Дело № 3а-15/2021
УИД 25ОS0000-01-2020-000325-43
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
26 февраля 2021 года город Владивосток
Приморский краевой суд в составе
председательствующего судьи Поломошновой Г.А.,
при секретаре Салмине В.А.,
с участием представителя административного истца ФИО1 - ФИО2,
представителя административных ответчиков министерства имущественных и земельных отношений Приморского края, Правительства Приморского края ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, Правительству Приморского края, заинтересованные лица - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Приморскому краю, общество с ограниченной ответственностью «ФОРЕСТГРАНД», администрация городского округа Спасск-Дальний Приморского края об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,
установил:
ФИО1 обратился в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, в обоснование которого указал, что 27 августа 2019 года ФИО1 заключил договор купли-продажи земельного участка и расположенного на нём здания с обществом с ограниченной ответственностью «ФОРЕСТГРАНД» (далее – ООО «ФОРЕСТГРАНД», в соответствии с которым ФИО1 продал (передал в собственность), а ООО «ФОРЕСТГРАНД» купило (приняло в собственность) следующие объекты недвижимости:
- земельный участок с кадастровым номером №, площадью 21 210 кв.м, категория земель: земли населённых пунктов; разрешённое использование: для производственной базы; адрес (местоположение): установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир здание. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. <адрес>, (лит. 16);
- здание (сборочный корпус) с кадастровым номером №, назначение: нежилое здание, количество этажей: 2, площадь 8 516,6 кв.м., адрес: Приморский край, г. <адрес>, дом 130, корпус 1.
Общая цена проданных объектов недвижимости составила ..., о чем указано в пункте 4 договора купли-продажи земельного участка и расположенного на нем здания от 27 августа 2019 года
Согласно действующему законодательству ФИО1 должен оплатить налог с продажи недвижимости, рассчитанный исходя из 70 % от кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № была утверждена на 1 февраля 2015 года постановлением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 14 декабря 2015 года № 5-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Приморского края» (далее – постановление департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 14 декабря 2015 года № 5-п) и по состоянию на 27 августа 2019 года (дата совершения сделки) составляла ....
Кадастровая стоимость - нежилого здания (сборочный корпус) с кадастровым номером № была утверждена на 27 июня 2012 года постановлением Администрации Приморского края от 12 декабря 2012 года № 413-па «О результатах государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) Приморского края» (далее – постановление Администрации Приморского края от 12 декабря 2012 года № 413-па) по состоянию на 27 августа 2019 года составляла ....
Вместе с тем, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №, согласно Отчёту № 088 об оценке рыночной стоимости земельного участка от 30 июня 2020 года, выполненному ООО «Краевой центр оценки» по состоянию на 1 февраля 2015 года составляет ...; рыночная стоимость нежилого здания (сборочный корпус) с кадастровым номером №, согласно Отчёту № 085 об оценкерыночной стоимости объекта капитального строительства от 30 июня 2020 года, выполненному ООО «Краевой центр оценки» по состоянию на 27 июня 2012 года составляет ....
Установленная кадастровая стоимость земельного участка с кадастровыми номером № в размере ... и нежилого здания с кадастровым номером № в размере ..., значительно превышает их рыночную стоимость, определенную в Отчётах об оценке №№ 088, 085 от 30 июня 2020 года, что нарушает права административного истца, как налогоплательщика, обязанного оплатить налог на доходы физических лиц, в связи с продажей объектов недвижимости.
Просит суд: установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 21 210 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешённое использование: для производственной базы, расположенного по адресу объекта недвижимости: ориентир: здание, адрес ориентира: Приморский край, г. <адрес>, дом 130 (лит. 16), ориентир находится в границах участка, равной его рыночной стоимости в размере ... по состоянию на 1 февраля 2015 года, на период с 1 января 2016 года до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, определённой в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки; установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства (здание - сборочный корпус) общей площадью 8 516,6 кв.м, с кадастровым номером №, лит. 20, этажность - 2, адрес объекта: Приморский край, г. <адрес>, дом 130, корп. 1, равной его рыночной стоимости в размере ... по состоянию на 27 июня 2012 года, на период с 1 января 2019 года до 1 января 2020 года.
До рассмотрения дела по существу суд привлёк к участию в деле в качестве административного соответчика Правительство Приморского края, в качестве заинтересованных лиц ООО «ФОРЕСТГРАНД», администрацию городского округа Спасск-Дальний Приморского края.
Представителем административного истца ФИО2 были представлены ходатайства об уточнении административных исковых требований, о восстановлении срока для обращения в суд с административным иском.
Административный истец ФИО1, представители административных ответчиков Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, представители заинтересованных лиц - Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Приморскому краю, ООО «ФОРЕСТГРАНД», администрации городского округа Спасск-Дальний Приморского края в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о времени и месте судебного заседания, заявления, ходатайства, возражения на административное исковое заявление от них не поступали.
