ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-15/2018 от 21.02.2018 Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики (Кабардино-Балкарская Республика)

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

21 февраля 2018 года город Нальчик

Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики в составе:

председательствующего Савкуева З.У.

при секретаре Жабалиевой С.О.

с участием заместителя прокурора Кабардино-Балкарской Республики Лаврешина Ю.И., представителя административного истца - Непубличного акционерного общества «Меркурий Агропромышленный комплекс «Прохладненский» Алиева Р.С., представителя административного ответчика - Правительства Кабардино-Балкарской Республики Фриева А.Х., представителей заинтересованного лица - Управления ветеринарии Кабардино-Балкарской Республики Арамисова А.М.и Темукуева К.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Непубличного акционерного общества «Меркурий Агропромышленный комплекс «Прохладненский» к Правительству Кабардино-Балкарской Республики об оспаривании нормативного правового акта в части,

у с т а н о в и л а:

Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 19 октября 2016 года «Об организации и проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории Кабардино-Балкарской Республики» утвержден также Порядок расходования средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики, направляемых на возмещение ущерба, понесенного гражданами и юридическими лицами в результате отчуждения животных и (или) изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории Кабардино-Балкарской Республики (далее - Порядок расходования средств), которые опубликованы на едином портале органов государственной власти и органов местного самоуправления Кабардино-Балкарской Республики (www.pravitelstvo.kbr.ru) 21 октября 2016 года и официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 27 октября 2016 года, а также 28 октября 2016 года в издании газеты «Официальная Кабардино-Балкария» №41.

Исходя из пункта 1 Порядка расходования средств им определен механизм возмещения ущерба, понесенного гражданами и юридическими лицами в результате отчуждения животных и (или) изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории Кабардино-Балкарской Республики, тогда как согласно подпункту 4 его пункта 8 основаниями для отказа получателю в возмещении ущерба являются, в том числе и установление фактов нарушения ветеринарно-санитарных правил и предписаний уполномоченных должностных лиц, что послужило причиной возникновения очагов особо опасных болезней или гибели животных.

Указывая о том, что указанный подпункт в приведенной его части, на основании которого ему 12 мая 2017 года было Управлением ветеринарии Кабардино-Балкарской Республики отказано в возмещении ущерба, причиненного отчуждением принадлежавших ему животных, не соответствуют нормативным правовым актам, которые имеют большую юридическую силу, Непубличное акционерное общество «Меркурий Агропромышленный комплекс «Прохладненский» обратилось с административным исковым заявлением в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики. В поданном иске, предъявленном к Правительству Кабардино-Балкарской Республики, оно просит признать указанный подпункт Порядка расходования средств в приведенной его части (далее - оспариваемая норма) недействующим со дня его принятия.

Административный ответчик - Правительство Кабардино-Балкарской Республики и заинтересованное лицо - Управление ветеринарии Кабардино-Балкарской Республики представили возражения относительно указанного административного искового заявления.

В судебном заседании представитель административного истца - Непубличного акционерного общества «Меркурий Агропромышленный комплекс «Прохладненский» Алиев Р.С. просил административное исковое заявление удовлетворить по изложенным в нем основаниям.

Представители административного ответчика - Правительства Кабардино-Балкарской Республики и заинтересованного лица - Управления ветеринарии Кабардино-Балкарской Республики Фриев А.Х., не признав указанного административного искового заявления, а также Арамисов А.М. и Темукуев К.Р. соответственно поддержали доводы, изложенные в вышеуказанных возражениях.

Заслушав заключение заместителя прокурора Кабардино-Балкарской Республики Лаврешина Ю.И., полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, объяснения названных представителей сторон и заинтересованного лица, обсудив доводы данного искового заявления и возражений на него, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Обращаясь в суд, административный истец - Непубличное акционерное общество «Меркурий Агропромышленный комплекс «Прохладненский», считая названное распоряжение Правительства Кабардино-Балкарской Республики нормативным правовым актом, оспаривало его в указанной части.

Как разъяснено в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Названное распоряжение издано исполнительным органом государственной власти, наделенным, если следовать находящимся в нормативном единстве установлениям, содержащимся в статье 22 Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статье 112 Конституции Кабардино-Балкарской Республики, правом издания правовых актов, оно же официально, в порядке, предусмотренном статьей 61 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 03 августа 2002 года №52-РЗ «О правовых актах в Кабардино-Балкарской Республике», опубликовано, в связи с чем, оно же, будучи адресованным к неопределенному кругу лиц и рассчитанным на неоднократное применение, является нормативным правовым актом.

Соответственно, настоящее дело, возникшее из административных правоотношений, подлежит рассмотрению и разрешению в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС Российской Федерации), в частности нормами его главы 21, регламентирующими производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами.

В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Материалами административного дела подтверждаются те обстоятельства, что Непубличному акционерному обществу «Меркурий Агропромышленный комплекс «Прохладненский» при указанных в поданном им административном исковом заявлении обстоятельствах было со ссылкой на указанный нормативный правовой акт отказано в возмещении стоимости изъятых у него животных, а потому оно, являясь лицом, к которому данный акт был применен, относится к кругу лиц, обладающим правом на его оспаривание.

В то же время, в соответствии с пунктом «з» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Обеспечение же безопасности продуктов животноводства в ветеринарно-санитарном отношении, защита населения от болезней, общих для человека и животных, а также реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации заразных и иных болезней животных, включая сельскохозяйственных, домашних, и других животных, осуществление государственного ветеринарного надзора регулируется Законом Российской Федерации от 14 мая 1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии» (далее - Закон Российской Федерации «О ветеринарии»).

Исходя из статьи 3 Закона Российской Федерации «О ветеринарии» к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии отнесены организация проведения на территории субъекта РФ мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению.
В целях предупреждения и ликвидации болезней животных и обеспечения безопасности в ветеринарном отношении продуктов животноводства Правительство Российской Федерации, действуя во исполнение части 4 статьи 19 Закона Российской Федерации «О ветеринарии», своим постановлением от 26 мая 2006 года № 310 утвердило Правила отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных (далее - Правила отчуждения).

В соответствии с пунктом 8 Правил отчуждения организация и проведение отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства в целях предотвращения возникновения и ликвидации очагов особо опасных болезней животных осуществляются в порядке, установленном субъектом Российской Федерации. О проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства составляется акт об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных.

Граждане и юридические лица имеют право на возмещение ущерба, понесенного ими в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, в размере стоимости отчужденных животных или изъятых продуктов животноводства в соответствии с порядком расходования средств бюджета субъекта Российской Федерации, предусмотренных на эти цели (пункт 9 Правил отчуждения).

При этом основанием для возмещения ущерба, понесенного гражданами и юридическими лицами в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, является наличие у них акта, указанного в пункте Правил, и копии решения руководителя исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации об организации и проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства (пункт 10 Правил отчуждения).

Приведенные нормы права коррелируют с подпунктом 49.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», и, кроме того, с пунктом 1 статьи 242 Гражданского кодекса Российской Федерации, сообразно которому, в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущество в интересах общества по решению государственных органов может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества (реквизиция).

Таким образом, указанные нормы федерального законодательства, относя к ведению субъектов Российской Федерации только лишь установление порядка расходования средств их бюджетов, предусмотренных на возмещение ущерба, и определение его размера, не устанавливают зависимость выплаты компенсации собственникам и иным владельцам за отчужденное имущество от соблюдения ими ветеринарных норм и правил и (или) исполнения ими предписаний уполномоченных должностных лиц, а потому их не соблюдение и (или) не исполнение соответственно не может влечь за собой отказ в осуществлении выплаты данной компенсации.

Следовательно, Правительство Кабардино-Балкарской Республики, установив в оспариваемой норме не предусмотренные действующим законодательством основания для отказа в выплате указанной компенсации и, соответственно, ограничения прав собственников и владельцев животных на ее получение, вышло за пределы предоставленной ему компетенции.

При таких данных, оспариваемая норма не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, - вышеприведенным нормам федерального законодательства, в связи с чем, административное исковое заявление административного истца - Непубличного акционерного общества «Меркурий Агропромышленный комплекс «Прохладненский», поданное им с соблюдением срока обращения в суд, установленного частью 6 статьи 208 КАС Российской Федерации, подлежит, учитывая и предписания пункта 1 части 2 статьи 215 КАС Российской Федерации, удовлетворению с признанием данной нормы недействующей.

По тем же основаниям доводы письменных возражений административного ответчика - Правительства Кабардино-Балкарской Республики и заинтересованного лица - Управления ветеринарии Кабардино-Балкарской Республики о соответствии оспариваемой нормы нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и, как следствие, об отсутствии законных оснований для удовлетворения указанного административного искового заявления не соответствуют материалам настоящего административного дела и закону, а потому, являясь юридически несостоятельными, подлежат отклонению.

Вместе с тем, как разъяснено в абзаце третьем пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Поскольку оспариваемая норма, как указывалась выше, применялась к административному истцу еще до возбуждения настоящего административного дела, она подлежит признанию недействующей со дня вступления решения суда в законную силу.

Кроме того, на административного ответчика - Правительство Кабардино-Балкарской Республики, в силу требования части 4 статьи 215 КАС Российской Федерации, подлежит возложению обязанность по опубликованию в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу сообщения о его принятии на едином портале органов государственной власти и органов местного самоуправления Кабардино-Балкарской Республики - www.pravitelstvo.kbr.ru.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС Российской Федерации, Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики

р е ш и л:

Административное исковое заявление Непубличного акционерного общества «Меркурий Агропромышленный комплекс «Прохладненский» удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления в законную силу настоящего решения суда подпункт 4 пункта 8 Порядка расходования средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики, направляемых на возмещение ущерба, понесенного гражданами и юридическими лицами в результате отчуждения животных и (или) изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории Кабардино-Балкарской Республики, утвержденного постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 19 октября 2016 года №188-ПП, в той части, в которой в нем основаниями для отказа получателю в возмещении ущерба являются установление фактов нарушения ветеринарно-санитарных правил и предписаний уполномоченных должностных лиц, что послужило причиной возникновения очагов особо опасных болезней или гибели животных.

Возложить на Правительство Кабардино-Балкарской Республики обязанность по опубликованию в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу сообщения о его принятии на едином портале органов государственной власти и органов местного самоуправления Кабардино-Балкарской Республики - www.pravitelstvo.kbr.ru.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Кабардино-Балкарской Республики З.У. Савкуев