Дело № 3а-15/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Суд Еврейской автономной области в составе
судьи суда ЕАО Токмачевой Н.И.
с участием старшего помощника прокурора ЕАО Витютнева К.В.,
представителей административных ответчиков:
территориальной избирательной комиссии Курганской Е.А.,
администрации и Собрания депутатов Брусиловского В.А.
при секретаре судебного заседания Шаховой И.Е.
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Биробиджане
административное дело по административному иску прокуратуры Еврейской автономной области в интересах неопределённого круга лиц об определении срока, не позднее которого территориальная избирательная комиссия Биробиджанского района обязана назначить дополнительные выборы депутата в представительный орган Валдгеймского сельского поселения четвёртого созыва по одномандатному избирательному округу № 1
У С Т А Н О В И Л:
Прокуратура ЕАО обратилась в суд ЕАО в интересах неопределённого круга лиц с административным иском, уточнённым в порядке ч. 4 ст. 2, ч. 1 ст. 46 КАС РФ, об определении срока, не позднее которого территориальная избирательная комиссия Биробиджанского района, наделённая полномочиями избирательной комиссии муниципального образования «Валдгеймское сельское поселение», должна назначить дополнительные выборы депутата Собрания депутатов муниципального образования «Валдгеймское сельское поселение» (далее - Собрание депутатов) четвёртого созыва по одномандатному избирательному округу № 1.
В заявлении указал, что решением Собрания депутатов от <...>№ <...> в связи с отставкой по собственному желанию досрочно прекращены полномочия депутата представительного органа Валдгеймского сельского поселения четвёртого созыва Б.А.Я., избранного по одномандатному избирательному округу № 1.
Постановлением избирательной комиссии ЕАО от <...>№ <...> полномочия избирательной комиссии муниципального образования «Валдгеймское сельское поселение» возложены на территориальную избирательную комиссию Биробиджанского района, на имя председателя которой заместителем главы администрации <...> направлено указанное решение от <...>№ <...>-А.
Вместе с тем, в нарушение ст.ст. 10, 71 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ), ст. 39 Закона ЕАО от 18.03.2015 № 679-ОЗ «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Еврейской автономной области» (далее - Закон № 679-ОЗ) административным ответчиком до настоящего времени не назначены дополнительные выборы депутата Собрания депутатов Валдгеймского сельского поселения, вместо сложившего с себя полномочия депутата Б.А.Я.
Данное обстоятельство нарушает право неопределённого круга лиц, которые проживают на территории одномандатного избирательного округа № 1, избирать и быть избранными, предусмотренное ч. 2 ст. 32 Конституции РФ.
Определениями суда от <...> и <...> к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены администрация муниципального образования «Валдгеймское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района ЕАО (далее - администрация) и Собрание депутатов, соответственно.
В судебном заседании прокурор Витютнев К.В. уточнённые требования поддержал, обосновав их доводами, изложенными в административном иске. Просил обратить решение суда к немедленному исполнению, поскольку замедление приведёт к нарушению избирательных прав граждан. Исходя из требований избирательного законодательства, решение о назначении дополнительных выборов должно быть принято не позднее 80 дней до дня голосования <...>, то есть сегодня <...> в день рассмотрения настоящего административного дела.
Председатель территориальной избирательной комиссии Курганская Е.А. требования прокурора признала. Пояснила, что территориальная избирательная комиссия наделена полномочиями избирательной комиссии Валдгеймского сельского поселения, поэтому обязана принять решение о назначении дополнительных выборов депутата представительного округа этого муниципального образования по одномандатному избирательному округу № 1 на единый день голосования <...> не позднее <...>, чтобы не нарушить требования избирательного законодательства, регламентирующего названные сроки. Полагала необходимым в резолютивной части решения указать на обязанность администрации финансово обеспечить проведение дополнительных выборов.
Глава муниципального образования «Валдгеймское сельское поселение», исполняющий полномочия председателя Собрания депутатов и главы администрации Брусиловский В.А. согласился с требованиями прокурора.
Исследовав материалы административного дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора.
В соответствии с ч. 7 ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об определении срока, не позднее которого уполномоченный орган, должностное лицо или избирательная комиссия должны назначить выборы (за исключением выборов Президента РФ и выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ), в суд может обратиться прокурор.
Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ установлено, что в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, в этом избирательном округе орган, уполномоченный на то законом, назначает дополнительные выборы. Дополнительные выборы назначаются на второе воскресенье сентября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - на день голосования на этих выборах. Если дополнительные выборы, в том числе с учётом сроков, предусмотренных п. 7 ст. 10 названного Федерального закона, не могут быть назначены на второе воскресенье сентября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ очередного созыва - на день голосования на этих выборах, они должны быть проведены не позднее чем через один год со дня досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу (п. 8 ст. 71).
Решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия (п. 7 ст. 10).
В соответствии с п. 11 ст. 12, абз. 2 ч. 2 ст. 11 и ст. 39 Закона ЕАО № 679-ОЗ повторные и дополнительные выборы депутатов назначаются и организуются избирательной комиссией муниципального образования (территориальной избирательной комиссией в случае возложения на неё полномочий избирательной комиссии муниципального образования) в случаях, порядке и сроки, установленные Федеральным законом № 67-ФЗ.
Согласно Закону ЕАО от 29.01.2003 № 135-ОЗ «О некоторых вопросах формирования и деятельности избирательных комиссий на территории ЕАО» подготовку и проведение выборов депутатов представительного органа муниципального образования осуществляют избирательная комиссия муниципального образования (ч. 4 ст. 3).
Избирательные комиссии муниципальных образований не формируются в случаях возложения их полномочий на территориальные избирательные комиссии в порядке, определённом Федеральным законом № 67-ФЗ (ч. 6 ст. 3).
Территориальные избирательные комиссии действуют на постоянной основе и являются государственными органами области (ч. 1 ст. 7).
Финансовое обеспечение деятельности избирательной комиссии муниципального образования, территориальной избирательной комиссии, связанное с подготовкой и проведением выборов, референдумов соответствующего уровня, производится за счёт средств, выделяемых соответственно из областного и (или) местного бюджетов (ч. 1 ст. 13).
В соответствиисо ст. 24 Федерального закона № 67-ФЗ избирательная комиссия, организующая в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, является избирательной комиссией муниципального образования (п. 1).
Полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, принятому на основании обращения представительного органа этого муниципального образования, могут возлагаться на территориальную комиссию (п. 4).
Постановлением избирательной комиссии ЕАО от <...>№ <...> полномочия избирательной комиссии муниципального образования «Валдгеймское сельское поселение» возложены на территориальную избирательную комиссию Биробиджанского района.
Таким образом, из изложенного правового регулирования следует, что обязанность по назначению дополнительных выборов депутата представительного органа Валдгеймского сельского поселения четвёртого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 лежит на территориальной избирательной комиссии Биробиджанского района, наделённой полномочиями избирательной комиссии муниципального образования «Валдгеймское сельское поселение», следовательно, административные требования к этому административному ответчику подлежат удовлетворению.
В связи с этим правовых оснований возлагать обязанность назначить дополнительные выборы депутата представительного органа Валдгеймского сельского поселения четвёртого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 на Собрание депутатов не имеется, следовательно, требования к этому административному ответчику удовлетворению не подлежат.
Финансовое обеспечение деятельности территориальной избирательной комиссии Биробиджанского района, наделённой полномочиями избирательной комиссии муниципального образования «Валдгеймское сельское поселение», связанное с подготовкой и проведением дополнительных выборов депутата представительного органа Валдгеймского сельского поселения, производится за счёт средств, выделяемых из бюджета данного муниципального образования.
Согласно п. 1 ст. 26 и подп. 1 ч. 1 ст. 27 Устава администрация является исполнительно-распорядительным органом сельского поселения, к полномочиям которой относится исполнение бюджета поселения.
Таким образом, финансовое обеспечение проведения дополнительных выборов следует возложить на административного ответчика администрацию Валдгеймского сельского поселения.
В соответствии с п. 10 ст. 71 Федерального закона № 67-ФЗ повторные и (или) дополнительные выборы не назначаются и не проводятся, если в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок более одного года.
Согласно Уставу муниципального образования «Валдгеймское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района ЕАО, принятого решением Собрания депутатов от 18.08.2005 № 14, (далее - Устав) Собрание депутатов состоит из 10 депутатов, избираемых на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет по одномандатным избирательным округам (п. 1 ст. 18).
Срок полномочий Собрания депутатов - 5 лет (п. 1 ст. 19).
Полномочия депутата Собрания депутатов прекращаются досрочно в случае отставки по собственному желанию (п. 2 ст. 25).
Из протокола от <...> окружной избирательной комиссии о результатах выборов депутатов Собрания депутатов муниципального образования «Валдгеймское сельское поселение» четвёртого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 следует, что зарегистрированный кандидат Б.А.Я. признан избранным депутатом Собрания депутатов четвёртого созыва.
Первое заседание Собрания депутатов в правомочном составе состоялось <...> (протокол заседания от <...>).
Исходя из приведённых положений п. 1 ст. 18 и п. 2 ст. 25 Устава, срок полномочий Собрания депутатов четвёртого созыва 5 лет, то есть до сентября 2021 года.
Решением Собрания депутатов от <...>№ <...> в соответствии с ч. 10 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ и Устава Валдгеймского сельского поселения досрочно прекращены полномочия депутата Собрания депутатов четвёртого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 Б.А.Я. в связи отставкой по собственному желанию.
Из изложенного следует, что поскольку на день рассмотрения настоящего административного дела срок полномочий Собрания депутатов четвёртого созыва до сентября 2021 года составляет более трёх лет, следовательно, препятствий предусмотренных п. 10 ст. 71 Федерального закона № 67-ФЗ для назначения дополнительных выборов депутата представительного органа Валдгеймского сельского поселения по одномандатному избирательному округу № 1 не имеется.
Из пояснений сторон установлено, что в течение 2017 года территориальная избирательная комиссия Биробиджанского района, наделённая полномочиями избирательной комиссии муниципального образования «Валдгеймское сельское поселение», не назначила дополнительные выборы депутата в представительный орган Валдгеймского сельского поселения четвёртого созыва по одномандатному избирательному округу № 1.
Указанное обстоятельство нарушает конституционные права граждан названного округа избирать и быть избранными в представительный орган местного самоуправления.
Таким образом, на территориальную избирательную комиссию Биробиджанского района, наделённую полномочиями избирательной комиссии муниципального образования «Валдгеймское сельское поселение», необходимо возложить обязанность назначить <...> дополнительные выборы депутата Собрания депутатов муниципального образования «Валдгеймское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области четвёртого созыва по одномандатному избирательному округу № 1.
Согласно ч. 2 ст. 188 КАС РФ в случае отсутствия в названном Кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам опредёленной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием.
Принимая во внимание особые обстоятельства по настоящему делу, связанные, в том числе с установленным судом сроком, когда территориальная избирательная комиссии обязана назначить дополнительные выборы депутата (<...> - день вынесения решения суда), суд приходит к выводу об удовлетворении ходатайства административного истца об обращении решения суда к немедленному исполнению, поскольку замедление исполнения данного решения нанесёт значительный ущерб конституционным избирательным правам граждан.
Руководствуясь ст.ст. 173-177, 188, 239, 244, 298 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск прокуратуры Еврейской автономной области в интересах неопределённого круга лиц об определении срока, не позднее которого территориальная избирательная комиссия Биробиджанского района обязана назначить дополнительные выборы депутата в представительный орган Валдгеймского сельского поселения четвёртого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 удовлетворить.
Возложить на территориальную избирательная комиссия Биробиджанского района, наделённую полномочиями избирательной комиссии муниципального образования «Валдгеймское сельское поселение», обязанность назначить <...> дополнительные выборы депутата Собрания депутатов муниципального образования «Валдгеймское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района Еврейской автономной области четвёртого созыва по одномандатному избирательному округу № 1,
которые провести в соответствии с порядком и сроками, установленными Законом ЕАО от 18.03.2015 № 679-ОЗ «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Еврейской автономной области» и Уставом муниципального образования «Валдгеймское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района ЕАО.
Исполнение решения суда в части обеспечения проведения дополнительных выборов возложить на администрацию муниципального образования «Валдгеймское сельское поселение» Биробиджанского муниципального района ЕАО.
Административные исковые требования к Собранию депутатов Валдгеймского сельского поселения Биробиджанского муниципального района ЕАО оставить без удовлетворения.
Решение суда обратить к немедленному исполнению.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через суд Еврейской автономной области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья суда ЕАО Н.И. Токмачева
Решение суда в окончательной форме изготовлено <...>8