ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-15/2018 от 12.02.2018 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Дело № 3а-15/2018

Мотивированное решение изготовлено 12.02.2018г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ярославль 12 февраля 2018 года

Ярославский областной суд в составе:

председательствующего судьи Нуждина С.В.,

при секретаре Ошмариной Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением с учетом уточнений об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 5299 кв.метра с кадастровым номером , категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – для размещения и эксплуатации объектов автосервиса (автостоянка), расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 2 738 000 рублей по состоянию на 01 января 2010 года.

Заявление обосновано следующим: ФИО1 является собственником указанного земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 01 января 2010 года в размере 13 396 772,83 рублей.

Согласно отчету ООО «Ярэксперт» №11203/01/17 рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2010 года установлена в размере 2 738 000 рублей. В связи с этим, пользуясь правом, предоставленным ему статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» заявитель просит установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 административное исковое заявление поддержал. Представил ходатайство о восстановлении срока на оспаривание результатов кадастровой стоимости объекта недвижимости.

ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» представило на заявление отзыв, в котором оставило вопрос об удовлетворении требований на усмотрение суда. Подтвердило кадастровую стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2010 года в размере 13 396 772,83 рублей.

Администрация Заволжского сельского поселения ЯМР возражала против требований ФИО1, ссылаясь на уменьшение налоговых поступлений.

Иные участники процесса представителей в суд не направили, отзывов на административное исковое заявление суду не представили.

Заслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены гражданами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Судом установлено, что ФИО1 является собственником земельного участка площадью 5299 кв.метра с кадастровым номером , категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – для размещения и эксплуатации объектов автосервиса (автостоянка), расположенного по адресу: <адрес>.

Данный факт подтвержден выпиской из ЕГРН, свидетельством о государственной регистрации права от 30 октября 2013 года.

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, в том числе для целей налогообложения.

Правоотношения заявителя по определению земельного налога, являются публичными, вопрос определения земельного налога урегулирован Налоговым кодексом Российской Федерации, нормативным актом представительного органа муниципального образования Российской Федерации. Изменение размера земельного налога, в том числе его уменьшение, для заявителя возможно путем оспаривания кадастровой стоимости данного земельного участка.

Суд полагает, что административный истец в силу статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» обладает правом оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, правообладателем которого он является.

В соответствии с частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Как следует из разъяснений, приведенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (пункт 8) ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ).

Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Из материалов дела следует, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка ФИО1 внесены в государственный кадастр недвижимости (в настоящее время - Единый государственный реестр недвижимости) 21 ноября 2012 года.

С заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в суд административный истец обращался 12 декабря 2017 года.

При таких обстоятельствах, административный иск об оспаривании результатов кадастровой стоимости земельного участка подан административным истцом за пределами установленного законом пятилетнего срока его оспаривания.

Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении данного срока.

Анализируя причины пропуска срока, указанных в ходатайстве, а также материалы административного дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для восстановления пропущенного срока.

Судом установлено, что отсутствует очередная (новая) кадастровая оценка принадлежащего ФИО1 земельного участка.

Кроме того, следует учитывать непродолжительное время пользования заявителем земельным участком, наличие кадастровой ошибки в правильной дате оценки, изменением налога на имущество.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание реализацию права заявителя на оспаривание результатов кадастровой стоимости объекта недвижимости для установления его объективной стоимости, пропущенный срок подлежит восстановлению.

В соответствии с вышеприведенными положениями пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, а также частью 11 статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.

Судом установлено, что земельный участок, принадлежащий административному истцу на праве собственности, поставлен на кадастровый учет 23 июля 2003 года, он вошел в Перечень объектов, подлежащих оценке на 01 января 2010 года – дату проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером определена по состоянию на 01 января 2010 года в размере 13 396 772,83 рублей.

Заявителем представлен отчет ООО «Ярэксперт» №11203/01/17 об оценке рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01 января 2010 года, согласно которому рыночная стоимость земельного участка на указанную дату равна 2 738 000 рублей.

Анализируя содержание представленного отчета, а также принимая во внимание отсутствие обоснованных доводов со стороны административных ответчиков, заинтересованных лиц о необоснованности установленной в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, суд не находит оснований не доверять объективности установленной в отчете стоимости земельного участка административного истца.

При таких обстоятельствах, учитывая, что административный истец обладает правом заявления требований о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в связи с установлением в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, а также принимая во внимание, что размер рыночной стоимости земельного участка подтвержден достаточными и допустимыми доказательствами, суд полагает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в данном деле является дата обращения ФИО1 с заявлением в суд (абзац 4 пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28), то есть – 12 декабря 2017 года.

Статьей 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 N 135-ФЗ установлено, что сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Поскольку административный истец обратился с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости 12 декабря 2017 года, то установленная судом кадастровая стоимость земельного участка применяется с 01 января 2017 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.

Руководствуясь статьями 175 - 180, Главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.

Восстановить срок ФИО1 для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером .

Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 5299 кв.метра с кадастровым номером , категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – для размещения и эксплуатации объектов автосервиса (автостоянка), расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 2 738 000 (два миллиона семьсот тридцать восемь тысяч) рублей по состоянию на 01 января 2010 года на период с 01 января 2017 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.

Внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере 2 738 000 (два миллиона семьсот тридцать восемь тысяч) рублей.

Дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости – 12 декабря 2017 года.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено представление в апелляционную инстанцию Ярославского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Нуждин С.В.