ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-15/2016 от 19.01.2016 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

Дело а-15/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 января 2016 года г.Ижевск

Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Ахкямова Р.Р.

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению УРО общественно-государственное объединение «<данные изъяты>» к Правительству Удмуртской Республики, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике по УР об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной,

У С Т А Н О В И Л:

УРО общественно-государственное объединение «<данные изъяты> (далее – УРО ОГО «<данные изъяты>») обратилось в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением к Правительству Удмуртской Республики, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной.

Данные требования обоснованы тем, что УРО ОГО «<данные изъяты>» является арендатором земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 1 517 кв.м., по адресу: <адрес>, на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между Администрацией г.Ижевска, в лице начальника Управления земельных ресурсов и землеустройства Администрации г.Ижевска и УРО ОГО «<данные изъяты>». По сведениям государственного кадастра недвижимости кадастровая стоимость земельного участка <данные изъяты> составляет <данные изъяты> руб. В то же время, согласно составленного по заказу УРО ОГО «<данные изъяты>» отчета ООО «Оценка. Консалтинг. Аудит.» № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость данного земельного участка, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, составила <данные изъяты> руб. УРО ОГО «<данные изъяты>» полагает, что кадастровая стоимость земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость, что в свою очередь приводит к нарушению его прав как плательщика арендной платы. Поэтому просит установить кадастровую стоимость данного земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> по направлению на северо-восток, с кадастровым номером <данные изъяты> в размере его рыночной стоимости.

При подготовке дела к слушанию:

представитель административного истца Л.Т.А. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, диплом о высшем юридическом образовании , регистрационный от ДД.ММ.ГГГГ) ходатайствовала о рассмотрении настоящего административного дела без их участия в порядке упрощенного (письменного) производства;

представитель административного ответчика Правительства УР и заинтересованного лица Министерства имущественных отношений УР К.С.В. (доверенности от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> сроком по ДД.ММ.ГГГГ года и от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ, диплом о высшем юридическом образовании <данные изъяты>, регистрационный № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ) ходатайствовал о рассмотрении административного дела без их участия, а также заявил об отсутствии возражений со стороны административного ответчика против применения упрощённого (письменного) порядка его рассмотрения;

представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике (далее по тексту – Управление Росреестра по УР) Т.Е.В. (доверенность от <данные изъяты> сроком до <данные изъяты>, диплом о высшем юридическом образовании <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ) заявила аналогичное ходатайство о рассмотрении административного дела без их участия, а также об отсутствии возражений с их стороны против применения упрощённого (письменного) порядка его рассмотрения, представила письменные пояснения;

представитель заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Удмуртской Республике (далее по тесту – ФГБУ «<данные изъяты>» в лице филиала по УР) П.А.В. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ сроком на три года и доверенность в порядке передоверия от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ, диплом о высшем юридическом образовании <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный от ДД.ММ.ГГГГ) ходатайствовала о рассмотрении дела без их участия, в порядке упрощенного производства, представила письменные пояснения;

представитель заинтересованного лица Администрации г.Ижевска УР Ф.Е.В. (доверенность ДО от ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и доверенность от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ, диплом о высшем юридическом образовании <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный от ДД.ММ.ГГГГ) ходатайствовал о рассмотрении дела без их участия, в порядке упрощенного производства.

В соответствии с определением суда от ДД.ММ.ГГГГ настоящее административное дело рассмотрено по правилам упрощённого (письменного) производства в соответствии с требованиями главы 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ).

Согласно письменным пояснениям, поступившим в Верховный Суд УР от участников процесса, суд констатирует следующее:

Управление Росреестра по УР не возражает против установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, которая будет внесена органом кадастрового учёта в государственный кадастр недвижимости в качестве новой кадастровой стоимости с момента вступления настоящего решения суда в законную силу.

ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по УР также не возражает против удовлетворения требований административного истца.

Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Как следует из материалов дела, УРО ОГО «<данные изъяты>» в аренду предоставлен земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес> на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между Администрацией г.Ижевска, в лице начальника Управления земельных ресурсов и землеустройства Администрации г.Ижевска и УРО ОГО «<данные изъяты>».

Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года № 275 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Удмуртской Республики.

Результаты государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов на территории Удмуртии утверждены постановлением Правительства УР от 24 ноября 2008 года № 275 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года» (далее по тексту – постановление Правительства УР от 24 ноября 2008 года № 275). При этом перечень земельных участков, в составе земель г.Ижевска, подлежащих оценке, составлен по состоянию на 01 января 2007 года и включает в себя земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>.

Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, составленной на основании сведений из государственного кадастра недвижимости, кадастровая стоимость земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты> и кадастровому паспорту, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ установлена в размере <данные изъяты> руб. (л.д.9).

Согласно отчета ООО «Оценка. Консалтинг. Аудит.» № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ об оценке рыночной стоимости земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, рыночная стоимость указанного земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> руб.

В соответствии с положительным экспертным заключением от ДД.ММ.ГГГГ, выполненным Некоммерческим партнерством саморегулируемой организации «Свободный оценочный департамент», членом которой является оценщик, следует, что отчет ООО ООО «<данные изъяты>.» № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ об оценке рыночной стоимости земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности, в том числе: выбранные оценщиком методы оценки в рамках каждого из использованных оценщиком подходов к оценке признаны обоснованными; выполненный в отчете расчет стоимости объекта оценки соответствует выбранным оценщиком подходам и методам.

Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления УРО ОГО «<данные изъяты>» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости отказано.

УРО ОГО «<данные изъяты>», полагая, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, обратилось в суд с настоящим административным исковым заявлением.

В соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с названным Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 Закона о государственном кадастре недвижимости).

Согласно части 5 статьи 4 Закона о государственном кадастре недвижимости сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном названным Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено данным Законом.

Пунктами 11, 14 части 2 статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.

Согласно представленной кадастровой справке о кадастровой стоимости земельного участка, кадастровая стоимость земельного участка на основании постановления Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года» установлена в размере <данные изъяты> руб.

В соответствии с п.2 ст.66 Земельного Кодекса РФ (далее - ЗК РФ) в редакции, действовавшей на момент проведения процедуры государственной кадастровой оценки спорного земельного участка, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Федеральным законом от 22 июля 2010 г. № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее - Федеральный закон от 22 июля 2010 года № 167-ФЗ) внесены изменения в п.3 ст.66 ЗК РФ.

Так, в соответствии с п.3 ст.66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В связи с тем, что административное дело об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в силу п.15 ст. 20 КАС РФ относящееся к подсудности верховного суда республики, каковым является Верховный Суд УР, рассмотрено в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений – по правилам главы 25 КАС РФ.

Пунктом 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28 от 30 июня 2015 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что в силу положений ч.4 ст. 38 КАС РФ административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости и государственный орган, осуществляющий функции государственной кадастровой оценке.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).

Указанные Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (пункт 1 Правил).

Пунктом 5 Правил предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.

На основании пункта 10 федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО N 2), утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 июля 2007 года N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 1 марта 2011 года N 275-О-О).

Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в ГКН, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

В подтверждение заявленных требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости административным истцом представлен отчет ООО «Оценка. Консалтинг. Аудит.» об оценке рыночной стоимости спорного участка, которым подтверждается несоответствие кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости. Экспертным заключением Некоммерческого партнерства саморегулируемой организации «Свободный оценочный департамент» от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено соответствие вышеназванного отчета требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральных стандартов оценки.

Возражений относительно достоверности содержащихся в указанном отчете сведений о рыночной стоимости спорного земельного участка участвующими в деле лицами не представлено.

В ходе рассмотрения настоящего административного дела суд, в силу ст.ст.77, 83 КАС РФ, разъяснил участвующим в деле заинтересованным лицам право заявить ходатайство о назначении по делу судебной оценочной экспертизы в случае их несогласия с требованиями заявителя.

Ходатайств о проведении оценочной экспертизы заявлено не было.

Учитывая, что со стороны заинтересованных лиц отсутствовали какие-либо обоснованные возражения о несоответствии данного отчёта об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности, суд не усматривает оснований для отказа в удовлетворении требований заявителя.

Поскольку завышение размера кадастровой стоимости земельного участка по отношению к его рыночной стоимости влечет увеличение размера арендной платы, следует признать, что размер кадастровой стоимости непосредственно затрагивает интересы административного истца.

С учетом изложенного требования УРО ОГО «<данные изъяты>» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Поскольку постановление Правительства УР от 24 ноября 2008 года № 275 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года» утратило силу, в связи с изданием нового постановления Правительства УР от 30 ноября 2015 года № 531 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2015 года», то кадастровую стоимость спорного земельного участка необходимо установить по состоянию на 1 января 2007 года, на период с 1 января 2015 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.

Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Поскольку в установленный законом период не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости подлежит восстановлению.

Данное судебное решение является основанием для внесения органом кадастрового учёта сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка в государственный кадастр недвижимости в размере его рыночной стоимости с момента вступления в силу настоящего судебного акта.

Руководствуясь ст.ст. 249, 293, 294, 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление УРО общественно-государственное объединение «<данные изъяты>» к Правительству Удмуртской Республики, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> по направлению на северо-восток в размере, равном его рыночной стоимости, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> рублей на период с 1 января 2015 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.

Датой подачи заявления считать ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Удмуртской Республики в течение пятнадцати дней со дня получения его копии лицами, участвующими в деле.

Судья Верховного Суда

Удмуртской Республики Р.Р.Ахкямов