Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 марта 2018 года Томский областной суд в составе:
председательствующего Простомолотова О.В.,
при секретаре Скороходовой Е.А.,
с участием прокурора Чмиря Н.А.,
представителя административного истца ООО « Авангард» Поповой О.В., действующей на основании доверенности от 20.12.2017 сроком действия 1 год с правом передоверия,
представителя административного ответчика Департамента по управлению государственной собственностью Томской области Мельник Е.В., действующей на основании доверенности № 7 от 09.01.2018 сроком действия по 31.12.2018,
представителя заинтересованного лица уполномоченного по защите прав предпринимателей в Томской области Мельниковой Е.Ф., действующей на основании доверенности № 1 от 09.01.2018 сроком действия по 31.12.2018 без права передоверия,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-15/2018 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью « Авангард» к Департаменту по управлению государственной собственностью Томской области о признании недействующим пункта 256 перечня объектов для целей налогообложения на 2017 год, утвержденного распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 96-о от 28 ноября 2016 года,
установил:
распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 96-о от 28 ноября 2016 года в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определен перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – распоряжение).
В соответствии с пунктом 256 приложения к распоряжению в указанный перечень (далее - перечень) включено здание с кадастровым номером 70:21:0200040:245, расположенное по адресу: Томская область, г. Томск, проспект Мира, 15/1.
ООО «Авангард», являющееся собственником нежилого административного здания общей площадью 4029, 5 кв.м по адресу: г. Томск, проспект Мира, 15/1 (кадастровый номер 70:21:0100040:245), обратилось в Томский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании распоряжения Департамента по управлению государственной собственностью Томской области № 96-о от 28 ноября 2016 г. в части включения в перечень нежилого здания с кадастровым номером 70:21:0100040:245, расположенного по адресу: Томская область, г. Томск, пр. Мира, 15/1.
Административный иск мотивирован тем, что включение указанного здания в перечень противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статье 4-1 Закона Томской области № 148-ОЗ от 27 ноября 2003 года «О налоге на имущество организаций», Порядку определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения, утвержденному постановлением Администрации Томской области № 454а от 3 декабря 2014 года (далее – Порядку), поскольку обследование здания с целью определения вида фактического использования не проводилось, в то же время для размещения офисных помещений в спорном здании использовалось лишь 7, 84 % от общей площади. Здание не обладает признаками объекта, подлежащего налогообложению, предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется исходя из кадастровой стоимости, а включение данного объекта в перечень неправомерно возлагает на собственника обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.
В обоснование заявленных требований административный истец ссылался также на нарушение установленного законом порядка включения объекта недвижимости в перечень объектов для целей налогообложения, полагая, поскольку фактическое обследование здания не проводилось, у ответчика отсутствовала вся необходимая информация, позволявшая включить здание в перечень объектов для целей налогообложения.
В судебном заседании представитель ООО «Авангард» Попова О.В. настаивала на требованиях административного иска. Дополнительно пояснила, что большая часть помещений здания используется как складские помещения, что подтверждается представленными договорами аренды. Помимо организаций договоры аренды в отношении которых представлены, в здании действительно находится офис ОАО «Сбербанк России», ряд торговых организаций, договоры аренды с которыми суду не представлены. Какую площадь занимают указанные организации, она пояснить не может. Здание бизнес-центра «Атриум» действительно расположено на земельном участке по адресу г. Томск, пр. Мира, 15/1, сформированном в 2005 для его эксплуатации с разрешенным видом использования «для эксплуатации нежилого строения-административно-торгового здания» площадью 1315 кв.м с кадастровым номером 70:21:0100040:43, однако поскольку не ООО «Авангард» определяло вид разрешенного использования земельного участка, она полагает, что данное обстоятельство не могло являться основанием для включения здания в перечень лишь по формальному критерию, без проведения обследования и определения вида фактического использования.
