1 л.д. 65-68, 142-144), оспаривали наличие у административного истца правового интереса в оспаривании Постановления № 225-п по мотиву отсутствия у него зарегистрированного в установленном порядке права собственности на объекты недвижимого имущества, расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами 37:24:040927:15 и 37:24:040927:16, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории городского округа Иваново в распоряжении Администрации города Иванова.

Прокурором дано заключение об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления ФИО4 По мнению прокурора, оспариваемый нормативный акт принят уполномоченным органом с соблюдением установленной законом процедуры, не противоречит по своему содержанию нормативным актам большей юридической силы и не нарушает права, свободы и охраняемые законом интересы административного истца как землепользователя.

Заслушав объяснения представителей сторон, заключение прокурора, изучив, проверив и оценив имеющиеся в деле письменные доказательства в их совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска.

Пунктами «в», «г», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установлено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, разграничения государственной собственности, а также земельное законодательство.

Согласно пункту 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли является платным. Формами платы за пользование землей являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Всоответствии с пунктом 1 статьи 39.7 ЗК РФ (в редакции, действующей в настоящее время) размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что ФИО4 является участником общей долевой собственности (1/2 доли) на 28 объектов недвижимого имущества (нежилые здания, строения, сооружения, подъездные железнодорожные пути), которые расположены на двух земельных участках с кадастровыми номерами ****** и ******. Указанные земельные участки, площадью *** кв.м. и *** кв.м. соответственно, расположены по адресу: ****, на территории муниципального образования – городской округ Иваново, государственная собственность на эти участки, относящиеся к категории земель городских поселений, не разграничена.

Сторонами по делу не оспаривалось, что до настоящего времени ФИО4 фактически пользуется указанными земельными участками путем использования неразрывно связанных с ними объектов недвижимости, однако его права землепользователя до сих пор не оформлены в установленном законом порядке ни путем заключения договоров аренды земельных участков, ни путем выкупа данных участков и регистрации права собственности на них.

Арбитражным судом Ивановской области приняты к производству два исковых заявления Администрации города Иванова к индивидуальному предпринимателю ФИО4 о взыскании неосновательного обогащения, возникшего в период с 25апреля 2012 года по 22 июня 2013года в связи с фактическим использованием указанных земельных участков (т. 1 л.д. 39-43, 45-50). Производство по указанным делам приостановлено арбитражным судом до рассмотрения настоящего административного спора. Несмотря на то, что ни в 2012-2013 годах, ни в настоящее время ФИО4 не является ни собственником, ни арендатором земельных участков с кадастровыми номерами ****** и ******, расчет суммы неосновательного обогащения в каждом из этих исков выполнен с применением оспариваемых в настоящем административном деле положений Постановления № 225-п (Методики и Значений корректирующих коэффициентов).

Суд не может согласиться с доводами административного ответчика об отсутствии у ФИО4 правового интереса в оспаривании Постановления № 225-п, основанными на отсутствии в настоящее время в ЕГРП записей о регистрации права собственности ФИО4 на 28 объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу: ****.

Действительно, в настоящее время в выписках из ЕГРП (т.1 л.д. 101-138) имеются сведения только об одном участнике общей долевой собственности на объекты недвижимости по указанному адресу С.М.С. В то же время вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ивановской области от 3 ноября 2015 года по делу № А17-4173/2015 по иску ФИО4 к ФИО5 о признании договора дарения недействительным и применении последствий недействительности ничтожной сделки (т. 1 л.д. 87-93) применены последствия недействительности ничтожной сделки – договора дарения от 18 марта 2013 года в виде возврата ФИО4 1/2 долей в праве общей долевой собственности на 28 самостоятельных объектов недвижимого имущества (нежилые здания, строения, сооружения, подъездные железнодорожные пути), которые расположены на двух земельных участках с кадастровыми номерами ****** и ******. Данное решение суда исполнено сторонами в добровольном порядке путем подписания передаточного акта от 7 декабря 2015 года (т. 1 л.д. 94), 26 января 2016года у ФИО4 уполномоченным органом приняты заявления о государственной регистрации права собственности на 28 объектов недвижимости, расположенных по адресу: **** (т. 1 л.д. 155-181).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемыми нормами Постановления № 225-п могут быть затронуты права и охраняемые законом интересы ФИО4, связанные с фактическим использованием земельных участков с кадастровыми номерами ****** и ****** в период с 25 апреля 2012года по настоящее время, а также с возможным использованием тех же участков в будущем, поскольку на них расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся в общей долевой собственности ФИО4 и С.М.С., что указывает на наличие у ФИО4 права на обращение в суд с настоящим административным иском в порядке главы 21 КАС РФ.