В соответствии со статьями 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.
Представитель административного истца ФИО1 – ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные административные исковые требования уточнил, в окончательной редакции административных исковых требований просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 21 210 кв.м, категория земель: земли населённых пунктов, виды разрешённого использования: для производственной базы, расположенный по адресу объекта недвижимости: ориентир: здание, адрес ориентира: Приморский край. г. <адрес>, д. 130 (лит. 16), ориентир находится в границах участка, равной его рыночной стоимости в размере ... по состоянию на 1 февраля 2015 года, на период с 1 января 2019 года до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, определённой в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки; установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства (здание - сборочный корпус) общей площадью 8 516,6 кв.м, с кадастровым номером №, лит. 20, этажность - 2, адрес объекта: Приморский край, г. Спасск- Дальний, ул. Красногвардейская, д. 130, корп. 1, равной его рыночной стоимости в размере ... по состоянию на 27 июня 2012 года, на период с 1 января 2019 года до 1 января 2020 года.
Представитель административных ответчиков министерства имущественных и земельных отношений Приморского края, Правительства Приморского края ФИО3, в судебном заседании против удовлетворения заявленных административных исковых требований возражала, по доводам, изложенным в представленном отзыве на административное исковое заявление министерство имущественных и земельных отношений Приморского края, из которого следует, что результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель Приморского края утверждены постановлением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 14 декабря 2015 год № 5-п, которое в настоящее время действует и ни кем не обжаловано. Согласно положительному экспертному заключению Некоммерческого партнёрства по содействию специалистам кадастровой оценки «Кадастр-оценка» от 5 ноября 2015 года № Э15-0928-01-01 на отчёт об оценке от 1 октября 2015 года № 25 00/09.06.15/2015.193042/Ю-1/0661 «Об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Приморского края», составленный Филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Приморскому краю данный отчёт, выводы которого отражены в постановлении департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 14 декабря 2015 года № 5-п, соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности. Просят в удовлетворении административного иска отказать; поддержала доводы, изложенные в отзыве Правительства Приморского края, согласно которому просят в удовлетворении административных исковых требований отказать, указали, что постановление Администрации Приморского края от 12 декабря 2012 года № 413-па никем не обжаловано.
Выслушав объяснения представителя административного истца ФИО2, представителя административных ответчиков министерства имущественных и земельный отношений Приморского края, Правительства Приморского края ФИО3, исследовав материалы дела, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, суд приходит к следующему:
На основании пункта 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 208 НК РФ к доходам от источников в Российской Федерации относятся доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации.
Статьей 214.10 НК РФ установлены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога по доходам, полученным от продажи недвижимого имущества.
В случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на проданный объект недвижимого имущества (в случае образования этого объекта недвижимого имущества в течение налогового периода - кадастровая стоимость этого объекта недвижимого имущества, определенная на дату его постановки на государственный кадастровый учет), умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения доходы налогоплательщика от продажи этого объекта недвижимого имущества принимаются равными умноженной на понижающий коэффициент 0,7 соответствующей кадастровой стоимости этого объекта недвижимого имущества (пункт 2 214.10 НК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), с абзацем 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-Ф3) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28) бывший собственник объекта недвижимости вправе обратиться с заявлением о пересмотре его кадастровой стоимости, если результатами кадастровой оценки затрагиваются права и обязанности такого лица как налогоплательщика, в налоговом периоде в котором подано заявление.
В суде установлено и подтверждается материалам дела, что административный истец ФИО1 на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 21 февраля 2019 года приобрел в собственность у ЗАО «СПАССКИЙ АРМАТУРНЫЙ ЗАВОД» следующее имущество: здание - сборочный корпус с кадастровым номером №, площадь 8 516,6 кв.м., назначение: нежилое здание, количество этажей: 2, адрес: Приморский край, г. <адрес>, дом 130, корпус 1; земельный участок с кадастровым номером №, площадью 21 210 кв.м, категория земель: земли населённых пунктов; разрешённое использование: для производственной базы; адрес (местоположение): установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир здание. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. <адрес>, (лит. 16).
Данное недвижимое имущество ФИО1 на основании договора купли-продажи земельного участка и расположенного на нем здания от 27 августа 2019 года продал ООО «ФОРЕСТГРАНД» за общую цену ..., о чём в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 2 сентября 2019 года сделаны записи регистрации № №-25/004/2019-14 (в отношении здания) и № №-25/004/2019-11 (в отношении земельного участка).
Таким образом, в период с 21 февраля 2019 года по 26 августа 2019 года административный истец являлся собственником указанных объектов недвижимости.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктами 2 и 3 статьи 66 ЗК РФ(в редакции Федерального закона от 22 июля 2010 года № 167-ФЗ) предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).
