ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-15/2022 от 11.01.2022 Томского областного суда (Томская область)

3а-15/2022 (3а-301/2021)

70OS0000-01-2021-000241-59

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 января 2022 г. Томский областной суд в составе

председательствующего Кулинченко Ю.В.

при секретаре Степановой А.В.,

помощнике судьи Ц.

с участием представителя административного истца Гутова С.С.,

лица, в интересах которого действует истец, ФИО1,

представителя административного ответчика

департамента финансов администрации Города Томска ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело № 3а-15/2022 (3а-301/2021) по административному иску заместителя прокурора Томской области, действующего в интересах ФИО1, к администрации Города Томска, департаменту финансов администрации Города Томска о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

установил:

заместитель прокурора Томской области обратился в Томский областной суд в интересах ФИО1 с административным иском к администрации Города Томска, департаменту финансов администрации Города Томска о присуждении 75000рублей в качестве компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Советского районного суда г.Томска от 5 февраля 2020г., которым удовлетворен иск прокурора Кировского района г. Томска в интересах ФИО1 к администрации Города Томска об обязании предоставить ФИО1 благоустроенного жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, находящегося на территории муниципального образования «Город Томск», отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 25 кв.м.

В обоснование заявленного требования указано, что 21 июля 2020г. на основании названного решения суда возбуждено исполнительное производство; продолжительность производства по исполнению судебного акта составила более 1 года 4 месяцев. Неисполнение решения суда имело место по обстоятельствам, независящим от административного истца, а именно вследствие отсутствия на рынке недвижимости необходимого количества жилых помещений площадью 25 кв.м.; нарушение права ФИО1 на исполнение судебного акта в разумный срок влечет для него существенную значимость и последствия, поскольку влечет длительное нарушение прав административного истца.

Определением судьи от 3 декабря 2021г. к участию в деле в качестве заинтересованных лицпривлечены Управление Федеральной службы судебных приставов (сокращенное наименование– УФССП) по Томской области, судебный пристав-исполнитель межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Томской области ФИО3 (л.д.1).

Административное дело рассмотрено в отсутствие представителя административного ответчика администрации Города Томска, представителей заинтересованных лиц администрации Томской области, УФССП по Томской области, заинтересованного лица судебного пристава-исполнителя ФИО3, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

В судебном заседании помощник прокурора Гутов С.С., представляемое прокурором лицо ФИО1 заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика департамента финансов администрации Города Томска ФИО2 с административным иском не согласилась. Считает, что администрация Города Томска и департамент финансов администрации Города Томска являются ненадлежащими административными ответчиками по данному делу, поскольку административный иск должен быть предъявлен к муниципальному образованию «Город Томск» и в случае удовлетворения административного иска резолютивная часть решения должна содержать указание на взыскание денежных средств с соответствующего публично-правового образования в лице соответствующего финансового органа. Срок неисполнения требований исполнительного документа не является значительным и составляет чуть более одного года; действия администрации Города Томска по исполнению решения суда являются полными, достаточными, своевременными и эффективными, нарушений разумного срока исполнения судебного акта не допущено; сложность исполнения судебного акта связана с тем, что администрация Города Томска, выполняя мероприятия по обеспечению детей-сирот жильем, решает в рамках переданного ей государственного полномочия вопрос, отнесенный к ведению Томской области, и в вопросах исполнения судебного акта зависит от администрации Томской области, поскольку приобрести жилое помещение возможно только за счет средств бюджета Томской области; кроме того, приобретение жилого помещения производится посредством реализации процедур, установленных Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в соответствии с которым общий срок проведения электронного аукциона составляет 70-80 дней; отсутствие вины должника должно влиять на размер компенсации.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, материалы гражданского дела №2-481/2020, рассмотренного 5 февраля 2020г. Советским районным судом г.Томска, суд пришел к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и части 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010г. №68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» граждане Российской Федерации, являющиеся в судебном процессе сторонами, при нарушении их права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном данным Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и частью 8 статьи 3 Федерального закона от 30 апреля 2010г. №68-ФЗ заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд до окончания производства по исполнению судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

В ходе судебного разбирательства установлено, что решением Советского районного суда г.Томска от 5 февраля 2020г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегией по гражданским делам Томского областного суда от 23 июня 2020 г., удовлетворен иск прокурора Кировского района г. Томска, выступающего в интересах ФИО1, к администрации Города Томска о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, находящееся на территории муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарно-техническим нормам и правилам, общей площадью не менее 25 кв.м.