Судом бесспорно установлено, что на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта в его первоначальной, промежуточных и действующей в настоящее время редакции именно Правительство Ивановской области являлось исполнительным органом государственной власти Ивановской области, уполномоченным на установление порядка определения размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в собственности Ивановской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с действовавшими до 1 марта 2015 года нормами пункта 3 статьи 65 ЗК РФ, пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», статьи 1 Закона Ивановской области от 6 мая 2008 года № 26-ОЗ «Об арендной плате за пользование земельными участками, находящимися в собственности Ивановской области, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена», а также с действующими в настоящее время нормами подпункта 2 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ, статьи 1 Закона Ивановской области от 2 марта 2015 года № 10-ОЗ «Об арендной плате за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в собственности Ивановской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена».

Пунктом 2 Порядка определения размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в собственности Ивановской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного Постановлением № 225-пп, прямо предусмотрено, что размер арендной платы за пользование такими земельными участками устанавливается на основе Методики расчета арендной платы за пользование земельными участками, являющейся приложением 1 к настоящему Порядку (далее - Методика), с учетом пунктов 5, 6, 7, 8, 10, 11 настоящего Порядка.

Значения корректирующих коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы в соответствии с приложением 1 к настоящему Порядку за пользование неразграниченными земельными участками, находящимися на территории городского округа Иваново Ивановской области, и земельными участками Ивановской области, определяются приложением 2 к настоящему Порядку.

Значения корректирующих коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы в соответствии с приложением 1 к настоящему Порядку за пользование неразграниченными земельными участками, за исключением земельных участков, находящихся на территории городского округа Иваново Ивановской области, устанавливаются органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ивановской области.

Доводы представителя административного истца о нарушении процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, установленной указом Губернатора Ивановской области от 17 октября 2001 года № 255-уг «Об утверждении порядка подготовки проектов правовых актов Ивановской области», выразившемся в отсутствии обоснования необходимости его принятия и справки о состоянии законодательства в соответствующей сфере правового регулирования, опровергаются представленными административным ответчиком письменными доказательствами, указывающими на исполнение требований пунктов 4, 5 указанного Порядка при подготовке проекта Постановления № 255-п как в части приложения к проекту правового акта необходимых документов и материалов, так в части получения согласования в Департаменте финансов Ивановской области. Так, в деле имеются (т. 1 л.д. 184-189, т. 2 л.д. 170-181):

- заверенная копия обоснования к проекту постановления Правительства Ивановской области за подписью начальника Департамента управления имуществом Ивановской области С.А.В.;

- заверенная копия распечатанной из электронной базы Правительства Ивановской области пояснительной записки, подготовленной начальником Департамента С.А.В. к проекту постановления Правительства Ивановской области о внесении изменений в постановление Правительства Ивановской области №225-п;

- заверенная копия распечатанной из электронной базы Правительства Ивановской области пояснительной записки, подготовленной начальником Департамента управления имуществом Ивановской области Х.О.Н. к проекту постановления Правительства Ивановской области о внесении изменений в постановление Правительства Ивановской области № 225-п;

