ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-1608/20 от 23.11.2020 Брянского областного суда (Брянская область)

дело № 3а-1608/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор.Брянск 23 ноября 2020 года

Брянский областной суд в составе:

председательствующего судьи Богородской Н.А.

при секретаре Кравцовой М.В.,

с участием представителя административного истца - управления Министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области ФИО1, представителя административного ответчика – Президента Региональной общественной спортивной организации «Федерация Скалолазания Брянской области» Пырсенковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению управления Министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области о ликвидации некоммерческой организации – Региональной общественной спортивной организации «Федерация Скалолазания Брянской области»,

У С Т А Н О В И Л :

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области обратилось в суд с административным исковым заявлением о ликвидации некоммерческой организации – Региональной общественной спортивной организации «Федерация Скалолазания Брянской области» ( далее-Организация), ссылаясь на то, что в деятельности указанной Организации, зарегистрированной 29 декабря 2009 года, установлены нарушения требований действующего законодательства Российской Федерации, а именно: отсутствие в составе Организации ее членов исключает возможность дальнейшего существования Организации, поскольку в соответствии с абз. 1 статьи 8 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», а также статьей 123.4 Гражданского кодекса Российской Федерации общественной организацией признается добровольное объединение граждан; в нарушение пп. «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся недостоверные сведения об адресе (месте нахождения) Организации; отсутствие у Организации денежных средств и имущества в собственности рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для общества с ограниченной ответственностью (10 000 руб.), является нарушением требований пункта 5 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Просит ликвидировать Региональную общественную спортивную организацию «Федерация Скалолазания Брянской области» и исключить сведения о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

В судебном заседании представитель административного истца - управления Министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области ФИО1 административный иск поддержал в полном объеме.

Лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени Организации, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр юридических лиц, Президент Региональной общественной спортивной организации «Федерация Скалолазания Брянской области» Пырсенкова Е.А. против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, не возражала.

Межрайонная ИФНС № 10 по Брянской области о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в судебное заседание представитель Инспекции не явился. 11 ноября 2020 года в суд поступило ходатайство начальника Межрайонной ИФНС № 10 по Брянской области ФИО2 о рассмотрении дела в отсутствие представителя Инспекции.

Из письменных пояснений начальника Межрайонной ИФНС № 10 по Брянской области ФИО2 от 30 октября 2020 года по делу о ликвидации Региональной общественной спортивной организации «Федерация Скалолазания Брянской области» следует, что по данным ЕГРЮЛ по состоянию на 29 октября 2020 года указанная некоммерческая организация не ликвидирована, сведений о недостоверности адреса (месте нахождения) юридического лица не содержится. Задолженности перед бюджетом Российской Федерации у Региональной общественной спортивной организации «Федерация Скалолазания Брянской области» не имеется.

В соответствии с частью 4 статьи 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что неявка в суд лиц, участвующих в деле, и надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения административного дела, суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие представителя Межрайонной ИФНС № 10 по Брянской области.

Выслушав объяснения представителя административного истца управления Министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области ФИО1, Президента Региональной общественной спортивной организации «Федерация Скалолазания Брянской области» Пырсенковой Е.А., исследовав материалы административного дела и представленного в судебное заседание учетного дела Региональной общественной спортивной организации «Федерация Скалолазания Брянской области» № 3212010790, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 123.4 Гражданского кодекса Российской Федерации общественными организациями признаются добровольные объединения граждан, объединившихся в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, для представления и защиты общих интересов и достижения иных не противоречащих закону целей.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее - Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ), который в статье 7 называет общественную организацию как одну из организационно-правовых форм общественных объединений.

Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан (статья 8 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ).

В соответствии со статьей 29 указанного Федерального закона общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы; допускать представителей органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, на проводимые общественным объединением мероприятия; оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации; информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти ( часть1).

Общественное объединение также обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. Указанный орган не позднее одного рабочего дня со дня получения соответствующей информации от общественного объединения сообщает об этом в уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений об общественном объединении (часть 2).

Согласно подпункту «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице: адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

В силу требований пункта 5 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью (пункт 1 статьи 66.2).

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 08 февраля 1998 года N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» размер уставного капитала общества должен быть не менее чем десять тысяч рублей.

Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» ликвидация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения либо по решению суда по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 44 настоящего Федерального закона.

В соответствии со статьей 44 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются: неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям (абз.3 части 1).

Аналогичные основания ликвидации юридического лица закреплены в подпунктах 3, 4 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Заявление в суд о ликвидации межрегионального, регионального или местного общественного объединения вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 года № 168-ФЗ), или соответствующим территориальным органом федерального органа государственной регистрации (часть 3 статьи 44 Федерального закона № 82-ФЗ).

Уполномоченным органом, осуществляющим контроль за соответствием деятельности общественных объединений и их структурных подразделений, осуществляющих деятельность на территории одного субъекта Российской Федерации, их уставным целям, который вправе обращаться в суд с заявлением о ликвидации общественных объединений и их структурных подразделений, является управление Министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области (подпункты 65 и 74 пункта 6 раздела 2 Положения об управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 03 марта 2014 года № 26).

Судом установлено, что Региональная общественная спортивная организация «Федерация Скалолазания Брянской области» зарегистрирована 29 декабря 2009 года, учетный номер в ведомственном реестре зарегистрированных некоммерческих организаций – 3212010790, ОГРН <***> от 25 декабря 2009 года.

Адрес (место нахождения) Организации, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц, - 241007, <...>

Лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени Организации, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц, является Президент Региональной общественной спортивной организации «Федерация Скалолазания Брянской области» Пырсенкова Е.А

В соответствии с Уставом Региональной общественной спортивной организации «Федерация Скалолазания Брянской области», принятым на учредительном собрании Организации 27 сентября 2009 года, Региональная общественная спортивная организация «Федерация Скалолазания Брянской области» (далее по тексту- Федерация) является добровольным общественным объединением, созданным гражданами Российской Федерации в целях развития и популяризации скалолазания на территории Брянской области. Федерация является общественной организацией и осуществляет свою деятельность в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об общественных объединениях», другими действующими законодательными актами Российской Федерации и настоящим Уставом ( пункты 1.1, 1.2 Устава).

Согласно пунктам 2.1, 2.3 Устава цель Федерации: содействие развитию скалолазания на территории гор.Брянска и Брянской области. Для выполнения уставных целей и задач Федерация в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации осуществляет следующие виды деятельности: спортивную, учебно-тренировочную, методическую, информационную, издательскую, предпринимательскую, культурно-просветительскую, благотворительную, консультативную, туристическую.

Федерация обязана: соблюдать законодательство России, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы ее деятельности, а также нормы, предусмотренные Уставом; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества, или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации Федерации, о продлении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях Федерации в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; представлять по запросу органа, принявшего решение о государственной регистрации Федерации, решения руководящих органов и должностных лиц Федерации, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы; допускать представителей органа, принявшего решение о государственной регистрации Федерации, на проводимые Федерацией мероприятия; оказывать содействие представителям органа, принявшего решение о государственной регистрации Федерации, в ознакомлении с деятельностью Федерации в связи с достижением Уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации; информировать орган, принявший решение о государственной регистрации Федерации, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение 3-х дней с момента внесения таких изменений; информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме получаемых Федерацией от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме и в сроки, которые устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти ( пункт 3.2 Устава).

В соответствии с пунктом 3.1 Устава Федерация имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность, но только для достижения целей, ради которых создана Федерация, и соответствующую этим целям.

Имущество Федерации, согласно пункту 8.1 Устава, формируется из вступительных и членских взносов членов Федерации, размер которых определяется Советом Федерации; благотворительных и спонсорских взносов физических и юридических лиц как в денежном, так и в имущественном эквиваленте; поступлений от издательской, предпринимательской и внешнеэкономической деятельности, гражданско-правовых сделок, осуществляемых в соответствии с уставными целями Федерации и для достижения их; поступлений от проведения спортивных и иных мероприятий; финансирования, полученного для реализации Федеральных и региональных программ в области спорта; и иных, не запрещенных законом поступлений.

Как следует из материалов административного дела, 24 сентября 2020 года в управление Министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области поступило заявление Президента Региональной общественной спортивной организации «Федерация Скалолазания Брянской области» Пырсенковой Е.А, в котором указано, что деятельность Организацией не осуществляется с ноября 2019 года, члены в составе Организации отсутствуют, по адресу места нахождения, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц, Организация не находится, расчетный счет, а также имущество у Организации отсутствуют, в дальнейшем осуществление деятельности не планируется.

При этом к данному заявлению были приложены заявления учредителей Региональной общественной спортивной организации «Федерация Скалолазания Брянской области» ФИО3, ФИО4 и ФИО5, из которых следует, что они не возражают против ликвидации Организации.

Указанные обстоятельства Президент Региональной общественной спортивной организации «Федерация Скалолазания Брянской области» Пырсенкова Е.А подтвердила при рассмотрении настоящего административного дела.

Исходя из положений статьи 8 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и статьи 123.4 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствие в составе Региональной общественной спортивной организации «Федерация Скалолазания Брянской области» ее членов исключает возможность дальнейшего существования Организации.

Отсутствие в Едином государственном реестре юридических лиц, достоверных сведений об адресе (места нахождения) Региональной общественной спортивной организации «Федерация Скалолазания Брянской области», что не оспаривается представителем Организации, является нарушением требований подпункта «в» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129 - ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», согласно которому в едином государственном реестре юридических лиц должны содержаться сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

В нарушение требований части 2 статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» Региональная общественная спортивная организация «Федерация Скалолазания Брянской области» в установленный законом срок не информировала орган, принявший решение о государственной регистрации данной Организации, об изменении сведений о месте нахождения Организации, т.е. сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Кроме того, доводы Президента Региональной общественной спортивной организации «Федерация Скалолазания Брянской области» Пырсенковой Е.А. об отсутствии у Организации расчетного счета и имущества свидетельствуют о нарушении указанных выше требований пункта 5 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому Организация обязана иметь достаточное для осуществления деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью ( 10 000 руб.).

Допущенные Региональной общественной спортивной организацией «Федерация Скалолазания Брянской области» нарушения действующего законодательства не оспариваются ее Президентом Пырсенковой Е.А., из объяснений которой также следует, что в дальнейшем осуществление деятельности Организации не планируется.

На основании изложенного, оценив по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации имеющиеся по делу доказательства, учитывая мнение Президента Региональной общественной спортивной организации «Федерация Скалолазания Брянской области» Пырсенковой Е.А., не возражавшей против удовлетворения административного иска, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку Региональной общественной спортивной организацией «Федерация Скалолазания Брянской области» допущены неоднократные нарушения требований действующего законодательства.

Руководствуясь статьями 175-178, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление управления Министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области о ликвидации некоммерческой организации - Региональной общественной спортивной организации «Федерация Скалолазания Брянской области» удовлетворить.

Ликвидировать некоммерческую организацию - Региональную общественную спортивную организацию «Федерация Скалолазания Брянской области» (учетный номер в ведомственном реестре зарегистрированных некоммерческих организаций – 3212010790, ОГРН <***> от 25 декабря 2009 года) и исключить сведения о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Брянского областного суда Н.А.Богородская