21 июля 2020 г. судебным приставом-исполнителем возбуждено соответствующее исполнительное производство № 60939/20/70024-ИП, которое в данное время не окончено. Административное исковое заявление подано (направлено) в суд 30 ноября 2021 г.

Таким образом, административный иск подан лицом, отвечающим приведенным выше требованиям процессуального законодательства, в установленный процессуальным законом срок.

Конвенцией о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950г. провозглашено право каждого на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона (пункт 1 статьи 6); каждый, чьи права и свободы, признанные Конвенцией, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве (статья 13).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30 апреля 2010г. №68-ФЗ компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации (заявителя), за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств- непреодолимой силы; при этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (часть 2); присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц (часть 3).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 30 апреля 2010г. №68-ФЗ размер компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.

На основании части 3 статьи 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного искового заявления о присуждении компенсации суд устанавливает факт нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок исходя из доводов, изложенных в административном исковом заявлении, содержания принятых по делу судебных актов, из материалов дела и с учетом достаточности и эффективности осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов, общей продолжительности неисполнения судебного акта.

Как разъяснено в пунктах 46, 48, 55 и 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016г. №11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта; не могут рассматриваться в качестве оснований, оправдывающих нарушение разумных сроков исполнения судебного акта, обстоятельства, связанные с организацией работы органов и должностных лиц, исполняющих судебные акты, например, отсутствие необходимых для исполнения денежных средств; при исчислении общей продолжительности исполнениясудебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта; в общую продолжительность исполнения судебного акта подлежит включению период приостановления исполнения судебного акта.

Таким образом, судебный акт должен быть исполнен в установленный законом срок вне зависимости от проблем финансирования и сложностей межбюджетных отношений, его исполнение не может ставиться в зависимость от наличия или отсутствия жилых помещений, от наличия или отсутствия вины органов публичной власти или должностных лиц этих органов, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов.

Решение суда от 5 февраля 2020 г. вступило в законную силу 23 июня 2020г.; исполнительный лист выдан судом 8 июля 2020г. и направлен в межрайонное отделение судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП по Томской области.

21 июля 2020г. возбуждено исполнительное производство № 60939/20/70024-ИП; должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требования, содержащегося в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства.

4 августа 2020г. судебным приставом-исполнителем составлен акт о том, что по состоянию на указанную дату требования исполнительного документа не выполнены; вынесено постановление о взыскании с администрации Города Томска исполнительского сбора и назначен новый срок исполнения исполнительного документа – до 7 сентября 2020 г.

7 сентября 2020г. в связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный срок судебным приставом-исполнителем должнику назначен новый срок– до 8 октября 2020г.

15 сентября 2020г. судебным приставом-исполнителем в отношении администрации Города Томска составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Как следует из писем администрации Города Томска от 15 сентября 2020г. №6649, от 11 сентября 2020 № 6533, от 7 октября 2020 г. № 7210, направленных в адрес судебного пристава-исполнителя, во исполнение решений судов такого рода, в том числе в отношении ФИО1, Департаментом по вопросам семьи и детей Томской области муниципальному образованию «Город Томск» 24 августа 2020г. направлены 1711 225 рублей; в сентябре 2020 года проводился электронный аукцион, который признан несостоявшимся в связи с отсутствием заявок на участие в нем; работа по приобретению жилых помещений будет продолжена.

8 октября 2020г. в связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный срок судебным приставом-исполнителем должнику назначен новый срок– до 12 ноября 2020г.

13 октября 2020г. судебным приставом-исполнителем в отношении администрации Города Томска составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 16 октября 2020г. вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа 50 000 рублей.