Представитель Департамента по управлению государственной собственностью Администрации Томской области в письменных возражениях и в пояснениях суду считала административный иск не подлежащим удовлетворению. Определение вида фактического использования спорного объекта недвижимости не проводилось ввиду включения его в перечень объектов для целей налогообложения на основании подп. 1 п. 4 ст. 378.2 НК РФ (по виду разрешенного использования земельного участка). Также указала, что включенный в перечень спорный объект недвижимости располагается на земельном участке с кадастровым номером 70:21:0100040:43 с видом разрешенного использования «для эксплуатации нежилого строения административно-торгового здания». Указанное на момент издания оспариваемого нормативно-правового акта подтверждалось выпиской из ЕГРН, постановлением Мэра г. Томска от 15.03.2005 №1045-в, согласно которому разрешено ввести в эксплуатацию нежилое строение - административно-торговое здание по адресу: пр. Мира, 15/1, а также образован земельный участок площадью 1315 кв.м для его эксплуатации с указанным видом разрешенного использования. Указанный участок согласно ответу Департамента управления муниципальной собственностью администрации г. Томска в ходе очередной кадастровой оценки земель был отнесен к 5 группе видов разрешенного использования. Указанные документы были получены сотрудниками Департамента в рамках межведомственного взаимодействия. В подтверждение своих доводов в материалы дела Департаментом представлены выписка из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером 70:21:0100040:43, согласно которой вид разрешенного использования земельного участка - «для эксплуатации нежилого строения административно-торгового здания», письмо из филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области от 21.02.2018 № 01-18/1331, подтверждающих тот же вид разрешенного использования данного земельного участка в период с 01.01.2016 по 01.12.2016.
Представитель заинтересованного лица уполномоченного по правам предпринимателей в Томской области полагала административный иск подлежащим удовлетворению, поскольку определение вида фактического использования спорного здания не проводилось, а административным ответчиком не представлено доказательств того, что он на момент принятия оспариваемого акта он располагал всей необходимой информацией.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора об отсутствии оснований для признания нормативного правового акта не действующим в части, проверив оспариваемое распоряжение на предмет соответствия федеральным законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, исследовав представленные доказательства, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, установив, что оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт является соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
При рассмотрении дела судом установлено, что оспариваемый в части административным истцом нормативный правовой акт регулирует отношения в сфере налогообложения.
Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налоговым кодексом Российской Федерации также разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.
Статьями 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что налог на имущество организаций является региональным налогом, он устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; при установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с настоящей главой, предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Пунктами 1 и 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей; налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Частью второй ст. 4-1 Закона Томской области от 27.11.2003 N 148-ОЗ «О налоге на имущество организаций» предусмотрено до установления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, предусмотренного пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определение вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений на территории Томской области осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом Администрации Томской области.
Постановлением Администрации Томской области № 454а от 3 декабря 2014 года «Об утверждении Порядка определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения» (вместе с «Положением о Комиссии по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения» - далее Порядок) утвержден указанный порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений).
Согласно п.16 постановления Администрации Томской области № 454а от 3 декабря 2014 года «Об утверждении Порядка определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения» (далее - Порядок) в срок не позднее 20-го числа месяца, предшествующего очередному налоговому периоду по налогу на имущество организаций, Департамент по управлению государственной собственностью Томской области осуществляет подготовку распоряжения Департамента по управлению государственной собственностью Томской области об определении перечня объектов для целей налогообложения.
Из положения о Департаменте по управлению государственной собственностью Томской области, утвержденного постановлением Администрации Томской области № 68 от 11.06.2013, следует, что Департамент является уполномоченным органом на определение перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, для целей налогообложения налогом на имущество организаций, направление указанного перечня в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещение перечня на официальном сайте Департамента по управлению государственной собственностью Томской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (подп.8.1 п.10 положения).
При таких обстоятельствах суд полагает, что Департамент по управлению государственной собственностью Томской области наделен достаточной компетенцией и полномочиями для принятия оспариваемого административным истцом в части нормативного правового акта.
Исходя из положений приложения № 3 к Порядку, которым утверждено положение «О Комиссии по определению вида фактического использования для целей налогообложения», комиссия по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения (далее - Комиссия) рассматривает перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, в том числе объектов, в отношении которых в установленном порядке проведены мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества, и принимает решения об утверждении сводных перечней объектов недвижимого имущества для целей налогообложения (п.6).
