ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-15/2022 от 15.04.2022 Севастопольского городского суда (город Севастополь)

Дело № 3а-15/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 апреля 2022 года город Севастополь

Севастопольский городской суд в составе:

Председательствующего судьи Исаева С.Н.,

при секретаре Пономаренко Ю.С.,

с участием представителя административного истца - Шидловского В.В.,

прокурора Махини В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Публичного акционерного общества по газоснабжению и газификации «Севастопольгаз» к Управлению по тарифам города Севастополя, заинтересованное лицо – Федеральная антимонопольная служба России о признании нормативных правовых актов не действующими, об оспаривании действий органа государственной власти и обязании совершить определенные действия,

установил:

Приказом Управления по тарифам города Севастополя № 83-УТ от 12 ноября 2021 (далее – Приказ № 83-УТ от 12.11.2021) «Об установлении платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям Публичного акционерного общества по газоснабжению и газификации «Севастопольгаз» на территории города Севастополя на 2022 год» установлена плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям Публичного акционерного общества по газоснабжению и газификации «Севастопольгаз» на территории города Севастополя на 2022 год согласно приложению к настоящему приказу.

Определены фактические выпадающие доходы от технологического присоединения к газораспределительным сетям Публичного акционерного общества по газоснабжению и газификации «Севастопольгаз» за 2020 год по пункту 2 приложения к настоящему приказу в сумме – 7 510 279,20 руб. (без НДС).

Согласно пункту 5 Приказа № 83-УТ от 12.11.2021 он вступил в силу с 01 января 2022 года.

Данный нормативный правовой акт опубликован 12.11.2021 на официальном сайте Правительства Севастополя https://tarif.sev.gov.ru/ofitsialnye-dokumenty/?doc=161702.

Публичное акционерное общество по газоснабжению и газификации «Севастопольгаз» (далее – ПАО по газоснабжению и газификации «Севастопольгаз», Общество) в лице генерального директора Авласевич И.М. обратилось в Севастопольский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим с 01.01.2022 года п. 2 Приказа Управления по тарифа города Севастополя «Об установлении платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям Публичного акционерного общества по газоснабжению и газификации «Севастопольгаз» на территории города Севастополя на 2022 год» № 83-УТ от 12.11.2021.

Признании неправомерным применение административным ответчиком НЦС (далее – нормативы цены строительства) при расчете платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения административного истца.

Признании неправомерным применение административным ответчиком НЦС при расчете стандартизированных ставок, определяющих размер платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения административного истца.

Возложить на Управление по тарифам города Севастополя обязанность:

- признать фактические выпадающие доходы от технологического присоединения к газораспределительным сетям Публичного акционерного общества по газоснабжению и газификации «Севастопольгаз» за 2020 год без учета НЦС в размере 20 337 110,95 руб. без НДС;

- определить экономически обоснованную плату за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения Публичного акционерного общества по газоснабжению и газификации «Севастопольгаз» на территории города Севастополя, на 2022 год согласно п. 13 Методических указаний без учета НЦС;

определить плановые выпадающие доходы от технологического присоединения к газораспределительным сетям Публичного акционерного общества по газоснабжению и газификации «Севастопольгаз» на 2022 год без учета НЦС;

внести соответствующие изменения в Приказ Управления по тарифам города Севастополя № 83-УТ от 12 ноября 2021 «Об установлении платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям Публичного акционерного общества по газоснабжению и газификации «Севастопольгаз» на территории города Севастополя на 2022 год».

В обоснование заявленных требований указывает, что оспариваемый Приказ противоречит нормативным правовым актам, регулирующим правоотношения в сфере газоснабжения, имеющим большую юридическую силу, а именно ст. 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 1, 23 НЦС 81-02-15-2020, утвержденных приказом Минстроя России от 19.12.2019 № 825/пр, пунктам 10,11, 12, 26 (18), 26 (20) Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации», утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 года № 1021, разделу 2 Методическим указаниям по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) размера стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину», утверждённым приказом ФАС от 16 августа 2018 года № 1151/18.

Согласно п. 1 НЦС 81-02-15-2020 НЦС предназначены для определения потребности в денежных средствах, необходимых для создания единицы мощности строительной продукции, для планирования (обоснования) инвестиций (капитальных вложений) в объекты капитального строительства и иных целей, установленных законодательством Российской Федерации, по прокладке наружных сетей газоснабжения, строительство которых финансируется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, доля в уставных капиталах которых Российской Федерации, ее субъектов, составляет более 50 процентов.

ПАО по газоснабжению и газификации «Севастопольгаз» осуществляет технологическое присоединение без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, для субъекта Российской Федерации – г. Севастополя в уставном капитале Общества составляет менее 50 процентов. В рамках технологического присоединения для случая «в», пунктов 4 Методических указаний осуществляется строительство наружных сетей газоснабжения в условиях с высокой интенсивностью движения транспортного потока, высокой насыщенности инженерными коммуникациями, сложного устройства подземного пространства.

Таким образом, применение НЦС при определении платы за технологическое присоединение и размера выпадающих доходов для ПАО по газоснабжению и газификации «Севастопольгаз» незаконно.

Так, Общество полагает, что Управлением по тарифам города Севастополя НЦС применены с нарушением:

- применен коэффициент, учитываемый при работе в стесненных условиях, равный 1,06. Согласно пункту 5 приложения 10 приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 04.08.2020 № 421/пр данный коэффициент утвержден в размере 1,15;

- наружные сети газоснабжения из стальных труб надземной прокладки в НЦС устанавливаются на металлических опорах высотой 1 м. Согласно СП 62.13330.2011, СНиП 42-01-2002, СП 18.13330 высоту прокладки надземных газопроводов следует принимать от 1 до 5 метров в соответствии с требованиями;

- согласно п. 21 в НЦС предусмотрена прокладка прямых участков газопроводов без повышенных переломных точек профиля при строительстве в нормальных условиях, не осложненных внешними факторами, что в условиях города не приемлемо. Фасонные части газопровода определяются согласно проекту в соответствии с требованиями, а не из расчета отвод - 4 шт., тройник- 3 шт., заглушка - 1 шт., как это предусмотрено НЦС;

- согласно пунктам 15, 16, 19, 22 приказа Минстроя России от 19.12.2019 № 825/пр, показателями НЦС не учтены работы катодной или электрохимической защиты стальных трубопроводов, стальных (фасонных частей и арматуры), рентгенографический контроль трубопровода через две стенки и ультразвуковая дефектоскопия трубопровода, работы по проверке качества изоляционного покрытия дефектоскопом, АППИ и ИПИТ, погрузочные работы. Стоимость указанных работ следует учитывать дополнительно;

- в НЦС учтены земляные работы по устройству траншеи при подземной прокладке в сухих грунтах 2 группы, в г. Севастополь грунты от 4 группы и выше;

- для г. Севастополя предъявляются требования к полиэтиленовой трубе согласно ПЭ 100 SDR 11, а не ПЭ 100 SDR 17,6, как это предусмотрено НЦС.

По мнению административного истца, Управлением по тарифам города Севастополя необоснованно применены укрепненные НЦС, что значительно занизило фактические показатели Общества за 2020 год, экономически обоснованную плату за технологичское присоединение на 2022 год и планове выпадающие доходы от технологических присоединений на 2022 год, из –за чего общество понесет значительные, ничем не покрытые и не компенсируемые в будущем убутки от дятельности по технологическому присоединению зоиспользующего оборудования к газораспредельным сетям.

Таким образом, оспариваемый нормативный акт нарушает права и законные интересы Общества, субъекта отношений, регулируемых этим актом, как коммерческой организации, целью деятельности которой является извлечение прибыли, в связи с чем, применение оспариваемого нормативного правового акта повлечет значительные убытки для Общества.

Приказом Управления по тарифам города Севастополя № 94-УТ от 03 декабря 2021 (далее – Приказ № 94-УТ от 03.12.2021) «Об установлении стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения Публичного акционерного общества по газоснабжению и газификации «Севастопольгаз» на территории города Севастополя на 2022 год» установлены стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения Публичного акционерного общества по газоснабжению и газификации «Севастопольгаз» на территории города Севастополя, на 2022 год согласно приложению к настоящем приказу.

Согласно пункту 4 Приказа № 94-УТ от 03.12.2021 он вступил в силу с 01 января 2022 года.

Данный нормативный правовой акт опубликован 03.12.2021 на официальном сайте Правительства Севастополя https://tarif.sev.gov.ru/ofitsialnye-dokumenty/?doc=162764.

ПАО по газоснабжению и газификации «Севастопольгаз» в лице генерального директора Авласевич И.М. обратилось в Севастопольский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим с 01.01.2022 года Приказ Управления по тарифа города Севастополя Приказ Управления по тарифа города Севастополя «Об установлении стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения Публичного акционерного общества по газоснабжению и газификации «Севастопольгаз» на территории города Севастополя на 2022 год» от 94-УТ от 03.12.2021 года.

Возложить на Управление по тарифам города Севастополя обязанность принять новый нормативный правовой акт, утверждающий экономически обоснованные стандартизированные ставки (без учета НЦС), заменяющий приказ Управления по тарифам города Севастополя от 03.12.2021 года № 94-УТ «Об установлении стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения Публичного акционерного общества по газоснабжению и газификации «Севастопольгаз» на территории города Севастополя, на 2022 год» с 01.01.2022 года.

В обоснование заявленных требований указывает, что оспариваемый Приказ противоречит нормативным правовым актам, регулирующим правоотношения в сфере газоснабжения, имеющим большую юридическую силу, а именно ст. 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 1, 23 НЦС 81-02-15-2020, утвержденных приказом Минстроя России от 19.12.2019 № 825/пр, пунктам 10,11, 12, 26 (18), 26 (20) Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации», утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 года № 1021, разделу 4 Методическим указаниям по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) размера стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину», утверждённым приказом ФАС от 16 августа 2018 года № 1151/18.

Так, Общество полагает, что Управлением по тарифам города Севастополя не обоснованно применены укрупненные НЦС, что значительно занизило фактические показатели Публичного акционерного общества по газоснабжению и газификации «Севастопольгаз» за 2018, 2019, 2020 год, экономически обоснованный размер стандартизированных ставок Cl, С2, СЗ на 2022 год, где:

С1 - размер стандартизированной тарифной ставки на покрытие расходов ГРО, связанных с проектированием ГРО газопровода i-того зона диаметров n-ной протяженности и k-того типа прокладки, в расчете на одно подключение (технологическое присоединение) (руб.);

С2 - размер стандартизированной тарифной ставки на покрытие расходов ГРО, связанных со строительством стальных газопроводов i-того диапазона диаметров и k-того типа прокладки, в расчете на 1 км (руб./км);

СЗ - размер стандартизированной тарифной ставки на покрытие расходов IPO, связанных со строительством полиэтиленовс го газопроводе j-того диапозона диаметров, в расчете на 1 км (руб./км).

ПАО по газоснабжению и газификации «Севастопольгаз» осуществляет технологическое присоединение без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, для субъекта Российской Федерации – г. Севастополя в уставном капитале Общества составляет менее 50 процентов. В рамках технологического присоединения для случая «в», пунктов 4 Методических указаний осуществляется строительство наружных сетей газоснабжения в условиях с высокой интенсивностью движения транспортного потока, высокой насыщенности инженерными коммуникациями, сложного устройства подземного пространства.

Кроме того, стандартизированные ставки, определяющие размер платы за технологические присоединения до 2021 года включительно определялись Управлением на основании фактически понесенных расходов Общества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации без применения НЦС.

Также, Управлением по тарифам города Севастополя необоснованно исключен объект капитального строительства 2020 года:

- строительство комплекса объектов капитального строительства жилого назначения с объектами коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры, ул. Токарева (согласно ТУ 30.07.2020 № 01-10127 максимальное давление газа в точке подключения 0,3 Мпа, фактическое расчетное 0,12 Мпа, Газопровод в точке подключения Дн 108 сталь, лакокрасочное покрытие). Фактические расходы, понесенные Обществом при строительстве и подключении данного объекта капитального строительства по стандартизированным тарифным ставкам, должны быть учтены в периоде регулирования на 2022 год.

Также, установленные приказом Департамента городского хозяйства города Севастополя от 30.12.2020 № 549-ОД размеры стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину платы за технологическое присоединение на 2021 год, значительно ниже, чем установленные приказом Управления по тарифам города Севастополя от 03.12.2021 № 94-УТ.

Кроме того, за период с 2018 по 2021 год значительно увеличилась стоимость трубной продукции, что не учтено в расчете и ведет ПАО по газоснабжению и газификации «Севастопольгаз» к непокрытым убыткам по данному виду деятельности.

По мнению истца, Управлением по тарифам города Севастополя необоснованно утверждены стандартизированные тарифные ставки С1, С2 и Сз, определяющие величину платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения ПАО по газоснабжению и газификации «Севастопольгаз» на территории города Севастополя, связанную со строительно – монтажными работами на 2022 год значительно ниже себестоимости, что нарушает принципы государственного регулирования цен, определенные пунктом 11, 26 (18) Основных положений, нарушает права Общества в части компенсации расходов на строительство объектов газораспределительных сетей от существующих объектов газораспределительных сетей до присоединяемых объектов и ведет ПАО по газоснабжению и газификации «Севастопольгаз» к непокрытым и не возмещаемым убыткам.

Укрупненные НЦС, которые применил административный ответчик для определения стоимости строительства газопроводов, а также заниженные ценообразующие и усложняющие поправочные коэффициенты, значительно занижаю стандартизированные тарифные ставки, а плата за технологическое присоединение, рассчитанная по таким ставкам, не будет покрывать необходимые экономически обоснованные затраты на осуществление технологического присоединения.

Таким образом, оспариваемый нормативный акт нарушает права и законные интересы Общества, субъекта отношений, регулируемых этим актом, как коммерческой организации, целью деятельности которой является извлечение прибыли, в связи с чем, применение оспариваемого нормативного правового акта повлечет значительные убытки для Общества.

Судебные расходы по оплате государственной пошлины Публичного акционерного общества по газоснабжению и газификации «Севастопольгаз» в размере 9000 рублей возложить на административного ответчика.

В судебном заседании представитель ПАО по газоснабжению и газификации «Севастопольгаз» - Шидловский В.В. доводы административного иска поддержал по изложенным в нём основаниям, с учетом имеющихся дополнительных пояснений.

Административный ответчик Управление по тарифам города Севастополя и заинтересованное лицо – ФАС России в настоящее судебное заседание не явились, извещены о дате, времени и месте его проведения своевременно и надлежащим образом, что не препятствует рассмотрению административного дела.

Административный ответчик Управление по тарифам города Севастополя исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Представитель заинтересованного лица – ФАС России представил отзыв на иск, в котором просил рассмотреть дело без их участия. Также, указал, что Приказом Министерства строительства и жилищно – коммунального хозяйства Российской Федерации от 11.03.2021 № 127/пр, действовавшим на момент принятия оспариваемых в рамках настоящего дела нормативных актов, утверждены укрепленные НЦС 81-02-15-2021. Сборник № 15. Наружные сети газоснабжения. Соответственно, Методическими указаниями № 1151/18 установлено, что при расчете размера платы за технологическое присоединение, а также при установлении размера стандартизированных тарифных ставок в качестве ограничения расходов газораспределительных организаций используются показатели НЦС, а в случае отсутствия НЦС – средние рыночные цены материалов (работ, услуг), необходимых для строительства объектов газораспределительной сети.

При обращении в суд с административным иском административный истец указывал, что применением оспариваемых Приказа № 83-УТ от 12.11.2021 и Приказа № 94-УТ от 03.12.2021 затрагиваются его права как субъекта отношений, регулируемых этими Приказами, как коммерческой организации, целью деятельности которой является извлечение прибыли, в связи с чем, применение оспариваемых нормативных правовых актов повлечет значительные убытки для Общества.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. (статьи 45 - 47).

Названные нормы дают основание юридическим лицам обращаться в суд с требованием об оспаривании нормативного правового акта, если они полагают, что таким актом нарушено указанное право либо существует угроза его нарушения. Юридическое лицо ПАО по газоснабжению и газификации «Севастопольгаз» имеет право на обращение в суд с настоящим иском, поскольку полагает, что его права нарушены указанными нормативно-правовыми актами.

Согласно положений ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Государственное регулирование платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее - Закон о газоснабжении), Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 года № 1021 «О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации» (далее - Основные положения № 1021), а также Методическими указаниями по расчёту размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) размеров стандартизированных тарифных ставок, утверждёнными Приказом Федеральной антимонопольной службы России от 16 августа 2018 года № 1151/18 «Об утверждении Методических указаний по расчёту размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину» (далее - Методические указания № 1151/18).

В соответствии со статьёй 23.2 Закона о газоснабжении, пункта 8 Основных положений, пунктом 96 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314 (далее – Правила подключения № 1314), государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие её величину. Размер платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие её величину, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчёту размера данной платы и (или) размеров данных стандартизированных тарифных ставок, утверждёнными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

В городе федерального значения Севастополе исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий города Севастополя в области государственного регулирования тарифов, регионального государственного контроля (надзора) в области государственного регулирования цен (тарифов), входящим в систему исполнительных органов государственной власти города Севастополя и финансируемым за счет средств бюджета города Севастополя, в силу п. 1 Положения об Управлении по тарифам города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 12.03.2021 № 90-ПП (далее – Положение), является Управление по тарифам города Севастополя.

Согласно п. 2 Положения целями деятельности Управления являются выработка и реализация государственной политики и нормативное правовое регулирование в области регионального государственного регулирования цен (тарифов).

В соответствии с п. 6 Положения об Управлении по тарифам города Севастополя Управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, органами исполнительной власти города Севастополя, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями и принимает в пределах своих полномочий решения самостоятельно.

Как указано в п. 13 Положения Управление возглавляет начальник Управления, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Губернатором города Севастополя и по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в сфере регулирования тарифов.

Согласно п. 15 Положения для определения основных направлений деятельности Управления и принятия решений об утверждении цен (тарифов) и их предельных уровней образуется коллегиальный орган при Управлении (далее - Коллегиальный орган), в состав которого входит не более девяти человек.

В соответствии с Порядком работы Коллегиального органа - Правления при Управлении города Севастополя, утвержденным приказом Управления от 07.06.2021 № 5-УТ «Об утверждении Коллегиального органа при Управлении по тарифам города Севастополя» (далее - Приказ 5-УТ), Коллегиальный орган создан для определения основных направлений деятельности исполнительного органа государственной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов), а также принятия решений об утверждении цен (тарифов) и их предельных уровней.

На рассмотрение Правления выносятся вопросы об установлении (изменении, отмене) регулируемых Управлением, цен, тарифов, плат, надбавок, наценок, индексов и уровней и т.д., о принятии в пределах компетенции Управления решений об утверждении нормативно-методических документов, определяющих порядок формирования и расчета цен (тарифов), а также о принятии иных решений в установленной сфере.

В соответствии с Приказом № 5-УТ, п. 13 Положения для определения основных направлений деятельности Управления в сфере государственного регулирования цен (тарифов) и принятия решений об утверждении цен (тарифов) и их предельных уровней образуется коллегиальный орган общей численностью не более 9 человек. В состав коллегиального органа без права передачи полномочий иным лицам входят работники Управления численностью не более 7 человек, а при рассмотрении и принятии решений по вопросам регулирования цен (тарифов) в области электроэнергетики - также по одному представителю от Некоммерческого Партнерства «Совет рынка по организации эффективности системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью» и Федеральной антимонопольной службы. Начальник Управления является председателем коллегиального органа и утверждает персональный состав коллегиального органа, а также порядок его деятельности. Председатель правления обладает правом решающего голоса при равенстве членов коллегиального органа, несет персональную ответственность за принимаемые Правлением решения.

Приказом № 5 - УТ утвержден персональный состав Коллегиального органа - Правления при Управлении по тарифам города Севастополя и Порядок работы при Коллегиальном органе - Правлении при Управлении по тарифам города Севастополя. Повестка дня заседания Коллегиального органа - Правления при Управлении по тарифам города Севастополя 12.11.2021 № 10/УТ была размещена 02.11.2021 года. Предприятию направлено приглашение от 08.11.2021 исх. № 369/01-42-04.1-02/02/21. Повестка дня заседания Коллегиального органа - Правления при Управлении по тарифам города Севастополя 03.12.2021 № 12/УТ была размещена 23.10.2021 года.

Предприятию направлено приглашение от 26.11.2021 № 423/01-42-04.3- 23/02/21.

Приказ № 83-УТ от 12.11.2021 в окончательном варианте принят на состоявшемся 12.11.2021 года заседании коллегиального органа – Правления при Управлении по тарифам города Севастополя, созданного приказом Управления от 07.06.2021 № 5-УТ, на основании протокола заседания Правления при Управлении по тарифам города Севастополя № 10/УТ, подписанного директором Управления, являющимся председателем коллегиального органа - Правления.

Приказ № 94-УТ от 03.12.2021 в окончательном варианте принят на состоявшемся 03.12.2021 года заседании коллегиального органа – Правления при Управлении по тарифам города Севастополя, созданного приказом Управления от 07.06.2021 № 5-УТ, на основании протокола заседания Правления при Управлении по тарифам города Севастополя № 12/УТ, подписанного директором Управления, являющимся председателем коллегиального органа - Правления.

Согласно ч. 8 ст. 36 Закона города Севастополя от 29.09.2015 № 185-ЗС «О правовых актах города Севастополя» официальным опубликованием правовых актов органов исполнительной власти считается первое размещение (опубликование) полных текстов указанных правовых актов на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2014 года № 198 «О порядке опубликования законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) либо на официальных сайтах соответствующих органов исполнительной власти.

Приказ № 83-УТ от 12.11.2021 опубликован 12.11.2021 года на официальном сайте Правительства Севастополя https://tarif.sev.gov.ru/ofitsialnye-dokumenty/?doc=161702.

Приказ № 94-УТ от 03.12.2021 опубликован 03.12.2021 года на официальном сайте Правительства Севастополя https://tarif.sev.gov.ru/ofitsialnye-dokumenty/?doc=160727.

Таким образом, оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом исполнительной власти города федерального значения Севастополя в установленной форме, в пределах предоставленных ему полномочий, официально опубликованы. Таким образом, нарушений процедуры их принятия, влекущих признание недействующими, не установлено.

Согласно п. 3 Положения об Управлении по тарифам города Севастополя основными задачами деятельности Управления являются: 1) установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на территории города Севастополя; 2) соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей газа, электрической и тепловой энергии, услуг горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами; 3) недопущение установления для отдельных категорий потребителей льготных цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, воду, стоки, газ, услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за счет повышения цен (тарифов) для других потребителей; 4) создание экономических стимулов обеспечения повышения энергетической эффективности систем тепло- и электроснабжения, коммунальной инфраструктуры и использования энергосберегающих технологий.

Как указывалось выше, в соответствии со ст. 23.2 Закона о газоснабжении размер платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету размера данной платы и (или) размеров данных стандартизированных тарифных ставок, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Затраты газораспределительной организации на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов капитального строительства, включаются в расходы газораспределительной организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и (или) предусмотренных частью второй статьи 17 настоящего Федерального закона специальных надбавок к указанным тарифам, а также платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом в состав платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, не допускается включение расходов газораспределительной организации, учтенных при установлении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и (или) специальных надбавок к указанным тарифам, а в состав тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и (или) специальных надбавок к указанным тарифам не допускается включение расходов, учтенных при установлении платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину. Состав расходов газораспределительных организаций, включаемых в состав платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, определяется федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

В случае, если финансовых средств, получаемых в результате введения специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями и установления тарифа на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, а также получаемых от иных источников финансирования, недостаточно для покрытия расходов регионального оператора газификации на технологическое присоединение к газораспределительным сетям газоиспользующего оборудования отдельных категорий заявителей, определяемых Правительством Российской Федерации, мероприятия по технологическому присоединению могут быть проведены или расходы по их проведению профинансированы единым оператором газификации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 10 Основных положений № 1021 регулирование розничных цен на газ, розничных цен на сжиженный газ, тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям газа его поставщиками, платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации.

В силу пункта 11 Основных положений № 1021, к числу принципов формирования и государственного регулирования платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, относятся, в частности:

а) возмещения организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности, экономически обоснованных затрат, связанных с добычей, транспортировкой, переработкой, хранением, распределением и поставкой (реализацией) газа (при регулировании оптовых цен), а также возмещения экономически обоснованных затрат, связанных с транспортировкой и распределением газа (при регулировании тарифов);

б) установления для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, обоснованной нормы прибыли на капитал, используемый в регулируемых видах деятельности (до разработки методики определения размера основных средств, иных материальных и финансовых активов, используемых в регулируемых видах деятельности, учитывается размер прибыли, необходимой для обеспечения указанных организаций средствами на обслуживание привлеченного капитала, развитие производства и финансирование других обоснованных расходов);

в) удовлетворения платежеспособного спроса на газ, достижения баланса экономических интересов покупателей и поставщиков газа;

г) учета в структуре регулируемых цен (тарифов) всех налогов и иных обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации;

ж) возмещения газораспределительным организациям экономически обоснованных затрат, связанных с оказанием услуг по технологическому присоединению к газораспределительным сетям.

Таким образом, федеральный законодатель прямо указал тарифному органу в названной правовой норме на необходимость установления размера платы за технологическое присоединение в соответствии с методическими указаниями по его расчёту, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Согласно пунктам 15 и 32 Методических указаний № 1151/18 фактические экономически обоснованные расходы газораспределительных организаций, приведенные к ценам планируемого года и используемые для расчёта размера платы за технологическое присоединение, а также при установлении размера стандартизированных тарифных ставок, не могут превышать расходы, определённые в соответствии с укрупнёнными сметными нормативами для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры (НЦС), а для объектов газораспределительной сети, в отношении которых не утверждены НЦС, - средние рыночные цены материалов (работ, услуг), необходимых для строительства объектов газораспределительной сети в целях технологического присоединения.

Судом проверены доводы административного истца о допущенных Управлением по тарифам города Севастополя нарушений при издании Приказа № 83-УТ от 12.11.2021.

В соответствии с абз. 4 п. 26 (21) Основных положений № 1021 на основе представленных сведений органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают на очередной календарный год для каждой газораспределительной организации, к газораспределительным сетям которой планируется подключение новых потребителей газа, плату за технологическое соединение газоиспользующего оборудования, указанную в пункте 26(22) настоящих Основных положений № 1021, к газораспределительным сетям, а также стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину платы технологическое присоединение, не позднее 31 декабря года, - предществующего очередному году.

Размер платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в строгом соответствии с пунктами 12-15 раздела II «Расчет размера платы за подключение (технологическое присоединение) газоиспользующего оборудования» Методических указаний № 1151/18.

Согласно п. 13 Методических указаний № 1151/18, размер платы за технологическое присоединение для случаев, указанных в подпунктах а) и б) пункта 4 Методических указаний № 1151/18, устанавливается в размере, определенном пунктом 26 (22) Основных положений № 1021 (далее - максимальный и минимальный уровень), исходя из экономически обоснованной величины, определяемой на очередной календарный год по формуле:

где:

Р20-50 - фактические экономически обоснованные расходы ГРО, указанные в пункте 8 настоящих Методических указаний, по осуществлению подключения (технологического присоединения) в случаях, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 4 настоящих Методических указаний, понесенные в соответствующем календарном году из предусмотренных пунктом 14 настоящих Методических указаний;

- эффективная ставка налога на прибыль, определяемая как отношение планового значения налога на прибыль к плановому значению прибыли до налогообложения, отражаемому ГРО в бухгалтерском учете, на очередной календарный год (но не выше размера ставки налога на прибыль, установленного налоговым законодательством);

N20-50 - фактические средние данные о количестве подключений (технологических присоединений) в случаях, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 4 настоящих Методических указаний, состоявшихся в соответствующем календарном году из предусмотренных пунктом 14 настоящих Методических указаний.

Iр - коэффициент расходов, определяемый в соответствии с пунктом 33 настоящих Методических указаний.

В соответствии с п. 15 Методических указаний № 1151/18 произведение Р20-50 и Iр не может превышать расходы, определенные в соответствии с укрупненными НЦС для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, а для объектов газораспределительной сети, в отношении которых не утверждены НЦС, - средние рыночные цены материалов (работ, услуг), необходимых для строительства объектов газораспределительной сети в целях технологического присоединения.

Органом регулирования расчет размеров плат за технологическое присоединение для случаев, указанных в подпунктах а) и б) пункта 4 Методических указаний № 1151/18, производился с учетом НЦС, что было обоснованно при заседании Коллегиального органа – Правления при Управлении по тарифам города Севастополя от 12.11.2021 № 10/УТ, согласно экспертного заключения об установлении платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения ПАО по газоснабжению и газификации «Севастопольгаз» на 2022 год.

Статья 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно ценообразование и сметное нормирование в области градостроительной деятельности указывает на принципы определения сметной стоимости строительства, финансируемой с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных, (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов.

Нормы действующего законодательства, на основании которых орган регулирования производит расчеты размеров плат за технологические присоединения к распределительным сетям, напрямую не указывает на ст. 8.3 ГрК РФ.

Таким образом, в Методических указаниях № 1151/18 и Основных положениях № 1021 не имеется пункта, который бы указывал органу регулирования производить какие-либо расчеты с учетом ст. 8.3 ГрК РФ. При этом, Общество не указывает прямого несоответствия каких пунктов Раздела II Методических указаний № 1151/18 и пунктов Основных положений № 1021, которые бы не соответствовали положениям ст. 8.3 ГрК РФ.

Пункт 1 Технической части общих указаний НЦС указывает на приведенные нормы, которые, предназначены для определения потребности в денежных средствах, необходимых для создания единицы мощностистроительной продукции, для планирования (обоснования) инвестицийкапитальных вложений) в объекты капитального строительства и иных целей, установленных законодательством Российской Федерации, по прокладке наружных сетей газоснабжения, строительство которых финансируется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов.

До введения в действие 17.12.2018 года Методических указаний № 1151/18, действовали Методические указания по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденные приказом ФСТ России от 28.04.2014 № Ю1-э/3 (далее - Методические указания № 101-э/З). При издании нового нормативно-правового акта ФАС России (Методические указания № 1151/18) была изменена методология расчета размеров плат за технологическое присоединение для случаев, указанных в подпунктах а) и б) пункта 4 Методических указаний № 1151/18 относительно методологии прописанной Методическими указаниями № 101-э/3Э, а именно норма в п. 15 «фактические расходы, используемые для расчета размера платы за технологическое присоединение, определяются по договорам о подключении, по которым подписан акт о подключении (технологическом присоединении) в соответствующем году из предусмотренных пунктом 14 настоящих Методических указаний № 1151/18, зависимости от периода, в течение которого данные расходы были понесены.

Р20-50 и Iр не может превышать расходы, определенные в соответствии с укрупненными сметными нормативами для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, а для объектов газораспределительной сети, в отношении которых не утверждены НЦС, - средние рыночные цены материалов (работ, услуг), необходимых для строительства объектов газораспределительной сети в целях технологического соединения.

Также, источник финансирования не может влиять на стоимость строительства, таким образом не имеет значения за счет каких средств бюджетной сферы или не бюджетной выполнены эти мероприятия, итоговая стоимость от этого не может зависеть. Применение НЦС обязательно для различных видов форм государственной и муниципальной собственности предприятий в том числе и для юридических лиц, и в своей ежедневной деятельности предприятия могут заключать договоры стоимость которых не будет рассчитана по НЦС, но не в случае ценообразования регулируемой деятельности государством. Если же предприятие занимается в числе регулируемой деятельностью, ценообразование для такого предприятия должно производиться с учетом законодательства в сфере тарифного регулирования.

Таким образом, ФАС России является федеральным органом исполнительной власти, наделенным полномочиями об издании нормативно-правовых документов, применение которых обязательно всем органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих функции по регулированию цен (тарифов), в том числе установлению размеров плат за технологическое присоединение к газораспределительным сетям. Следовательно, при утверждении Методических указаний № 1151/18 ФАС России были учтены законодательные акты, действующие в градостроительной деятельности Российской Федерации и участвующие в ценообразовании, при строительстве газораспределительных сетей, а также возможность оказания услуг предприятиями с различными формами собственности и доли уставного капитала этих предприятий осуществляющих регулируемую деятельность в указанной сфере.

Пункт 2. Технической части общих указаний НЦС говорит, о том, что показатели НЦС рассчитаны в уровне цен по состоянию на 01.01.2020 для базового района (Московская область).

Переход от цен базового района (Московская область) к уровню субъектов Российской Федерации осуществляется путем применения к показателю НЦС коэффициентов, приведенных в таблице 2 НЦС.

Кпер = 1,01 (г. Севастополь);

Крег.1 = 0,98 (Республика Крым и г. Севастополь) принят из таблицы 3 строка 88. Относится к I температурной зоне.

Крег.2 = 0 (Республика Крым и г. Севастополь) не применяется. Данный коэффициент учитывает выполнение мероприятий по снегоборьбе, в разрезе температурных зон Российской Федерации от IV-VIII. (Республика Крым и г. Севастополь относятся к I температурной зоне).

Кс = 1,02 (г. Севастополь) допускается применение данного

коэффициента в регионах Российской Федерации с сейсмичностью 7, 8, 9 баллов для учета удорожания стоимости строительства сетей газоснабжения из стальных труб при надземной прокладке.

Коэффициент Кс не применяется для всех регионов сейсмической активности при строительстве сетей газоснабжения из стальных труб при надземной прокладке.

Все вышеуказанные поправочные коэффициенты к НЦС являются ценообразующими.

Кс.у. = 1,06 (г. Севастополь) принят согласно пункту 24 технической части. Указанный коэффициент является усложняющим.

При подведении итогов фактических расходов от технологических присоединений за 2020 год Управлением учтены вышеуказанные ценообразующие и усложняющие поправочные коэффициенты, необходимые для определения стоимости строительства газопроводов с использованием показателей НЦС.

По мнению административного ответчика, примененные коэффициенты и индексы в расчете размеров плат за технологическое присоединение для случаев, сказанных в подпунктах а) и б) пункта 4 Методических указаний № 1151/18, соответствуют пункту 2 НЦС.