Постановлением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 14 декабря 2015 года № 5-п утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков и удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Приморского края, содержащихся в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 февраля 2015 года; средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Приморского края в разрезе населенных пунктов; средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Приморского края в разрезе кадастровых кварталов. Данное постановление опубликовано 16 декабря 2015 года и с 1 января 2016 года вступило в законную силу.
Постановлением Администрации Приморского края от 12 декабря 2012 года № 413-па утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) Приморского края, средние и минимальные удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) кадастровых кварталов Приморского края; минимальные удельные показатели кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) населенных пунктов, муниципальных районов (городских округов) Приморского края. Данное постановление опубликовано 9 января 2013 года и с этой же даты начало действовать.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, выданной филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Приморскому краю от 13 мая 2020 года № 25/ИСХ/20-200372, в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером № установлена кадастровая стоимость в размере ..., которая определена по состоянию на 1 февраля 2015 года, утверждена 1 января 2016 года и внесена в Единый государственный реестр недвижимости 22 января 2016 года на основании постановления департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 14 декабря 2015 год № 5-п.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, выданной филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Приморскому краю от 13 мая 2020 года № 25/ИСХ/20-199435, в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером № установлена кадастровая стоимость в размере ..., которая утверждена постановлением Администрации Приморского края от 12 декабря 2012 год № 413-па. Данные сведения внесены в Единый государственный реестр недвижимости 10 февраля 2013 года, кадастровая стоимость определена по состоянию 27 июля 2012 года.
В соответствии с пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ). Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
В настоящее время постановлением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 15 октября 2020 г. N 87-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Приморского края» по состоянию на 1 января 2020 года определена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № в размере .... Сведения о данной кадастровой стоимости применяются с 1 января 2021 года.
Поскольку административный истец обратился с рассматриваемым административным исковым заявлением 28 июля 2020 года, оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка не является архивной и административным истцом не пропущен срок для обращения в суд об оспаривании кадастровой стоимости указанного земельного участка.
В настоящее время постановлением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 21 октября 2019 года № 6-п утверждены новые результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов); земельных участков в составе земель лесного фонда содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января 2019 года. Данное постановление опубликовано 30 октября 2019 года и с 1 января 2020 года вступило в законную силу.
Согласно данному постановлению кадастровая стоимость принадлежащего административному истцу объекта недвижимости номером № установлена в размере ....
Таким образом, оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость нежилого здания в размере ... на момент рассмотрения дела стала архивной.
Обращаясь в суд с вышеназванным административным иском административный истец указал на несоответствие определённой в установленном порядке и внесённой в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой земельного участка по состоянию на 1 февраля 2015 года и нежилого здания по состоянию на 27 июля 2012 года, принадлежавших ему на праве собственности, их рыночной стоимости на указанные даты. Рыночная стоимость указанных объектов недвижимости существенно ниже их кадастровой стоимости, что свидетельствует о нарушении прав ФИО1, обязанного уплатить налог по доходам, полученным от продажи объектов недвижимости в соответствии с пунктом 2 статьи 214.10 НК РФ.
Таким образом, принимая во внимание, что административный истец, в является плательщиком налога на доходы физических лиц, полученных от продажи недвижимого имущества, исчисляемого из кадастровой стоимости объектов недвижимости, в этой связи он вправе оспорить результаты кадастровой стоимости, поскольку она влияет на размер налога, подлежащего уплате.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей установленных законодательством.
Дело о пересмотре кадастровой стоимости должно быть рассмотрено по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1-го числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 НК РФ, статья 24.18, абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
В силу абзаца 1 пункта 2.1 статьи 52 НК РФ перерасчёт сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 (транспортного налога) и пунктах 1 и 2 статьи 15 (земельного налога и налога на имущество физических лиц) настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В этой связи, суд приходит к выводу, что оспариваемая кадастровая стоимость, ставшая архивной в настоящее время, может быть пересмотрена, а срок для подачи рассматриваемого административного искового заявления в части оспаривания кадастровой стоимости нежилого здания подлежит восстановлению, поскольку административный истец стал собственником данного объекта недвижимости только с 21 февраля 2019 года.
В силу части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28, по делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
Обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 КАС РФ).