В силу положений п.12 Положения о Комиссии по итогам рассмотрения вопросов, указанных в подпункте 1 пункта 6 настоящего Положения, Комиссия принимает решения о включении или об отказе во включении объектов недвижимого имущества в перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения. В случае соответствия характеристик объектов недвижимого имущества требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации Комиссия принимает решение о включении объектов недвижимого имущества в сводный перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения, который носит рекомендательный характер, и направляет его в Департамент. В свою очередь, Департамент на основании полученных сведений определяет перечень объектов для целей налогообложения на соответствующий налоговый период.
Согласно пункту 15 Положения о Комиссии, утвержденного постановлением Администрации Томской области от 03.12.2014 № 454а (далее - Положение), решения Комиссии оформляются протоколом заседания Комиссии, который подписывается председателем Комиссии, а в его отсутствие - председательствующим на заседании заместителем председателя Комиссии.
При этом в силу п. 11 Положения заседание Комиссии считается правомочным, если в нем участвует не менее половины от общего числа членов Комиссии.
Протоколом Комиссии от 23.11.2016 был утвержден:
1) перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых было проведено обследование фактического использования для включения объектов в перечень объектов недвижимого имущества на 2017 год, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость, в состав которого вошли и нежилые помещения, принадлежащие административному истцу.
2) сводный перечень объектов недвижимости на 2017 год, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в число которых вошли в том числе объекты недвижимости, фактически не используемые для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, но соответствующие формальным критериям, установленным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (л.д. 100).
Согласно протоколу № 4 от 23 ноября 2016 года в заседании Комиссии принимали участие более половины ее членов.
Распоряжением от 28.11.2016 № 96-о Департамент определил перечень объектов для целей налогообложения на 2017 год, включив в его состав, в том числе нежилое административное здание, расположенное по адресу: Томская область, г. Томск, пр. Мира 15/1, после чего направил указанный перечень объектов в налоговые органы по месту нахождения недвижимого имущества.
Статьей 80 Устава (Основного Закона) Томской области установлено, что правовыми актами Губернатора Томской области, Администрации Томской области являются постановления и распоряжения (пункты 1, 2), правовыми актами исполнительных органов государственной власти области, не входящих в состав Администрации Томской области, являются приказы и распоряжения (пункт 3). Данные положения содержатся также в пунктах 1, 2 статьи 8 Закона Томской области от 07.03.2002 № 9-03 «О нормативных правовых актах Томской области».
Оспариваемый нормативный правовой акт был официально опубликован в соответствии со статьей 30 Закона Томской области № 9-ОЗ от 07.03.2002 «О нормативных правовых актах Томской области», статьей 6 Закона Томской области № 19-03 от 12.05.2000 «О порядке опубликования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Томской области» на официальном интернет-портале «Электронная Администрация Томской области» https://tomsk.gov.ru 30.11.2016, а значит, согласно статье 5 Закона Томской области № 19-ОЗ от 12.05.2000 «О порядке опубликования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Томской области» вступил в законную силу с указанной даты.
Таким образом, оспариваемый акт принят уполномоченным на то органом государственной власти, каких-либо нарушений процедуры его принятия и опубликования административным ответчиком не допущено (п. 2 ч. 8 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив распоряжение № 96-о от 28 ноября 2016 года в оспариваемой части на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ, законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса РФ).
Законом Томской области от 27 ноября 2003 года N 148-ОЗ на территории Томской области введен налог на имущество организаций, а статьей 4.1 закона установлены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, статьей 4.1 Закона Томской области от 27 ноября 2003 года № 148-ОЗ налоговая база определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в отношении в том числе: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 квадратных метров.
Согласно положениям п.4 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Исходя из системного толкования приведённых выше положений закона при наличии хотя бы одного из приведенных условий объект недвижимости признается торговым центром (комплексом), налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества.
Положения пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 г. N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, согласно которым виды разрешенного использования земельных участков, которые предполагают расположение на них объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения в силу пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, имеют специальные коды по классификации групп, в частности: код 1.2.5 - земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания; код 1.2.7 - земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения.
Здание по адресу: г. Томск, пр. Мира, 15/1, с кадастровым номером 70:21:0100040:245 включено в перечень объектов для целей налогообложения по виду разрешенного земельного участка, на котором оно расположено, предусматривающем размещение торговых объектов.