- пояснительная записка к проекту постановления Правительства Ивановской области за подписью начальника Департамента управления имуществом Ивановской области С.А.В.;

- заверенные копии пяти листов согласования к проекту постановления Правительства Ивановской области «Об арендной плате за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, и земельными участками, находящимися в государственной собственности Ивановской области»,

- копия Концепции проекта постановления Правительства Ивановской области «Обарендной плате за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, и земельными участками, находящимися в государственной собственности Ивановской области», утвержденной Губернатором Ивановской области 4 мая 2008 года;

- копия справки о состоянии законодательства в данной сфере правового регулирования Департамента управления имуществом Ивановской области;

- копия финансово-экономического обоснования внесения проекта Департамента управления имуществом Ивановской области;

- копия заключения на проект Департамента финансов Ивановской области;

- копия списка организаций, которым необходимо направить документ, подготовленного Департаментом управления имуществом Ивановской области.

Судом также не установлено каких-либо нарушений порядка подготовки и принятия актов Губернатора и Правительства, установленного разделом 5 Регламента Правительства Ивановской области, утвержденного указом Губернатора Ивановской области от 16 января 2013 года № 5-уг, при принятии постановлений Правительства Ивановской области, которыми в период с 2013 по 2015 год вносились изменения в Постановление №225-п, в том числе, при принятии постановления Правительства Ивановской области от 7 апреля 2015 года № 109-п.

Правительством Ивановской области при принятии указанного Постановления №225-п как в первоначальной, так и в действующей редакции был также соблюден порядок опубликования и введения в действие, установленный статьей 2 Закона Ивановской области от 23ноября 1994 года №27-ОЗ «Опорядке обнародования (официального опубликования) правовых актов Ивановской области, иной официальной информации».

В этой связи суд приходит к выводу о том, что Постановление Правительства Ивановской области от 25 августа 2008года № 225-п в редакции постановления Правительства Ивановской области от 7 апреля 2015года №109-п принято высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий с соблюдением требований законодательства Российской Федерации и Ивановской области к его форме, порядку принятия и введения в действие.

Суд также находит несостоятельными утверждения административного иска о несоответствии нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, содержания отдельных оспариваемых положений Постановления № 225-п как в части Методики расчета арендной платы (Приложение 1 к Порядку), так и в части Значений корректирующих коэффициентов, установленных строками 9.1, 13.1 Приложения 2 к Порядку.

Федеральный законодатель в пункте 5 статьи 39.7 ЗК РФ предусмотрел перечень конкретных случаев, когда размер арендной платы на земельный участок не может превышать размер земельного налога на такой земельный участок.

Земельные участки, фактически используемые административным истцом, к ним не относятся.

В остальных случаях право установления размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации и земельные участки, право собственности на которые не разграничено, предоставлено органам государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом федеральное законодательство ограничивает права субъектов Российской Федерации в данном вопросе только соблюдением основных принципов определения арендной платы, установленных Правительством Российской Федерации, не устанавливая каких-либо иных ограничений, и не содержит единой формулы и методики расчета арендной платы и ставок арендной платы для данной категории земель, а действие Правил определения размера арендной платы, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 582, не распространяется на отношения, связанные с использованием земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена.

Так, пунктом 1 статьи 39.7 ЗК РФ установлено, что принципы определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, должны утверждаться Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ № 582, на которое ссылается административный истец, утверждены основные принципы, являющиеся обязательными при установлении соответствующими компетентными органами размера арендной платы за использование всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а именно принципы: экономической обоснованности; предсказуемости расчета размера арендной платы; предельно допустимой простоты расчета арендной платы; недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки; учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности и защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога; запрета необоснованных предпочтений.

При этом указанные принципы не содержат запрета установления ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, а также за земельные участки, право собственности на которые не разграничено, выше ставок, установленных для земельных участков, находящихся в федеральной собственности.