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Так, в обоснование заявленных требований административным истцом ФИО1 представлены Отчёт № 088 об оценке рыночной стоимости земельного участка и Отчёт № 085 об оценке рыночной стоимости объекта капитального строительства, составленные 30 июня 2020 года оценщиком ООО «Краевой центр оценки» ФИО4, из которых следует, что рыночная стоимость объекта недвижимости: земельного участка с кадастровым номером №, площадью 21 210 кв.м. категория земель: земли населённых пунктов; разрешённое использование: для производственной базы; адрес (местоположение): установлено относительно ориентира, расположенного в пределах участка. Ориентир здание. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. <адрес>, (лит. 16) по состоянию на 1 февраля 2015 года составляет ...; рыночная стоимость объекта недвижимости: нежилого здания с кадастровым номером №, назначение: нежилое здание, количество этажей: 2, площадью 8 516,6 кв.м., адрес: Приморский край, г. <адрес>, дом 130, корпус 1 по состоянию на 27 июня 2012 года составляет ....
В соответствии со статьёй 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Суд, оценивая Отчёты об оценке № 088 и № 085 от 30 июня 2020 года составленные оценщиком ООО «Краевой центр оценки» ФИО4, приходит к выводу о том, что содержащиеся в Отчётах сведения соответствуют действительности и признаёт их достоверными доказательствами.
Оценка рыночной стоимости объектов недвижимости произведена оценщиком, имеющим необходимое образование, специальность, стаж работы в области оценочной деятельности; указанные Отчёты отвечают признакам допустимости доказательств, предусмотренных статьёй 84 КАС РФ, соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Так, оценщиком составлено точное описание объектов оценки. Представлена информация о количественных и качественных характеристиках оцениваемых объектов недвижимости, проанализированы все необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объектов оценки, и по результатам анализа определены ценообразующие факторы, используемые при определении рыночной стоимости названных объектов недвижимости. В Отчете № 088 проведён подбор объектов-аналогов, сопоставимых с объектом оценки по основным ценообразующим факторам, и выполнены необходимые корректировки цен предложений, подробно описан процесс оценки объекта недвижимости в части применения подходов к оценке с обоснованием применения сравнительного подхода и обоснован отказ от применения доходного и затратного подходов. В Отчёте № 085 оценщиком учтены сведения о годе постройки объекта недвижимости, приведены подробные пояснения относительно применённых коэффициентов износа; подробно описан процесс оценки объекта недвижимости в части применения подхода к оценке с обоснованием применения затратного подхода; обоснован отказ от применения сравнительного и доходного подходов. Выводы оценщика не противоречивы, аргументированы и последовательны, изложенные в них суждения не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчёты не вводят в заблуждение; расчёт рыночной стоимости полностью подтверждается собранной информацией и исчерпывающим анализом расчётных показателей стоимости; приведены все необходимые ссылки на источники использованной информации.
Доказательств несоответствия Отчётов №№ 088, 085 от 30 июня 2020 года требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности, а также данных об иной рыночной стоимости спорных земельных участков административными ответчиками, заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о проведении судебной оценочной экспертизы с целью установления иной величины рыночной стоимости объектов недвижимости ими не заявлялось.
Ссылка административных ответчиков министерства имущественных и земельных отношений Приморского края, Правительства Приморского края на то, что постановление департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 14 декабря 2015 года № 5-п, постановление Администрации Приморского края от 12 декабря 2012 года № 413-па никем не обжалованы, не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку в данном случае ФИО1, как бывшим собственником указанных объектов недвижимости, реализовано предусмотренное законом право на обращение с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований ФИО1 об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № равной его рыночной стоимости в размере ... по состоянию на 1 февраля 2015 года; кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером № равной его рыночной стоимости в размере ... по состоянию на 27 июня 2012 года, являющейся архивной кадастровой стоимостью.
В соответствии с абзацем 5 пункта 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 датой подачи административным истцом заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости суд признает дату обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости - 28 июля 2020 года.
Руководствуясь статьями 178, 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административному истцу ФИО1 восстановить срок для обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в отношении объекта недвижимости - нежилого здания с кадастровым номером №.
административное исковое заявление ФИО1 к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, Правительству Приморского края, заинтересованные лица – Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Приморскому краю, общество с ограниченной ответственностью «ФОРЕСТГРАНД», администрация городского округа Спасск-Дальний Приморского края об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости — удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 21 210 кв.м, категория земель: земли населённых пунктов; разрешённое использование: для производственной базы; адрес (местоположение): установлено относительно ориентира, расположенного в пределах участка. Ориентир здание. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. <адрес>, (лит. 16) равной его рыночной стоимости в размере ... по состоянию на 1 февраля 2015 года, на период с 1 января 2019 года до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания (сборочный корпус) с кадастровым номером №, назначение: нежилое здание, количество этажей: 2, площадью 8 516,6 кв.м., адрес: Приморский край, г. <адрес>, дом 130, корпус 1, равной его рыночной стоимости в размере ... по состоянию на 27 июня 2012 года, на период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года.
Датой подачи ФИО1 заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, нежилого здания с кадастровым номером № считать 28 июля 2020 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Г.А. Поломошнова