Из материалов дела следует, что ООО «Авангард» является собственником нежилого здания площадью 4029,5 кв.м с кадастровым номером 70:21:0200040:245, расположенного по адресу: Томская область, г. Томск, пр. Мира, 15/1. Данное здание зарегистрировано в качестве самостоятельного объекта права, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости. Административный истец является собственником указанного объекта недвижимости с 05.10.2015, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 36).
23 ноября 2015 года на заседании Комиссии по определению видов фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения (создана постановлением Администрации Томской области № 454а от 03 декабря 2014 года) утверждён сводный перечень объектов недвижимости на 2017 год, в отношении которых налогооблагаемая база определяется как кадастровая стоимость. Под порядковым номером 256 данного перечня значится нежилое здание, расположенное по адресу: г. Томск, пр. Мира, 15/1, с кадастровым номером 70:21:0100040:245 (л.д.97-108).
Данный документ был направлен в Департамент по управлению государственной собственностью Томской области, оспариваемым распоряжением Департамента № 96-о от 28 ноября 2016 года на основании сводного перечня Комиссии и данных о виде разрешенного использования земельного участка на котором расположено спорное здание, определён перечень объектов для целей налогообложения на 2017 год (приложение) (далее - перечень).
Оценивая представленный протокол Комиссии, суд исходит из буквального толкования положений подп. 1 п.6 Положения о Комиссии, утверждённого постановлением Администрации Томской области № 454а от 03.12.2014, согласно которому она вправе рассматривать перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, в том числе отношении которых обследование не проводилось.
Согласно имевшемуся в распоряжении департамента постановлению Мэра г. Томска № 1045-в от 15.03.2005 «О вводе в эксплуатацию нежилого строения – административно-торгового здания по адресу: пр. Мира, 15/1» утверждён акт приемочной комиссии от 25.11.2004 о вводе в эксплуатацию указанного здания; Я. разрешено ввести в эксплуатацию нежилое строение – административно-торговое здание по адресу: пр. Мира, 15/1, общей площадью 3454 кв.м, в том числе торговой 1501, 3 кв.м, на земельном участке площадью 2635 кв. метров с кадастровым номером 70:21:0100040:0037. Этим же постановлением образован земельный участок площадью 1315 кв.м для эксплуатации нежилого строения – административно-торгового здания по адресу: пр. Мира, 15/1 (п.4.2 постановления).
Согласно данным ФГИС ЕГРН, истребованным судом, земельный участок площадью 1315 кв.м., расположенный по адресу: г. Томск, пр. Мира, 15/1, с кадастровым номером 70:21:0100040:43 был образован из земельного участка с кадастровым номером 70:21:0100040:37, имеет вид разрешенного использования «для эксплуатации нежилого строения – административно-торгового здания».
Согласно сведениям ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости расположенное на земельном участке нежилое здание с кадастровым номером 70:21:0100040:245 площадью 4029, 5 кв.м является административным, состоит из 7 этажей, в том числе 1 подземного.
В ходе судебного заседания представитель административного истца подтвердила, что здание с кадастровым номером 70:21:0100040:245 находится на земельном участке с кадастровым номером 70:21:0100040:43 с видом разрешенного использования «для эксплуатации нежилого строения – административно-торгового здания». Данное здание – это здание Бизнес-центра «Атриум». Также из пояснений представителя истца следует, что в здании находится офис ПАО «Сбербанк России», ряд торговых организаций, помимо организаций договоры аренды с которыми представлены суду.
Как следует из ответа филиала по Томской области ФГБУ «ФКП Росреестра», в период с 01.01.2016 по 01.12.2016 вид разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 70:21:0100040:43 «для эксплуатации нежилого строения административно-торгового здания» не изменялся (л.д.187).
В соответствии с ответом и.о. начальника Департамента управления муниципальной собственностью администрации г. Томска при проведении работ по кадастровой оценке земельных участков муниципального образования «Город Томск» земельный участок с кадастровым номером 70:21:0100040:43, площадью 1351 кв.м, расположенный по адресу: г. Томск, пр. Мира, 15/1, отнесен оценщиком к пятой группе видов разрешенного использования «Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания».
Принимая во внимание коды классификации, утвержденные названным выше приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 г. № 39, а также сведения ЕГРН и ФГИС ЕГРН о виде разрешенного использования земельного участка, суд приходит к выводу, что спорное нежилое здание с кадастровым номером 70:21:0100040:245, расположенное на земельном участке площадью 1315 кв. м с кадастровым номером 70:21:0100040:43 который имел на дату утверждения оспариваемого в части Перечня объектов недвижимости следующий вид разрешенного использования: «для эксплуатации нежилого строения – административно-торгового здания», который соответствовал коду 1.2.5 земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, было обоснованно включено в перечень на основании подп. 1 п. 4 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вопреки доводам представителя административного истца, такое основание включения в перечень объектов для целей налогообложения, как расположение здания на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, предусмотренное подп. 1 п.4 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, является самостоятельным основанием и обследования с целью определения вида фактического использования здания не требовало. С учетом изложенного доводы представителя административного истца и представителя заинтересованного лица о нарушении порядка включения в Перечень спорного здания основаны на неверном толковании норм налогового законодательства.
Также суд находит несостоятельными доводы представителя административного истца о том, что исходя из назначения помещений, отраженных в техническом паспорте, они объективно не могли быть использованы ни для размещения офисов, ни для размещения торговых объектов, что исключало возможность включения в перечень всего здания.
Так, согласно техническому паспорту здания, представленному представителем истца, указанное здание имеет назначение - административное. Площадь нежилых основных помещений в здании составляет 1873 кв.м, при этом в экспликации к поэтажному плану указанные помещения обозначены как кабинеты и нежилые помещения, что не исключает возможности расположения в указанных помещениях туровых объектов и объектов бытового обслуживания, а также офисов (л.д. 126-139).
Доводы истца о том, что общая площадь помещений занятых офисами составляет 7,84 %, правового значения при отнесении здания к объектам налогообложения, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость объекта недвижимости, исходя из положений подп.1 п.4 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, не имеют.
Представителем административного истца представлены суду договоры аренды помещений общей площадью 1727, 3 кв.м, из которых 299,6 кв.м заняты офисами, торговыми объектами и объектами питания (л.д. 140-185).
Согласно выписке из ЕГРН в отношении здания с кадастровым номером 70:21:0100040:245 на основании договора аренды от 25.12.2014 помещения первого этажа № 5, 7,8,9 площадью 197, 8 кв.м переданы в аренду ОАО «Сбербанк России».
Какие объекты расположены в остальных помещениях бизнес-центра, представитель истца в ходе судебного заседания пояснить не смогла.
Таким образом, согласно даже представленным договорам аренды и данным о заключенном договоре аренды, содержащимся в ЕГРН, общая площадь помещений, занятых офисами, тяговыми объектами и объектом питания, составляет 497,4 кв.м, то есть 12,34 %.
Оценивая доводы административного истца, суд приходит к выводу о том, что им не представлено доказательств, позволяющих подвергнуть сомнению наличие оснований, предусмотренных подп. 1 п.4 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации для включения спорного здания в Перечень объектов для целей налогообложения.
При этом в соответствии с требованиями части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административным истцом не представлено каких-либо доказательств, которые бы объективно опровергали совокупность доказательств, представленных административным ответчиком и истребованных по инициативе суда.
Все доводы административного истца сводятся к его несогласию с тем, что не было проведено обследование с целью установления фактического вида использования здания в соответствии с Порядком определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения, утвержденным постановлением Администрации Томской области № 454а от 03 декабря 2014 года.
При таких обстоятельствах суд находит, что включение нежилого здания с кадастровым номером 70:21:0100040:245 в перечень на 2017 год в полной мере соответствует требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и Закону Томской области от 27 ноября 2003 года № 148-ОЗ «О налоге на имущество организаций», поскольку нежилое здание имеет площадь более 1000 кв.м и расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (для эксплуатации административно-торгового здания)
Доводы административного истца об обратном не нашли своего объективного подтверждения в ходе рассмотрения настоящего дела.
Нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, которым противоречило бы распоряжение в оспариваемой части, не имеется.
Поскольку оспариваемый в части нормативный правовой акт соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного иска общества с ограниченной ответственностью «Авангард» к Департаменту по управлению государственной собственностью Томской области о признании недействующим пункта 256 перечня объектов для целей налогообложения на 2017 год, утвержденного распоряжением Департамента управления государственной собственностью Томской области № 96-о от 28 ноября 2016 г., отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Томский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий