ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-15/2021 от 24.02.2021 Ивановского областного суда (Ивановская область)

Дело № 3а-15/2021

(37OS0000-01-2021-000003-46)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 февраля 2021 года город Иваново

Ивановский областной суд в составе

председательствующего судьи Степановой Л.А.,

при секретаре Жаворонковой Е.А.,

с участием представителя административного истца – Курицына А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Круглова А.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Правительству Ивановской области об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

Круглов А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Правительству Ивановской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области (далее – Управление Росреестра по Ивановской области), в котором с учетом уточнения требований в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) просит установить кадастровую стоимость нежилых зданий равной их рыночной стоимости: с кадастровым номером , площадью 1153,9 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 24 сентября 2012 года в размере 6096000 рублей, с кадастровым номером , площадью 1536,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 20 октября 2017 года в размере 7627000 рублей.

Заявленные требования мотивированы тем, что внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость данных нежилых зданий, не соответствует их действительной рыночной стоимости, установленной в соответствии с Отчетами об оценке № 2/2-20 от 18 августа 2020 года и № 3/2-20 от 14 августа 2020 года, выполненными оценщиком ООО «Альфа Аудит» ФИО1 что затрагивает его права и законные интересы как собственника объектов в связи с необходимостью оплачивать налог на данное имущество.

При рассмотрении дела к участию в процессе в качестве административного ответчика привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ивановской области), в качестве заинтересованного лица – администрация Фурмановского муниципального района Ивановской области.

Административный истец Круглов А.В. в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела уведомлен в соответствии с положениями Главы 9 КАС РФ, уполномочил на участие в деле представителя.

В судебном заседании представитель административного истца Курицын А.В. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном иске и уточнениям к нему.

Представитель административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» по доверенности Чадова С.В. в судебном заседании до перерыва по существу заявленных требований не возражала, полагала что кадастровая палата не является надлежащим ответчиком по делу.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Ивановской области, Правительства Ивановской области и заинтересованных лиц администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области, администрации г. Иваново в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, в связи с чем, руководствуясь статьей 150 КАС РФ, суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В письменных отзывах Управления Росреестра по Ивановской области от 09 февраля 2021 года, Правительства Ивановской области от 12 февраля 2021 года, администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области от 10 февраля 2021 года, администрации г. Иваново от 11 февраля 2021 года указано на отсутствие возражений по существу требований Круглова А.В., сводящихся к реализации в судебном порядке права административного истца на установление кадастровой стоимости нежилых зданий в размере их рыночной стоимости.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства и оценив их в совокупности, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что Круглов А.В. является собственником следующих объектов недвижимости:

- нежилого здания – здания производственного корпуса площадью 1153,9 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>;

- нежилого здания – гаража площадью 1525,8 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в подтверждение чего представлены выписки из Единого государственного реестра недвижимости (л.д.67, 69, 129-131).

Административный истец в силу требований главы 32 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Ивановской области от 18 ноября 2014 года № 90-ОЗ «Об установлении единой даты начала применения на территории Ивановской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» является плательщиком налога на имущество физических лиц, при этом размер данного налога исчисляется исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости влияют на права и обязанности административного истца как плательщика указанного налога.

Кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером , площадью 1153,9 кв.м., расположенного по адресу: Ивановская <адрес>, определена актом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» от 22 июня 2017 года, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости, установленного постановлением Правительства Ивановской области от 25 сентября 2012 года № 362-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Ивановской области» для нежилых помещений в соответствии с пунктом 4.1 действующего на тот момент Приказа Минэкономразвития РФ от 18 марта 2011 года № 113 «Об утверждении порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости» (далее – Порядок) в размере 13 808617 рублей 45 копеек.

Кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером площадью 1536,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, определена актом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» от 20 октября 2017 года, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости, установленного постановлением Правительства Ивановской области от 25 сентября 2012 года № 362-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Ивановской области» для нежилых помещений в соответствии с пунктом 2.2 Порядка 33718 349,04 рублей.

Соответствующие данные содержатся в выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости, согласно которым дата утверждения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 24 сентября 2012 года, с кадастровым номером – 20 октября 2017 года.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абзац 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», при проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - Перечень), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (абзац второй статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности). Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтенного объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости. При оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость (абзац четвертый статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).

Из анализа приведенных положений следует, что датой установления рыночной стоимости объекта недвижимости в таких случаях является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, несмотря на то, что для целей определения их кадастровой стоимости применяются средние показатели кадастровой стоимости, установленные при проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости.

Согласно части 5 статьи 247, пункту 2 части 1 статьи 248 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 КАС РФ. Обязанность доказывания наличия оснований для установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, лежит на административном истце.

Распределяя бремя доказывания между лицами, участвующими в настоящем административном деле, суд принимает во внимание обязательные для применения разъяснения, приведенные в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», из которых следует, что по делам о пересмотре кадастровой стоимости обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце).

В силу пункта 23 вышеупомянутого Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении (статьи 79, 80 ГПК РФ, статьи 77, 78 КАС РФ). С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности (статьи 12 и 13 Закона об оценочной деятельности).

Как следует из представленных административным истцом Отчетов об оценке № 2/2-20 от 18 августа 2020 года и № 3/2-20 от 14 августа 2020 года, выполненными оценщиком ООО «Альфа Аудит» ФИО1 (далее - Отчет об оценке), рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером , определенная по состоянию на 24 сентября 2020 года, составляет 6096000 рублей, объекта недвижимости с кадастровым номером , определенная по состоянию на 20 октября 2017 года в размере 7627000 рублей.

Административные ответчики и заинтересованные лица каких-либо мотивированных возражений относительно представленных административным истцом Отчетов об оценке не высказали.

Проверяя представленные суду Отчеты об оценке на предмет их соответствия законодательству об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки, суд приходит к убеждению, что они полностью соответствуют законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, предъявляемым как в части общих требований к понятию и подходам к проведению оценки, так и специальным требованиям к лицу, составившему отчеты, к форме и содержанию отчетов с учетом особенностей оценки недвижимости в части описания объектов оценки, применяемых подходов и методов.

Так, оценщик ФИО1 составивший Отчеты об оценке, отвечает требованиям, предъявляемым законодательством к оценщикам, является членом некоммерческого партнерства Саморегулируемая организация оценщиков «Сибирь», застраховал свою ответственность в соответствии с требованиями Закона об оценочной деятельности в САО «Энергогарант» с лимитом ответственности в размере 300000 рублей.

Ответственность ООО «Альфа Аудит» как организации, с которой оценщик состоит в трудовых отношениях, застрахована в САО «ВСК» на сумму 5000000 рублей, что соответствует положениям статьи 15.1 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

По своему содержанию представленные Отчеты об оценке отвечают принципам существенности, обоснованности, однозначности, проверяемости и достаточности, закрепленным в пункте 5 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО №3)», утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 20 мая 2015 года № 299, а также общим требованиям к проведению оценки, предусмотренным Федеральным стандартом оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО №1), утвержденным приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года №297, и Федеральным стандартом оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)», утвержденным приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года № 611, обязательным для применения при оценке недвижимости.

Представленные Отчеты об оценке составлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к отчету об оценке объекта недвижимости; содержит достаточное количество проверяемой информации, существенной для определения рыночной стоимости объектов недвижимости; подробное описание объектов недвижимости, их количественных и качественных характеристик, вида использования, сведений об имущественных правах и об отсутствии ограничений (обременений) этих прав, информацию о текущем использовании и анализ наиболее эффективного использования объектов недвижимости, что соответствует требованиям п.8 ФСО № 3, раздела6 ФСО № 7. В отчетах об оценке при определении рыночной стоимости объектов недвижимости специалист обосновал применение и использование в рамках сравнительного подхода метода сравнения продаж, а также привел доводы об отказе от применения затратного и доходного подхода, что полностью отвечает требованиям ФСО № 1, ФСО № 4, ФСО № 7.

Применяя в рамках сравнительного подхода такой метод оценки как метод сравнения продаж, оценщик выбрал три объекта – аналога объекту оценки, предложенных к продаже до даты оценки, относящихся, также как и объект оценки, к зданиям производственно-складского назначения, расположенные в городах и населенных пунктах, имеющих сходную социальную инфраструктуру, а также три объекта – аналога земельному участку, на котором расположены объекты оценки.

Выбор объектов-аналогов обоснован оценщиком и произведен в соответствии с положениями 10 ФСО № 1 и подпункта «б» пункта 22 ФСО № 7.

В рамках сравнительного подхода оценщиком произведен сравнительный анализ объектов оценки и каждого объекта – аналога по всем элементам сравнения, введены корректировки значения единицы сравнения для объектов аналогов. При этом обоснование введенных корректировок оценщиком приведено в отчете.

Достоверность используемых рыночных данных при ценообразовании приведена в описательных таблицах, отчет содержит сведения об источниках используемой информации. Расчеты оценщика сопровождаются пояснениями, что обеспечивает возможность проверки его выводов.

В рамках сравнительного подхода к оценке оценщиком была определена рыночная стоимость объектов оценки с земельными участками, рыночная стоимость земельных участков, приходящихся на нежилые помещения, и в итоге – рыночная стоимость объектов оценки без учета стоимости земельных участков.

Суду не представлено каких-либо доказательств того, что рыночная стоимость объектов недвижимости, определенная Отчетах об оценке, является недостоверной, а выводы эксперта в отношении рыночной стоимости объектов недвижимости не соответствуют требованиям действующего законодательства.

Оценив в совокупности в порядке статьи 84 КАС РФ доказательства, представленные всеми лицами, участвующими в деле, суд полагает, что Кругловым А.В. исполнена возложенная на него законом обязанность доказать величину рыночной стоимости объектов недвижимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, в то время как административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено доказательств недостоверности сведений о величине рыночной стоимости нежилых помещений, представленного административным истцом.

При таких обстоятельствах суд считает возможным использовать данную величину для пересмотра в судебном порядке кадастровой стоимости объектов недвижимости путем удовлетворения в полном объеме требований Круглова А.В.

Принимая во внимание сведения, отраженные в Приказе Росреестра от 12 мая 2015 года № П/210 «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик», суд полагает ошибочными доводы административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице Филиала по Ивановской области о его неверном процессуальном статусе как административного ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 178-180, 249Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Круглова А.В. удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания - здания производственного корпуса площадью 1153,9 кв.м. с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 24 сентября 2012 года в размере 6096 000 (шесть миллионов девяносто шесть тысяч) рублей.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания - гаража площадью 1525,8 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 20 октября 2017 года в размере 7627000 (семь миллионов шестьсот двадцать семь тысяч) рублей.

Датой подачи заявления Круглова А.В. об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости считать дату обращения в суд – 30 декабря 2020 года.

Данное решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ивановского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Степанова Л.А.

Мотивированное решение составлено 11 марта 2021 года.