Пункт 3 НЦС представляет собой показатель потребности в денежных средствах, необходимых для прокладки наружных сетей газоснабжения, рассчитанный на установленную единицу измерения (1 км трассы сетей газоснабжения), для газопроводов (стальных и полиэтиленовых) низкого и среднего давления до 0,3 МПа включительно. На устройство наружных сетей газоснабжения низкого и среднего давления НЦС учтено:

- прокладка инженерных сетей в одну нитку;

- земляные работы с вывозом грунта на расстояние 1 км;

- врезка в действующие газопроводы;

- испытание пневматическое с предварительной очисткой воздухом полости трубопровода;

- затраты на оплату труда рабочих и эксплуатацию строительных машин(механизмов), стоимость материальных ресурсов, накладные расходы и сметную прибыль, а также затраты на строительство временных и титульных зданий и сооружений);

- затраты на проектно-изыскательские работы и экспертизу проекта, строительный контроль, резерв на непредвиденные работы и затраты.

Дополнительно Управлением приняты работы по ряду объектов по механическим испытаниям, проверке радиографическим методом сварных соединений и допускных стыков стальных трубопроводов, ультразвуковому контролю полиэтиленовых газопроводов в соответствии с представленными обосновывающими документами.

В показателях НЦС учтена номенклатура затрат в соответствии с действующими нормативными документами в сфере -ценообразования для выполнения основных, вспомогательных и сопутствующих этапов работ для строительства объектов в нормальных (стандартных) условиях.

Показателями НЦС предусмотрены расценки для трубопроводов низкого и среднего давления до 0,3 МПа. В свою очередь, основными критериями отнесения технологических присоединений к расценкам НЦС, являются случаи, указанные в подпунктах а) и б) пункта 4 Методических указаний № 1151/18, а именно:

максимальный часовой расход газа, не превышающим 5-15 м3/час включительно;

протяженность строящейся сети до границ земельного участка не более 200 м по прямой от сети газораспределения.

Примененные показатели НЦС в соответствии с критериями (200 м, 5-15 мЗ/час, Р=0,3 МПа) в расчете размеров плат за технологическое присоединение для случаев, указанных в подпунктах а) и б) пункта 4 Методических указаний № 1151/18, не противоречат пунктам 1, 2, 3 НЦС.

Относительно расчета размеров плат за технологическое присоединение для случаев, указанных в подпунктах а) и б) пункта 4 Методических указаний № 1151/18, выполненный Управлением, не противоречит пунктам 10, 11, 12, 26(18), 26(20) Основных положений № 1021.

Пунктом 10 Основных положений № 1021 предусмотрено регулирование розничных цен на газ, розничных цен на сжиженный газ, тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям газа его поставщиками, платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации.

Административный истец не указывает в какой части Раздела II Методических указаний № 1151/18, при расчете размеров плат за технологическое присоединение для случаев, указанных в подпунктах а) и б) пункта 4 Методических указаний № 1151/18, выявлено несоответствие пункту 10 Основных положений № 1021.

Пункт 11 Основных положений № 1021 относится к Разделу IV «Принципы формирования и государственного регулирования цен на газ и –тарифов на услуги по его транспортировке» Основных положений № 1021 и содержит 8 подпунктов.

Административный истец не указывает какой из пунктов пункта 11 Основных положений № 1021 не соответствует расчету размеров плат за технологическое присоединение для случаев, указанных в подпунктах а) и б) пункта 4 Методических указаний № 1151/18 из Раздела II Методических указаний № 1151/18.

Пункт 12 Основных положений № 1021 определяет принцип регулирования тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, которые осуществляются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с Минэкономразвития РФ. Указанный пункт, на который ссылается административный истец, не относится к расчету размеров плат за технологическое присоединение для случаев, указанных в подпунктах а) и б) пункта 4 Методических указаний № 1151/18.

Пункт 26(18) Основных положений № 1021 указывает, что при определении платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям учитываются средства для компенсации расходов газораспределительной организации на строительство объектов газораспределительных сетей от существующих объектов газораспределительных сетей до присоединяемых объектов. Данный пункт не указывает при определении какой платы за технологическое присоединение орган регулирования обязан учесть средства для компенсации расходов ГРО на строительство объектов газораспределительных сетей от существующих объектов газораспределительных сетей до присоединяемых объектов. В виду того, что Основными положениями № 1021 предусмотрены несколько размеров плат в соответствии с критериями отнесения на основании действующего законодательства, а именно:

- размер платы, определяемый на максимальном и минимальном уровне (5- 15 мЗ/час, 200 м, Р=0,3 МПа);

- размер платы, определяемый по стандартизированным тарифным ставкам до границ земельного участка (0-500 мЗ/час, Р=0,6 МПа);

- размер платы, определяемый по стандартизированным тарифным ставкам внутри границ земельного участка;

- размер платы, определяемый по индивидуальному проекту (свыше 500 мЗ/час, свыше Р=0,6 МПа);

То есть, компенсация расходов на выполнение мероприятий, подлежащих осуществлению в ходе технологического присоединения только указанной категории заявителей (5-15 мЗ/час, 200 м, Р=0,3 МПа) предусмотрена пунктами 26(21), 26(22) Основных положений № 1021, а формулы расчета объема средств для компенсации, предусмотрены Методическими указаниями № 1151/18 для этой категории заявителей.

Административный истец, ссылаясь на пункт 26(18) Основных положений № 1021, в свою очередь, не представил информации Управлению, о понесенных расходах на строительство объектов газораспределительных сетей от существующих объектов газораспределительных сетей до присоединяемых в соответствии с действующим законодательством. Указанный пункт, который ссылается административный истец, не относится к расчету размеров плат за технологическое присоединение для случаев, указанных в пунктах а) и б) пункта 4 Методических указаний № 1151/18.

Пунктом 26(20) определено, что состав расходов, включаемых в плату за технологическое присоединение, определяется Федеральной антимонопольной службой.

Административный истец не указал в чем выражено не соответствии расчета размеров плат за технологическое присоединение для случаев, указанных в подпунктах а) и б) пункта 4 Методических указаний № 1151/8. Однако, состав расходов, включаемых в плату за технологическое присоединение, определяется Федеральной антимонопольной службой.

Таким образом, доводы административного истца в данной части подлежат отклонению, ввиду их необоснованности, не аргументированности, а также, что они не нашли своего подтверждения, в том числе исходя из выводов, указанных в экспертом заключении об установлении платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения ПАО по газоснабжению и газификации «Севастопольгаз» Управления по тарифам города Севастополя от 03.11.2021 года. Указанные установленные обстоятельства не влекут признание нормативного правового акта не действующим, поскольку соответствующие требования соблюдены.

Далее, относительно произведения расчета Управлением размеров стандартизированных тарифных ставок в подпункте в) пункта Методических указаний № 1151/18 с нарушением Раздела II, однако, административный истец не указывает нарушения конкретного пункта из Раздела II Методических указаний № 1151/18, согласно Приказа № 94-УТ от 03.12.2021.

В соответствии с абзацем 4 пункта 26 (21) Основных положений № 1021 на основе представленных сведений органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают на очередной календарный год для каждой газораспределительной организации, к газораспределительным сетям которой планируется подключение новых потребителей газа, стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину платы за технологическое присоединение, не позднее 31 декабря года, предшествующего очередному году.

Размер стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину платы за технологическое присоединение (далее - СТС), устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в строгом соответствии с пунктами 19-33 раздела IV «Расчет размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям» Методических указаний № 1151/18 (далее - Раздел IV).

Оценка технических параметров, используемых в целях расчета размера СТС, произведена на основании действующего законодательства Российской Федерации, нормативно-методических документов по строительству и иным связанным отраслям, а также с учетом заданных подпунктом «в» пункта 4 Методических указаний № 1151/18 технических, и других параметров, соответственно для случая «в».

Согласно Методическим указаниям № 1151/18, СТС устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на основании представляемых газораспределительными организациями расчетов. В соответствии с пунктом 32 Методических указаний предусмотрено, что размер плановых параметров, используемых для расчета размера стандартизированных тарифных ставок, определяется на очередной календарный год исходя из фактических данных за 3 календарных года, предшествующих текущему году, при установлении ставок на 2022 год.

Фактические расходы, используемые для расчета размера СТС, определяются по договорам о подключении, по которым подписан акт о подключении (технологическом присоединении) в соответствующем году, вне зависимости от периода, в течение которого данные расходы были понесены.

Фактические экономически обоснованные расходы, сложившиеся у ГРО, учитываемые при установлении размера СТС, с учетом индексов, указанных в пункте 33 настоящих Методических указаний № 1151/18 и не должны превышать расходы, определенные в соответствии с НЦС.

Пунктом 15 Методических указаний № 1151/18 установлено ограничение фактических расходов ГРО укрупненными сметными нормативами для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры (далее - НЦС), а для объектов газораспределительной сети, в отношении которых не утверждены НЦС, - средними рыночными ценами материалов (работ, услуг), необходимыми для строительства объектов газораспределительной сети в целях технологического присоединения. Для города Севастополя на 2020 год утверждены НЦС.

В соответствии с пунктом 32 Методических указаний фактические экономически обоснованные расходы, используемые для расчета размера СТС, определяются на очередной календарный (2022) год, исходя из фактических данных за 3 предшествующих периода (2018, 2019, 2020) входящих в размеры СТС на 2022 год.

При формировании размеров стандартизированных тарифных ставок на 2022 год Управлением учтены изменения, внесенные Постановлением № 305 в пункт 26(23) Основных положений № 1021 (критерии, относимые до 19.03.2020 при строительстве объектов газораспределительной сети по индивидуальным проектам), которые не являются обязательными в периоде регулирования (2022) на который устанавливаются размеры стандартизированных тарифных ставок. Соответственно фактические расходы понесенные ГРО при подключении объекта капитального строительства, расположенного по адресу: ул. Учительская, д.1, в соответствующем периоде, учтены Управлением.

Не приняты к расчету 2 объекта, так как в рамках действующего законодательства относятся к индивидуальным платам.

Управлением производился расчет размеров СТС для случая, указанного в подпункте в) пункта 4 Методических указаний № 1151/18, с учетом НЦС, что было обоснованно при заседании Коллегиального органа – Правления при Управлении по тарифам города Севастополя от 03.12.2021 № 12/УТ, согласно экспертного заключения об установлении стандартизированных тарифных ставок, используемых для определения платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям ПАО по газоснабжению и газификации «Севастопольгаз» на территории города Севастополя на 2022 год.

Нормы действующего законодательства, на основании которых Управление производит расчеты размеров СТС, напрямую не указывают к ст. 8.3 ГК РФ. Таким образом, в Методических указаниях № 1151/18 и Основных положениях № 1021 не имеется пункта, который бы указывал органу регулирования производить какие-либо расчеты с учетом ст. 8.3 ГрК РФ. При этом, Общество не указывает прямого несоответствия каких пунктов Раздела IV Методических указаний № 1151/18 и пунктов Основных положений № 1021, которые бы не соответствовали положениям ст. 8.3 ГрК РФ.

Довод административного истца, касательно произведенного Управлением, расчета размеров СТС для случая, указанного в подпункте в) пункта 4 Методических указаний № 1151/18 и его противоречия пунктам 1, 2, 3 НЦС, пунктам 10, 11, 12, 26(18), 26 (20) Основных положений № 1021, также не находят своего подтверждения, ввиду вышеуказанной позиции.

Судом также проверен довод Общества о том, что Управлением неправомерно применен коэффициент, учитываемый при работе в стесненных условиях, равный 1,06.

Согласно пункту 5 приложения 10 приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 04.08.2020 № 421/пр данный коэффициент утвержден в размере 1,15.

Коэффициент, учитываемый при работе в стесненных условиях (1,15), указанный в приложении 10 Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Минстроя России от 04.08.2020 N 421/пр (далее - Методика), применяется к сметным нормам I единичным расценкам) для учета усложняющих факторов и условий производства работ, которые должны быть указаны в проектной и (или) иной технической документации.

Для обоснования коэффициента 1,15 при производстве работ в стесненных условиях населенных пунктов необходимо предоставить пообъектно проекты проведения (производства)- работ, которые разрабатывается в соответствии с требованиями Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», государственных стандартов, строительных норм и правил, сводов правил. В этношении разработанного проекта проведения (производства) работ подлежит оформлению техническое заключение Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя о соответствии сводному плану подземных коммуникаций и сооружений в городе Севастополе в порядке, установленном постановлением Правительством Севастополя от 02.02.2017 № 59-ПП «Об утверждении порядка формирования и ведения сводного плана подземных коммуникаций и сооружений в городе Севастополе». В первичной документации, представленной административным истцом, указанные проекты проведения (производства) работ отсутствуют.

Также следует отметить, что в соответствии с Приложением 10 Методики (на которую ссылается ГРО), для обоснования наличия стесненности (коэффициента 1,15) требуется документальное подтверждение соответствия 3/5 критериев. Стесненные условия населенных пунктов определяются наличием трех из перечисленных ниже факторов:

- интенсивное движение городского транспорта и пешеходов в непосредственной близости (в пределах 50 м) от зоны производства работ;

- сети подземных коммуникаций, подлежащие перекладке или подвеске;

- расположение объектов капитального строительства и сохраняемых зеленых насаждений в непосредственной близости (в пределах 50 м) от зоны производства работ;

- стесненные условия или невозможность складирования материалов;

- ограничение поворота стрелы грузоподъемного крана в соответствии с данными проекта организации строительства.

Наличия всех вышеперечисленных критериев технологических присоединений по СТС не усматривалось в обосновывающих материалах проектных решений за 2018-2020 годы, представленных административным истцом.

Также, по мнению административного истца Управление по тарифам города Севастополя неправомерно не учло пункт 23 НЦС.

Пунктом 23 НЦС, предусмотрено, что в случае строительства наружных сетей газоснабжения протяженностью до 400 метров, в том числе при подключении (технологическом присоединении), а также если объект капитального строительства для которого определяется потребность в денежных средствах, необходимых для создания единицы мощности строительной продукции, для планирования (обоснования) инвестиций (капитальных вложений) и в иных случаях применения показателей НЦС, предусмотренных законодательством Российской Федерации, размещается в условиях с высокой интенсивностью движения транспортного потока, высокой насыщенности инженерными коммуникациями, сложного, устройства подземного пространства, в условиях, требующих проведения работ по хранению объектов культурного наследия (включая работы, связанные с проведением историко- градостроительных и археологических исследований), которые не учтены в настоящем Сборнике, а также при размещении объектов капитального строительства в городах с населением более 500 тысяч человек, допускается использовать данные о стоимости объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство, или расчетный метод с использованием сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов.

Все вышеуказанные условия должны быть отражены в проектно-сметной документации по каждому объекту и расходы на реализацию соответствующих мероприятий должны учитываться в фактических расходах организации.

Кроме того, в соответствии с разделом 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации» исходными данными и условиями для подготовки проектной документации на объект капитального строительства, являются в том числе, иные исходно-разрешительные документы, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Для подтверждения дополнительных расходов, понесенных при строительстве объекта в условиях с высокой интенсивностью движения транспортного потока, высокой насыщенности инженерными коммуникациями, сложного устройства подземного пространства, в условиях, требующих проведения работ по сохранению объектов культурного наследия (включая работы, связанные с проведением историко-градостроительных и археологических исследований), в качестве исходных данных для проектирования вышеуказанных объектов проектной организацией (ГРО) предоставляется соответствующая исходно-разрешительная документация, согласно которой в проектной документации предусматриваются соответствующие мероприятия по строительству.

С учетом представленных административным ответчиком материалов по объектам с завершенным строительством в 2016, 2017, 2018, 2019 2020 годах (в соответствии с датой акта приемки законченного строительством объекта сети газораспределения (газопотребления), указанной в приложении «Ж» с печатью и подписью представителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю в сфере промышленной безопасности), согласно официальным данным Крымстата, численность населения города Севастополя составляла менее 500 тыс. человек и следует вывод, что применение пункта 23 НЦС при расчете СТС неправомерно.

Следовательно, все построенные объекты по СТС имеют различную протяженность до 400 метров и выше. Пункт 23 НЦС допускает использовать данные о стоимости объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство или расчетный метод с использованием сметных нормативов, сведения которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, но не обязывает орган регулирование принимать решение на основании пункта 23 НЦС.

Также, Общество обращает внимание суда на то, что установленные приказом Департамента городского хозяйства города Севастополя от 30.12.2020 № 549-ОД размеры стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину платы за технологическое присоединение на 2021 год, значительно ниже, чем установленные приказом Управления по тарифам города Севастополя от 03.12.2021 № 94-УТ.

Так, размеры СТС относительно установленных Департаментом городского хозяйства города Севастополя до 2019 года включительно, значительно выше, чем устанавливаемые размеры СТС начиная с 01.01.2019 года, не смотря на то, что с учетом ежегодной инфляции и повышения цен на различные материалы (трубная продукция), оборудование, услуги, происходит заметное снижение величины СТС (определяемых исходя их 3 предшествующих лет). Это обусловлено, в первую очередь, изменением методологии расчета размера СТС федеральным органом исполнительной власти. До 17.12.2018 года действовали Методические указания № 101-э/З, согласно которых размеры СТС планировались ежегодно, исходя их плановых затрат (сформированные локальные сметные расчеты с учетом всех территориальных индексов и усложняющих коэффициентов на планируемый год) без учета фактической стоимости за предыдущие отчетные периоды. Иными словами, фактические расходы по строительству газопроводов имели место быть в отчетной документации, предоставляемой ГРО ежегодно в орган регулирования, но при этом методически не было предусмотрено внесение фактических затрат в расчет планируемых расходов на очередной календарный год.

При введении в действие Методических указаний № 1151/18 планирование размеров СТС на плановый период (в нашем случае 2022 год) стало иным, исходя из фактических затрат за 3 предшествующих периода с учетом инфляционных фактических индексов за 3 предшествующих периода (пункт 33 Методических указаний № 1151/18). И вторым значительным фактором снижения размеров СТС является ограничение расходов показателями НЦС.

В соответствии с пунктом 33 Методических указаний № 1151/18 расходы приводятся к ценам планируемого года (2022), в следующем порядке:

к фактически расходам за 2018, 2019, 2020 годы применяется Iр - коэффициент расходов в следующем порядке:

ИЦП - индекс цен производителей, определяемый в соответствии с одобренным Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 26 Федерального закона от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, на соответствующий календарный год;

ИПЦ - индекс потребительских цен, определяемый в соответствии с одобренным Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 26 Закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, на соответствующий календарный год.

Iр - коэффициент расходов, определяемый в соответствии с пунктом 33 настоящих Методических указаний.

Iр = 1,073 (факт за 2019 год); Iр = 1,040 (факт за 2020 год); Iр = 1,051 (план на 2021 год).

Таким образом, при издании нового нормативного правового акта ФАС России, а именно Методических указаний № 1151/18, была изменена методология расчета размеров СТС для случая, указанного в подпункте в) пункта 4 Методических указаний № 1151/18 относительно методологии, указанной в Методических указаниях № 101-э/3.

Доводы административного истца в данной части подлежат отклонению, ввиду их необоснованности, не аргументированности, а также, что они не нашли своего подтверждения, в том числе исходя из выводов, указанных в экспертом заключении об установлении стандартизированных тарифных ставок, используемых для определения платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям ПАО по газоснабжению и газификации «Севастопольгаз» на территории города Севастополя на 2022 год. Указанные установленные обстоятельства не влекут признание нормативного правового акта не действующим, поскольку соответствующие требования соблюдены.

При таких обстоятельствах оснований полагать нарушенными права административного истца не имеется. Не установлено судом и не соответствие оспариваемых нормативных правовых актов или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В связи с чем, производные требования ПАО по газоснабжению и газификации «Севастопольгаз» об оспаривании действий органа государственной власти и обязании совершить определенные действия удовлетворению также не подлежат.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Публичного акционерного общества по газоснабжению и газификации «Севастопольгаз» о признании недействующим с 01 января 2022 года п. 2 Приказа Управления по тарифа города Севастополя «Об утсановлении платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям Публичного акционерного общества по газоснабжению и газификации «Севастопольгаз» на территории города Севастополя на 2022 год» № 83-УТ от 12.11.2021; признании недействующим с 01 января 2022 года Приказа Управления по тарифа города Севастополя «Об установлении стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения Публичного акционерного общества по газоснабжению и газификации «Севастопольгаз» на территории города Севастополя на 2022 год» от 94-УТ от 03.12.2021 года, а также об оспаривании действий органа государственной власти и обязании совершить определенные действия - отказать.

Сообщение о принятии данного решения суда подлежит опубликованию на официальном сайте Правительства Севастополя http://sevastopol.gov.ru или в печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты Правительства Севастополя, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу или по истечении установленного срока в ближайшем номере указанного печатного издания.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором - принесено апелляционное представление в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы или представления через Севастопольский городской суд.

Мотивированное решение изготовлено 29 апреля 2022 года.

Судья С.Н. Исаев