Осуществляя проверку оспариваемого Постановления Правительства Ивановской области в части утверждения Методики расчета арендной платы за пользование земельными участками (Приложения 1 к Порядку), суд приходит к выводу, что она не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, в том числе, приведенным выше основным принципам, утвержденным Постановлением ПравительстваРФ № 582.

Согласно принципу экономической обоснованности, установленному Постановлением Правительства РФ № 582, арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

Таким образом, дифференциация размера арендной платы возможна по критериям, определяющим экономическую характеристику той или иной категории земельных участков, а критериями при определении доходности земельного участка являются: категории земель и их разрешенное использование.

Приведенные в Методике формулы расчета арендной платы, оспариваемые административным истцом, включают следующие элементы, влияющие прямо пропорционально на величину арендной платы за год:

- кадастровую стоимость земельного участка (удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка, умноженный на его площадь),

- корректирующий коэффициент, устанавливаемый Приложением 2 к Порядку и дифференцируемый в зависимости от вида категории и разрешенного использования земельного участка;

- показатель уровня инфляции (среднегодовой индекс потребительских цен) в Ивановской области в виде конкретной величины, устанавливаемой соответствующим постановлением Правительства Ивановской области.

Административным истцом не оспаривалась правомерность применения в Методике таких элементов формул как кадастровая стоимость земельного участка и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка.

Суд также полагает, что использование в формулах расчета арендной платы кадастровой стоимости (удельного показателя кадастровой стоимости) земельного участка как основной экономической составляющей позволяет обеспечить соблюдение принципов экономической обоснованности с учетом доходности земельного участка и предельно допустимой простоты расчета арендной платы, установленных Постановлением Правительства РФ № 582, поскольку они определяются с учетом таких экономических характеристик как категория земель и вид разрешенного использования земельного участков в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности).

Включение в формулы определения размера арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в собственности Ивановской области, а также землями, государственная собственность на которые не разграничена, таких элементов как корректирующий коэффициент и показатель уровня инфляции (среднегодовой индекс потребительских цен) в Ивановской области, по мнению суда, является реализацией дискреционных полномочий органов власти субъекта Российской Федерации по регламентации земельных отношений и в том случае, если такая формула не противоречит Принципам определения арендной платы, само по себе не является нарушением требований федерального законодательства.

Доводы административного иска о том, что использование в Методике корректирующего коэффициента, устанавливаемого Приложением 2 к Порядку и дифференцируемого в зависимости только от вида категории и разрешенного использования земельного участка, является недостаточным, не соответствует принципу экономической обоснованности, так как не позволяет при ежегодном установлении размера арендной платы в полной мере учесть доходность каждого арендуемого земельного участка, определяемую с учетом таких его индивидуальных характеристик как географическое положение, форма, рельеф, наличие лесных и водных объектов, не ставят под сомнение правомерность оспариваемой Методики, так как основаны на неверном расширительном толковании понятия «доходности земельного участка», приведенного в пункте 1 Постановления Правительства РФ № 582 применительно к базовым принципам определения арендной платы, не совпадающего с понятием «доходного подхода в оценке», применяемого при определении рыночной стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном Законом об оценочной деятельности и федеральными стандартами оценки.

Нормами Закона об оценочной деятельности гражданам-землепользователям предоставлено право обращения в комиссию или в суд с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в целях установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, определяемой отчетом независимого оценщика с применением различных подходов к оценке (сравнительного, доходного, затратного). В случае удовлетворения такого заявления комиссией или судом в Государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о новой кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной, которая применяется в дальнейшем для всех предусмотренных законодательством случаев, включая ежегодный расчет арендной платы и других платежей за пользование земельным участком.

Таким образом, использование в формулах расчета арендной платы кадастровой стоимости земельного участка как базового элемента, который может быть изменен в сторону уменьшения с учетом всех уникальных ценообразующих факторов по требованию самого землепользователя, в том числе, в судебном порядке, на длительный период времени до новой государственной кадастровой оценки земель, является дополнительной гарантией соблюдения принципов экономической обоснованности и предельно допустимой простоты расчета арендной платы, поскольку использование в расчете рыночной стоимости земельного участка, определяемой в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, потребовало бы более частого пересмотра ее величины (срок действия отчета об оценке составляет 6 месяцев) и ежегодных дополнительных финансовых затрат участников арендных правоотношений на составление отчета об оценке независимым оценщиком.

Не могут быть признаны обоснованными и утверждения ФИО4 и его представителя о наличии у органа исполнительной власти Ивановской области обязанности при принятии оспариваемого нормативного акта и изменений в него учитывать нормы Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и Методических рекомендаций по определению рыночной стоимости права аренды земельных участков, утвержденных распоряжением Минимущества России от 10апреля 2003 года № 1102-р, поскольку законодательство об оценочной деятельности имеет иной предмет правового регулирования и не подлежит применению при разрешении настоящего административного дела.

Из объяснений представителя истца следует, что результаты определения кадастровой стоимости используемых К.Л.ИБ. земельных участков, утвержденные по состоянию на 1января 2007 года постановлением Правительства Ивановской области от 27 августа 2009года №249-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории 20муниципальных районов и городских округов Ивановской области» не были пересмотрены в установленном законом порядке ни комиссией, ни судом.

По окончанию работ по проведению очередной государственной кадастровой оценки земельных участков приказом Департамента управления имуществом Ивановской области от 25ноября 2014 года № 105 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Ивановской области» кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами ****** и ****** определена по состоянию на 1января 2014 года в размере *****рубля и ***** рубля соответственно с учетом отнесения их к 9группе видов разрешенного использования «Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок».

До настоящего времени ФИО4 также не воспользоваться своим правом на установление кадастровой стоимости используемых им земельных участков в размере их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года, несмотря на то, что именно в рамках административного дела об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости могли быть учтены все ценообразующие факторы и индивидуальные характеристики каждого участка, которые позволили бы в установленном законом порядке уменьшить их кадастровую стоимость, а, следовательно, и прямо производный от нее размер платы, взимаемой за их использование.

Эти обстоятельства, обосновывающие предполагаемое нарушение прав административного истца оспариваемым нормативным актом, применяемым в отношении неопределенного круга лиц – арендаторов земельных участков, расположенных на территории Ивановской области, не могут быть приняты во внимание при осуществлении судебного нормоконтроля в рамках настоящего административного дела.

Доводы административного иска о том, что приведенный в формуле расчета арендной платы элемент в виде конкретной величины 1,27, отражающей показатель уровня инфляции (среднегодовой индекс потребительских цен) в Ивановской области, и конкретных значений корректирующего коэффициента, установленных строками 9.1, 13.1Приложения 2 к Порядку в их действующей редакции в размере 0,015, не имеют под собой экономического обоснования, также не нашли подтверждения в ходе рассмотрения настоящего дела.

Во исполнение обязанности доказывания, установленной статьей 62 КАС РФ, Правительством Ивановской области представлены подготовленные должностными лицами Правительства обоснование, пояснительные записки, концепция, а также письма Администрации г. Иванова в адрес Губернатора Ивановской области, содержащие экономическое обоснование оспариваемой Методики, Значений коэффициентов и величины показателя уровня инфляции (т. 1 л.д. 96-100, 184-189, т. 2 л.д. 170-181), которые содержат многофакторный анализ подходов к установлению конкретных значений этих элементов формул расчета арендной платы земельных участков на территории городского округа Иваново с учетом характеристик земельных участков по категориям земель и группам видов разрешенного использования, а также иных экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.

Из указанных письменных доказательств следует, что при разработке и изменении значений корректирующих коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за расположенные на территории городского округа Иваново земельные участки, находящиеся в собственности Ивановской области, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, Правительством Ивановской области обоснованно с соблюдением принципа недопустимости ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев, установленного Постановлением Правительства РФ № 582, были приняты во внимание размеры соответствующих корректирующих коэффициентов, утвержденные ранее решением Ивановской городской Думы от 1 ноября 2006 года № 257 «Об арендной плате за пользование землей на территории города Иванова», в действующей редакции которого от 27 мая 2015 года №908 содержатся те же значения корректирующих коэффициентов для тех же видов разрешенного использования земельных участков, что в оспариваемых истцом строках 9.1, 13.1 Приложения 2 к Порядку, утвержденному Постановлением №225-п.

Содержащийся в действующей редакции Методики показатель уровня инфляции в размере 1,27 был введен с 1 января 2014 года постановлением Правительства Ивановской области от 26 июля 2013 года № 300-п с учетом среднегодового индекса потребительских цен, входящего в Систему показателей прогноза социально-экономического развития Ивановской области на среднесрочную перспективу, необходимую для разработки проекта областного бюджета на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденную распоряжением Правительства Ивановской области от 19 апреля 2013 года № 96-рп. Данный показатель до настоящего времени не изменен в сторону увеличения, несмотря на осложняющуюся экономическую ситуацию в стране и регионе, что также свидетельствует о соблюдении Правительством Ивановской области принципов расчета арендной платы, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации № 582.

Суд не может согласиться с утверждениями административного истца о том, что при установлении размера корректирующего коэффициента в строке 13.1 Приложения 2 к Порядку, используемого при определении размера арендной платы за пользование земельными участками из категории земель населенных пунктов, предназначенных для размещения железнодорожных путей, Правительство Ивановской области должно было принять во внимание ставки арендной платы, установленные приказами Минэкономразвития России от 4 декабря 2006года № 396 и от 13 декабря 2010 года №626 для аналогичных земельных участков, находящихся в федеральной собственности и предоставленных открытому акционерному обществу «Р.».

В соответствии с Правилами определения размера арендной платы, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 582, и приказами Минэкономразвития России от 4 декабря 2006года № 396 и от 13 декабря 2010 года №626, установлены ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся только в федеральной собственности, в связи с чем определенные в них размеры ставок арендной платы не распространяются на отношения по установлению размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, и земельные участки, право собственности на которые не разграничено.

С учетом установленных обстоятельств дела суд считает возможным сделать вывод о том, что, принимая Постановление № 225-п, административный ответчик действовал в строгом соответствии с законодательством, имеющим большую юридическую силу, регламентирующим порядок установления размера арендной платы за указанные в нем земельные участки. Так, Правительство Ивановской области, установив единый порядок расчета размера арендной платы и единые элементы расчета арендной платы для всех арендаторов земельных участков, указанных в оспариваемых нормах Постановления №225-п, находящихся на территории городского округа Иваново Ивановской области, создал для всех арендаторов земельных участков, расположенных в одном муниципальном образовании, равные условия, что указывает на отсутствие противоречия оспариваемых положений Постановления № 225-п требованиям статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2007года № 209-ФЗ «Оразвитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Суд также полагает, что Постановление Правительства Ивановской области от 25августа 2008года № 225-п в редакции от 7 апреля 2015 года №109-п в оспариваемый истцом части никоим образом не нарушает право ФИО4 на осуществление предпринимательской деятельности с использованием не принадлежащих ему земельных участков на основе взимания с него предсказуемого, экономически обоснованного размера арендной платы, установленного без каких-либо необоснованных предпочтений, что исключает возможность удовлетворения административного иска.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении административного искового заявления ФИО4 к Правительству Ивановской области об оспаривании и признании недействующими норм Приложения 1 и строк 9.1, 13.1 Приложения 2 к Порядку определения размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в собственности Ивановской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденному постановлением Правительства Ивановской области от 25августа 2008 года №225-п в редакции постановления Правительства Ивановской области от 7 апреля 2015года №109-п.

Настоящее решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Ивановский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья