Дело №3а-15/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Чувашской Республики под председательством судьи Спиридонова А.Е., при секретаре судебного заседания Ивановой Т.Л. с участием прокурора Овчинниковой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению уполномоченного лица инициативной группы по проведению референдума Чувашской Республики Малова И.В. о признании незаконным и отмене постановления Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики от 31 января 2017 года № 4/21-6 «Об инициативе Совета регионального отделения в Чувашской Республике Политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС)» о проведении референдума Чувашской Республики»,
установил:
Уполномоченное лицо инициативной группы Совета регионального отделения в Чувашской Республике Политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС)» по проведению референдума Чувашской Республики Малов И.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене Постановления Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики от 31 января 2017 года № 4/21-6 «Об инициативе Совета регионального отделения в Чувашской Республике Политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС)».
В обоснование заявленных требований административный истец указал следующее.
18 января 2017 года в Центральную избирательную комиссию Чувашской Республики было подано ходатайство Совета регионального отделения в Чувашской Республике Политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС) о регистрации в качестве инициативной группы по проведению референдума Чувашской Республики по проекту закона Чувашской Республики «О порядке избрания глав муниципальных образований городских округов в Чувашской Республике, глав муниципальных районов в Чувашской Республике на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании».
Постановлением Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики от 31 января 2017 года № 4/21-6 «Об инициативе Совета регионального отделения в Чувашской Республике Политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС)» о проведении референдума Чувашской Республики» отказано Совету регионального отделения в Чувашской Республике Политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС) в регистрации в качестве инициативной группы по проведению референдума Чувашской Республики.
Отказ в регистрации инициативной группы мотивирован тем, что в нарушение требований части 4 статьи 9 Закона Чувашской Республики «О референдуме Чувашской Республики» к ходатайству не был приложен протокол или выписка из протокола съезда (конференции, общего собрания) избирательного объединения, иного общественного объединения, на которых было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума Чувашской Республики, подписанные уполномоченным на то лицом (лицами) и заверенные печатью избирательного объединения, иного общественного объединения.
Приложенный к ходатайству протокол заседания Совета регионального отделения в Чувашской Республике Политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС) о рассмотрении вопроса выдвижения инициативы проведения референдума Чувашской Республики не соответствует указанным выше требованиям Закона Чувашской Республики «О референдуме Чувашской Республики».
Административный истец указал, что Постановление Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики от 31 января 2017 года № 4/21-6 является незаконным и нарушающим права и законные интересы регионального отделения в Чувашской Республике Политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС), поскольку принято вопреки положениям пункта 3 статьи 14, пункта 4 статьи 36 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также пункта 2 статьи 7 Закона ЧР от 29.12.2003 N 46 "О референдуме Чувашской Республики".
В судебном заседании административный истец Малов И.В., его представитель Смирнов П.А., представляющий также интересы заинтересованного лица Панькова Д.С., административный иск поддержали.
Представитель административного ответчика Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики Ефимов О.М. просил в удовлетворении административного иска отказать по тем мотивам, что оспариваемое решение было принято на законных основаниях в пределах предоставленных полномочий и не нарушает права и законные интересы регионального отделения в Чувашской Республике Политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС).
Прокурор Овчинникова Н.А. полагала, что административный иск Малова И.В. является необоснованным.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему.
Региональное отделение в Чувашской Республике Политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС) зарегистрировано Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике 28 ноября 2002 года.
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Устава Политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС) (принятого XV Съездом Политической партии «Республиканская партия России» 16 июня 2012 года, с изменениями, внесенными XVI Съездом Политической партии «Республиканская партия России - Партия народной свободы» 5 июля 2015 года, XVII Съездом Политической партии «Республиканская партия России - Партия народной свободы» 10 октября 2015 года), зарегистрированного в установленном законом порядке, основными целями Партии является, в том числе, выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах Президента Российской Федерации, глав субъектов Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборных должностных лиц местного самоуправления и в представительные органы муниципальных образований, участие в указанных выборах, а также в работе избранных органов.
Пунктом 2 статьи 20 Устава предусмотрено, что высшим руководящим органом регионального отделения Партии является общее собрание (конференция) регионального отделения. Постоянно действующим коллегиальным руководящим органом регионального отделения является совет регионального отделения. Высшими выборными лицами регионального отделения являются председатель (сопредседатели) регионального отделения (по решению общего собрания (конференции) регионального отделения). Контрольно-ревизионным органом регионального отделения является контрольно-ревизионная комиссия регионального отделения.
Согласно пункту 4 статьи 33 Устава заседание совета регионального отделения является правомочным, если на нем присутствует более половины от установленного количества его членов. Решение совета регионального отделения считается принятым, если за него проголосовало более половины от числа присутствующих на его заседании.
В силу пункта 4 статьи 57 Устава правом принятия решений по иным вопросам, связанным с участием Партии, ее структурных подразделений в выборах и референдумах, обладают органы Партии, ее структурных подразделений, указанные в законодательстве Российской Федерации, законодательстве субъекта Российской Федерации. При отсутствии такого указания правом принятия указанных решений обладают органы Партии, ее структурных подразделений, уполномоченные на то решениями, в том числе, при проведении референдума субъекта Российской Федерации – совета регионального отделения.
На заседании Совета Регионального отделения в Чувашской Республике Политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС), проведенного 28 ноября 2016 года, в котором из трех членов Совета участвовало двое, единогласно принято решение о выступлении Совета в качестве инициативной группы по проведению референдума Чувашской Республики по проекту закона Чувашской Республики «О порядке избрания глав муниципальных образований городских округов в Чувашской Республике, глав муниципальных районов в Чувашской Республике на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании и их месте в системе органов местного самоуправления», о предлагаемой редакции закона Чувашской Республики, а также о назначении лицами, уполномоченными действовать от имени инициативной группы, Малова И.В. и Панькова Д.С.
Решения заседания оформлены протоколом, подписанным председателем заседания – председателем Регионального отделения ПАРНАС в Чувашской Республике Маловым И.В. и секретарем заседания Паньковым Д.С.
18 января 2017 года в Центральную избирательную комиссию Чувашской Республики поступило ходатайство Совета Регионального отделения в Чувашской Республике Политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС) о проведении референдума Чувашской Республики по проекту закона Чувашской Республики, устанавливающего обязательность избрания на муниципальных выборах глав городских округов и муниципальных районов и их месте в системе органов местного самоуправления, а также о регистрации Совета Регионального партии в качестве инициативной группы по проведению референдума Чувашской Республики.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики от 31 января 2017 года № 4/21-6 «Об инициативе Совета регионального отделения в Чувашской Республике Политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС)» о проведении референдума Чувашской Республики» отказано Совету регионального отделения в Чувашской Республике Политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС) в регистрации в качестве инициативной группы по проведению референдума Чувашской Республики.
Отказ в регистрации инициативной группы мотивирован тем, что в нарушение требований части 4 статьи 9 Закона Чувашской Республики «О референдуме Чувашской Республики» к ходатайству не был приложен протокол или выписка из протокола съезда (конференции, общего собрания) избирательного объединения, иного общественного объединения, на которых было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума Чувашской Республики, подписанные уполномоченным на то лицом (лицами) и заверенные печатью избирательного объединения, иного общественного объединения. Представленный протокол заседания Совета регионального отделения в Чувашской Республике Политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС) о рассмотрении вопроса выдвижения инициативы проведения референдума Чувашской Республики не соответствует указанным выше требованиям Закона Чувашской Республики «О референдуме Чувашской Республики».
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 75 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд. Решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации обжалуются в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов.
Аналогичные положения содержит и ч. 1 ст. 239, п. 7 ст. 20 КАС РФ.
Проверяя соответствие оспариваемого решения Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики закону, суд исходит из того, что согласно статье 1 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ настоящим Федеральным законом определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (п. 1). Настоящий Федеральный закон имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации (п. 2).Федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом (п. 3). Федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону. Если федеральный закон, конституция (устав), закон субъекта Российской Федерации, иной нормативный правовой акт о выборах и (или) референдуме противоречат настоящему Федеральному закону, применяются нормы настоящего Федерального закона (п. 6).
В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Федерального закона N 67-ФЗ выдвинуть инициативу проведения референдума субъекта Российской Федерации может избирательное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и (или) референдумах и которое зарегистрировано в порядке, определенном федеральным законом, на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне не позднее чем за один год до дня образования инициативной группы по проведению референдума. В этом случае руководящий орган этого избирательного объединения либо руководящий орган его регионального отделения или иного структурного подразделения (соответственно уровню референдума) независимо от его численности выступает в качестве инициативной группы по проведению референдума.
Согласно пунктам 2 - 5 статьи 36 этого же закона инициативная группа по проведению референдума обращается в избирательную комиссию соответствующего уровня, которая со дня обращения инициативной группы действует в качестве комиссии референдума, с ходатайством о регистрации группы.
В ходатайстве инициативной группы по проведению референдума должен (должны) содержаться вопрос (вопросы), предлагаемый (предлагаемые) инициативной группой для вынесения на референдум, а также указаны фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства каждого члена инициативной группы и лиц, уполномоченных действовать от ее имени на территории, где предполагается провести референдум. Ходатайство инициативной группы должно быть подписано всеми членами указанной группы, а в случае выдвижения инициативы проведения референдума избирательным объединением ходатайство должно быть подписано всеми членами руководящего органа этого избирательного объединения, иного общественного объединения либо руководящего органа его регионального отделения или иного структурного подразделения (соответственно уровню референдума), поддержавшими решение о выдвижении инициативы проведения референдума.
К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы по проведению референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума.
Комиссия, указанная в пункте 2 настоящей статьи, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение:
в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям настоящего Федерального закона, конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования - о направлении их в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо в представительный орган муниципального образования, уполномоченные в соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования принимать решение о назначении референдума;
в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы.
Положения Закона ЧР от 29.12.2003 N 46 "О референдуме Чувашской Республики" по существу аналогичны приведенным в Федеральном законе N 67-ФЗ.
Вместе с тем, согласно пункту 4 ст. 9 Закона ЧР от 29.12.2003 N 46 к ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума Чувашской Республики.
В протоколе должны быть отражены решения:
а) об образовании инициативной группы по проведению референдума Чувашской Республики;
б) об утверждении формулировки вопроса (вопросов) референдума;
в) о назначении из числа членов инициативной группы по проведению референдума Чувашской Республики уполномоченных представителей инициативной группы, в том числе уполномоченных представителей по финансовым вопросам.
Если инициатором проведения референдума Чувашской Республики является избирательное объединение, иное общественное объединение, к ходатайству должны быть приложены:
а) для общественных объединений (за исключением политических партий, их региональных отделений) - копия устава общественного объединения, заверенная постоянно действующим руководящим органом общественного объединения;
б) нотариально удостоверенная копия документа о государственной регистрации избирательного объединения, иного общественного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений;
в) протокол или выписка из протокола съезда (конференции, общего собрания) избирательного объединения, иного общественного объединения, на которых было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума Чувашской Республики, подписанные уполномоченным на то лицом (лицами) и заверенные печатью избирательного объединения, иного общественного объединения. В протоколе или выписке из протокола должны быть отражены решения:
об утверждении формулировки вопроса (вопросов) референдума;
о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения, иного общественного объединения, в том числе уполномоченных представителей по финансовым вопросам.
Таким образом, по мнению суда, приведенное выше нормативно-правовое регулирование позволяет Совету регионального отделения в Чувашской Республике Политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС)» выступить в качестве инициативной группы по проведению референдума Чувашской Республики.
Обстоятельств, которые бы позволили суду сомневаться в легитимности принятого Советом регионального отделения в Чувашской Республике Политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС) 28 ноября 2016 года решения, не установлено.
Ходатайство о регистрации инициативной группы в Центральную избирательную комиссию Чувашской Республики направлено и подписано Председателем Регионального отделения в Чувашской Республике Политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС) Маловым И.В. и подписано им и всеми членами Совета Регионального отделения в Чувашской Республике Политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС), поддержавшими решение о выдвижении инициативы проведения референдума, с указанием их фамилий, имен, отчеств, дат и мест рождения, мест жительства, паспортных данных, наименования и места нахождения руководящего органа Регионального отделения в Чувашской Республике Политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС). В ходатайстве также содержатся вопросы, предлагаемые для вынесения на референдум, проставлена печать.
К ходатайству был приложен заверенный протокол заседания Совета регионального отделения партии от 28 ноября 2016 года и нотариально удостоверенная копия документа о государственной регистрации Регионального отделения в Чувашской Республике Политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС).
Таким образом, инициатива проведения референдума Чувашской Республики была в установленном порядке выдвинута избирательным объединением, при этом в качестве инициативной группы по проведению референдума выступил Совет Регионального отделения в Чувашской Республике Политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС) независимо от его численности.
Установленный порядок реализации инициативы проведения референдума Чувашской Республики Советом Регионального отделения в Чувашской Республике Политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС) следует признать соблюденным.
При этом суд не может согласиться с позицией административного ответчика, заключающейся в том, что к ходатайству избирательного объединения, иного общественного объединения, являющегося инициатором проведения референдума Чувашской Республики в любом случае должен быть приложен протокол или выписка из протокола съезда (конференции, общего собрания) избирательного объединения, иного общественного объединения, то есть высшего руководящего органа регионального отделения политической партии.
Так, по общему правилу, закрепленному в Федеральном законе от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях", политическая партия осуществляет свою деятельность через свои постоянно действующие руководящие органы.
Несмотря на то, что статья 24 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ предусматривает, что высшим руководящим органом политической партии является съезд политической партии, а ее регионального отделения -конференция или общее собрание, компетенция высших руководящих органов не безгранична и сводится, в основном, к принятию устава и программы политической партии, внесению в них изменений и дополнений, избранию руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии, выдвижению политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, рассмотрению вопросов о реорганизации или ликвидации политической партии (пункты 1 и 2 статьи 25).
При этом пункт 8 статьи 25 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ предусматривает, что решения по иным вопросам деятельности политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений, в том числе об образовании единоличного исполнительного органа, других органов, за исключением органов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 25, и досрочном прекращении их полномочий, размере и порядке уплаты членами политической партии вступительных и членских взносов, утверждении годовых отчетов и бухгалтерской (финансовой) отчетности, назначении аудиторской организации или индивидуального аудитора, принимаются в порядке, предусмотренном уставом политической партии.
Следовательно, принятое в установленном порядке решение Совета Регионального отделения в Чувашской Республике Политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС) от 28 ноября 2016 года с учетом приведенного выше нормативно-правового регулирования и установленных судом обстоятельств дела является необходимым и достаточным основанием для выдвижения инициативы указанной политической партии о проведении референдума Чувашской Республики.
Иное понимание противоречило бы названным выше нормам федерального законодательства о выборах и политических партиях, а также Закону ЧР от 29.12.2003 N 46.
Положения подпункта «в» пункта 4 статьи 9 Закона ЧР от 29.12.2003 N 46 в рассматриваемом случае следует трактовать, как предписание постоянно действующему руководящему органу регионального отделения политической партии представить вместе с ходатайством о регистрации в качестве инициативной группы по проведению референдума Чувашской Республики протокол заседания, на котором было принято решение о выдвижении соответствующей инициативы.
Указанное требование Советом Регионального отделения в Чувашской Республике Политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС) выполнено.
При таком положении у Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики отсутствовали основания считать, что представленный протокол заседания Совета регионального отделения в Чувашской Республике Политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС) от 28 ноября 2016 года о рассмотрении вопроса выдвижения инициативы проведения референдума Чувашской Республики не соответствует требованиям Закона Чувашской Республики «О референдуме Чувашской Республики».
Следует признать, что незаконное решение Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики нарушило права и законные интересы регионального отделения в Чувашской Республике Политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС) на выдвижение инициативы о проведении референдума Чувашской Республики.
Перечисленные обстоятельства в силу части 1 статьи 244 КАС РФ являются основанием для признания незаконным и отмене оспариваемого постановления от 31 января 2017 года № 4/21-6.
Руководствуясь статьями 178-180, 244, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Признать незаконным и отменить постановление Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики от 31 января 2017 года № 4/21-6 «Об инициативе Совета регионального отделения в Чувашской Республике Политической партии «Партия народной свободы» (ПАРНАС)» о проведении референдума Чувашской Республики».
На решение могут быть поданы апелляционные жалоба и представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
Председательствующий судья
Мотивированное решение составлено 17 марта 2017 года