Согласно письмам администрации Города Томска в адрес судебного пристава-исполнителя №8151, №7480 от 16 октября 2020 г., №7332 от 12 октября 2020 г., №8285 от 17 ноября 2020 г., № 8374 от 19 ноября 2020 г. во исполнение решений судов такого рода, в том числе в отношении ФИО1, Департаментом по вопросам семьи и детей Томской области муниципальному образованию «Город Томск» 24 августа 2020г. направлены денежные средства с учетом дополнительного финансирования в размере 1710 300 рублей; Администрацией Города Томска размещены электронные аукционы на право заключения муниципальных контрактов на приобретение благоустроенных жилых помещений, которые признаны несостоявшимися в виду отсутствия заявок на участие.

12 ноября 2020г. в связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный срок судебным приставом-исполнителем должнику назначен новый срок– до 14 декабря 2020г.

17 декабря 2020г. судебным приставом-исполнителем в отношении администрации Города Томска составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 20 ноября 2020г. вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

14 декабря 2020г. в связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный срок судебным приставом-исполнителем должнику назначен новый срок– до 22 января 2021г.

Согласно письмам администрации Города Томска №9258 от 21 декабря 2020 г., № 9146 от 17 декабря 2020 г., №9048 от 14 декабря 2020г., направленным в адрес судебного пристава-исполнителя, в целях исполнения решений суда в октябре-декабре 2020 г. проводились электронные аукционы, которые признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок на участие в них. В связи с тем, что размещение электронных аукционов на лимиты 2020 года не представляется возможным, выделенные денежные средства на исполнение решений Советского районного суда г. Томска будут возвращены в областной бюджет в начале 2021 года с подтверждением потребности в них. После поступления денежных средств в бюджет муниципального образования «Город Томск» в новом финансовом году работа по приобретению благоустроенных жилых помещений в Городе Томске в целях предоставления детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа будет продолжена.

21 декабря 2020г. судебным приставом-исполнителем администрация Города Томска признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа 50 000 рублей.

22 января 2021г. в связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный срок судебным приставом-исполнителем должнику назначен новый срок– до 25 февраля 2021г.

Как следует из писем администрации Города Томска №297 от 20 января 2021г., №374, № 344,1 от 22 января 2021 г., направленных в адрес судебного пристава-исполнителя, в целях исполнения решений суда в октябре-декабре 2020 г. проводились электронные аукционы, которые признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок на участие в них. В связи с тем, что размещение электронных аукционов на лимиты 2020 года не представляется возможным, выделенные денежные средства на исполнение решений Советского районного суда г. Томска будут возвращены в областной бюджет в начале 2021 года с подтверждением потребности в них. После поступления денежных средств в бюджет муниципального образования «Город Томск» в новом финансовом году работа по приобретению благоустроенных жилых помещений в Городе Томске в целях предоставления детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа будет продолжена.

28 января 2021г. судебным приставом-исполнителем в отношении администрации Города Томска составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 2 февраля 2021г. вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

25 февраля 2021г. в связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный срок судебным приставом-исполнителем должнику назначен новый срок– до 31 марта 2021г.

Как следует из письма администрации Города Томска №660 от 3 февраля 2021г., №1218, направленного в адрес судебного пристава-исполнителя, в целях исполнения решений суда в октябре-декабре 2020 г. проводились электронные аукционы, которые признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок на участие в них. В связи с тем, что размещение электронных аукционов на лимиты 2020 года не представляется возможным, выделенные денежные средства на исполнение решений Советского районного суда г. Томска будут возвращены в областной бюджет в начале 2021 года с подтверждением потребности в них. После поступления денежных средств в бюджет муниципального образования «Город Томск» в новом финансовом году работа по приобретению благоустроенных жилых помещений в Городе Томске в целях предоставления детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа будет продолжена.

3 марта 2021г. судебным приставом-исполнителем в отношении администрации Города Томска составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 9 марта 2021г. вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

31 марта 2021г. в связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный срок судебным приставом-исполнителем должнику назначен новый срок– до 11 мая 2021г.

Согласно письмам администрации Города Томска от 26 февраля 2021 г. № 1308,1, от 9 марта 2021г.№1527, от 25 марта 2021 г. № 2028, направленным в адрес судебного пристава-исполнителя, во исполнение решений судов, в том числе в отношении ФИО1, 10 февраля 2021 г. направлены денежные средства в размере 1710300 рублей; в связи с увеличением стоимости 1 кв.м жилого помещения в Iквартале 2021года в Департамент по вопросам семьи и детей Томской области направлено ходатайство о предоставлении дополнительных денежных средств в целях приобретения жилых помещений; после поступления дополнительных денежных средств в текущем финансовом году работа по приобретению жилых помещений будет продолжена.

12 апреля 2021г. судебным приставом-исполнителем в отношении администрации Города Томска составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 15 апреля 2021г. вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Согласно письмам администрации Города Томска №2313 от 5 апреля 2021 г., №2716 от 16 апреля 2021 г., направленных в адрес судебного пристава-исполнителя, в связи с увеличением стоимости 1 кв.м. жилого помещения в I квартале 2021 года направлен запрос в Департамент по вопросам семьи и детей Томской области о предоставлении дополнительных денежных средств в целях приобретения жилых помещений; после поступления дополнительных денежных средств работа по приобретению жилых помещений будет продолжена.

Как следует из письма администрации Города Томска №3807, направленного в адрес судебного пристава-исполнителя, во исполнение решений судов, в том числе отношении ФИО1, направлены денежные средства в размере 2080050 рублей; готовятся проекты документаций для проведения электронных аукционов на право заключения муниципальных контрактов, ориентировочный срок размещения электронных аукционов – конец мая 2021 г.

20 мая 2021г. судебным приставом-исполнителем в отношении администрации Города Томска составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 28 мая 2021г. вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Как следует из письма администрации Города Томска от 11 мая 2021г. №3415, направленного в адрес судебного пристава-исполнителя, связи с увеличением стоимости 1 кв.м. жилого помещения во II квартале 2021 года направлен запрос в Департамент по вопросам семьи и детей Томской области о предоставлении дополнительных денежных средств в целях приобретения жилых помещений; после поступления дополнительных денежных средств работа по приобретению жилых помещений будет продолжена.

11 мая 2021г. в связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный срок судебным приставом-исполнителем должнику назначен новый срок– до 16 июня 2021г.

16 июня 2021г. в связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный срок судебным приставом-исполнителем должнику назначен новый срок– до 23 июля 2021г.

Согласно письму администрации Города Томска от 28 мая 2021г. №3972, направленному в адрес судебного пристава-исполнителя, во исполнение решений судов, в том числе в отношении ФИО1, в настоящее время готовятся проекты документаций для проведения электронных аукционов на право заключения муниципальных контрактов в целях предоставления жилых помещений, ориентировочный срок размещения электронных аукционов – конец мая 2021 г.

28 июня 2021г. судебным приставом-исполнителем в отношении администрации Города Томска составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как следует из письма администрации Города Томска от 17 июня 2021г. №4569, направленного в адрес судебного пристава-исполнителя, проекты документаций для проведения электронных аукционов на право заключения муниципальных контрактов в целях предоставления благоустроенных жилых помещений направлены в управление муниципального заказа и тарифной политики администрации Города Томска для проверки и размещения на электронной площадке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Согласно письмам администрации Города Томска № 5164 от 6 июля 2021 г., №5570 от 20 июля 2021 г., направленным в адрес судебного пристава-исполнителя, в настоящее время размещены электронные аукционы на право заключения муниципальных контрактов на приобретение благоустроенных жилых помещений.

23 июля 2021г. в связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный срок судебным приставом-исполнителем должнику назначен новый срок– до 2 сентября 2021г.

6 июля 2021г. судебным приставом-исполнителем в отношении администрации Города Томска вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Согласно письму администрации Города Томска № 4922 от 28 июня 2021 г., направленному в адрес судебного пристава-исполнителя, для финансирования исполнения решения Советского районного суда г. Томска в отношении ФИО1 направлены денежные средства с учетом дополнительного финансирования в размере 2713788 рублей; в настоящее время размещены электронные аукционы на право заключения муниципальных контрактов на приобретение благоустроенных жилых помещений.

Из письма администрации Города Томска № 6094 от 18 августа 2021 г., направленного в адрес судебного пристава-исполнителя, следует, что для финансирования исполнения решения Советского районного суда г. Томска в отношении ФИО1 направлены денежные средства с учетом дополнительного финансирования в размере 2080 050 рублей; были размещены электронные аукционы на право заключения муниципального контракта на приобретение благоустроенных жилых помещений, которые признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок на участие в них. 27 июля 2021 г. утверждено постановление администрации Города Томска «Об установлении норматива средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья с целью приобретения жилых помещений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, а также расчетной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья в целях формирования начальной (максимальной) цены контракта на приобретение жилых помещений для последующего предоставления указанной категории лиц» в связи с увеличением стоимости 1 кв.м. жилого помещения в III квартале 2021 года; после поступления дополнительных денежных средств работа по приобретению благоустроенных жилых помещений будет продолжена.

12 августа 2021г. судебным приставом-исполнителем в отношении администрации Города Томска составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 20 августа 2021г. вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

Согласно письму администрации Города Томска № 6298 от 17 августа 2021 г., направленному в адрес судебного пристава-исполнителя, в целях исполнения решения Советского районного суда г. Томска в отношении ФИО1 проведены электронные аукционы, которые признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок на участие в них; в связи с увеличением стоимости 1 кв.м. жилого помещения в III квартале 2021 года в Департамент по вопросам семьи и детей Томской области направлено ходатайство о предоставлении дополнительных денежных средств; после поступления дополнительных денежных средств работа по приобретению благоустроенных жилых помещений будет продолжена.

20 августа 2021г. судебным приставом-исполнителем в отношении администрации Города Томска вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

21 сентября 2021г. судебным приставом-исполнителем в отношении администрации Города Томска составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 29 сентября 2021г. вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

Согласно письму администрации Города Томска № 7225 от 21 сентября 2021 г., направленному в адрес судебного пристава-исполнителя, в целях исполнения решения Советского районного суда г. Томска в отношении ФИО1 проведены электронные аукционы, которые признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок на участие в них; в связи с увеличением стоимости 1 кв.м. жилого помещения и поступлением дополнительных денежных средств организована работа по приобретению благоустроенных жилых помещений в Городе Томске; планируемый срок размещения электронных аукционов – до 1 октября 2021 г.

21 сентября 2021г. судебным приставом-исполнителем в отношении администрации Города Томска составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Как следует из письма администрации Города Томска № 6691 от 2 сентября 2021 г., направленного в адрес судебного пристава-исполнителя, в связи с увеличением стоимости 1 кв.м. жилого помещения и поступлением дополнительных денежных средств организована работа по приобретению благоустроенных жилых помещений в Городе Томске; планируемый срок размещения электронных аукционов – до 10 сентября 2021 г.

2 сентября 2021г. в связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный срок судебным приставом-исполнителем должнику назначен новый срок– до 14 октября 2021г.

14 октября 2021г. в связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный срок судебным приставом-исполнителем должнику назначен новый срок– до 1 декабря 2021г.

Согласно письму администрации Города Томска № 7456 от 29 сентября 2021 г., направленному в адрес судебного пристава-исполнителя, в целях исполнения решения Советского районного суда г. Томска в отношении ФИО1 проведены электронные аукционы, которые признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок на участие в них; в связи с увеличением стоимости 1 кв.м. жилого помещения и поступлением дополнительных денежных средств организована работа по приобретению благоустроенных жилых помещений в Городе Томске; планируемый срок размещения электронных аукционов – до 1 октября 2021 г.

8 ноября 2021г. судебным приставом-исполнителем в отношении администрации Города Томска составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 15 ноября 2021г. вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Согласно письму администрации Города Томска № 8482 от 8 ноября 2021 г., направленному в адрес судебного пристава-исполнителя, в целях обеспечения детей-сирот жилыми помещениями в 2021 году было проведено 410 аукционов, 12 из которых состоялось; квартиры, приобретенные посредством электронных аукционов, были распределены детям-сиротам, имеющим судебные решения о предоставлении квартир с более ранней датой вступления в законную силу; в ноябре 2021 года планируется повторное размещение закупок; вопрос обеспечения жилыми помещениями детей-сирот находится на особом контроле, и администрацией Города Томска предпринимаются исчерпывающие меры для исполнения решения судов.

Из письма комитета жилищной политики администрации Города Томска от 16декабря 2021г. №3616 следует, что во исполнение решения суда администрацией Города Томска в Департамент по вопросам семьи и детей Томской области направлено ходатайство о выделении средств для приобретения жилого помещения; 24 августа 2020г. Департаментом по вопросам семьи и детей Томской области муниципальному образованию «Город Томск» передано 1711 225рублей. Для обеспечения исполнения решения суда необходимо приобрети жилое помещение путем проведения электронных процедур в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В связи с тем, что размещение электронных аукционов на лимиты 2020 года не представлялось возможным в соответствии со сроками, установленными вышеуказанным Федеральным законом, а также в связи с возвращением в начале 2021года в областной бюджет выделенных и не использованных по состоянию на 31декабря финансового года денежных средств с подтверждением потребности в них. С учетом дополнительных средств в 2021 году муниципальному образованию «Город Томск» предусмотрены средства в размере 2209 775 рублей. В 2021 году было размещено 218 аукционов с целью исполнения судебных решений на покупку квартир общей площадью не менее 25 кв.м на право заключения муниципального контракта на приобретение благоустроенных жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 4 из них состоялись.

В данном письме также указано, что в сложившейся сложной ситуации с приобретением жилых помещений судебные решения исполняются по очередности - исходя из даты вступления решения суда в законную силу; приобретенные квартиры распределяются с целью исполнения судебных решений с более ранней датой вступления в законную силу. В связи с тем, что закупки в большинстве случаев признаются несостоявшимися, рассматривается вопрос о строительстве жилого дома с проектированием квартир для данной категории лиц.

Таким образом, с момента возбуждения исполнительного производства (21 июля 2020г.) до рассмотрения данного административного дела решение суда не исполнено на протяжении 1 года 5 месяцев и 21 день; общий срок исполнения решения суда со дня вступления судебного акта в законную силу (23 июня 2020 г.)– 1 год 6месяцев и 18 дней.

Поведение ФИО1 не оказало негативного влияния на исполнение решения суда, не повлекло задержку в выдаче или направлении исполнительного документа. Напротив, действия ФИО1 свидетельствуют о заинтересованности в скорейшем исполнении решения суда– в частности, 5 февраля 2020 г. им написано заявление о выдаче исполнительного листа и направлении его в службу судебных приставов-исполнителей для принудительного исполнения.

Таким образом, неисполнение вышеприведенного судебного постановления произошло по причинам, не зависящим от административного истца, и в отсутствие чрезвычайных и непредотвратимых при установленных условиях обстоятельств (непреодолимой силы).

При этом органами принудительного исполнения предпринимаются достаточные меры для исполнения решения суда; контролируется ход исполнения должником решения суда и сроки исполнения; администрация Города Томска неоднократно привлекалась к административной ответственности, предупреждалась об уголовной ответственности; исполнительное производство не приостанавливалось.

Достаточные действия должностных лиц УФССП России по Томской области, на которых возложено принудительное исполнение решения суда, произведенные в целях своевременного исполнения такого акта, не дали результата по причинам, не связанным с ведением исполнительного производства.

Оценивая доводы административных ответчиков о необходимости соблюдения должником предусмотренных законодательством процедур по исполнению решения суда в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», о невозможности своевременного исполнения судебного акта в связи с отсутствием заявок на участие в аукционах по приобретению жилых помещений, в том числе для последующего предоставления ФИО1, суд учитывает принятые Администрацией Города Томска меры по исполнению требований исполнительного документа.

Так, в 2021 году было размещено 218аукционов на право заключения муниципального контракта на приобретение жилых помещений, по результатам которых ФИО1 мог претендовать на получение жилого помещения; однако из них состоялось только 4 аукциона на приобретение 4 жилых помещений, в связи с чем жилые помещения получили лица в отношении которых имеются судебные решения, вступившие в законную силу ранее 23 июня 2020 г. На момент рассмотрения настоящего административного дела было 56 таких решения.

Вместе с тем принятые Администрацией Города Томска меры не привели к реальному исполнению должником решения суда, в том числе с учетом наличия у должника денежных средств на приобретение благоустроенного жилого помещения для ФИО1, а потому их нельзя признать достаточными и эффективными, а общий срок исполнения судебного акт – разумным.

Приведенные выводы суда не противоречат правовым позициям Европейского Суда по правам человека, на которые ссылается департамент финансов администрации Города Томска.

Европейский Суд действительно указал, что несоблюдение установленных сроков исполнительного производства не влечет автоматически признание нарушения Конвенции, а некоторая просрочка может быть оправдана конкретным обстоятельствами (Постановление Европейского Суда от 15января 2009г. по делу «ФИО4 и против Российской Федерации»); исполнение решения, касающегося предоставления квартиры, может занять более длительное время, чем выплата денежной суммы (Постановление Европейского Суда по делу «ФИО5 и другие против Российской Федерации»).

Вместе с тем, обращаясь к обстоятельствам данных дел, следует отметить, что Европейский Суд признал указанные жалобы приемлемыми в части длительного уклонения властей от исполнения вступивших в силу решений, вынесенных в пользу заявителей, при этом счел неубедительными доводы, выдвинутые государством-ответчиком для объяснения задержек исполнения решения суда.

В частности, в данных делах, как и в настоящем деле, власти ссылались на то, что органами-ответчиками были предприняты все необходимые усилия; в некоторых случаях несвоевременное исполнение судебных решений объяснялось необходимостью соблюдения порядка предоставления жилья согласно списку очередников, в ряде случаев требовалось разъяснение судебных решений, в других случаях отмечалась нехватка жилого фонда.

Однако Европейский Суд указал, что сложность национальной процедуры исполнения или государственной бюджетной системы не может освободить государство от его конвенционной обязанности гарантировать каждому право на исполнение вступившего в силу судебного решения в разумный срок; государственный орган также не вправе ссылаться на отсутствие средств или других ресурсов (таких, как жилье) в качестве оправдания для неисполнения судебного решения (пункты 26 и 35 Постановления от 16 сентября 2010г.; пункт 70 Постановления от 15 января 2009г., пункт 35 Постановления от 28мая 2014г.).

При этом Европейский Суд неоднократно отмечал, что при исполнении решения внутригосударственного суда, касающегося предмета первой необходимости, в котором лицо нуждается, задержка даже в один год несовместима с требованиями Конвенции (Постановление Европейского Суда по делу «Людмила Дубинская против Российской Федерации» от 4 декабря 2008 г., жалоба №5271/05, и Постановление Европейского Суда по делу «Кардашин против Российской Федерации» от 23 октября 2008 г., жалоба №29063/05).

Аналогично, в Постановлении по делу «ФИО6 и другие против Российской Федерации» от 28 мая 2014г. Европейский Суд отметил, что государственный орган не вправе ссылаться на отсутствие денежных средств или иных ресурсов, таких как жилье, в качестве оправдания неисполнения судебного решения, в то время как судебное решение в пользу ФИО1 направлено на обеспечение жилищных прав лица из числа детей-сирот, а следовательно, характеризуется повышенной социальной значимостью.

Кроме того, на момент рассмотрения Европейским Судом вышеуказанных жалоб решения судов были исполнены, решение же в отношении ФИО1 до настоящего времени не исполнено.

При таких обстоятельствах, вопреки доводам административных органов, суд приходит к выводу, что общая продолжительность исполнения решения суда дает основания для присуждения компенсации.

При определении размера компенсации суд исходит из следующего.

Согласно разъяснениям, приведенным в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016г. №11, компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, как мера ответственности публичного образования, имеет целью возмещение причиненного неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины суда, органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, данная компенсация не направлена на восполнение имущественных потерь заинтересованного лица и не заменяет собой возмещение имущественного вреда, причиненного ему незаконными действиями (бездействием) государственных органов, в том числе судов (пункт 1).

В каждом конкретном случае суду надлежит обеспечивать индивидуальный подход к определению размера компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Размер компенсации должен определяться судом с учетом требований лица, обратившегося в суд с заявлением, обстоятельств производства по исполнению судебного акта, по которым допущено нарушение, продолжительности нарушения, наступивших вследствие этого нарушения последствий, их значимости для лица, обратившегося в суд с заявлением о компенсации.

При определении размера присуждаемой компенсации суду следует также принимать во внимание практику Европейского Суда по правам человека, размер сумм компенсаций вреда, присуждаемых этим судом за аналогичные нарушения (пункт 60).

Суд принимает во внимание доводы административного истца о том, что присуждение компенсации ФИО1 связывает с моральными страданиями, связанными с отсутствием у него иного жилого помещения, а размер– с продолжительностью неисполнения решения суда.

Учитывая, что неисполнение имело место в течение более 1 года 5 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу (а также более года 6 месяцев со дня возбуждения исполнительного производства), касалось значимого для ФИО1 вопроса– предоставления единственного жилого помещения (доказательства наличия у ФИО1 иного жилья административными ответчиками не представлены), меры, принятые административными ответчиками, не привели к исполнению судебного акта, принимая во внимание принципы разумности, справедливости и практику Европейского Суда по правам человека, суд определяет размер компенсации в 28 000рублей.

Решение суда по административному делу о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, часть 4 статьи 4 Федерального закона от 30апреля 2010г. №68-ФЗ).

Возражения представителя департамента финансов администрации Города Томска о том, что департамент и администрация Города Томска являются ненадлежащими административными ответчиками, несостоятельны.

Как следует из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в пункте 34 и 35 постановления от 29 марта 2016 г. №11, при подготовке дела о компенсации к судебному разбирательству в соответствии с частью 1 статьи 257 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определяет круг лиц, участвующих в деле, в том числе орган, организацию или должностное лицо, на которых возложена обязанность по исполнению судебного акта, и под таким органом понимаются лица, на которых возложена обязанность по исполнению судебного акта, по которому допущено превышение разумного срока исполнения, а также соответствующий финансовый орган. Привлечение к участию в деле представляющих интересы публично-правовых образований финансовых органов является обязательным.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 5 Федерального закона от 30 апреля 2010г. №68-ФЗ судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить требования имущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом, и в силу пункта 5 части 9 статьи 3 того же Федерального при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации интересы муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.

При этом согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовыми органами являются финансовые органы местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований).

Департамент финансов администрации Города Томска является финансовым органом администрации Города Томска, обеспечивающим проведение на территории города единой бюджетной и налоговой политики и координирующим деятельность в этой сфере иных органов местного самоуправления (пункт 1.2 Положения о департаменте финансов администрации Города Томска, утвержденного решением Думы Города Томска от 15 сентября 2005г. №1001).

В соответствии частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 апреля 2010г. №68-ФЗ компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается за счет средств местного бюджета, если такое нарушение допущено органом или организацией, финансируемыми за счет средств этого бюджета, либо должностным лицом этого органа или этой организации.

Кроме того, решением Советского районного суда г.Томска от 5 февраля 2020г. какие-либо обязанности на муниципальное образование «Город Томск» не возлагались.

Таким образом, администрация Города Томска как орган, на который возложена обязанность по исполнению судебного акта, и финансовый орган администрации Города Томска – департамент финансов администрации Города Томска, являются надлежащими административными ответчиками по настоящему административному делу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск заместителя прокурора Томской области в интересах ФИО1 удовлетворить частично.

Присудить ФИО1 компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 28 000 (двадцать восемь тысяч) рублей путем перечисления указанной суммы на счет /__/, открытый в /__/ (/__/).

Решение подлежит исполнению департаментом финансов администрации Города Томска за счет средств бюджета муниципального образования «ГородТомск».

Решение суда в части присуждения компенсации подлежит немедленному исполнению.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Томский областной суд.

Председательствующий

Мотивированный текст решения изготовлен 25 января 2022 г.